Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вернуться в содержание
132.
Выход из мечети без уважительной причины
'Аиша рассказывала: "Пророк не выходил из мечети, кроме как по нужде,
когда совершал затворничество". аль-Бухари 2029, Муслим 297.
Выход затворника из мечети без необходимости, нарушает и'тикаф по единогласному мнению ученых.
См. "Кашшаф аль-кана'" 3/362, "ад-Динуль-Халис" 8/421.
Если же затворник вынужден выйти из мечети, как например для совершения малого или большого омовения, для справления нужды, чтобы покушать, или если опасается что его имущество пропадет и т.п., то его затворничество не нарушено! Имам Ибн Хубайра говорил: "Единогласны учены в том, что человеку
дозволено выйти из мечети в случае необходимости".
См. "аль-Ифсах" 1/259.
Вернуться в содержание
133.
О достоинстве и'тикафа
Нет сомнений в том, что достоинство и'тикафа велико, ибо это поклонение, в котором собрались многие виды поклонения, как пост, коллективное совершение пятикратных молитв, чтение Корана, поминание Аллаха, нахождение в мечети и многое другое. Однако в форме достоверных хадисов от Пророка ﷺ, относительно достоинств и'тикафа ничего нет. Абу Дауд рассказывал: "Я спросил у имама
Ахмада: "Есть что-либо достоверное о достоинствах и'тикафа?" На что Ахмад
сказал: "Нет ничего, кроме слабых хадисов".
См. "Масаиль Аби Дауд" 96.
Однако на тему достоинства и'тикафа есть хадис от Ибн 'Аббаса, что Пророк ﷺ
сказал: "Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и'тикаф в течение
одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из
них будет больше, чем расстояние между востоком и западом". ат-Табарани в "аль-Аусате", аль-Байхакъи.
Относительно достоверности и этого хадиса были разногласия, однако хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами считали иснад хадиса хорошим.
См. "ат-Таргъиб уа-ттархиб" 1/267 и "Маджма'у-ззауаид" 8/192.
Вернуться в содержание
134.
Мудрость и'тикафа
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: "Всевышний Аллах установил совершение
и'тикафа, мудрость и смысл которого заключаются в том, чтобы человек
устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному,
уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся поклонением своему
Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как
лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремиться к Нему. Человек
избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только
устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и
размышлением над тем, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему. Он
отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя
в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек
не найдет себе собеседников и сможет радоваться только уединению с Аллахом".
См. "Задуль-Ма'ад" 2/86.
Вернуться в содержание


1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   26

135.
Периоды и'тикафа
Затворничество можно совершать в любое время, и оно не связано лишь с месяцем Рамаданом. Указанием на это служит хадис 'Аиши, которая рассказывала: "Однажды Пророк решил провести определенное время в
мечети, а когда он подошел к тому месту, где хотел находиться, оказалось, что
там уже были палатки его жен ('Аиши, Хафсы и Зайнаб). Увидев их, Пророк
сказал: "Считаете ли вы, что они сделали это из благочестия?" После чего
Пророк прервал свой и'тикаф, но затем совершил его в месяце Шаууале в
течение десяти дней". аль-Бухари 2034.
Однако, как уже было сказано наилучшее затворничество - это затворничество в последние десять дней Рамадана.
Вернуться в содержание
136.
Минимальное и максимальное время для и'тикафа
Ученые разошлись на несколько мнений в отношении вопроса: каков минимальный срок для совершения и'тикафа. Некоторые говорили день и ночь,
некоторые 10 дней, а большинство говорило, что любое время и даже мгновение.
См. "ад-Дурруль-мухтар" 1/445, "аль-Къауанинуль-фикъхия" 125, "аль-Инсаф" 7/566.
И об этом говорили некоторые саляфы. Я'ля ибн Умайя (да будет доволен им
Аллах) говорил: "Поистине, я пребываю в мечети час, и делаю это только в
качестве и'тикафа!".
Абдур-Раззакъ 4/346, Ибн Аби Шайба 3/89. Иснад достоверный.
Но маликиты считали, что самое правильное мнение в том, что минимальное время итикафа - это день или ночь, так как это самое малдое на что указывает
Сунна, как в хадисе Ибн 'Умара, в котором сообщается, что 'Умар сказал Пророку
ﷺ: "Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение
одной ночи". А Пророк ﷺ сказал: "Так исполни свой обет". аль-Бухари 2032.
Это самое минимальное, что пришло в Сунне на время и'тикафа. И не передается от кого-либо из сподвижников, что когда они приходили в мечеть на молитву и совершив ее, ожидали следующей молитвы, чтобы они считали данное ожидание и'тикафом.
См. "Фикъх аль-и'тикаф" 55.
А что касается максимального времени и'тикафа, то нет у него ограничения.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: "Совершения итикафа не порицается в какое-
либо время, и ученые единогласны в том, что нет у него ограничения в
максимальном сроке!".
См. "аль-И'лям бифауаид 'Умда аль-ахкам" 5/430.
Вернуться в содержание
137.
Когда следует уединяться для совершения затворничества,

