Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

если кто-либо из вас болен". Однако все же если болезнь не связана с трудностями и не ослабляет человека, как например насморк, аллергия и тому подобное, что именуется болезнью, но не ослабевает постящегося, то ему необходимо соблюдать пост и не оставлять его.
См. "Сахих фикъху-Сунна" 2/119.
Имам аль-Къуртуби сказал: "У больного два положения: первое, когда он не
в состоянии соблюдать пост. В подобном случае разговление для него является
обязательным. Второе состояние - это когда больной может соблюдать пост, но с
трудом, причиняя себе вред. В таком случае для него разговляться весьма
желательно, и никто не будет соблюдать в таком положении пост, кроме
невежды!".
См. "Тафсир аль-Къуртуби" 2/276.
Имам Ибн Къудама сказал: "Если больной будет соблюдать пост, несмотря на
болезнь, то он совершает порицаемое, поскольку причиняет себе вред и
оставляет облегчение от Аллаха".
См. "аль-Мугъни" 4/404.
Если же тяжело больной не смотря на свою болезнь, постится, то его пост действителен, в чем единогласны все ученые.
От Ибн 'Умара сообщается, что Пророк ﷺ сказал: "Поистине, Всевышний
Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит,
когда преступают Его запреты".
Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада'и 1078.
Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
См. "Маджма'у-ззауаид" 3/165, "Сахих ат-таргъиб" № 1059.
Вернуться в содержание
23.
Путник
Всевышний Аллах сказал: "А если кто-либо из вас болен или находится в
пути, то пусть постится столько же дней в другое время".
(аль-Бакъара 2:
185).
Путнику позволено разговляться согласно единогласному мнению общины
(аль-иджма'), вне зависимости от его физического состояния и сложности путешествия. Это означает, что даже если его путь легок и не затруднителен, ему разрешено не поститься и сокращать свои молитвы.
См. "Маджму'уль-фатауа" 25/210.
Человек, отправившийся в путешествие, имеет право, как поститься, так и разговляться. На это указывают слова Анаса ибн Малика, который сказал: "Мы
часто находились в пути вместе с Пророком , и постившийся не порицал не
соблюдавшего пост, а не соблюдавший пост - постившегося". аль-Бухари 1947.
Вернуться в содержание
24.
Что лучше для путника, поститься или разговляться?
Ученые высказывали различные мнения по поводу того, как лучше поступать во время путешествия. Самым лучшим мнением по этому поводу является мнение тех ученых, которые сказали, что путник может выбрать то, что для него является более легким. Эти ученые сказали, что если для путника легче поститься, чем потом возмещать пост, то тогда ему лучше поститься, а если ему тяжело поститься в пути, то тогда ему лучше прервать пост. При этом эти ученые,
опирались на слова Всевышнего Аллаха: "Аллах желает вам облегчения и не
желает вам затруднения"
(аль-Бакъара 2: 185).
Хамда ибн 'Амра однажды спросил Пророка ﷺ о посте в пути, и Пророк ﷺ
сказал: "Делай из этого то, что тебе легче! Разговляйся, если пожелаешь
или постись".
Тамам в "аль-Фауаид" 1/161. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани. См.
"ас-Сильсиля ас-сахиха" 6/889.
Вернуться в содержание


25.
Может ли путник прервать пост до выезда из дома?
Большинство ученых считает, что путник не должен разговляться пока он не пройдет населенные районы своего города. Как только он пройдет городскую черту, он может разговляться.
Однако сильным мнением, которое опирается на Сунну, состоит в том, что путник может разговиться и перед выездом. Мухаммад ибн Ка'б рассказывал:
"Однажды я пришел к Анасу ибн Малику во время Рамадана в то время, когда он
собирался отправиться в путь. Он приготовил верховое животное, оделся и велел
принести еды. Когда он поел, я спросил его: "Это Сунна (есть перед выездом)?!"
Он сказал: "Сунна", затем сел верхом". ат-Тирмизи 799, аль-Байхакъи 4/247, ад-
Даракъутни 2/187.
Некоторые ученые считали этот хадис слабым и по этой причине не опирались на него. Однако этот хадис является достоверным, достоверность которого подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн аль-'Араби, хафиз ад-Дыя аль-
Макъдиси, шейх Ибн аль-Къайим, Абуль-Махасин, шейх аль-Альбани. Также на этот хадис опирались имам Ахмад и Исхакъ ибн Рахауейх.
См. подробно достоверность этого хадиса в "Тасхиху хадис ифтару-ссаим къабля сафарихи ба'даль-фаджр уа раду 'аля манн да'афаху"
Этот хадис также подкрепляется сообщением от 'Убайда ибн Джубайра,
который рассказывал, что когда он вместе с Абу Басыром аль-Гъифари собирались к отплытию во время Рамадана, Абу Басыр приблизился к еде и сказал: "Ешь!" На что Убайда спросил: "А разве мы еще не дома?!" Тогда Абу
Басыра сказал: "Ты отказываешься от Сунны Посланника Аллаха ?!".
Ахмад, Абу
Дауд, ад-Дарими. Сообщение достоверное. См. "Ируауль-гъалиль" 928.
Имам аш-Шаукани сказал: "В этих двух хадисах доказательство на то, что
путник может разговиться и перед выездом".
См. "Найлюль-аутар" 4/311.
Однако человек должен быть осторожным, что бы нарушив пост до выезда,
потом не передумать совершить поездку!
Вернуться в содержание
26.
Старый человек
Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Старому мужчине и
женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост
и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый
пропущенный день". аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205.
Вернуться в содержание
27.
Больной, который не надеется на выздоровление
Имам Ибн Къудама сказал: "Больной, который не надеется на выздоровление,
не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к
старому человеку".
См. "аль-Мугъни" 4/396.
Вернуться в содержание
28.
Беременная / Кормящая грудью
От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ
сказал: "Великий и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени
поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин от
бремени поста". ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Имам Абу Иса ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а шейх аль-Альбани - достоверным.


