Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То, что молитва тарауих состоит из двадцати рак'атов, является мнением большинства ученых. Некоторые из сторонников этого мнения даже заявили о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма'). Однако это большая ошибка, о чем, с соизволения Аллаха, ниже станет ясно.
Нередко в качестве довода эта сторона использует хадис, который приводит
Ибн Абу Шейба со слов Ибн 'Аббаса, что "Пророк совершал в Рамадан двадцать
рак'атов и уитр".
Этот хадис является слабым по единогласному мнению мухаддисов. В цепи этого хадиса передатчик по имени Абу Шейба Ибрахим ибн 'Усман, чьи хадисы являются неприемлемыми. В связи с этим такие имамы, как аль-Байхакъи, аль-
Миззи, аз-Захаби, аль-Хайсами, аз-Зайля'и, Ибн Хаджар, ас-Суюты, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ас-Сан'ани, аль-Альбани и мн. другие назвали этот хадис слабым.
См. "Фатхуль-Бари" 4/205-206, "Насбу-ррая" 2/153, "аль-Хауи лиль-фатауа" 2/73.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Иснад этого хадиса слабый, и к тому же это
сообщение противоречит хадису 'Аиши, который приводится в двух сборниках
достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима (что Пророк за ночь не совершал
больше одиннадцати рак'атов). А 'Аиша лучше других знала о ночной молитве
Пророка ".
См. "Фатхуль-Бари" 4/206.
Имам ас-Суюты сказал: "Не установлено Пророком совершение двадцати
рак'атов за ночь".
См. "аль-Хауи лиль-фатауа" 2/73.
А самым главным доводом сторонников того мнения, что молитва тарауих состоит из двадцати рак'атов, является поступок 'Умара, который повелевал совершать тарауих в двадцать рак'атов, что приводит имам аль-Байхакъи с непрерывным иснадом через Язида ибн Хусайфу.
См. "ас-Сунан аль-кубра" 3/496.
Внешне иснад этого сообщения является достоверным, по причине чего некоторые имамы назвали это сообщение достоверным. Однако у этого сообщения есть некоторые недостатки. Имам ас-Синди говорил: "Версия Язида
ибн Хусайфы является отклоненной по причине того, что он противоречит тому,
кто был сильнее и надежнее него!".
См. "Тахкыкъ аль-Мисбах" 47.
Т.е. по причине его противоречия версии имама Малика, в которой сообщается, что 'Умар повелел одиннадцать рак'атов, а не двадцать.
Шейх 'Убайдуллах аль-Мубаракфури сказал: "Что касается версии Язида ибн
Хусайфы от ас-Саиба, то у аль-Байхакъи она приводится двумя путями. Одна с
Абу 'Усманом 'Амром ибн 'Абдуллах аль-Басри, а другая с Абу 'Абдуллахом
Хусайном ибн Фанджауайхом. Я не нашел ничего об их биографии, и их
положение неизвестно".
См. "Мир'атуль-мафатих" 2/33.
Доктор Мухаммад Дыяуррахман аль-А'зами сказал: "Упоминание Абу 'Усмана
у аль-Байхакъи я не нашел, но что касается Абу 'Абдуллаха Хусайна, что его
биография неизвестна, то это верно. После долгого исследования в поисках его
биографии все, что я нашел о нем, это слова аз-Захаби: "Его зовут Тамам ибн
Абу Хусайн" без упоминания степени его надежности!".
См. "Саляту-ттарауих" 19.
А что касается передатчика Язида ибн Хусайфы, то многие имамы, среди которых Ахмад, Ибн Ма'ин, ан-Насаи, Абу Хатим, считали его надежным. Но несмотря на его надежность, имам Ахмад также сказал о нем: "Хадисы его
отвергаемые!"
См. "Мизан аль-итидаль" 4/430, "Тахзиб аль-камаль" 8/1535.
Хафиз Ибн Хаджар, упомянув эти слова Ахмада, сказал, что смысл этого в том, что подобный передатчик надежный, но в случае, когда он противоречит тому, кто был надежнее него, его сообщение не принимается.