которое совершал Пророк
в последние 10 дней Рамадана?
'Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Когда Пророк желал
совершить затворничество, он совершал утреннюю молитву и отправлялся к
месту своего уединения". аль-Бухари 2033, Муслим 1172/6.
Этот хадис указывает на то, что уединение в мечети на десятидневное затворничество следует совершать после утренней молитвы двадцать первого
Рамадана. Этого мнения придерживались такие имамы, как аль-Ауза'и, Суфьян ас-Саури и аль-Ляйс.
См. "аль-Инсаф" 3/369, "Субулю-Ссалям" 2/174.
Что же касается большинства имамов, среди которых Абу Ханифа, Малик, аш-
Шафи'и и Ахмад, то они считали, что Посланник Аллаха ﷺ уединялся в мечети до захода солнца в ночь наступления двадцать первой ночи Рамадана, опираясь на хадисы, указывающие, что Пророк уединялся всегда в десять последних ночей
Рамадана.
См. "аль-Мудаууана" 2/238, "Умдатуль-къари" 11/148.

Некоторые имамы прекрасно объединили оба мнения и сказали, что Пророк ﷺ
уединялся в мечети на десять последних ночей Рамадана до вечерней молитвы, а совершив уже утреннюю молитву, он уединялся в своей палатке и поклонялся
Аллаху самостоятельно.
См. "Шарх Сахих Муслим" 8/249, "Найлюль-Аутар" 4/313.
Вернуться в содержание
138.
Краткое напоминание желающим совершить и'тикаф
Во время уединения не следует увлекаться решением мирских дел, заключать торговые сделки? излишествовать во сне, пустословить и т.п., чтобы не терять награду за и'тикаф, а следует проявлять больше усердия в поклонении Аллаху в эти великие ночи.
Также следует проявлять заботу о тех мусульманах, которые тоже находятся в уединении, помогая им и не причиняя им неудобства, и помнить о великих достоинствах хороших проявлений братства и о том, что помощь мусульманину лучше, чем сам и'тикаф, как говорил об этом Пророк ﷺ: "И поистине, придти
на помощь своему брату мусульманину в том, в чем он нуждается
любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение
месяца".
Ибн Аби ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. "Сахих аль-джами'" 176.
Вернуться в содержание
139.
О величии и достоинстве Ночи предопределения
Всевышний Аллах сказал: "Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь
предопределения! А что даст тебе знать, что такое Ночь
предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев.
Нисходят ангелы и дух (Джибриль) в ней с дозволения Господа их для
всяких Его повелений. Она - мир до восхода зари".
(Ляйлятуль-Къадр 97: 1-5).
Всевышний Аллах также сказал: "Клянусь ясным Писанием! Мы
ниспослали его в благословенную Ночь, и Мы предостерегаем. В эту Ночь
решаются все мудрые дела по повелению от Нас".
(Дым 44: 2-5)
Къатада сказал: "В эту Ночь предопределяются деяния последующего года".
См. "Тафсир ат-Табари" 25/65.
Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Аллах Всевышний
ниспослал Коран в Ночь предопределения целиком и сразу из "хранимой
скрижали" на нижнее небо в место, называемое "Дом величия", и находился он в
местах заката звезд. А после этого Аллах ниспосылал Коран Своему Пророку
через ангела Джибриля частями, в зависимости от обстоятельств, в течение
двадцати трех лет".
См. "Тафсир ат-Табари" 2/144, "аль-Мустадрак" аль-Хакима 2/530 и "Тафсир Ибн Касира" 4/685.Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Хаким, хафиз
Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Шейх аль-Альбани сказал: "Ученые говорят, что эти слова Ибн Аббас не мог
произнести от себя, а слышал это от Пророка , ибо сподвижники о сокровенных
вещах от себя не говорили".
Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 410.
Анас ибн Малик рассказывал: "Когда наступил Рамадан, Посланник Аллаха
сказал: "Поистине, явился к вам этот месяц! В нем есть ночь - лучшая,
чем тысяча ночей. И тот, кто лишится этой ночи, тот лишится всего ее
блага, и не лишится ее благо никто, кроме лишенного!"".
Ибн Маджах 1644.
Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. "Сахих ат- таргъиб" 989, 990.
Ночь предопределения получила свое название из-за того высокого места,
которое она занимает перед Аллахом Всевышним и своего превосходства перед другими ночами и днями, а также потому, что в эту ночь предопределяется срок

