Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Альбани.
Что же касается хадиса: "Поистине, наилучшая молитва человека - это
молитва в его доме, не считая обязательной", то ученые ответили на него тем, что это общее положение, касающееся любой добровольной молитвы.
Однако они сделали из этого исключением те молитвы, которые узаконено совершать в джама'ате, как молитва двух праздников ('Ид), как молитва затмения и молитва о ниспослании дождя, а также тарауих.
Также они опирались на то, что все сподвижники поддержали 'Умара и совершали молитву тарауих в джама'ате и отдавали предпочтение этому перед совершением ее дома.
Абу Дауд рассказывал: "Я слышал, как спросили имама Ахмада: "Ты
предпочитаешь, чтобы человек молится с людьми во время Рамадана или чтобы
он молится один?" Он ответил: "Молился с людьми". Он также сказал: "Я бы
предпочел, чтобы человек выстаивал ночную молитву с имамом и совершал Уитр
также с имамом, ведь Пророк ﷺ сказал: "Поистине, человек, совершавший
все молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока он не ушел, подобен
тому, кто выстаивал в молитве всю ночь"".
См. "аль-Масаиль Абу Дауд" 62.
Более того, имам Ахмад считал, что совершать молитву тарауих в джама'ате в мечети в первую часть ночи лучше, чем совершать ее одному дома в третью часть ночи. И это мнение выбрал также шейх аль-Альбани.
Однако нет никаких сомнений в том, что предпочитающий совершение молитвы тарауих у себя дома не заслуживает никаких упреков и порицаний, тем более доводы этой стороны очень сильные.
Мусульманину также следует учитывать свое состояние, где он будет смиреннее и сосредоточеннее совершать тарауих - один дома или же в мечети с джама'атом мусульман. Прекрасное наставление сделал Хасан аль-Басри, когда его спросили: "О Абу Са'ид, наступил Рамадан, так где ты посоветуешь мне
совершать молитву, одному или же с джама'атом мусульман?" Он ответил:
"Поистине, ты человек, который вправе выбрать это для себя сам! Посмотри на
оба варианта и следуй тому, к чему склоняется твое сердце, и где лучше ты
сможешь выстаивать молитву!".
Ибн Наср в "Къияму-ллейль" 231.
Вернуться в содержание
112.
Время молитвы тарауих
Имам ан-Науауи сказал: "Время намаза тарауих наступает с завершением
ночной молитвы ('иша), о чем говорили аль-Багъауи и другие, и длится до
рассвета".
См. "аль-Маджму'" 3/526.
Это касается любых ночных молитв, будь это тарауих, тахаджуд или уитр.
'Аиша рассказывала: "Посланник Аллаха ﷺ совершал ночные молитвы в
одиннадцать рака'атов в период после завершения ночной молитвы и до
наступления утренней". Муслим 736.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Поистине, Аллах подкрепил вас еще
одной молитвой, и это - Уитр! Так совершайте же его между ночной и
утреней молитвами!".
Ахмад 6/397, ат-Тахауи 1/250. Хадис достоверный См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 108.
Однако наилучшее время для ночных молитв - это последняя треть ночи, как сообщил об этом Посланник Аллаха ﷺ, сказавший: "Пусть тот, кто опасается,
что не сможет проснуться в конце ночи, совершит Уитр в начале ее, а кто
желает совершить Уитр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине,
молитва в конце ночи имеет свидетелей (ангелов), и это лучше!".
Муслим
755.
Вернуться в содержание
113.
О количестве рак'атов молитвы тарауих
Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Совершайте молитву так, как вы видели
меня совершающим ее!". аль-Бухари 631, 6008.
Этот хадис является обобщенным, и он относится к любой молитве, как к форме ее совершения, так и количеству рак'атов.
См. "аль-Ихкам" 7/612, "аль-Ибхадж фи шарх аль-минхадж" 2/129.
Что же касается количеств рак'атов молитвы тарауих, то среди ученых первых и последующих поколений было большое разногласие относительно этого. Ученые высказывали по этому поводу множество различных мнений, среди которых: 8 рак'атов, 11, 13, 20, 21, 24, 28, 36, 38, 41, 47 рак'атов. Также среди этих мнений то, что ночная молитва будь то в Рамадан или в любое другое время не имеет каких-либо ограничений, и человек может совершать столько рак'атов,
сколько пожелает.