См. "Хадью ссари" 453.
Более того, сам Язид ибн Хусайфа запутался в переданных количествах рак'атов, и в некоторых сообщениях говорит уже не о двадцати рак'атах, а о двадцати одном, причем с сомнением. Исма'иль ибн Умайя рассказывал, что спросил Язида о количестве рак'атов тарауиха при 'Умаре и он сказал: "Я
полагаю, что ас-Саиб сказал о 21 рак'атах".


Таким образом, мы видим, что Язид не утверждает о количестве рак'атов тарауиха в сообщении от 'Умра на основании убежденности, поскольку хорошо не запомнил это. Только на основании одного этого сомнения данное сообщение
Язида можно отвергнуть, а что говорить о том случае, когда плюс к этому его версия противоречит достоверному сообщению, в котором сообщается, что 'Умар повелел выстаивать тарауих в одиннадцать рак'атов?!
См. "Саляту-ттарауих" 51.
Также Ибн Абу Шейба 2/393 передал от Яхъи ибн Са'ида, что 'Умар повелел одному человеку провести тарауих в двадцать рак'атов.
Однако иснад этого сообщения является прерванным, поскольку Яхъя ибн
Са'ид не застал 'Умара. Имам Ибн аль-Мадини говорил: "Я не знаю, чтобы Яхъя
слышал от кого-либо из сподвижников, кроме Анаса".
См. "Тахзиб ат-тахзиб" 11/223.
Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури писал: "У этого сообщения прерванный
иснад, и на него нельзя опираться. Вместе с тем, это также противоречит
сообщению с достоверным иснадом, что 'Умар повелел Убай ибн Ка'бу и Тамиму
ад-Дари совершать с людьми одиннадцать рак'атов. А также это противоречит
тому, что достоверно передается от Пророка ﷺ".
См. "Тухфатуль-ахуази" 2/85.
Также упомянутому противоречит версия, которую приводит 'Абдур-Раззакъ
7730, в которой сообщается, что при 'Умаре совершали не одиннадцать и не двадцать, а двадцать один рак'ат.
Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури сказал: "Абдур-Раззакъ был
единственным, кто привел версию о том, что рак'атов (повеленных 'Умаром)
было двадцать один, и никто помимо него, насколько мне известно, такого не
передавал. А 'Абдур-Раззакъ хоть и был надежным и хафизом, стал слепым в
конце жизни и изменился (в хадисах), как об этом говорил Ибн Хаджар в "ат-
Такъриб". А что касается имама Малика, то он всегда был имамом Дома Хиджры
(Медины)".
См. "Тухфатуль-ахуази" 3/527.
Имам Ахмад и ан-Насаи говорили, что хадисы 'Абдур-Раззакъа после того, как он ослеп, не принимаются.
См. "Мукъаддима улюм аль-хадис" 408.
Среди мухаддисов известно, что когда надежный передатчик по какой-либо причине поменялся в отношении хадисов, например, сгорели все его записи, или потерял память, или ослеп и т.д., то его хадисы делятся на три категории. Те, о которых известно, что они были переданы до его изменения, - такие хадисы принимаются. Те, которые передаются от него после его изменения, и такие хадисы не принимаются. И те, которые неизвестны, были ли они переданы до или после его изменения, такие хадисы тоже не принимаются, тем более, когда противоречат другим достоверным сообщениям.
См. "Мукъаддима 'улюм аль-хадис" 391.
Также передается от Язида ибн Румана, который говорил: "Во времена 'Умара
люди совершали двадцать три рак'ата".
Малик 1/115.
Имам Бадруддин аль-'Айни сказал: "Иснад этого сообщения прерванный".
См.
"'Умдатуль-Къари" 11/126.
Хафиз аз-Зайля'и сказал: "Язид ибн Руман не застал 'Умара".
См. "ан-Насбу- ррая" 2/154.
И имам ан-Науауи назвал это сообщение слабым.
См. "аль-Маджму'" 4/33.
