Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мульхак. Аллахумма, инна наста'инука, уа настагъфирук, уанусни 'аляйкя-
льхайра, уаля накфурук, уа ну'мину бика, уанахда'уляк,
уанахля'у ман йакфурук/
Эти поступки сподвижников указывают на то, что во время къунута можно обращаться к Аллаху с любой мольбой, а не только той, которой обучил
Посланник Аллаха ﷺ своего внука.
Однако достоверно сообщается от Ибн Абу Шейбы, что Хасан аль-Басри не любил взывать в къунуте с какой-либо мольбой, кроме той, что пришла от
Пророка ﷺ и его сподвижников. Однажды, когда он прочитал къунут, который передается от 'Умара, его спросили: "О Абу Са'ид, ты увеличиваешь что-либо в къунуте из благословения за Пророка ﷺ, мольбы и восхваления?" Он ответил:
"[i]Я не запрещаю это, но я слышал, что сподвижники Пророка ﷺ ничего не добавляли к этому и гневались, если кто-то желал что-то к этому добавить!".
См.
"Къунут аль-уитр" 78-79.
Вернуться в содержание
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 26
122.
Когда следует читать къунут, до или после поясного поклона?
Ду'а-къунут в уитре можно читать как перед, так и после поясного поклона последнего рака'ата, но лучше его читать до поясного поклона, поскольку Убай ибн Ка'б рассказывал, что "Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву уитр и
произносил мольбу къунут до поясного поклона". ан-Насаи 1/218, Ибн Маджах 1/359.
Достоверность подтвердили хафиз аль-'Иракъи и шейх аль-Альбани.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Большинство сообщений, которые передаются от
Анаса, указывают на то, что къунут-назаля (произносимая во время
обязательных молитв) читается после поясного поклона, и в этом нет
разногласий. А что касается ду'а-къунут, то его следует произносить до руку'а,
хотя в этом вопросе сподвижники разногласили, однако это из дозволенных
разногласий".
См. "Фатхуль-Бари" 2/569.
Вернуться в содержание
123.
Можно ли поднимать руки во время мольбы-къунут?
'Абдуллах ибн Ахмад рассказывал: "Я спросил отца (имама Ахмада) о
поднятии рук во время къунута, и он сказал: "Нет в этом проблем, поскольку
передается от отца 'Абдур-Рахмана ибн аль-Асуада, что Ибн Мас'уд поднимал
свои руки во время къунута"".
См. "аль-Масаиль" № 332.
Шейх аль-Альбани говорил: "От 'Умара и других установлено поднятие рук во
время къунута".
См. "Ируауль-гъалиль" 2/181.
Вернуться в содержание
124.
Можно ли говорить вслух "Амин" после мольбы имама в
къунуте?
Ибн 'Аббас рассказывал: "Пророк ﷺ однажды совершал къунут два месяца
подряд после обеденной, послеобеденной, вечерней, ночной и утренней молитв,
в конце каждой молитвы. И когда он выпрямлялся с поясного поклона, он
говорил: "Сами'а-Ллаху лиман хамидах", и начинал обращаться с мольбой против
племени Бану Сулейм, а также Ри'ль, Закуан и Усайя. А те, кто стоял позади
него, говорили "Амин"".
Ахмад 1/301, Абу Дауд 2746. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх 'Абдуль-Къадир аль-Арнаут и
Шу'айб аль-Арнаут.
Имам Исхакъ ибн Рахауайх говорил: "Имам взывает, а те, кто стоит позади
него говорят: "Амин"". Ибн Наср 156.
Абу Дауд рассказывал: "Я спросил Ахмада: "Если я не слышу къунута имама,
мне самому делать ду'а?" Он ответил: "Да"".
См. "аль-Масаиль Аби дауд" 102.
Однажды Абу Халима Му'аз аль-Ансари, который проводил при 'Умаре тарауих, во время ду'а-къунут ошибся и сказал: "О Аллах, сделай так, чтобы
дожди не выпадали", и позади стоящие сказали: "Амин!" Когда он завершил намаз, он обратился к ним: "Я сказал: "О Аллах, сделай так, чтобы дожди не
выпадали", а вы говорите: "Амин!" Почему вы не слушаете, что я говорю, а затем
не произносите Амин?!".
Ибн Наср в "аль-Уитр" 326.