См. "аль-Ихтиярат", "Маджму'уль-фатауа" 22/272-273, "Иршад ас-сари"
3/423, "Фатхуль-Бари" 4/204, "'Умдатуль-Къари" 5/356.
Из всех упомянутых мнений наиболее аргументированными являются три.
Мнение тех ученых, которые сказали, что количество молитвы тарауих состоит из
11 рак'атов. И мнение тех ученых, которые сказали, что тарауих состоит из 20
рак'атов. И мнение тех, кто сказал, что ночная молитва, включая и тарауих, не имеет конкретного установленного количества, которое нельзя было бы ни превышать, ни уменьшать.
Доводы ученых, которые считали,
что молитва тарауих состоит из одиннадцати рак'атов
Те ученые, которые считали, что молитва тарауих и любая ночная молитва не должна превышать одиннадцать рак'атов, опирались на то, что Посланник
Аллаха ﷺ не совершал более одиннадцати рак'атов за ночь ни во время
Рамадана, ни в другое время. Сообщается, что на вопрос: "Как молился
Посланник Аллаха ﷺ в ночи Рамадана?", - 'Аиша ответила: "Ни во время
Рамадана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха ﷺ не совершал по ночам молитв
более чем в одиннадцать рак'атов". аль-Бухари 1147, Муслим 738.
Этот хадис является самым главным доводом сторонников этого мнения.
Имам Ибн Хузайма привел этот хадис в своем сборнике и назвал главу следующим образом: "Количество рак'атов ночной молитвы, которую Пророк ﷺ
совершал в Рамадан".
См. "Сахих Ибн Хузайма" 3/341.
Так же назвал главу, в которой привел этот хадис, и имам аль-Байхакъи.
См.
"ас-Сунан аль-кубра" 3/495.
Таким образом, мы видим, что ночная молитва Пророка ﷺ не превышала одиннадцати рак'атов за ночь, как в Рамадан, так и в другое время.
Поэтому сторонники этого мнения сказали, что тот факт, что Посланник
Аллаха ﷺ на протяжении своей жизни не совершал за ночь более одиннадцати рак'атов, указывает на то, что увеличение этого количества рак'атов ночной молитвы не является Сунной и дозволенным деянием.
Они опирались на известное и общее правило: основа в любом поклонении - это запрет, кроме тех случаев, когда в шариате имеется указание на тот или иной обряд поклонения, и в этом среди ученых ахлю-Сунна нет разногласий.
См.
"Маджму'уль-фатауа" 28/385, "И'лямуль-мууаккъи'ин" 1/299, "аль-Мууафакъат" 3/513.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Двери поклонения, религиозных
вопросов и приближения к Аллаху устанавливаются только Аллахом и Его
Посланником ﷺ! И никто не имеет права делать что-либо поклонением или
приближением, кроме как на основании шариатского довода!".
См. "Маджму'уль- фатауа" 31/35.
Также эти ученые говорили, что добровольные молитвы делятся на те,
количество которых установлено Пророком ﷺ, будь то его словами или поступками, что нельзя увеличивать, и на те, количество которых не ограничено.
И как раз количество рак'атов тех молитв, которые не установлены ни словами,
ни поступком Пророка, можно совершать сколько угодно. Имам-факъих Ибн
Хаджар аль-Хайтами говорил: "Разница между неограниченными добровольными
намазами и ограниченными в том, что Аллах не установил для неограниченных
какое-либо количество, дав выбор самому человеку".
См. "аль-Фатауа аль-кубра"
1/193.
А как нам стало известно, молитва тарауих не является из числа добровольных намазов, чье количество не известно или не установлено.
Ведь сколько есть добровольных намазов, количество которых установлено лишь поступком Пророка ﷺ, а не словами, и количество которых ученые не дозволяли превышать. Ведь известно мнение ранних имамов, как например, аш-
Шафи'и или аль-Бухари, которые запрещали увеличивать количество рак'атов
Суннан-рауатиб, совершаемых до и после обязательных пяти намазов.
