Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
если такой-то будет их выстаивать!" Так пусть же тот, кто поститься или
совершает ночные молитвы, делает это только ради Аллаха!"".
'Абдур-Раззакъ 7748,
Ибн Абу Шейба 8873. Иснад достоверный.
Имам ан-Науауи сказал: "Умма единогласна в том, что совершение молитвы
тарауих не является обязательным, однако это является желательным!".
См. "Шарх
Сахих Муслим" 5/379.
Совершение молитвы тарауих не является обязательным, однако мусульманин, стремящийся к довольству своего Господа, будет стараться не упустить их, ведь месяц Рамадан длится недолго, а за совершение ночных молитв в Рамадане полагается великая награда, о чем сказал Пророк ﷺ: "Тому, кто
выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на
награду Аллаха, простятся его прежние грехи". аль-Бухари 37, Муслим 759.
Имам аль-Баджи говорил: "В этом хадисе содержится великое побуждение к
совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому,
поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что
для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в
истинность обещания Пророка ﷺ и стремясь заработать награду Аллаха,
отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!".
См. "аль-Мунтакъа" 251.
'Амр ибн Мурра аль-Джухани рассказывал: "Однажды один человек пришел к
Пророку ﷺ и сказал: "О Посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что
нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты - Посланник
Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и
выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!" Пророк ﷺ сказал: "Тот, кто умрет на
этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!"". аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн
Хиббан. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб" 1/419.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: "Знай, что в месяц Рамадан в верующем
собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради
поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил
в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!".
См. "Лятаифуль- ма'ариф" 171.
Вернуться в содержание
110.
О правомочности совершения молитвы тарауих в джама'ате, как
для мужчин, так и для женщин
Молитва тарауих берет свое начало от Посланника Аллаха ﷺ, который сначала совершал ее вместе с людьми, а затем, опасаясь того, что она будет вменена им в обязанность, перестал совершать ее с ними. 'Аиша рассказывала:
"Однажды поздно ночью Посланник Аллаха ﷺ вышел из дома и стал молиться в
мечети, и некоторые люди тоже стали совершать молитву вместе с ним. Наутро
же эти люди стали рассказывать об этом другим, и на следующую ночь их
собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали об этом
другим. На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда Посланник
Аллаха ﷺ вышел из дома, он совершил молитву, и они помолились, следуя его
примеру, на четвертую же ночь мечеть уже не смогла вместить всех, желавших
помолиться. А наутро Пророк ﷺ вышел на утреннюю молитву, по завершении
которой он повернулся к людям, произнес слова свидетельства и сказал: "А
затем. Поистине, то, что вы находились здесь, не осталось скрытым от
меня, но я побоялся, что эта молитва будет сделана для вас
обязательной, и вы не сможете ее совершать!" А потом Посланник Аллаха ﷺ
умер и люди оставили это". аль-Бухари 2012, Муслим 2/177.
В другой версии сообщается, что 'Аиша сказала: "И Пророк ﷺ совершал эту
молитву в Рамадан". аль-Бухари 2011.
Еще в одной версии сказано: "А когда Посланник Аллаха ﷺ умер, все осталось
так же. Так было и во время правления Абу Бакра. Затем во время правления
'Умара ибн аль-Хаттаба, он собрал людей за Убай ибн Ка'бом. И это было первый
раз, когда люди собрались за одним чтецом в Рамадан". ан-Насаи 4/155.
'Абдур-Рахман ибн 'Абдуль-Къари рассказывал: "Однажды с 'Умаром ибн аль-
Хаттабом в одну из ночей Рамадана мы вышли к мечети, и люди молились по
отдельности. И тогда 'Умар сказал: "Я считаю, что если соберу этих людей за
одним чтецом, это будет лучше!" И он собрал их за Убай ибн Ка'бом. Затем, когда
я вышел с ним в следующую ночь, люди молились вместе с чтецом и 'Умар
сказал: "Как прекрасно это новшество!"". аль-Бухари 2010.
Что же касается слов 'Умара: "Как прекрасно это новшество!", то речь идет о нововведении в языковом значении, поскольку поступок 'Умара никак не мог быть нововведением в религии, так как подобное имело основание в шариате,
поскольку сам Пророк ﷺ совершал эту молитву с людьми, но прекратил это,
опасаясь того, что она будет вменена им в обязанность. После смерти
Посланника Аллаха ﷺ уже не было опасности, что эта молитва станет обязательной и поэтому 'Умар во время своего правления собрал всех мусульман для совершения молитвы тарауих за одним имамом, тем самым, оживив Сунну
Посланника Аллаха ﷺ.
