Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
114.
Замечание о понимании вопроса приемлемого разногласия в
Исламе
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "В вопросах иджтихада нельзя порицать
с помощью руки (т.е. силой)! И никто не имеет права обязывать следовать
какому-либо вопросу иджтихада, однако можно обсуждать это с помощью
научных доводов. И тот, для кого станет ясным правильность одного из мнений,
пусть следует ему. А что касается того, кто доверяет другому мнению, то нельзя
его порицать". См. "Маджму'уль-фатауа" 30/80.
Шейх Ибн 'Усаймин говорил: "Если ученые разногласят в вопросах фатуа или
же, скажем, в увещевании и наставлениях, то мусульманину следует следовать
тому, что он видит наиболее близким к истине!".
См. "Ликъа Баб аль-мафтух" вопрос № 1136.
Однако многие мусульмане, не понимая сказанного, каждый год делают вопрос количества рак'атов молитвы тарауих предметом споров и ссор, зачастую приводящих к смутам. Это недопустимо! Ведь совместная молитва в месяц
Рамадан должна сближать сердца мусульман, а не, наоборот, быть причиной смуты и раздора. Вся беда в том, что многие мусульмане не понимают такой вопрос в Исламе, как "приемлемое разногласие". Дело в том, что многие молодые мусульмане, считающие, что Сунной является совершение только одиннадцати рак'атов за ночь, начинают считать приверженцами нововведений совершающих большее количество. А со своей стороны, фанатичные сторонники мнения двадцати рак'атов называют их смутьянами, раскалывающими джама'ат мусульман, поскольку те уходят после восьми или же десяти рак'атов, не молясь с имамом до конца, и также обвиняют их в нововведении. А в некоторых республиках дело дошло до того, что человек, дабы его не назвали ваххабитом или смутьяном за не совершение двадцати рак'атов, вынужден молиться за имамом до самого конца, даже если он желает уйти пораньше по причине каких- либо важных дел. И это даже в том случае, если этот человек не придерживается того мнения, что нельзя превышать одиннадцать рак'атов молитвы тарауих.
Все это является заблуждением, причиной которого является отсутствие знания и понимания приемлемых разногласий среди ученых.
Тем людям, которые делают вопрос количества рак'атов тарауиха предметом смуты и раскола среди мусульман, можно посоветовать поискать мечеть, в которой имам совершает то количество рак'атов, которого он придерживается. А
если он не найдет такого, то чем вносить смуту, ему лучше молиться у себя дома,
придерживаясь мнения имамов, считавших, что молитва тарауих дома лучше, чем в мечети с имамом.
Главное не следовать как в этом, так и в любом другом вопросе, за своими страстями, а следовать за тем или иным мнением на основании доводов. А что касается простого народа, который делает так, как их имам, то они не заслуживают никакого порицания!
Вернуться в содержание
115.
Правило совершения ночной молитвы, как в Рамадан, так и в
другое время
Имам Ибн Хузайма, приведя некоторые хадисы, в которых описывается ночная молитва Пророка ﷺ, сказал: "Дозволено человеку совершать молитву в
любое количество рак'атов, которое он желает, из того, что передается от
Пророка ﷺ, что он совершал. Пусть совершает в той форме, что передается от
Пророка ﷺ. И никто не заслуживает порицания за это".
См. "Сахих Ибн Хузайма"
2/194.
Есть много видов совершения ночных молитв в соответствии с Сунной
Посланника Аллаха ﷺ, однако мы ограничимся упоминанием самого распространенного вида ночной молитвы. Имам ан-Науауи сказал: "Желательно
совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак'атов, поскольку
подобное совершение молитвы было распространено Пророком ﷺ, и он сам велел
так поступать, сказав: "Ночная молитва совершается попарно, попарно"".
См. "Шарх Сахих Муслим" 5/432.
Вернуться в содержание
116.
О затягивании и укорачивании молитвы тарауих
Затягивание молитвы тарауих зависит от джама'ата молящегося позади имама. Если известно, что некий имам в какой-то мечети совершает тарауих довольно долго и люди, зная это, приходят на намаз, то, несомненно,
затягивание молитвы похвально и соответствует Сунне и поступку сподвижников.
Саиб ибн Язид рассказывал: "Умар ибн аль-Хаттаб повелел Убай ибн Ка'бу и
Тамиму ад-Дари совершать в Рамадан молитву с людьми в одиннадцать рак'атов.