В этом сообщении указание на важность произнесения слова "Амин" в нужном месте. Ведь слово "Амин" означает: "О Аллах, ответь!" 'Ата говорил: ""Амин" -
это мольба".
'Абдур-Раззакъ 2/183.
Вернуться в содержание
125.
О некоторых излишествах в мольбе-къунут
Абу На'ама рассказывал: "Однажды 'Абдуллах ибн Мугъаффаль услышал, как
его сын обращался к Аллаху со следующей мольбой: "О Аллах! Поистине, я
прошу у Тебя Рая, его блаженства, его наслаждений" и так далее и так далее…,
"И я прибегаю к Твоей защите от Огня, его мучений и оков", и так далее и так
далее…" И Ибн Мугъаффаль сказал ему: "О сынок! Поистине, я слышал, как
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Появятся народы, которые будут
излишествовать в мольбе!" Не будь же из их числа! Если тебе будет дарован
Рай, то тебе также будут дарованы и все его блага, и если ты будешь защищен от
Огня, то, естественно, будешь защищен от всех его бед!".
Абу Дауд 1480, Ибн Маджах
3864. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Ибн Джурайдж говорил: "Повышение голоса при мольбе - это из числа
излишеств в ду'а!".
См. "Тафсир ат-Табани" 5/318.
Также к излишеству в мольбе относится и мелодичное чтение мольбы къунут,
которое совершают многие имамы во время Рамадана, а также чтение некоторыми чтецами нараспев разных ду'а после завершения чтения всего
Корана. Это не имеет под собой никакой основы в религии! Так не поступал ни
Пророк ﷺ, ни его сподвижники, ни их праведные последователи (таби'ун), а
Пророк ﷺ сказал: "Тот, кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к
нему отношение, оно будет отвергнуто!" аль-Бухари 2697, Муслим 1718.
Имам Ибн аль-Хумам, который жил около пятисот лет назад, говорил: "То, что
совершают люди в наше время, а это - затягивание и чрезмерное распевание
мольбы, то это не является поклонением и никак не влияет на принятие мольбы!
Напротив, это из причин ее непринятия!".
См. "Файдуль-Къадир" 1/229.
Он также говорил: "Я не считаю произнесение ду'а нараспев некоторыми
чтецами ничем иным, кроме как игрой!" См. "Фатхуль-Къадир" 1/370.
Шейх Бакр Абу Зайд сказал: "Поистине, распевание, растягивание и
придание мелодичности мольбе является великим нечестием, которое
противоречит духу поклонения, спокойствию, отсутствию показухи и
самовосхищения! Ученые как первых поколений, так и последних порицали того,
кто делал это. Пусть же тот, кому Аллах дал возможность стать имамом,
проводящим молитвы и къунут в уитре, проявляет усердие в правильности
намерения!".
См. "Тасхих ад-ду'а" 145.
Также и не следует чрезмерно удлинять мольбу къунут, ибо это не является
Сунной, или деянием саляфов. Более того, мольба къунут, которой Пророк ﷺ
обучил Хасана ибн 'Али, не являлась длинной!
См. "Сахих фикъху-Ссунна" 1/392.
И из тех сообщений, которые передаются от сподвижников видно, что их къунут не был длинным.
См. "Къунут аль-уитр" 80-83.
На основании этого становится ясно, что затягивание мольбы къунут в
Рамадане, как это делают многие имамы наших дней, читая ду'а-къунут по полчаса, а то и по часу, затягивая его совершение чуть ли ни на время всего тарауиха, не является правильным! И дело дошло до того, что многие молящиеся полагают, что затягивание мольбы къунут в Рамадан является установленной
Сунной.
Ибрахим ан-Наха'и говорил: "Мольбу къунут следует произносить столько,
сколько занимает времени прочтение суры: "Когда небо развернется…" (аль-
Иншикъакъ 84: 1)".
Ибн Абу Шейба 2/308.
Имам Ахмад говорил: "Имаму следует взывать мольбой 'Умара: "Аллахумма
инна наста'инук…". И мольбой аль-Хасана: "Аллахумма-хдина фи ман хадайт…"".
См. "аль-Инсаф" 2/171.
Если же затягивание мольбы къунут приводит к утруждению молящихся, этот поступок становится еще более порицаемым!
Шейх Бакр Абу Зайд говорил: "Необходимо отстраняться от затягивания
мольбы къунут, что может привести к затруднению молящихся!".