Беременная и кормящая грудью могут прервать свой пост в том случае, если они опасаются за себя или своего ребенка. Однако, если они способны поститься, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: "а
поститься лучше для вас, если бы вы только знали!".
(аль-Бакъара 2: 183).
Имам Ибн 'Акъиль сказал: "Если беременная и кормящая опасаются за плод и
ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено
не поститься!"
См. "аль-Инсаф" 7/382.
Вернуться в содержание
29.
Умалишенный / Эпилептик
От 'Аиши, 'Али, Саубана и других сподвижников (да будет доволен ими всеми
Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Перо (ангела
записывающего плохие дела) поднято от троих: От ребенка, пока он не
достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от
сумасшедшего, пока его разум не восстановится".
Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и
4402, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041, ад-Дарими 2296, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи 6/57,
аль-Баззар 1540. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Бухари, Ибн
Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хазм, Абу
Бакр ибн аль-Араби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
Шейх Ибн 'Усеймин сказал: "Безумные люди не несут ответственности за свои
поступки, но если человек безумен в одно время и разумен в другое, он должен
поститься во время здравомыслия, и он освобождается от этого во время
безумства. Если он теряет рассудок во время поста, то это не нарушает его пост,
так же как в случае если кто-нибудь теряет рассудок из-за болезни или какой-
нибудь другой причины, потому что он имел намерение поститься, когда был в
рассудке".
См. "Маджалису шахри Рамадан" 28.
То же самое относится к эпилептикам.
Вернуться в содержание
30.
Ребенок
От 'Аиши, 'Али, Саубана и других сподвижников (да будет доволен ими всеми
Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Перо (ангела
записывающего плохие дела) поднято от троих: От ребенка, пока он не
достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от
сумасшедшего, пока его разум не восстановится".
Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и
4402, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041, ад-Дарими 2296, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи 6/57,
аль-Баззар 1540. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Бухари, Ибн
Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хазм, Абу
Бакр ибн аль-Араби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
Вернуться в содержание
31.
Человек, опасающийся за свое здоровье
Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или, что его с его здоровьем может произойти что-либо серьезное, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни - обязательно.
См. "аль-Мухалля" 6/228, "Къауанинуль-фикъхия" 82.
Всевышний Аллах сказал: "Не убивайте самих себя, ведь Аллах
милостив к вам".
(ан-Ниса 4: 29).
Но не позволительно прекращать свой пост из-за сносного неудобства или из- за чувства усталости или из-за боязни воображаемых болезней.


Людям, работающим на физически утомляющих работах, не дозволено прекращать свой пост, и они должны ночью вознамериться поститься и следующий день. Если они не могут прекратить работу и опасаются какого- нибудь увечья, которое может с ними произойти на производстве в течение дня,
или они сталкиваются с какими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прервать пост, тогда они могут прекратить пост и восполнить его позже.
Работники на физически трудоемких работах, таких как работа с топками и выплавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобы работать ночью, или взять отпуск в Рамадан. Каждый мусульманин должен искать такую работу, где он сможет совместить свои религиозные и мирские обязанности, а Всевышний Аллах сказал: "Тому, кто боится Аллаха, Он
создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он
даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его".
(ат-
Талякъ 65: 2-3). См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" 10/233.
Вернуться в содержание
32.
Муджахид, сражающийся на пути Аллаха, если пост ослабляет его
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