И чтец читал по двести аятов, что нам приходилось опираться на посох из-за
долгого стояния. И мы расходились только незадолго до рассвета".
Малик 1/248.
Однако это не означает, что поступать следует именно таким образом в любом случае, не обращая внимания на состояние молящихся мусульман,
поскольку есть и другие тексты в Сунне, которые нужно смотреть в совокупности.
Имам аль-Касани говорил: "То, что велел делать 'Умар, это из благих дел -
завершать чтение Корана несколько раз. Но это было в их время, а что касается
нашего времени, то лучше для имама читать в соответствии с положением
молящихся. Пусть он читает столько, сколько не будет отталкивать людей от
коллективной молитвы, поскольку многочисленный джама'ат лучше, чем
удлинение чтения в намазе!" См. "Маусуатуль-фикъхия" 27/148.
Доводом на эти слова является хадис: "Молитва человека с другим
лучше, чем молитва одного! А молитва человека с двумя лучше, чем
молитва с одним. И чем больше количество, тем любимее это для
Аллаха!". ан-Насаи 843, Абу Дауд 554. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1912.
И обратите внимания на то, что этот имам, который жил около 900 лет назад,
говорит про облегчение и не затягивание тарауиха, а что говорить про наше время, когда многие мусульмане ленятся ходить в мечеть даже на обязательную групповую молитву, которая длится пять минут?!
А что касается веления 'Умара читать по двести аятов во время тарауиха, то есть и другие сообщения от него на эту тему. Например, также сообщается, что "Умар созвал в Рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читал быстро читать по
тридцать аятов, тому, кто средне - по двадцать пять аятов, а тому, кто медленно
- по двадцать". Ибн Абу Шейба 2/89. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Имаму необходимо учитывать состояние молящихся мусульман и не забывать о наставлении Пророка ﷺ, который говорил: "Когда кто-либо из вас
совершает молитву с людьми, то пусть облегчает молитву! Поистине,
среди молящихся могут быть дети, старики, слабые, больные или те, у
кого есть дела. А кто совершает молитву один, то пусть затягивает свою
молитву, насколько пожелает!". аль-Бухари 703, Муслим 467.
Шейх Ибн Баз сказал: "Это является необходимым во всех намазах, будь то в
тарауихе или же обязательных молитвах. Имам обязан учитывать состояние
молящихся и проявлять мягкость в ночных выстаиваниях Рамадана!".
См. "Фатауа
Ибн Баз" 11/336.
Имам Ахмад говорил: "Следует имаму читать в месяц Рамадан так, чтобы не
обременять людей".
См. "аль-Мугъни" 2/169.
Когда имама Ахмада спросили об имаме, который прочитывает Коран дважды во время тарауиха в Рамадан, он сказал: "Для меня это зависит от усердия
молящихся, ведь среди них могут быть работники!"
Хафиз Ибн Раджаб о его словах сказал: "Слова Ахмада указывают на то, что
имам должен учитывать состояние молящихся и не обременять их".
См. "Лятаифуль- ма'ариф" 18.
Если имам затягивает чтение Корана, а также поясные и земные поклоны, то будет желательным отдыхать после каждых двух или четырех рак'атов. Имам ас-
Сархаси говорил: "Отдых после каждых двух рак'атов тарауиха является
желательным, и это мнение Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах. Ведь
название "тарауих" - эта молитва получила по причине отдыха, и это передается
от саляфов".
См. "аль-Мабсут" 2/146.
Также говорил имам аль-Мардауи: "Следует отдыхать после каждых четырех
рак'атов небольшим сидением, как это делали саляфы. Однако нет проблем в
том, чтобы этого не делать".
См. "аль-Инсаф" 2/182.
Вернуться в содержание
117.
О произнесении определенных слов поминания Аллаха после
каждых двух или четырех рак'атов тарауиха
Это то, что совершают во многих мечетях, произнося определенные слова поминания Аллаха (зикр) или же призывая благословения на Пророка ﷺ после каждых двух или четырех рак'атов тарауиха. На законность и приемлемость этого нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, ни в поступках кого-либо из саляфов. Более того, имамы называли это нововведением. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: "Имам обязан отстраняться от внесенных нововведений, в
виде поминания Аллаха после каждых двух рак'атов тарауиха, как повышение
голосов при их произнесении или же произнесение этих поминаний в один голос.