И нет в этих словах 'Умара никакого указания на такие понятия, как "хорошее нововведение" или "плохое нововведение"! Как и кто может определить границы хорошего нововведения и плохого?! Как можно заявлять о существовании "хорошего нововведения", тогда как Пророк ﷺ сказал: "Любое нововведение -
это заблуждение".
Муслим 2/135.
А Ибн 'Умар, словно предвидев подобное заявление некоторых из числа поздних поколений, говорил: "Любое нововведение - это заблуждение, даже
если люди считают его хорошим!". ад-Дарими 1/39. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Таким образом, 'Умар был первым, кто оживил Сунну Пророка ﷺ в виде совершения групповых намазов в ночи Рамадана, и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников ему возразил в этом поступке.
Имам Ибн Са'д говорил: "Умар был первым, кто собрал людей и возродил
совместные молитвы в ночи Рамадана. И он написал об этом в различные города.
И это произошло в месяце Рамадан четырнадцатого года по Хиджре".
См. "ат-
Табакъат" 3/213.
Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал: "Умар не установил ничего, кроме того, что
установил сам Пророк ﷺ из того, что он любил и чем был доволен, и он не
порицал этого кроме как из опасения, что ночная молитва станет обязательной
для его уммы, а он был по отношению к верующим мягким и милосердным. И
'Умар, зная все это от Пророка ﷺ, и зная, что обязанности не могут быть ни
увеличены, ни уменьшены после его смерти, оживил этот поступок и повелел
людям совершать это!".
См. "Ишракъ аль-масабих" 1/168.
Ан-Ну'ман ибн Башир рассказывал: "Однажды мы совершали ночную молитву
вместе с Пророком ﷺ двадцать третьего Рамадана до первой трети ночи. Затем
мы совершили с ним двадцать пятого Рамадана молитву до середины ночи. А
когда мы совершали с ним ночную молитву двадцать седьмого Рамадана, то
думали, что не успеем на предрассветную трапезу (сухур)".
Ахмад 4/272, ан-Насаи
1/238. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейх аль-Альбани и Шу'айб аль-
Арнаут.
Имам аль-Хаким сказал: "В этом хадисе содержится четкое указание на то,
что совершение молитвы тарауих в мечетях является установленной Сунной. И
'Али ибн Абу Талиб побуждал 'Умара, чтобы он повелевал выполнять эту Сунну".
См. "аль-Мустадрак" 1/440.
Абу Зарр рассказывал: "Мы соблюдали пост вместе с Посланником Аллаха ﷺ в
Рамадан, и он не совершал с нами ночных молитв, пока не осталось семь ночей.
Затем он совершил с нами молитву, пока не прошла первая треть ночи. Когда
осталось шесть ночей, он опять не молился с нами. Затем, когда осталось пять
ночей, он совершил с нами намаз до середины ночи, и мы сказали: "О Посланник
Аллаха, почему бы нам не помолиться и оставшуюся часть ночи?" А он сказал:
"Поистине, человек, совершавший молитвы вместе с имамом, до тех пор,
пока имам не ушел, подобен тому, кто выстаивал в молитве всю ночь".
Абу Дауд 1375, ан-Насаи 1364. Достоверность хадиса подтвердили Абу 'Иса ат-Тирмизи, Ибн
Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Альбани.
И подобных указаний, что Пророк ﷺ совершал совместно с людьми молитву тарауих в Рамадан, множество.
Дозволено также принимать участие в молитве тарауих и женщинам, и более того, если есть возможность, то для них назначается отдельный имам.
Достоверно известно, что "когда 'Умар собирал людей для ночной молитвы в
Рамадане, он ставил имамом у мужчин Убай ибн Ка'ба, а у женщин Сулеймана
ибн Абу Хасму". аль-Байхакъи 2/494.
Также Арфаджа ас-Сакъафи рассказывал: "Когда 'Али ибн Абу Талиб
повелевал выстаивать ночную молитву в Рамадане, он назначал имама у мужчин
и имама у женщин. И я был имамом у женщин".
Ибн Наср в "Къияму-ллейль" 93.
Но если нет такой возможности, то можно совершать эту молитву и за одним имамом, как мужчинам, так и женщинам, если есть для них место и они не будут смешиваться с мужчинами.
Женщины могут совершать любые групповые намазы в мечетях, если они этого желают, однако их молитва дома лучше, поскольку Пророк ﷺ говорил: "Не
запрещайте вашим женщинам ходить в мечети, однако молитва их дома
лучше для них!".
Абу Дауд 567. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Вернуться в содержание
111.