См. "Тасхих ад- ду'а" 162.
Так же говорил и шейх Ибн 'Усаймин, что нельзя затягивать ду'а-къунут, дабы не утруждать людей. Более того, он говорил, что иногда лучше и вовсе не делать къунут, чтобы люди не полагали, что ду'а-къунут в Рамадан является обязательной.
См. "Фатауа Ибн 'Усаймин" 2/198.
Необходимо отстраняться от излишества в мольбах, как это часто происходит во время тарауиха в Рамадан, ибо от этого предостерегал Посланник Аллаха ﷺ. И
сколько подобных молитв произносят в наши дни, как: "О Аллах, благослови нас сверху, благослови нас снизу, благослови нас со всех сторон…", или: "О Аллах,
помилуй нас, когда мы родились. О Аллах, помилуй нас, когда мы заболели. О
Аллах помилуй нас, когда мы умрем, и когда положат нас в могилу. О Аллах,
помилуй нас, когда мы воскреснем" или "О Аллах прими наши земные поклоны,
прими наши поясные поклоны, прими наше стояние, прими наше чтение Корана,
прими наше восхваление, прими наше прославление, прими наши мольбы…" и т.п. Все это и подобные мольбы являются излишеством, которое строго порицали ученые.
Поистине, наилучшими мольбами являются мольбы Пророка ﷺ, которому
Аллах даровал способность в коротких выражениях выражать глубочайший смысл! 'Аиша рассказывала: "Посланник Аллаха ﷺ любил обращаться с краткой
мольбой, выражающей большой смысл, и он не взывал ничем помимо этого!".
Абу
Дауд 1482. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам ан-Науауи, хафиз аз-
Захаби, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани.
Вернуться в содержание
126.
Определение слова "и'тикаф"
Языковое значение - это пребывание в каком-либо месте. В шариате - это продолжительное пребывание в мечети особым образом, ради поклонения
Аллаху.
См. "аль-Муфрадат" 343, "Шарх Сахих Муслим" 8/66.
Вернуться в содержание
127.
О положении и'тикафа
И'тикаф в Исламе является весьма желательным видом поклонения, которое
Пророк ﷺ совершал во время каждого Рамадана до конца своих дней.
Сообщается, что Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "В последние
десять дней каждого Рамадана Посланник Аллаха ﷺ не покидал мечеть". аль-
Бухари 2025, Муслим 1172.
Имам Абу Бакр ибн аль-'Араби сказал: "И'тикаф, является твердой Сунной".
См. "Фатхуль-Бари" 4/320.
Имам ан-Науауи сказал: "Совершение и'тикафа является Сунной по
единогласному мнению и не является обязательным, только если человек не дал
обет его совершить. Совершение и'тикафа является весьма желательным,
особенно в последние десять дней Рамадана".
См. "аль-Маджму'" 6/501. См. также "аль-
Иджма'" 34.
Вернуться в содержание
128.
Намерение
Имам Ибн Рушд сказал: "Мы не знаем разногласий относительно
необходимости намерения".
См. "Бидаятуль-муджтахид" 1/430.
Желающий совершить и'тикаф должен иметь искреннее намерение сделать это ради Аллаха, чтобы получить за это великую награду, а не для того, чтобы весело провести время в кругу других затворников или еще по какой-либо иной причине. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ
сказал: "Нет награды у того, кто не надеялся на нее". ад-Дайлями в "аль-
Фирдаус" 4/206. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Вернуться в содержание
129.
Совершение и'тикафа в мечети
Всевышний Аллах сказал: "Не вступайте с ними (женами) в близость,
когда вы уединяетесь в мечетях".
(аль-Бакъара 2: 187).
Имам аль-Къуртуби сказал: "Единогласны ученые в том, что и'тикаф может
быть только в мечети!".
См. "Тафсир аль-Къуртуби" 2/333.
Будучи единогласными в том, что и'тикаф можно совершать в любой мечети,
ученые разошли в том, какой именно должна быть мечеть. Некоторые ученые говорили, что и'тикаф можно совершать в любом месте, именуемом мечеть.