Все это - порицаемое нововведение! Также и слова муаззина после двух
рак'атов: "Молитва, да помилует вас Аллах" (ас-саля ярхамукуму-Ллах),
являются нововведением! Нововведения в религии запрещены, а лучшее
руководство - это руководство Мухаммада!".
См. "аль-Мадхаль" 2/293.
Обратите внимание на то, что этот имам жил около семисот лет назад, и уже тогда имели место эти нововведения!
Однако данные нововведения мусульманам необходимо искоренять мудро,
учитывая вопрос пользы и вреда в тех или иных мечетях бывшего СНГ, чтобы после строгого увещевания или спора, данное наставление не привело к тому,
чтобы мечеть вообще закрыли!
Вернуться в содержание
118.
Об увещевании или уроках между молитвами тарауих
Что же касается произнесения проповеди или уроков в промежутках между рак'атами тарауиха, то спросили об это шейха Ибн 'Усаймина: "Каково постановление относительно увещевания между намазами во время тарауиха или в середине тарауиха, если это делается постоянно? Шейх ответил: "Что касается
увещеваний, то нет! Это не является методом саляфов. Однако если в
увещевании есть нужда, то это можно сделать после тарауиха, если есть
желание. Если же это делать каждую ночь во время тарауиха, то это станет
нововведением".
См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 118.
Спросили шейха аль-Альбани: "Дозволено ли для имама во время молитвы тарауих в промежутках произносить увещевание?" Шейх ответил: "Такой
поступок может быть и дозволен, и не дозволен. Если речь идет о разъяснении
каких-либо вещей, или же предостережении и запрещении порицаемого, то тогда
это необходимо! Однако если речь идет о совершении этого в качестве традиции,
то это является противоречием Сунне".
См. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 656.
Вернуться в содержание
119.
Можно ли читать Коран во время тарауиха с книги (мусхаф)?
Некоторые ученые говорили о нежелательности данного поступка, однако правильным мнением является то, что это дозволено без каких-либо порицаний.
Ибн Абу Муляйка рассказывал: "У 'Аиши был слуга по имени Закуан, который
проводил намаз будучи у нее имамом в месяце Рамадан, читая с мусхафа". аль-
Бухари 1/245.
Известный имам из числа последователей (таби'ун) Ибн Шихаб говорил:
"Наилучшие из нас читали Коран в Рамадан по мусхафу!".
См. "аль-Мудаууана" 1/224.
Имам Малик говорил: "Нет никаких проблем, если имам будет читать Коран с
мусхафа в Рамадан, а также во время добровольных намазов!" Ибн аль-Къасим сказал: "Малик порицал это в обязательных намазах".
См. "аль-Мудаууана" 1/225.
Имам Ахмад говорил: "Нет проблем в том, чтобы человек, совершающий с
людьми ночное выстаивание, читал по мусхафу". Его спросили: "А в обязательных намазах?" Он ответил: "Об этом я ничего не слышал".
См. "аль-
Маусу'атуль-фикъхия" 33/57.
Имам ан-Науауи сказал: "У того, кто читает Коран с мусхафа, не нарушается
намаз, независимо от того, знает он наизусть, что читает, или нет! Более того,
это необходимо, если он не знает наизусть аль-Фатиху!".
См. "аль-Маджму'" 4/27.
Тут следует отметить, что стоящим позади имама следует слушать чтение
Корана, а не стоять также с Кораном в руках, следя за чтением имама, как это делают некоторые. Если для имама чтение по мусхафу является в такой ситуации дозволенным, то нет нужды в этом для стоящих позади него. Из-за этого поступка человек оставляет некоторые необходимые вещи самой молитвы, а именно, не смотрит на место совершения земного поклона, не складывает руки на груди, делает много лишних движений, перелистывая страницы Корана и т.п.
На основании этого шейх Ибн Баз и шейх Ибн 'Усаймин строго порицали этот поступок и говорили, что это является противоречием Сунне.
Вернуться в содержание
120.
О мольбе къунут в Уитр намазе
Къунут - это мольба, произносимая в последнем рака'ате молитвы уитр. Эта мольба не является условием действительности молитвы уитр, однако некоторые ученые говорили, что она является обязательной, оставление чего требует совершения искупительных земных поклонов (саджда сахуа). Это распространенное мнение среди ханафитов, однако многие имамы-ханафиты говорили, что заявление о том, что мольба къунут является обязательной в уитре, является ошибкой и заблуждением, и подобное говорил имам-ханафит Ибн аль-Хумам.