'Абдур-Рахман ибн Хармаля рассказывал: Однажды Са'ид ибн аль-Мусайиб увидел человека, который после призыва на утреннюю молитву, совершал больше чем два рак'ата, удлиняя в них поясные и земные поклоны, и он высказал ему свое порицание. Тот человек сказал: "О Абу Мухаммад! Неужели
Аллах накажет меня за множество молитв?!" На что Са'ид ответил: "Нет, однако
Он накажет тебя за противоречие Сунне!".
'Абдур-Раззакъ 3/52, аль-Байхакъи 2/466.
Иснад достоверный.
Тут следует упомянуть, что некоторые шафииты сказали, что слова 'Аиши:
"Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха ﷺ не совершал по
ночам молитв более чем в одиннадцать рак'атов", относятся именно к количеству рак'атов молитвы уитр. Об этом сообщил имам аль-Къасталяни.
См. "Иршад ас-сари"
5/14.
На основании этого некоторые имамы сделали разделение между тахаджудом и уитром.
Однако нет никаких указаний на такое деление. И такое понимание противоречит внешнему смыслу хадиса самой 'Аиши, поскольку на вопрос: "Как
молился Посланник Аллаха ﷺ в ночи Рамадана?", она ответила обобщено. И если бы молитва уитр и ночное выстаивание были бы отдельными намазами, которые совершал Пророк ﷺ, то она обязательно упомянула бы об этом. Однако ее ответ являлся обобщенным: "Посланник Аллаха ﷺ не совершал по ночам молитв более
чем в одиннадцать рак'атов!"
Также некоторые ученые говорили, что Пророк ﷺ не установил сам число рак'атов молитвы тарауих. Имам ас-Суюты говорил: "Поистине, ученые
разошлись относительно количества рак'атов молитвы тарауих, и если бы ее
количество было установлено Пророком ﷺ, то не было бы относительно этого
разногласий, как нет разногласий в количестве молитвы уитр и сунан-рауатиб".
См. "аль-Хауи" 1/74.
На это шейх аль-Альбани отвечал, что на самом деле количество рак'атов в молитве тарауих установлено поступком самого Пророка ﷺ, который совершал в
Рамадан одиннадцать рак'атов, как сообщила об этом 'Аиша, которая лучше других знала, как молился по ночам Пророк ﷺ! А разногласия бывают даже при наличии прямых и однозначных текстов. Ведь в той же молитве уитр и суннах ратиба, про которые говорит ас-Суюты, есть известные разногласия, несмотря на наличие прямых достоверных текстов. Например, у шафиитов наименьшим числом рак'атов молитвы уитр является один, а у ханафитов три.
См. "аль-Минхадж"
14.
Тогда как есть достоверные тексты от Пророка ﷺ, в которых сообщается, что наименьшим в уитре является один рак'ат.
То же самое можно сказать и относительно сунан-рауатиб. Например, сунна перед обеденной (зухр) молитвой у шафиитов только два рак'ата, а у ханафитов только четыре, тогда как достоверно установлено в хадисах, приводимых аль-
Бухари и Муслимом, что сунна перед зухром узаконена и в два и в четыре рак'ата.
И таких примеров множество.
Также сторонники этого мнения отвечали и на слова шейхуль-Ислама Ибн
Таймии, сказавшего: "Кто полагает, что у ночных намазов в Рамадане есть
определенное количество рак'атов от Пророка ﷺ, которое нельзя увеличивать
или уменьшать, тот ошибается!", что у шейхуль-Ислама есть и другие слова. Так,
делая опровержение шииту Ибн аль-Мутаххиру, шейхуль-Ислам сказал: "Он
заявлял, что 'Али делал за ночь тысячу рак'атов! Это ложь! Наш Пророк ﷺ не
совершал за ночь больше тринадцати рак'атов. И не является желательным
совершать молитву всю ночь, более того - это порицаемо! Пророк ﷺ говорил
'Абдуллаху ибн 'Амру: "Поистине, и твое тело имеет на тебя право!" 'Али был
самым знающим человеком о Сунне Пророка ﷺ и самым придерживающимся ее, и
он не противоречил этому!".
См. "аль-Мунтакъа мин минхадж аль-и'тидаль" 169-170.