и мешает ему сражаться
Тем, кто сражается с врагами или осажден врагами, если пост их ослабляет так, что они не смогут сражаться, позволено прервать свой пост, даже если они не в пути. Если им понадобиться прервать пост до сражения, они могут это сделать. Доказательством этому является хадис от Абу Са'ида, в котором сообщается, что во время похода на Мекку, Пророк ﷺ сказал своим сподвижникам: "Утром вам предстоит встретиться с врагом, и прекращение
поста сделает вас сильнее, поэтому не поститесь".
Муслим 1120.
Из этого хадиса становится ясно, что Пророк ﷺ назвал причиной для прерывания поста не нахождение в пути или в походе, а сохранение сил для сражения с врагами. Об этом сказали хафиз аль-Мунзири, аль-Мунауи, Шамсуль-
Хакъ 'Азым Абади и другие.
Сохранение сил для участия в джихаде, для отражения агрессии и защиты мусульманских земель, является уважительной причиной для прерывания поста,
и об этом говорили имамы Ахмад, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Муфлих и др.
См. "аль-Фуру'" 3/28.
Вернуться в содержание
33.
Женщина, у которой месячные / Женщина с послеродовым
кровотечением
В отличие от вышеуказанных категорий, женщины у которых месячные или послеродовое кровотечение не просто могут не поститься, а им запрещено поститься в таком состоянии, в чем ученые единогласны.
См. "аль-Маджму'" 6/259.
Доказательством того, что женщины, у которых месячные не должны поститься, является хадис, в котором сообщается, что на вопрос женщин: "В чем
состоит недостаток нашей религии?", Пророк ﷺ ответил: "А разве женщина, у
которой начались месячные, не прекращает молиться и поститься?". аль-
Бухари 304, Муслим 2/132.
Также указанием на то, что и женщина, у которой послеродовое кровотечение не должна поститься, служить хадис от Умм Салямы, которая сказала: "Во времена Пророка женщины с послеродовым кровотечением
воздерживались от молитвы в течение сорока дней".
Ахмад 6/203, Абу Дауд 1/311,
аль-Багъауи 2/136, хадис хороший.

Естественно, если запрещалось совершать молитву, то запрещалось и соблюдать пост. Сподвижники Пророка ﷺ и их последователи были единогласны в том, что женщина после родов не должна поститься и молиться в течение сорока дней, если только она не отчиститься раньше.
См. "Найлюль-аутар" 1/274.
Если у беременной женщины происходит выкидыш плода в стадии формирования различных частей тела, таких как голова или рука, то подобный случай рассматривается как послеродовое кровотечение, и женщина не постится.
Если выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то женщина считается в положении истихада (болезненное кровотечение),
и она не должна оставлять свой пост.
См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" 10/224.
Вернуться в содержание
34.
Какое намерение брать?
Мусульманин при соблюдении поста должен иметь намерение подчиниться велению Аллаха Всемогущего и приблизиться к Нему. И пост тех, кто поститься только из-за того, что он хорошо влияет на здоровье, или поститься из-за того,
что все начали поститься, или для того, чтобы его похвалили люди, является недействительным. Мало того, что их пост не примется, те, кто постился из-за показухи будут за это еще наказаны.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Тот, кто постился, проявляя показуху,
совершил многобожие".
Ахмад 4/126 Хадис хороший.
Также от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, Аллах из деяний принимает только
те, которые совершаются искренне, в стремлении приблизиться к Его
лику!". ан-Насаи 3140, Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Вернуться в содержание
35.
Когда следует утверждать намерение для поста
Для того, чтобы пост был правильным, необходимо до наступления рассвета,
каждую ночь Рамадана, укреплять в своей душе намерение поститься, и это самое сильное мнение поскольку опирается на достоверные хадисы. От Хафсы
(да будет доволен ею Аллах), жены Пророка ﷺ, сообщается, что Посланник
Аллаха ﷺ сказал: "Нет поста у того, кто не утвердил до рассвета в своей
душе намерение поститься".
Абу Дауд, Ибн Маджах, ат-Тирмизи, ан-Насаи.
Достоверность хадиса подтвердили имамы ад-Даракъутни, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким,
Ибн Хазм, аль-Хаттаби и аль-Альбани. См. "Тухфатуль-ахуази" 2/80, "Ируауль-гъалиль" 914.
То же самое говорили Аиша и Ибн Умар.
Малик 1/288, ад-Даракъутни 2/172. Оба иснада являются достоверными.
Имам аль-Багъауи сказал: "Этот хадис указывает на то, о чем говорят
большинство ученых (утвердить намерение поста до рассвета), поскольку
каждодневный пост является отдельным поклонением, требующим своего
намерения".
См. "Шарху-Ссунна" 3/476. См. также "Раддуль-мухтар" 2/87, и "Шархуль-кабир"
1/521.
Имам Ибн Хузайма сказал: "Обязательно утверждать намерение на пост
ночью, за исключением добровольного поста".
См. "Сахих Ибн Хузайма" 3/198.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: "Обязательным является утверждать
намерение на каждый день".
См. "Раудату-надийя" 1/539.
Вернуться в содержание