См. "Фатхуль-Къадир" 1/306.
Сподвижники, передававшие о молитве уитр, не говорили о мольбе къунут, и если бы Пророк ﷺ делал къунут в уитре всегда, то, несомненно, все бы они об этом упомянули, но это передается только от Убая ибн Ка'ба, что и указывает на то, что Пророк ﷺ не всегда делал къунут в уитре.
См. "Сифату-ссаля" 179.
Убай ибн Ка'б рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву уитр и
произносил мольбу къунут до поясного поклона". ан-Насаи в "ас-Сунан аль- кубра" 1/218, Ибн Маджах 1/359. Достоверность подтвердили хафиз аль-'Иракъи и шейх аль-Альбани.
Также в этом хадисе опровержение тому мнению, что ду'а-къунут можно или нужно делать только в середине Рамадана или же вообще только в Рамадан.
Ду'а-къунут не связан только с Рамаданом, эту мольбу можно произносить на протяжении всего года. В этом хадисе Убай не сделал никакого ограничения и не сказал, что Посланник Аллаха ﷺ произносил къунут в какое-либо определенное время, и его слова указывают на обобщенность!
Также это подтверждается и поступками сподвижников. Сообщается, что 'Умар, 'Али и Ибн Мас'уд делали къунут в уитре на протяжении всего года.
Ибн
Наср 131.
Вернуться в содержание
121.
Что следует произносить в мольбе-къунут?
Аль-Хасан ибн 'Али рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ научил меня мольбе
къунут: "О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь
прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты
избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в
том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты
решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен
тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал
враждовать! Благословенный Ты - Господь наш, и Возвышенный!"".
Абу
Дауд 1425, ан-Насаи 3/248. Хадис достоверный. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
ممه هّ َّّللا
يين لّوّتّو ، ّتتيّفاّع تنّمييف يينيفاّعّو ، ّتتيّدّه تنّمييف يينيدتها
اّمييف ييل تك يّ يّيراّبّو ، ّتتي لوّت تنّمييف
اّم رّش يينيقّو ، ّتتيّطتعأ
هّّليذّيّل مه نإ ،ّكتيّلّع ىّضتقميّلّو ييضتقّت ّك نإّف ، ّتتيّضّق
تنّم زيعّيّلّو ّتتيّلاّو تنّم
اّن بّر ّتتكّراّبّت ، ّتتيّداّع
ّتتيّلاّعّتّو
/Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа'афини фиман 'афайт, уатауалляни фиман
тауалляйта, уабарикли фима а'тайт, уакъини шарра ма къадайт, фаиннака
такъды уаля юкъда 'аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я'иззу ман
'адайт, Табаракта Раббана уата'аляйт/
Это единственная мольба къунут достоверно установленная самим Пророком
ﷺ.
Однако также можно после этой мольбы обратиться с мольбой за Посланника
Аллаха ﷺ, ибо так поступали сподвижники, среди которых Убай ибн Ка'б и Абу
Халима Му'аз аль-Ансари, которые делали это в уитре, во время Рамадана.
Ибн
Наср 136, Ибн Хузайма 1097. См. "Сифату-ссаля" 180.
Также передается, что 'Умар ибн аль-Хатаб во время уитра в ду'а къунут говорил: "[i]О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует". аль-
Байхакъи 2/211. Иснад достоверный.
ممه للا
ىّعتسّن ّكتيّلإّو ،مدمجتسّنّو ييلّصمن ّكّلّو ،مدمبتعّن ّكا يإ
،ّكّباّذّع ىّش تّ تخّنّو ،ّكّتّم تحّر ومجترّن ،مديف تحّنّو
ّكّباّذع نإ
مق ّحتلمم ّنييريفاّكتلايب
.
ّو ،ّكمنييعّتتسّن ا نإ ممه للا
،ّكمرمفتكّن ّلّو ،ّرتيّجتلا ّكتيّلّع يينتثمنّو ،ّكمريفتغّتتسّن
ّكمرمفتكّي تنّم معّل تخّنّو ،ّكّل معّض تخّنّو ،ّكيب منيم تؤمنّو
/Аллахумма, ийака на'буд, уаляка нусалли уа насджуд, уа илейка нас'а
уанахфид, нарджу рахматак, уанахша 'азабак, инна 'азабака биль-кяфирина
Замечание о понимании вопроса приемлемого разногласия в
Исламе
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "В вопросах иджтихада нельзя порицать
с помощью руки (т.е. силой)! И никто не имеет права обязывать следовать
какому-либо вопросу иджтихада, однако можно обсуждать это с помощью
научных доводов. И тот, для кого станет ясным правильность одного из мнений,
пусть следует ему. А что касается того, кто доверяет другому мнению, то нельзя
его порицать". См. "Маджму'уль-фатауа" 30/80.