Таким образом, в этих словах шейхуль-Ислам отрицает то, что 'Али мог совершить большее число рак'атов чем то, что установлено Пророком ﷺ.
Также сторонники того мнения, что молитва тарауих состоит из одиннадцати рак'атов, опирались на действия сподвижников, как поступок 'Умара ибн аль-
Хаттаба, повелевавшего совершать молитву тарауих в одиннадцать рак'атов.
Имам Малик передал от Мухаммада ибн Юсуфа, что ас-Саиб ибн Язид рассказывал: "Умар ибн аль-Хаттаб повелел Убай ибн Ка'бу и Тамиму ад-Дари
совершать в Рамадан молитву с людьми в одиннадцать рак'атов. И чтец читал по
двести аятов так, что нам приходилось опираться на посох из-за долгого
стояния. И мы расходились только незадолго до рассвета".
См. "аль-Мууатта" 1/248.
Иснад этого сообщения достоверный, как солнце, о чем говорил имам ас-
Суюты.
См. "аль-Мисбах фи саляти-ттарауих" 32.
Мухаммад ибн Юсуф - это учитель имама Малика, который по единогласному мнению являлся надежным рассказчиком, чьи хадисы приводили аль-Бухари и
Муслим.
А ас-Саиб ибн Язид и вовсе является сподвижником Пророка ﷺ, который совершал с ним прощальное паломничество, когда был ребенком.
Однако хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал: "Я не знаю никого, кто бы передавал
это сообщение с упоминанием одиннадцати рак'атов, кроме Малика, и он ошибся
в этом".
Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури относительно этих слов Ибн 'Абдуль-Барра сказал: "Это большое заблуждение".
См. "Тухфатуль-ахуази" 2/74.
По этой причине хафизу Ибн 'Абдуль-Барру сделал опровержение и имам аз-
Зуркъани, сказавший: "Все обстоит не так, как он сказал! Это сообщение также
приводит Са'ид ибн Мансур от Мухаммад ибн Юсуфа, и в нем также сказано про
одиннадцать рак'атов, как приводится это и у Малика".
См. "Шарх аль-Мууатта" 1/25.
Также это сообщение 'Умара с упоминанием одиннадцати рак'атов передается и от Яхъи ибн Са'ид аль-Къаттана, Исма'иль ибн Умайи, Усамы ибн Зайда и
Мухаммада ибн Исхакъа.
Джабир рассказывал: "Однажды Убай ибн Ка'б пришел к Пророку ﷺ и сказал:
"О Посланник Аллаха, поистине, они требуют от меня выделить им какую-либо
ночь Рамадана!" Пророк ﷺ сказал: "О чем ты, о Убай?" Он ответил: "Женщины
моего дома, они говорят: "Поистине, мы не читаем Коран, можем ли мы
помолиться с тобой?" Убай сказал: "И я совершил с ними восемь рак'атов и
уитр"".
Абу Я'ля 1801, Ибн Наср 1/91. Хафиз аль-Хайсами, шейх аль-Мубаракфури и шейх аль-
Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Также Джабир рассказывал: "Однажды Посланник Аллаха ﷺ руководил нашей
молитвой в месяце Рамадан, совершая восемь рак'атов и уитр. Затем в
следующую ночь мы собрались в мечети и надеялись, что он выйдет, и мы
находились в таком положении до утра, после чего вернулись в наши дома.
Затем люди ему сказали: "О Посланник Аллаха! Мы собрались в мечети прошлой
ночью, надеясь, что ты будешь совершать молитву вместе с нами!" На что Пророк
ﷺ сказал: "Я опасался, что эта молитва станет обязательной для вас"". Ибн
Наср 1/90, ат-Табарани 1/107. Имам аз-Захаби сказал, что иснад этого хадиса средний, т.е. хороший.
См. "Мизан аль-и'тидаль" 3/311. Также и шейх аль-Альбани назвал иснад этого хадиса хорошим.
Также сторонники этого мнения в качестве довода на то, что максимальное количество ночной молитвы - одиннадцать рак'атов, использовали и слова самого
Пророка ﷺ, сказавшего: "Не совершайте уитр в три рак'ата, уподобляя его
вечерней (магъриб) молитве. Однако совершайте пять, семь, девять или
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 26
одиннадцать рак'атов!". аль-Хаким 1/314, ат-Тахауи 1/292. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-'Иракъи, хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани.
