Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36.
О посте того, кто не утвердил намерение до наступления рассвета
по причине
Если человек проспал, не знал или забыл утвердить намерение до рассвета,
то его пост действителен, поскольку Пророк ﷺ сказал: "Поистине, Аллах
простит моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и
забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать".
Ибн Маджах 2045,
аль-Байхакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-
Захаби, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, шейх аль-Альбани. См. также "Ируауль-гъалиль" 83.
Вернуться в содержание
37.
Как следует утверждать намерение
Намерение это деятельность сердца, и оно может быть изъявлено в любой момент ночи, даже если это произошло непосредственно перед утром. Имам ан-
Науауи сказал: "Пост недействителен, кроме как с намерением, а место
намерения - сердце!".
См. "Раудату-тталибин" 2/350.
Что же касается произнесения намерения в слух, как это делают многие люди, то это является нововведением, ибо подобного не совершал ни Пророк, ни его сподвижники, ни кто-либо из имамов. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
"Произнесение намерения вслух - это нововведение (бид'а), и любой, кто знает,
что завтра будет один из дней Рамадана и желает поститься, обязан утвердить
намерение".
См. "Маджму'уль-фатауа" 25/215.
Вернуться в содержание
38.
О намерении для соблюдения поста
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Общеизвестно,
что каждый мусульманин просыпается в последней части ночи и принимает пищу
перед наступлением рассвета (сухур). И он, несомненно, этим желает соблюдать
пост весь день. Поскольку любой разумный человек совершает какое-либо дело
по своему выбору. И совершает он его по своему желанию, тогда как невозможно
совершать что-либо, без желания. А желание это и есть намерение. Поэтому
мусульманин принимает пищу в последней части ночи, только из-за того, что
хочет поститься. Если бы он хотел просто принять пищу, то он обычно не
совершает это в такое время. Поэтому это и есть - намерение! Однако это
толкает нас к вопросу: Если же мусульманин заснул перед заходом солнца в
месяц рамадан, и продолжал спать до следующего дня, пока не рассвело, так как
его никто и не разбудил. И он не утвердил намерение ночью для следящего дня
поста, то мы говорим ли, что пост его засчитывается, основываясь на прежнее
сделанное им намерение? Или же мы говорим, что его пост не зачитывается, ибо
он не утвердил намерение ночью? Отвечая на это, мы говорим, что его пост
засчитывается. Поскольку более правильное мнение (по мнению шейха - прим.
пер), что утверждение намерение в начале наступления месяца рамадан,
является достаточным, которое не нуждается в обновлении намерения каждый
день. Кроме если там нет резких причин, которые позволяют разговляться.
Поскольку, если он разговляется в середине месяца, то в таком случае
необходимо обновлять намерение для соблюдения поста".
(См. "Мажмууъ фатауа уа расаил"19/176, ли шейх ибн Усаймин).
Хотя большинство ученых на том, что необходимо утверждать намерение каждую ночь рамадана. Так как пришел ясный четкий хадис, где было сказано:
"Нет поста у того, кто не утвердил, до рассвета, намерение поститься".
(Абу Дауд, Ибн Маджах, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Имам Ибн Хузайма сказал: "Обязательно утверждать намерение на пост
ночью, за исключением добровольного поста".
(См. "Сахих Ибн Хузайма" 3/198).
А высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: "Чтобы было твердое
намерение на соблюдение поста. И оно должно утверждаться каждую ночь в
месяц рамадан . А помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха
нашему Пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам!".
(См "фатауа ладжнатуль- даийма " лил бухус ълмийа уаль-ифта,10/246).
А что касается вопроса, который затронул достопочтенный шейх и выдающийся ученый шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, то у такого мужчины пост действителен, исходя со слов Пророка ﷺ, который сказал:
"Прощено моей общине, совершенное по ошибке, по забывчивости и то,
к чему их принудили".
(Ибн Маджах 2045, аль-Байхакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56).
Имам Малик говорил: "Кто утвердил намерение на пост в начале месяца
Рамадан, то этого ему достаточно для всего месяца".
См. "аль-Истизкар" 10/35.
Вернуться в содержание
39.
Важность и достоинства сухура
Каждому мусульманину следует придерживаться сухура в последнюю часть ночи с намерением поститься. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ешьте перед
рассветом, ибо в сухуре благодать". аль-Бухари 1923, Муслим 1095.
Относительно достоинства совершения сухура, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур".
Ахмад 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Сухур - это также отличие поста мусульман от поста христиан и иудеев.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, разница между нашим постом и
постом людей писания - это сухур".
Муслим 2/770.
О важности сухура говорится во многих достоверных хадисах. От Ибн 'Амра,
Абу Са'ида и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ
сказал: "Совершайте сухур хотя бы глотком воды".
Ахмад, Абу Я'ля, Ибн Хиббан.
Хадис достоверный. См. "Сахих аль-джами'" 2945.
Также Пророк ﷺ сказал: "Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же
его".
Ахмад 11003. Хадис хороший. См. "Сахих аль-джами'" 3683.
Также Пророк ﷺ сказал: "Наилучший сухур верующего - это финики".
