Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вернуться в содержание
85.
Контактные линзы
Во время соблюдения поста использовать контактные линзы дозволено. На дозволенность их использования не влияет то, что перед использованием они пребывают в растворе для очищения. Самое большее, что может произойти, это то, что некоторое количество раствора проникнет в глаза, но это походит на использование глазных капель. А глазные капли не портят пост, как гласит верное мнение ученых.
Шейх Ибн 'Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: "Нет ничего плохого в
том, чтобы постящийся использовал сурьму для глаз, глазные или ушные капли.
Даже если он почувствует вкус капель во рту, это не нарушит пост. Так как они
не являются пищей или питьем и не замещают их. Доказательство этому то, что
запрещено во время поста принимать пищу и питьё, а то, что не выступает в
роли пищи или питья, запретным не является. То, что мы упомянули, является
мнением, которое избрал шейху-ль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах. И
это мнение является верным".
(Фикху-ль-'ибадат. С. 191).
Вернуться в содержание
86.
Кровотечение в ротовой полости
Вопрос: "У меня во рту кровотечение во время поста. Оно проявляется при
пробуждении ото сна и при полоскании рта водой во время намазов. Если
полоскать рот два или три раза, то количество крови уменьшается, и цвет
становится светло-красным и иногда желтым. Как мне глотать слюну, учитывая
то, что кровотечение иногда продолжается некоторое время? И каково
положение глотания слюны желтого цвета, если у нее нет вкуса крови? Учитывая
то, что я обратился к врачу, и он выписал мне лекарство, которое не дало
полезного эффекта".
Ответ: "Если положение таково, как ты описал, то тебе следует избавляться
от крови, которая смешивается со слюной, посредством прополаскивания рта.
Тебе следует остерегаться проглатывания чего-либо из этого. А что остается из
малого количества следов (крови) желтого цвета в слюне, то нет для тебя в этом
проблем, и твой пост действителен, если будет угодно Аллаху".
Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам. Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз. Абдульазиз Али Аш-
Шейх. Салих Аль-Фаузан. Бакр Абу Зейд. См. "Фатауа Аль-Ляджна ад-даима", 2 комплект, 9/210.,
http://islamqa.info/ar/129903
Вернуться в содержание
87.
О том, что беременная и кормящая грудью могут при
необходимости прервать пост
От Анаса ибн Малика сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Великий
и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а
беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста".
ат-Тирмизи
715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу 'Иса ат-
Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани.
Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод, за пропажу или нехватку молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, не опасаясь за все вышеперечисленное, то им запрещено оставлять пост, ибо
Всевышний Аллах говорит: "А поститься лучше для вас, если бы вы только
знали!".
(аль-Бакъара 2: 184).
Ибрахим ан-Наха'и рассказывал: "Однажды одна женщина пришла к
'Алькъаме и сказала: "Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой
муж запрещает мне это". Тогда 'Алькъама сказал ей: "Повинуйся Аллаху и не
слушайся своего мужа!"".
'Абдур-Раззакъ № 7566.
Имам Ибн 'Акъиль сказал: "Если беременная и кормящая грудью опасаются за
плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им
запрещено не поститься!".
См. "аль-Инсаф" 7/382.
Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Не дозволено беременной и кормящей грудью не
соблюдать пост, кроме как при необходимости!".
См. "Фатауа ас-сыям" 161.
Таким образом, беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности,
как это полагают многие.
Вернуться в содержание
88.
Случай с выкидышем
Если у беременной женщины происходит выкидыш в стадии формирования у плода различных частей тела, таких как голова или руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и женщина не постится. Если же выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении женщины применяются положения,
связанные с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост.
См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" 10/224.
Вернуться в содержание
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 26
89.
Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине
беременности и кормления грудью?
Относительно данного вопроса среди ученых существует пять известных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик говорил: "Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу
мнения, одновременно правильными быть не могут!".
См. "Джами'уль-баяниль-'ильм"
2/82.
Рассмотрим подробно мнения всех сторон:
Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи'и и Ахмада.
См. "Тухфатуль-ахуази" 3/402
. Однако некоторые шафи'иты и ханбалиты считали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка.
См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/125.
Второе мнение состоит в том, что беременная только возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за каждый пропущенный день одного бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафи'итов.
См. "аль-Маджму'" 6/273.