Таким образом, мы видим, что сообщение от 'Умара, что в его время тарауих совершали в двадцать рак'атов, что многие именуют Сунной 'Умара, не является твердо установленным сообщением, к тому же этому противоречат многие другие версии, в которых говорится об одиннадцати, двадцати одном и двадцати трех рак'атах.
Также сторонники мнения о том, что молитва тарауих состоит из двадцати рак'атов опирались на предание от 'Абдуль-'Азиза ибн Рафи'а, что Убай ибн Ка'б совершал в Медине с людьми двадцать рак'атов тарауиха и три рак'ата уитра.
Ибн
Абу Шейба 1/90.
Однако 'Абдуль-'Азиз ибн Рафи' не застал Убайя, в чем нет разногласий.
Между ними было почти сто лет, поскольку Убай умер в 19-ом или же в 33-ем

году по хиджре, а 'Абдуль-'Азиз умер в 130-ом году, что исключает возможность того, что он слышал от Убайя.
Также в качестве довода сторонники этого мнения использовали сообщение о том, что 'Али ибн Абу Талиб велел одному человеку проводить тарауих в двадцать рак'атов.
Это сообщение приводит имам аль-Байхакъи, который после того, как его упомянул, сказал: "Его иснад слабый".
См. "ас-Сунан аль-кубра" 2/497.
В иснаде этого сообщения неизвестный передатчик по имени Абуль-Хусна.
См.
"ат-Такъриб" 2/412.
Сторонники того мнения, что молитва тарауих состоит из одиннадцати рак'атов говорили, что после тщательного исследования этих сообщений становится ясно, что их нельзя использовать в качестве довода, несмотря на то,
что на них опирались многие имамы. Как можно опираться на эти версии, если они, с имеющимися в них недостатками и слабостью, противоречат достоверным сообщениям от самого 'Умара, в которых сообщается об одиннадцати рак'атах?!
Хафиз Ибн ас-Салях говорил: "Если какой-то передатчик передает что-то, что
никто помимо него не передавал, то следует смотреть, не противоречит ли он
тому, кто был надежнее него точностью и памятью. И если он противоречит
такому, то его сообщение является отклоняемым (шазз), которое не
принимается!".
См. "Мукъаддима 'улюм аль-хадис" 86.
И нет никаких сомнений в том, что иснад и передатчики в версии имама
Малика об одиннадцати рак'атах надежнее всех упомянутых.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Стало распространенным среди некоторых
ученых принятие любой версии сообщения без разбирательств! Это не является
методом мухаддисов, которые делали условием принятия сообщения, чтобы оно
не было отклоненным (шазз)".
См. "Нузхату-нназар" 30.
Тут следует обратить внимание на то, какую именно версию о количестве рак'атов тарауиха, веленных 'Умаром, выбрал и привел имам аль-Бухари в своем
Сахихе:
'Абдур-Рахман ибн 'Абдуль-Къари рассказывал: "Однажды с 'Умаром ибн аль-
Хаттабом в одну из ночей Рамадана мы вышли к мечети, и люди молились по
отдельности. И тогда 'Умар сказал: "Я считаю, что если соберу этих людей за
одним чтецом, это будет лучше!" И он собрал их за Убай ибн Ка'бом".
аль-Бухари
2010.
Имам аль-Бухари привел это сообщение, но при этом не упомянул ни одну версию, в которой говорится о количестве рак'атов, которые они совершали. Этот факт указывает на то, что сам аль-Бухари не считал их достоверными. Более того, после упоминания этого сообщения 'Умара, аль-Бухари привел ниже хадис 'Аиши, которая говорила о том, что Пророк ﷺ ни в Рамадан, ни в другое время не делал за ночь больше одиннадцати рак'атов.
См. "Саляту-ттарауих" 21, доктора
Дыяуррахмана аль-А'зами.