Шейх Ибн 'Усаймин говорил: "Если ученые разногласят в вопросах фатуа или
же, скажем, в увещевании и наставлениях, то мусульманину следует следовать
тому, что он видит наиболее близким к истине!".
См. "Ликъа Баб аль-мафтух" вопрос № 1136.
Однако многие мусульмане, не понимая сказанного, каждый год делают вопрос количества рак'атов молитвы тарауих предметом споров и ссор, зачастую приводящих к смутам. Это недопустимо! Ведь совместная молитва в месяц
Рамадан должна сближать сердца мусульман, а не, наоборот, быть причиной смуты и раздора. Вся беда в том, что многие мусульмане не понимают такой вопрос в Исламе, как "приемлемое разногласие". Дело в том, что многие молодые мусульмане, считающие, что Сунной является совершение только одиннадцати рак'атов за ночь, начинают считать приверженцами нововведений совершающих большее количество. А со своей стороны, фанатичные сторонники мнения двадцати рак'атов называют их смутьянами, раскалывающими джама'ат мусульман, поскольку те уходят после восьми или же десяти рак'атов, не молясь с имамом до конца, и также обвиняют их в нововведении. А в некоторых республиках дело дошло до того, что человек, дабы его не назвали ваххабитом или смутьяном за не совершение двадцати рак'атов, вынужден молиться за имамом до самого конца, даже если он желает уйти пораньше по причине каких- либо важных дел. И это даже в том случае, если этот человек не придерживается того мнения, что нельзя превышать одиннадцать рак'атов молитвы тарауих.
Все это является заблуждением, причиной которого является отсутствие знания и понимания приемлемых разногласий среди ученых.
Тем людям, которые делают вопрос количества рак'атов тарауиха предметом смуты и раскола среди мусульман, можно посоветовать поискать мечеть, в которой имам совершает то количество рак'атов, которого он придерживается. А
если он не найдет такого, то чем вносить смуту, ему лучше молиться у себя дома,
придерживаясь мнения имамов, считавших, что молитва тарауих дома лучше, чем в мечети с имамом.
Главное не следовать как в этом, так и в любом другом вопросе, за своими страстями, а следовать за тем или иным мнением на основании доводов. А что касается простого народа, который делает так, как их имам, то они не заслуживают никакого порицания!
Вернуться в содержание
115.
Правило совершения ночной молитвы, как в Рамадан, так и в
другое время
Имам Ибн Хузайма, приведя некоторые хадисы, в которых описывается ночная молитва Пророка ﷺ, сказал: "Дозволено человеку совершать молитву в
любое количество рак'атов, которое он желает, из того, что передается от
Пророка ﷺ, что он совершал. Пусть совершает в той форме, что передается от
Пророка ﷺ. И никто не заслуживает порицания за это".
См. "Сахих Ибн Хузайма"
2/194.
Есть много видов совершения ночных молитв в соответствии с Сунной
Посланника Аллаха ﷺ, однако мы ограничимся упоминанием самого распространенного вида ночной молитвы. Имам ан-Науауи сказал: "Желательно
совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак'атов, поскольку
подобное совершение молитвы было распространено Пророком ﷺ, и он сам велел
так поступать, сказав: "Ночная молитва совершается попарно, попарно"".
См. "Шарх Сахих Муслим" 5/432.
Вернуться в содержание
116.
О затягивании и укорачивании молитвы тарауих
Затягивание молитвы тарауих зависит от джама'ата молящегося позади имама. Если известно, что некий имам в какой-то мечети совершает тарауих довольно долго и люди, зная это, приходят на намаз, то, несомненно,
затягивание молитвы похвально и соответствует Сунне и поступку сподвижников.
Саиб ибн Язид рассказывал: "Умар ибн аль-Хаттаб повелел Убай ибн Ка'бу и
Тамиму ад-Дари совершать в Рамадан молитву с людьми в одиннадцать рак'атов.