Первые два мнения не имеют основы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу 'Абдуллах аль-Маррузи говорил: "Мы не
знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять
оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама
Муджахида".
См. "аль-Истизкар" 3/364.
Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу
Ханифы, аль-Ауза'и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу 'Убайда.
См. "Бидаятуль-
муджтахид" 1/446.
Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн 'Усаймин.
Они говорят, что основа в шариате Всевышнего - это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим грудью, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста так же, как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.
Также их доводом являются следующие аналогии:
Хадис: "Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и
половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил
от поста".
Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.
Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан возместить пост.
Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари.
См. "аль-Мухалля" 6/263, "Тухфату ас-саиль 'ан саум аль-мурды' уаль-хамиль" 138.
Их мнение основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность на несоблюдение поста по причине кормления грудью или беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, сознательно вызвавший рвоту,
женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение.
Упомянув это, Ибн Хазм сказал: "Ни один человек не имеет права обязывать
тем, на что не пришел текст из Корана или Сунны, или на что нет единогласного
мнения (аль-иджма')", после чего он прочитал следующий аят: "А тот, кто
преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по
отношению к себе".
(ат-Талякъ 65: 1).
И пятое мнение состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара,
а также за ними в этом вопросе последовали Са'ид ибн аль-Мусайиб, Са'ид ибн
Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани.
См. "аль-Имам би ахками-ссыям" 300-301, "Сахих фикъху-Ссунна" 2/125.
Ибн 'Аббас в отношении аята: "А тем, которые способны поститься с
трудом, надлежит накормить бедняка".
(аль-Бакъара 2: 184)
сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: "Установлено кормление одного
бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не
способны соблюдать пост , а также для беременной и кормящей грудью, которые
опасаются (за детей)". аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Ибн 'Аббас также говорил: "Если беременная опасается за себя, а кормящая
грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и
кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны
возмещать свой пост". ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн 'Абдуль-Барр в "аль-Истизкар" 3/364, Ибн Хаджар в "аль-Маталибуль-'алия" 1/258 и шейх аль-
Альбани в "Ируауль-гъалиль" 4/19.
Также сообщается, что Ибн 'Аббас сказал беременной женщине: "Ты из числа
тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не
возмещение". аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн 'Усаймин.
Они говорят, что основа в шариате Всевышнего - это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим грудью, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста так же, как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.
Также их доводом являются следующие аналогии:
Хадис: "Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и
половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил
от поста".
Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.
Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан возместить пост.
Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари.
См. "аль-Мухалля" 6/263, "Тухфату ас-саиль 'ан саум аль-мурды' уаль-хамиль" 138.
Их мнение основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность на несоблюдение поста по причине кормления грудью или беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, сознательно вызвавший рвоту,
женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение.
Упомянув это, Ибн Хазм сказал: "Ни один человек не имеет права обязывать
тем, на что не пришел текст из Корана или Сунны, или на что нет единогласного
мнения (аль-иджма')", после чего он прочитал следующий аят: "А тот, кто
преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по
отношению к себе".
(ат-Талякъ 65: 1).
И пятое мнение состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара,
а также за ними в этом вопросе последовали Са'ид ибн аль-Мусайиб, Са'ид ибн
Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани.
См. "аль-Имам би ахками-ссыям" 300-301, "Сахих фикъху-Ссунна" 2/125.
Ибн 'Аббас в отношении аята: "А тем, которые способны поститься с
трудом, надлежит накормить бедняка".
(аль-Бакъара 2: 184)
сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: "Установлено кормление одного
бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не
способны соблюдать пост , а также для беременной и кормящей грудью, которые
опасаются (за детей)". аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Ибн 'Аббас также говорил: "Если беременная опасается за себя, а кормящая
грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и
кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны
возмещать свой пост". ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн 'Абдуль-Барр в "аль-Истизкар" 3/364, Ибн Хаджар в "аль-Маталибуль-'алия" 1/258 и шейх аль-
Альбани в "Ируауль-гъалиль" 4/19.
Также сообщается, что Ибн 'Аббас сказал беременной женщине: "Ты из числа
тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не
возмещение". аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Также сообщается, что однажды Ибн 'Умар, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: "Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может
соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой
пост". Нафи' рассказывал, что то же самое Ибн 'Умар повелел и своей беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-
Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. "Ируауль-гъалиль" 4/20.