На основании всего сказанного сторонники того мнения, что молитва тарауих состоит из одиннадцати рак'атов говорили, что нет нужды в объединении этих сообщений, как это сделали некоторые ученые, говоря, что вероятно один раз 'Умар велел сделать 11 рак'атов, в другой раз 20, в третий 21, а потом 23. Шейх аль-Альбани говорил: "Объединять различные по содержанию версии можно
только в том случае, когда все версии являются достоверными, однако эти
сообщения (с упоминанием различных рак'атов тарауиха) не являются
достоверными. Более того, при таком совмещении получается противоречие".
См.
"Саляту-ттарауих" 60.
То есть, шейх аль-Альбани считал, что такое объединение приведет к противоречию достоверному сообщению, что Посланник Аллаха ﷺ никогда не делал более одиннадцати рак'атов за ночь, и что сам 'Умар, следуя Сунне, велел совершать одиннадцать рак'атов.


Таким образом, утверждение некоторых факъихов: "Среди сподвижников было единогласное мнение (иджма') о дозволенности тарауиха в двадцать рак'атов", не является верным. И об этом "единогласном" мнении шейх аль-
Мубаракфури сказал: "Поистине, это заявление ложное!".
См. "Тухфатуль-ахуази"
2/76.
Шейх Сыддикъ Хасан Хан говорил: "Некоторые из приверженцев
определенных мазхабов полагают, что то, в чем единогласны сторонники его
мазхаба, является единогласным мнением (иджма'). Это является великим
нечестием!"
См. "ас-Сираджуль-уахадж" 1/3.
Нет ничего достоверного о двадцати рак'атах тарауиха ни от Пророка ﷺ, ни от его сподвижников.
Имам ас-Сан'ани, упомянув о слабости хадиса про тарауих Пророка ﷺ в двадцать рак'атов в Рамадан и различные сообщения от 'Умара, сказал: "И если
ты понял это, то тебе становится ясно, что ничего относительно двадцати
рак'атов от Пророка не передается! Более того, придет хадис 'Аиши, в
достоверности которого единогласны все: "Ни во время Рамадана, ни в другие
месяцы Посланник Аллаха не совершал по ночам молитв более, чем в
одиннадцать рак'атов". Из всего этого тебе становится понятно, что молитва-
тарауих в том количестве, на котором сошлось большинство, является
нововведением (бид'а)! Конечно, ночное выстаивание в Рамадан, без
разногласий, является Сунной, и иногда совершение добровольных намазов в
джама'ате не порицается, поскольку Пророк по ночам совершал совместно
намаз с Ибн 'Аббасом и другими. Однако делать какую-либо форму или какое-
либо количество тарауиха Сунной, а затем придерживаться этого - это является
нововведением!".
См. "Субулю-Ссалям" 2/11-12.
Доводы ученых, которые считали,
что молитва-тарауих не ограничена одиннадцатью рак'атами
Ученые, придерживающиеся этого мнения, сказали, что относительно дозволенности совершать по ночам молитвы в неограниченное число рак'атов есть множество доводов и не известно, чтобы кто-либо из саляфов это запрещал или порицал. Более того, сторонники этого мнения заявили, что в данном вопросе есть единогласное мнение (аль-иджма').
Сторонники этого мнения приводили в качестве довода многочисленные хадисы, побуждавшие к совершению побольше добровольных молитв. Так, они приводили в качестве довода хадис Раби'а ибн Ка'ба, в котором сообщается, что когда он сказал Пророку ﷺ, что желает сопровождать его в Раю, Пророк ﷺ
ответил ему: "Помоги мне в этом многочисленными земными поклонами
(т.е. намазами)".
Муслим 2/53.
Также и хадис от Абу Зарра, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Молитва - это
наилучшее деяние, и тот, кто желает, пусть увеличивает ее, а кто желает
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   26

- уменьшает!".
Ахмад 5/178, Ибн Хиббан 361, аль-Хаким 2/652. Имам Ибн Хиббан и имам аш-
Шаукани подтвердили достоверность хадиса.