И чтец читал по двести аятов, что нам приходилось опираться на посох из-за
долгого стояния. И мы расходились только незадолго до рассвета".
Малик 1/248.
Однако это не означает, что поступать следует именно таким образом в любом случае, не обращая внимания на состояние молящихся мусульман,
поскольку есть и другие тексты в Сунне, которые нужно смотреть в совокупности.
Имам аль-Касани говорил: "То, что велел делать 'Умар, это из благих дел -
завершать чтение Корана несколько раз. Но это было в их время, а что касается
нашего времени, то лучше для имама читать в соответствии с положением
молящихся. Пусть он читает столько, сколько не будет отталкивать людей от
коллективной молитвы, поскольку многочисленный джама'ат лучше, чем
удлинение чтения в намазе!" См. "Маусуатуль-фикъхия" 27/148.
Доводом на эти слова является хадис: "Молитва человека с другим
лучше, чем молитва одного! А молитва человека с двумя лучше, чем
молитва с одним. И чем больше количество, тем любимее это для
Аллаха!". ан-Насаи 843, Абу Дауд 554. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1912.
И обратите внимания на то, что этот имам, который жил около 900 лет назад,
говорит про облегчение и не затягивание тарауиха, а что говорить про наше время, когда многие мусульмане ленятся ходить в мечеть даже на обязательную групповую молитву, которая длится пять минут?!
А что касается веления 'Умара читать по двести аятов во время тарауиха, то есть и другие сообщения от него на эту тему. Например, также сообщается, что "Умар созвал в Рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читал быстро читать по
тридцать аятов, тому, кто средне - по двадцать пять аятов, а тому, кто медленно
- по двадцать". Ибн Абу Шейба 2/89. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Имаму необходимо учитывать состояние молящихся мусульман и не забывать о наставлении Пророка ﷺ, который говорил: "Когда кто-либо из вас
совершает молитву с людьми, то пусть облегчает молитву! Поистине,
среди молящихся могут быть дети, старики, слабые, больные или те, у
кого есть дела. А кто совершает молитву один, то пусть затягивает свою
молитву, насколько пожелает!". аль-Бухари 703, Муслим 467.
Шейх Ибн Баз сказал: "Это является необходимым во всех намазах, будь то в
тарауихе или же обязательных молитвах. Имам обязан учитывать состояние
молящихся и проявлять мягкость в ночных выстаиваниях Рамадана!".
См. "Фатауа
Ибн Баз" 11/336.
Имам Ахмад говорил: "Следует имаму читать в месяц Рамадан так, чтобы не
обременять людей".
См. "аль-Мугъни" 2/169.
Когда имама Ахмада спросили об имаме, который прочитывает Коран дважды во время тарауиха в Рамадан, он сказал: "Для меня это зависит от усердия
молящихся, ведь среди них могут быть работники!"
Хафиз Ибн Раджаб о его словах сказал: "Слова Ахмада указывают на то, что
имам должен учитывать состояние молящихся и не обременять их".
См. "Лятаифуль- ма'ариф" 18.
Если имам затягивает чтение Корана, а также поясные и земные поклоны, то будет желательным отдыхать после каждых двух или четырех рак'атов. Имам ас-
Сархаси говорил: "Отдых после каждых двух рак'атов тарауиха является
желательным, и это мнение Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах. Ведь
название "тарауих" - эта молитва получила по причине отдыха, и это передается
от саляфов".
См. "аль-Мабсут" 2/146.
Также говорил имам аль-Мардауи: "Следует отдыхать после каждых четырех
рак'атов небольшим сидением, как это делали саляфы. Однако нет проблем в
том, чтобы этого не делать".
См. "аль-Инсаф" 2/182.
Вернуться в содержание
117.
О произнесении определенных слов поминания Аллаха после
каждых двух или четырех рак'атов тарауиха
Это то, что совершают во многих мечетях, произнося определенные слова поминания Аллаха (зикр) или же призывая благословения на Пророка ﷺ после каждых двух или четырех рак'атов тарауиха. На законность и приемлемость этого нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, ни в поступках кого-либо из саляфов. Более того, имамы называли это нововведением. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: "Имам обязан отстраняться от внесенных нововведений, в
виде поминания Аллаха после каждых двух рак'атов тарауиха, как повышение
голосов при их произнесении или же произнесение этих поминаний в один голос.