Так же говорили такие известные имамы из числа последователей (таби'ун),
как Са'ид ибн Джубайр и Къатада: "Не постится беременная, которая опасается
за свое дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за свое дитя.
Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны
возмещать пост".
'Абдур-Раззакъ 7555, 7556.
Вернуться в содержание
90.
О том, что беременная/кормящая грудью не должны возмещать
пост, а кормить за пропущенный день бедняка
Как мы видим, из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
Это мнение является самым сильным по следующим причинам:
Во-первых, оно является мнением сподвижников Пророка ﷺ, которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше других знали о его значении.
Среди этих сподвижников Ибн 'Аббас, о котором Ибн Мас'уд говорил: "Самый
лучший толкователь Корана - это Ибн 'Аббас!". ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.
Во-вторых, в приведенных словах Ибн 'Аббаса: "установлено", содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны Пророка ﷺ, поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали.
См. "Ируауль-гъалиль" 4/38.
В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен.
См. "Тадриб ар-рауи" 1/192, "'Улюмуль-хадис" 1/24.
В-четвертых, даже если это мнение основывается на мнении Ибн 'Умара и Ибн 'Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более что нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме
Пророка ﷺ, не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов,
считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения,
то никому не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие.
См. "ар-Рисаля" 595, "аль-Ихкам" 4/561, "аль-Усуль" 1/318.
Однажды Са'ида ибн аль-Мусайиба спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: "В этом вопросе разногласили сподвижники Посланника
Аллаха ﷺ, и моему мнению не должно быть места среди них!".
Ибн 'Абдуль-Барр в "Джами'уль-баяниль-'ильм" 1423.
Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не является следствием его иджтихада и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является шариатским доводом, который необходимо принять, и именуется как иджма'у сукути!
Относительно этого правила все последователи (таби'ун) и имамы были единогласны, кроме тех, кто отклонился от истины, как аш'ариты, му'тазилиты,
философы и некоторые крайние ханафиты.
См. "аль-Ихкам" 4/120, "ат-Тахсыль" 2/319.
Имам Абу Ханифа говорил: "Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха,
то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха". Его спросили: "А если они противоречат высказыванию Посланника Аллаха ﷺ?" Он сказал: "Оставьте мои
слова и следуйте хадису Посланника Аллаха ﷺ". Его опять спросили: "А если они противоречат высказываниям его сподвижников?" Он ответил: "Оставьте мои
слова и следуйте высказываниям сподвижников".
См. "аль-Мадхаль иля-Ссунаниль- кубра" 203-204, имама аль-Байхакъи и "Фатхуль-Маджид" 241.
Ибн Мас'уд говорил: "Не подражай слепо в своей религии людям, но если
тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не
живым!". аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.
Вернуться в содержание
91.
Разъяснение некоторых сомнений, связанных с возмещением
поста беременной/кормящей грудью
Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей грудью с путником или больным:
Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам
Аллах, сказавший: "А тот, кто болен или находится в пути, то пусть
поститься число других дней".
(аль-Бакъара 2: 185)
. Однако на то, что кормящая грудью и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в
Коране, ни в Сунне.
Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого,
им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна.
Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если из этого хадиса провести аналогию между путником с одной стороны и беременной или кормящей грудью с другой, то можно сказать: Ведь путник,
который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак'ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей грудью не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост.
См. "Ахкаму- нниса" 37, "Сахих фикъху-Ссунна" 2/125.
Ответ на четвертое мнение, что беременным и кормящим грудью не следует ни возмещать пост, ни кормить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия противоречащих ему указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении бедняка и не возмещении поста беременными и кормящими грудью не просто их мнение, а имеет положение "марфу'", т.е. то, что передается от самого Пророка ﷺ.
Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн 'Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам, посчитав, что аят: "А тем, которые способны
поститься с трудом, надлежит накормить бедняка".
(аль-Бакъара 2: 184)
, не является отмененным.
Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность пост, Он разрешил им либо поститься, либо кормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: "А тем, которые способны поститься с трудом,
надлежит накормить бедняка".
(аль-Бакъара 2: 184).
Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категоричного повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах обязал постом каждого, кто способен поститься, сказав: "А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!",
и сказав: "Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься".
(аль-
Бакъара 2: 184, 185).