Однако некоторые сподвижники порицали это мнение, как это передается от Ибн 'Аббаса, сказавшего: "Самые ненавистные деяния для Аллаха - это
нововведения! И поистине, из числа нововведений - это совершение и'тикафа в
мечетях, которые находятся в домах!". аль-Байхакъи 4/316. Имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Другие говорили, что мечеть должна быть именно соборной, в которой совершают пять обязательных молитв. Ибн 'Аббас сказал: "Нет затворничества,
кроме как в мечети, в которой совершают совместные молитвы".
См. "Масаиль
Абдуллах ибн Ахмад" 2/623.
А Хузайфа говорил, что и'тикаф совершается только в трех мечетях: аль-
Харам (в Мекке), мечеть Пророка (в Медине) и мечеть аль-Акъса, и это мнение выбрал шейх аль-Альбани. Доводом их является хадис: "Нет и'тикафа, кроме
как в трех мечетях!"
Однако сторонники других мнений сказали, что этот хадис от Пророка ﷺ не достоверный и что это является мнением Хузайфы, а не Пророка ﷺ.
К сожалению разобрать сейчас подробно этот вопрос нет времени и возможности, поэтому инша-Аллах оставим это на другой случай)
Вернуться в содержание
130.
Соблюдение поста
Что же касается этого условия и'тикафа, то ученые в нем разошлись.
'Аиша говорила: "Сунной является для совершающего и'тикаф не навещать
больных, не присутствовать на похоронах, не прикасаться к женщине и не
ласкать ее, не выходить из мечети, кроме как при крайней необходимости. И нет
и'тикафа, кроме как при соблюдении поста, и нет и'тикафа, кроме как в
соборной мечети".
Абу Дауд 2473, аль-Байхакъи 4/321. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам Ибн ат-Таркумани сказал: "Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если
кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь "Сунна", то это означает,
что так постановил Пророк ﷺ".
См. "аль-Джаухару-ннакъий" 4/317.
Также на то, что под словом "Сунна" здесь подразумевается "уаджиб"
указывают слова Аиши, которая говорит, что Сунной является не выходить из мечети, кроме как по нужде, не ласкать жену и т.д., а эти вещи во время и'тикафа запрещены.
Имам аль-Джассас сказал: "Соблюдение поста является условием и'тикафа".
См. "Ахкамуль-Къуран" 1/245.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: "Не пришло от Пророка ﷺ ничего, чтобы он
совершал и'тикаф, не соблюдая пост, мало того 'Аиша говорила: "Нет и'тикафа,
кроме как с постом". И не упоминал Аллах об и'тикафе, кроме как с постом, и
не совершал его Пророк ﷺ, кроме как постящимся. И лучшим мнением, на
которое указывают доказательства и то, на чем были большинство саляфов,
состоит в том, что пост является условием и'тикафа. И это мнение выбрал
шейхуль-Ислам Абуль-Аббас Ибн Таймия".
См. "Задуль-ма'ад" 2/87.
Однако сторонники того мнения, что условием и'тикафа не является соблюдение поста, приводили в доказательство хадис Ибн 'Умара, в котором сообщается, что 'Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал
Пророку ﷺ: "Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в
течение одной ночи". А Пророк ﷺ сказал: "Так исполни свой обет". аль-Бухари
2032.
Они говорят, что ночью человек не поститься, и если бы пост был обязательным условием, Пророк ﷺ указал бы на это.
Но имам Ибн Дакъикъ аль-'Ид сказал: "У арабов принято под словом "ночь"
подразумевать "сутки".
См. "Ихкамуль-ахкам" 2/56.
И это усиливает то, что в других версиях этого же хадиса, которые приводят и аль-Бухари и Муслим вместо слов: "в течение одной ночи", сказано: "в течение
одного дня".
Лучшим же мнением является то, что пост не является условием действительности и'тикафа из-за силы довода второй стороны, так как Пророк ﷺ,
повелевший Умару выполнить свой обет совершить и'тикаф, не велел ему поститься.
Вернуться в содержание
131.
Совокупление с женой
Всевышний Аллах сказал: "И не вступайте с ними в близость, когда вы
уединяетесь в мечетях".
(аль-Бакъара 2: 187).
Ибн 'Аббас сказал: "Если затворник совершил совокупление во время
уединения, то он сделал недействительным свое уединение".
Ибн Аби Шайба 3/92,
'Абдур-Разакъ 4/363. Иснад достоверный.
Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал: "Ученые единогласны в том, что затворник
не вступает в близость и не целует жену".
См. "ат-Тамхид" 8/331.