Все это - порицаемое нововведение! Также и слова муаззина после двух
рак'атов: "Молитва, да помилует вас Аллах" (ас-саля ярхамукуму-Ллах),
являются нововведением! Нововведения в религии запрещены, а лучшее
руководство - это руководство Мухаммада!".
См. "аль-Мадхаль" 2/293.
Обратите внимание на то, что этот имам жил около семисот лет назад, и уже тогда имели место эти нововведения!
Однако данные нововведения мусульманам необходимо искоренять мудро,
учитывая вопрос пользы и вреда в тех или иных мечетях бывшего СНГ, чтобы после строгого увещевания или спора, данное наставление не привело к тому,
чтобы мечеть вообще закрыли!
Вернуться в содержание
118.
Об увещевании или уроках между молитвами тарауих
Что же касается произнесения проповеди или уроков в промежутках между рак'атами тарауиха, то спросили об это шейха Ибн 'Усаймина: "Каково постановление относительно увещевания между намазами во время тарауиха или в середине тарауиха, если это делается постоянно? Шейх ответил: "Что касается
увещеваний, то нет! Это не является методом саляфов. Однако если в
увещевании есть нужда, то это можно сделать после тарауиха, если есть
желание. Если же это делать каждую ночь во время тарауиха, то это станет
нововведением".
См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 118.
Спросили шейха аль-Альбани: "Дозволено ли для имама во время молитвы тарауих в промежутках произносить увещевание?" Шейх ответил: "Такой
поступок может быть и дозволен, и не дозволен. Если речь идет о разъяснении
каких-либо вещей, или же предостережении и запрещении порицаемого, то тогда
это необходимо! Однако если речь идет о совершении этого в качестве традиции,
то это является противоречием Сунне".
См. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 656.
Вернуться в содержание
119.
Можно ли читать Коран во время тарауиха с книги (мусхаф)?
Некоторые ученые говорили о нежелательности данного поступка, однако правильным мнением является то, что это дозволено без каких-либо порицаний.
Ибн Абу Муляйка рассказывал: "У 'Аиши был слуга по имени Закуан, который
проводил намаз будучи у нее имамом в месяце Рамадан, читая с мусхафа". аль-
Бухари 1/245.
Известный имам из числа последователей (таби'ун) Ибн Шихаб говорил:
"Наилучшие из нас читали Коран в Рамадан по мусхафу!".
См. "аль-Мудаууана" 1/224.
Имам Малик говорил: "Нет никаких проблем, если имам будет читать Коран с
мусхафа в Рамадан, а также во время добровольных намазов!" Ибн аль-Къасим сказал: "Малик порицал это в обязательных намазах".
См. "аль-Мудаууана" 1/225.
Имам Ахмад говорил: "Нет проблем в том, чтобы человек, совершающий с
людьми ночное выстаивание, читал по мусхафу". Его спросили: "А в обязательных намазах?" Он ответил: "Об этом я ничего не слышал".
См. "аль-
Маусу'атуль-фикъхия" 33/57.
Имам ан-Науауи сказал: "У того, кто читает Коран с мусхафа, не нарушается
намаз, независимо от того, знает он наизусть, что читает, или нет! Более того,
это необходимо, если он не знает наизусть аль-Фатиху!".
См. "аль-Маджму'" 4/27.
Тут следует отметить, что стоящим позади имама следует слушать чтение
Корана, а не стоять также с Кораном в руках, следя за чтением имама, как это делают некоторые. Если для имама чтение по мусхафу является в такой ситуации дозволенным, то нет нужды в этом для стоящих позади него. Из-за этого поступка человек оставляет некоторые необходимые вещи самой молитвы, а именно, не смотрит на место совершения земного поклона, не складывает руки на груди, делает много лишних движений, перелистывая страницы Корана и т.п.
На основании этого шейх Ибн Баз и шейх Ибн 'Усаймин строго порицали этот поступок и говорили, что это является противоречием Сунне.
Вернуться в содержание
120.
О мольбе къунут в Уитр намазе
Къунут - это мольба, произносимая в последнем рака'ате молитвы уитр. Эта мольба не является условием действительности молитвы уитр, однако некоторые ученые говорили, что она является обязательной, оставление чего требует совершения искупительных земных поклонов (саджда сахуа). Это распространенное мнение среди ханафитов, однако многие имамы-ханафиты говорили, что заявление о том, что мольба къунут является обязательной в уитре, является ошибкой и заблуждением, и подобное говорил имам-ханафит Ибн аль-Хумам.