Где лучше совершать молитву тарауих, дома или в мечети с
джама'атом?
Имам ан-Науауи сказал: "Ученые единогласны в желательности совершения
молитвы тарауих, однако они разногласили относительно вопроса, где лучше
совершать эту молитву, одному у себя дома, или же с джама'атом в мечети? Имам
аш-Шафи'и и большинство его сторонников, а также Абу Ханифа, Ахмад и
некоторые маликиты считали, что лучше совершать эту молитву в джама'ате, как
это делали 'Умар и другие сподвижники, да будет доволен ими Аллах. И это
деяние мусульман продолжалось, что стало внешним проявлением Ислама, как
праздничная ('Ид) молитва. Однако Малик, Абу Юсуф и некоторые шафииты и
другие ученые говорили, что лучше делать эту молитву дома, следуя словам
Пророка ﷺ: "Наилучшая молитва человека - эта молитва, совершенная
дома, не считая обязательной!"".
См. "Шарх Сахих Муслим" 5/378.
Таким образом, Пророк ﷺ сообщил, что молитва дома является наилучшей, и сделал исключением только обязательные молитвы, а молитва тарауих не является обязательной молитвой по единогласному мнению, следовательно, она входит в число тех молитв, которые совершать дома лучше. И из числа сподвижников, которые предпочитали совершение тарауиха дома, был Ибн 'Умар,
о чем рассказывал Нафи'.
Ибн Абу Шейба 2/166. Иснад достоверный.
Имам Малик говорил: "Многие ученые не совершали тарауих с людьми (в
джама'ате) и я тоже предпочитаю это".
См. "аль-Мудаууана" 1/223.
Имам ат-Тахауи, приведя мнение тех, кто отдал предпочтение совершению тарауиха дома, сказал: "Все они предпочитали совершать молитву в Рамадан в
одиночестве, нежели с имамом, и это правильное мнение!".
См. "Шарх маани аль- асар" 1/351.
Самым сильным доводом этой стороны является хадис, который передал Зайд ибн Сабит, что однажды Пророк ﷺ во время Рамадана установил в мечети палатку, в которой он совершал по ночам молитву. И после этого люди стали собираться возле него, совершая за ним молитву. Затем в одну из ночей они перестали слышать его голос, и подумали, что он спит и стали шуметь, чтобы он вышел к ним. Тогда Пророк ﷺ вышел к ним и сказал: "
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 26
Что с вами, почему вы
не перестаете делать то, что я вижу? Ведь я опасаюсь, что эта молитва
будет вменена вам в обязанность. А если она станет для вас
обязательной, то вы не сможете ее совершать! Молитесь, о люди, в своих
домах! Поистине, наилучшая молитва человека - это молитва в его доме,
не считая обязательной!". ан-Насаи 1599. Хадис достоверный, а его основа приводится и у аль-Бухари.
Имам ас-Синди в комментарии к этому хадису говорил: "Это произошло в
Рамадан в мечети Пророка ﷺ. И если молитва дома в Рамадан лучше, чем в
мечети Пророка ﷺ, то что можно говорить об этой молитве в других мечетях?! Да,
многие ученые считают, что молитва в Рамадан в мечети лучше, однако это
мнение противоречит этому хадису, а в нем идет речь именно о молитве в
Рамадан! Однако было сказано, что молитва в Рамадан в мечети стала лучше по
той причине, что ее совершение в мечети стало из обрядов Ислама!".
См. "Шарх ан-
Насаи" 3/198.
Добровольная молитва, совершаемая дома, имеет превосходство над прочими молитвами по той причине, что эту молитву не видят посторонние люди, и она лишена показухи. На достоинство совершения добровольных молитв дома, где человек огражден от показухи, указывают многие хадисы. Так, Посланник Аллах
ﷺ говорил: "Молитва человека в его доме превосходит добровольную
молитву перед людьми так же, как молитва человека в джама'ате,
превосходит намаз одного!".
'Абдур-Раззакъ 4835, Ибн Абу Шейба 2/256. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 3149.
Также Пророк ﷺ сказал: "Добровольная молитва человека, совершенная
там, где его не видят люди, превосходит молитву, совершенную на
людях, в двадцать пять раз!".
Абу Я'ля, ад-Дайлями. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. "Сахих аль-джами'" 3821.
Ученые же, которые считали, что тарауих-намаз лучше совершать в джама'ате, чем одному, опирались на хадис: "Поистине, человек,
совершавший молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока он не ушел,
подобен тому, кто выстаивал в молитве всю ночь".
Абу Дауд 1375, ан-Насаи
1364. Достоверность хадиса подтвердили Абу 'Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-