жизни и удел людей, а также все, что произойдет в течение года.
См "Тайсируль-
Карими-Ррахман" 1017.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, в Ночь предопределения
ангелов на земле больше, чем мелких камешков". ат-Таялиси 2545, Ибн Хузайма
2/223. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 2205.
Ночь предопределения - абсолютно лучшая ночь. Аллах сделал ее благословенной, выделил ее среди прочих ночей, ниспослав в ней Коран, и сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев, что соответствует восьмидесяти трем годам!
Хафиз Ибн Раджаб говорил: "О тот, кто потратил свою жизнь, не приобретя
ничего благого! Использую Ночь предопределения, чтобы обрести упущенное,
ведь эта Ночь приравнивается к целой жизни!".
См. "Лятаифуль-ма'ариф" 191.
Вернуться в содержание
140.
О проявлении усердия в поклонении в Ночь предопределения
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Тому, кто проведет в молитве Ночь
предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его
прежние грехи". аль-Бухари 38, Муслим 760.
Сообщается, что 'Аиша спросила Пророка ﷺ: "О Посланник Аллаха, скажи,
если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?"
Он сказал: "Говори: "О Аллах, поистине, Ты - Прощающий,
Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!"". ат-Тирмизи, Ибн
Маджах, аль-Хаким. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. "Сахих аль-джами'" 4423.
ينع فعاف وفعلا بحت وفع كنإ مهللا
/Аллахумма иннака 'афуун, тухиббуль-'афуа фа'фу'анни/
Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы, сказал: "Суфьян ас-Саури говорил:
"Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимее для меня, чем
совершение молитв!" Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду'а лучше, чем
намаз, в котором мольба часто не произносится. Но если человек будет читать
Коран и обращаться с ду'а, это будет лучше! Пророк , совершая ночные
молитвы в Рамадан читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней,
а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он
объединял между намазом, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это
является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей
Рамадана и других ночах".
См. "Лятаифуль-ма'ариф" 204.
Вернуться в содержание
141.
Когда наступает Ночь предопределения?
'Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды
Посланник Аллаха вышел, чтобы поведать о Ночи предопределения, но в это
время двое мусульман вступили в препирательство друг с другом, и тогда он
сказал: "Поистине, я вышел, чтобы поведать вам о наступлении Ночи
предопределения, но такой-то начал ссориться с таким-то, и то, что я
знал, исчезло. Возможно, это и лучше для вас, так ждите (эту Ночь) в
седьмую, девятую или пятую!""
аль-Бухари 49.