Однако сторонники того мнения, что ночную молитву нельзя совершать больше, чем в одиннадцать рак'атов, сказали, что эти хадисы являются обобщенными, которые необходимо конкретизировать хадисом в одиннадцать рак'атов ночной молитвы Пророка ﷺ. Ведь если не конкретизировать обобщенные тексты Корана и Сунны частными, то это откроет двери многочисленным нововведениям, что и происходит. Имам аш-Шатыби сказал: "Из числа
следования за сомнительным (муташабих) - это совершение действий согласно
общим положениям, не обращая внимания на то, есть ли что-либо
конкретизирующее это или нет!".
См. "аль-Итисам" 1/245.

Шейх 'Али Махфуз говорил: "Следовать обобщенным текстам, не обращая
внимания на разъяснение этого поступками Пророка и его оставлениями,
является следованием муташабиху (сомнительному), которое запретил Аллах!
Ведь если мы обратимся к обобщенным текстам, не обращая внимания на
конкретизацию, то мы откроем огромную дверь нововведениям, которым не
будет конца! Вот тебе пример тому, о чем мы говорим! В хадисе от ат-Табарани
пришло: "Наилучшее деяние - это намаз!" Если брать общий текст этого
хадиса, то каким образом молитва рагъаиб будет порицаемым нововведением?! И
каким образом молитва в середине ша'бана будет порицаемой, когда это
относится к общему тексту хадиса?! Однако ученые указали на то, что эти два
намаза являются скверным, порицаемым нововведением! Второй пример. Аллах
говорит: "Призывай к пути Господа своего мудростью и добрым
увещеванием". И также говорит: "Поминайте Аллаха много!" Представьте
того, кто опираясь на это, решит совершать азан для молитвы двух праздников,
молитвы затмения или тарауих! А если мы скажем: "Как ты можешь совершать
то, что Пророк никогда не делал и не повелевал этого делать?!" Он нам
ответит: "Поистине, муаззин является призывающим и поминающим Аллаха!" Так
каким образом ты предоставишь ему довод и опровергнешь его нововведение?!
Третье. Аллах говорит: "Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют
Пророка, о вы, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте
часто!". Опираясь на это внешнее и обобщенное веление можно приближаться к
Аллаху благословением на Его Пророка и стоя в молитве и в поясном поклоне и
земном и в различных местах, в которых Пророк не установил благословения
за него! Кто тот, кто установил приближение к Аллаху Всевышнему посредством
такого, и будет ли намаз такой правильным, когда нам известен хадис:
"Молитесь так, как вы видели совершающим молитву меня!"".
См. "аль-Ибда'"
25.
Таким образом, обобщенные хадисы необходимо конкретизировать частными.
Что касается тех, кто считал, что ночная молитва не имеет ограничения, то они ответили на упомянутое тем, что данное правило касается неимеющих основу в шариате молитв, а что касается ночной молитвы, то она изначально, в отличие от молитвы рагъаиб и подобным ей, имеет законность в шариате.
Примечание
Молитва рагъаиб - это намаз в двенадцать рак'атов, который совершают некоторые несведущие люди в первую пятницу месяца Раджаб. Эта молитва не имеет никакой основы в шариате и является нововведением по мнению имамов всех мазхабов.
См. "аль-Фатауа аль-кубра" 2/239, "аль-Мадхаль" 1/294.
Молитва, совершаемая в середине месяца Ша'бан именуется "салятуль- бараа". Она также относится к числу нововведений в религии, не имеющей никакой основы.
См. "ас-Сунан уаль-мубтади'ат" 156.
Также сторонники этого мнения приводили в довод хадис от Ибн 'Умара,
который рассказывал: "Однажды один человек пришел к Пророку и спросил:
"О Посланник Аллаха, как совершать ночную молитву?" На что Пророк ответил:
"Ночная молитва совершается попарно, попарно. А если кто-нибудь из
вас станет опасаться наступления рассвета, пусть совершит один рак'ат,
что сделает общее количество совершенных им молитв нечетным". аль-
Бухари 990, Муслим 849.
Опираясь на этот хадис, эти ученые говорят, что в нем доказательство на дозволенность совершения ночной молитвы больше чем в одиннадцать рак'атов,
поскольку Пророк ﷺ не указал на какое-то ограничение рак'атов ночной молитвы.