См. "Фатхуль-Къадир" 1/306.
Сподвижники, передававшие о молитве уитр, не говорили о мольбе къунут, и если бы Пророк ﷺ делал къунут в уитре всегда, то, несомненно, все бы они об этом упомянули, но это передается только от Убая ибн Ка'ба, что и указывает на то, что Пророк ﷺ не всегда делал къунут в уитре.
См. "Сифату-ссаля" 179.
Убай ибн Ка'б рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву уитр и
произносил мольбу къунут до поясного поклона". ан-Насаи в "ас-Сунан аль- кубра" 1/218, Ибн Маджах 1/359. Достоверность подтвердили хафиз аль-'Иракъи и шейх аль-Альбани.
Также в этом хадисе опровержение тому мнению, что ду'а-къунут можно или нужно делать только в середине Рамадана или же вообще только в Рамадан.
Ду'а-къунут не связан только с Рамаданом, эту мольбу можно произносить на протяжении всего года. В этом хадисе Убай не сделал никакого ограничения и не сказал, что Посланник Аллаха ﷺ произносил къунут в какое-либо определенное время, и его слова указывают на обобщенность!
Также это подтверждается и поступками сподвижников. Сообщается, что 'Умар, 'Али и Ибн Мас'уд делали къунут в уитре на протяжении всего года.
Ибн
Наср 131.
Вернуться в содержание
121.
Что следует произносить в мольбе-къунут?
Аль-Хасан ибн 'Али рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ научил меня мольбе
къунут: "О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь
прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты
избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в
том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты
решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен
тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал
враждовать! Благословенный Ты - Господь наш, и Возвышенный!"".
Абу
Дауд 1425, ан-Насаи 3/248. Хадис достоверный. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
ممه هّ َّّللا
يين لّوّتّو ، ّتتيّفاّع تنّمييف يينيفاّعّو ، ّتتيّدّه تنّمييف يينيدتها
اّمييف ييل تك يّ يّيراّبّو ، ّتتي لوّت تنّمييف
اّم رّش يينيقّو ، ّتتيّطتعأ
هّّليذّيّل مه نإ ،ّكتيّلّع ىّضتقميّلّو ييضتقّت ّك نإّف ، ّتتيّضّق
تنّم زيعّيّلّو ّتتيّلاّو تنّم
اّن بّر ّتتكّراّبّت ، ّتتيّداّع
ّتتيّلاّعّتّو
/Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа'афини фиман 'афайт, уатауалляни фиман
тауалляйта, уабарикли фима а'тайт, уакъини шарра ма къадайт, фаиннака
такъды уаля юкъда 'аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я'иззу ман
'адайт, Табаракта Раббана уата'аляйт/
Это единственная мольба къунут достоверно установленная самим Пророком
ﷺ.
Однако также можно после этой мольбы обратиться с мольбой за Посланника
Аллаха ﷺ, ибо так поступали сподвижники, среди которых Убай ибн Ка'б и Абу
Халима Му'аз аль-Ансари, которые делали это в уитре, во время Рамадана.
Ибн
Наср 136, Ибн Хузайма 1097. См. "Сифату-ссаля" 180.
Также передается, что 'Умар ибн аль-Хатаб во время уитра в ду'а къунут говорил: "[i]О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует". аль-
Байхакъи 2/211. Иснад достоверный.
ممه للا
ىّعتسّن ّكتيّلإّو ،مدمجتسّنّو ييلّصمن ّكّلّو ،مدمبتعّن ّكا يإ
،ّكّباّذّع ىّش تّ تخّنّو ،ّكّتّم تحّر ومجترّن ،مديف تحّنّو
ّكّباّذع نإ
مق ّحتلمم ّنييريفاّكتلايب
.
ّو ،ّكمنييعّتتسّن ا نإ ممه للا
،ّكمرمفتكّن ّلّو ،ّرتيّجتلا ّكتيّلّع يينتثمنّو ،ّكمريفتغّتتسّن
ّكمرمفتكّي تنّم معّل تخّنّو ،ّكّل معّض تخّنّو ،ّكيب منيم تؤمنّو
/Аллахумма, ийака на'буд, уаляка нусалли уа насджуд, уа илейка нас'а
уанахфид, нарджу рахматак, уанахша 'азабак, инна 'азабака биль-кяфирина