Кстати, в этом хадисе содержится также и указание на то, что дозволено совершать меньше чем одиннадцать рак'атов ночной молитвы.
Примечание
Этот хадис внешне указывает на то, что совершать уитр в три рак'ата не следует. Однако такое понимание является неправильным, поскольку передается от многих сподвижников и в том числе от 'Аиши, что Пророк ﷺ часто делал уитр именно в три рак'ата! Однако вопрос в том, каким именно способом Пророк ﷺ
совершал уитр в три рак'ата. 'Аиша рассказывала: "Пророк ﷺ совершая три
рак'ата уитра не садился во втором рак'ате для чтения ташахуда, а делал это
только в третьем рак'ате, и потом делал приветствие (таслим)".
Малик 466, ан-Насаи
3/234, аль-Байхакъи 3/31. Хадис достоверный.
А Ибн 'Умар рассказывал: "Пророк ﷺ совершал уитр по два рака'ата, разделяя
его таслимом (словами приветствия), после чего совершал один нечетный
рака'ат". аль-Бухари 991.
Таким образом, мы видим, что совершать уитр в три рака'ата можно и это
Сунна, однако не следует совершать три рака'ата уитра именно подобно вечерней молитве (аль-Магъриб), с ташаххудом после второго рака'ата, а следует делать лишь один ташаххуд в конце. Или же следует совершить два рака'ата,
после чего произнести таслим (слова приветствия), а потом совершить еще один рака'ат. В таком случае три рака'ата уитра не будут подобны вечерней молитве,
и не попадают под запрет Пророка ﷺ.
См. "Къияму-ллейль" 119 и "Субулю-Ссалям" 2/8.
Более того, подобное совершение уитра (с ташаххудом во втором рак'ате) не имеет под собой никакой достоверной основы в Сунне!
Имам Малик говорил: "То, на чем 'Умар ибн аль-Хаттаб собрал людей,
наиболее любимо мне, и это было одиннадцать рак'атов, и это была молитва
Посланника Аллаха ﷺ". Его спросили: "Одиннадцать рак'атов с уитром?" Он сказал: "Да, но и тринадцать близко к правильному". Затем сказал: "И я не знаю,
откуда люди взяли эти многочисленные поясные поклоны!".
См. "аль-Масабих фи саляти-ттарауих" 2/77, "Танкъиду-ссадид би рисаляти иджтихад уа-ттакълид" 266-268.
Также имам Абу Бакр ибн аль-'Араби в комментарии к сборнику ат-Тирмизи,
после упоминания имамом ат-Тирмизи различных мнений относительно количества рак'атов молитвы тарауих, сказал: "Правильно - это совершение
одиннадцати рак'атов, что являлось ночной молитвой Пророка ﷺ. А что касается
иных количеств рак'атов, то нет у них никакой основы! Никогда Пророк ﷺ не
превышал количество ночной молитвы более одиннадцати рак'атов, ни в
Рамадан, ни в другое время. Такова была его ночная молитва. И обязательным
(уаджиб) является следовать за ним в этом!".
См. "Шарх ат-Тирмизи" 4/19.
Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури сказал: "Правильным мнением и наиболее
сильным со стороны доводов является последнее из упомянутых мнений, которое
избрал имам Малик, а это одиннадцать рак'атов. И это то, что достоверно
установлено от Пророка ﷺ, и это то количество, которое повелел 'Умар. А что
касается остальных мнений, то нет среди них ничего достоверного от Пророка ﷺ
и от кого-либо из праведных халифов!".
См. "Тухфатуль-ахуази" 2/103.
И это то мнение, которое выбрал шейх аль-Альбани, посвятив исследованию этого вопроса несколько работ, а в частности, книгу "Саляту-ттарауих".
Также это мнение выбрал и шейх Сафию-Ррахман аль-Мубаракфури в "Миннатуль-мун'им фи шарх Сахих Муслим" 1/465.
Доводы ученых, которые считали,
что молитва тарауих состоит из двадцати рак'атов