Абу
Дауд. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб" 1/448.
Вернуться в содержание
40.
Сухур желателен, но не обязателен
Несмотря на важность и достоинства сухура, он не является обязательным.
Если человек не совершил сухур перед постом, будь это добровольный или обязательный пост, или тем более проспал сухур, то это никак не влияет на пост и не нарушает его, чтобы следовало прерывать или оставлять из-за этого пост.
Имам Ибн аль-Мунзир передал единогласное мнение, что совершать сухур желательно.
См. "аль-Иджма'" 52.
Вопрос: "Можно ли поститься без сухура (утреннего приёма пищи)?".
Ответ: "Постящемуся следует принимать утреннюю пищу (сухур) до восхода
утренней зари, потому что эта еда является поддержкой для соблюдения поста.
Кроме того, Пророк ﷺ побуждал принимать утреннюю пищу, разъяснив, что в
сухуре есть благодать. Однако, если человек постился без приёма утренней
пищи, то его пост действительный".
Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/26, №14093. Члены комитета: Абдулла ибн
Гудайян, Абдур-Раззак 'Афифи, Абдуль- 'Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
Вернуться в содержание
41.
Время сухура
Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур.
См. "аль-
Маусу'атуль-фикъхия" 3/269.
Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн 'Аббас рассказывал: "Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Нам, Пророкам, бы-ло велено разговляться пораньше, а сухур
совершать позже"".
Ибн Хиббан, ат-Табарани, ад-Дыя. Хадис достоверный. См. "ас-
Сильсиля ас-сахиха" 4/376.
Ибн 'Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Заря бывает
двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается
совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать
утреннюю молитву, но разрешается есть".
Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи.
Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. "ас-
Сильсиля ас-сахиха" 693.
Человек можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать.
Всевышний Аллах сказал: "Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую
нить рассвета от черной".
(аль-Бакъара 2: 187).
Ибн Аббас сказал: "Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши сомнения не
исчезнут (относительно рассвета)".
'Абду-Рраззакъ, хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным См. "Фатхуль-Бари" 4/135.
Такого же мнения придерживался и шейхуль-Ислам Ибн Таймия.
См.
"Маджму'уль-фатауа" 29/263.
Утверждение же о том, что прекращение еды и питья, во избежание ошибки,
должно быть до наступления рассвета, например, за десять минут - является нововведением (бид'а). Некоторые расписания даже имеют отдельную строчку, в которой написано "имсак" (т. е. время прекращения еды и питья) и отдельную графу для наступления утренней молитвы - это не имеет под собой никакой основы, и мало того противоречит достоверным хадисам.
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если кто-
либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится
в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него".
Абу
Дауд 1/549, Ахмад 2/423, аль-Хаким 1/426, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни 2/165.
Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-
Альбани. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1394.
В этом хадисе указание на то, что так называемое время отказа от еды
(имсак), которое устанавливают минут за 15-20 до утренней молитвы, из-за страха поесть вплоть до наступление азана, является нововведением.
См.
"Тамамуль-минна" 418.
Этот хадис подтверждается множеством достоверных преданий. Абу Умама рассказывал: "Однажды, когда призвали к молитве, у Умара в руке был стакан, и
он спросил Пророка ﷺ: "Допить мне это, о Посланник Аллаха?" Он сказал: "Да,
допей"".
Ибн Джарир ат-Табари 3017. Иснад хадиса хороший.
Абу Зубайр рассказывал: "Я спросил у Джабира, что делать человеку,
который желает поститься, и во время призыва у которого в руке стакан с
питьем? Он сказал: "Мы тоже упоминали при Пророке ﷺ о таком же случае, и он
сказал: "Пусть пьет"".
Ахмад 3/348. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См.
"Маджму'у-Ззауаид" 3/153.
Шейх аль-Альбани сказал: "В хадисе под словами: "Если кто-либо из вас
слышит призыв (азан) к молитве", подразумевается второй азан. Это вовсе
не первый азан, который неправильно называют азаном отказа от еды (имсак).
Мы должны знать, что нет никакого основания в Сунне для называния первого
азана - азаном отказа (имсак)".
Передается со слов Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что однажды
Пророк ﷺ сказал: "Призыв к молитве, возглашаемый Билялом ночью, ни в
коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он
произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас и
разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении времени
утренней молитвы". аль-Бухари 621, Муслим 2/768.
В другой версии хадиса сказано: "Поэтому ешьте и пейте, пока азан не
провозгласит Ибн Умм Мактум". Ибн Умм Мактум провозглашал второй азан,
который означал, что еда с этого момента становится запретной, и что теперь наступило время утренней (фаджр) молитвы.
Но, тем не менее, Пророк ﷺ сделал исключение, сказав: "Если кто-либо из
вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо находится в руке одного из
вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него".
Шейх аль-Альбани также сказал: "Порицается фикъхом и противоречит
Сунне, высказывание людей: "Если человек слышит второй азан и у него во рту
будет еда, то он должен выплюнуть ее". Это чрезмерная строгость, крайность и
излишество (гъулюу) в религии, от которой предостерегли нас Аллах и Его
Посланник ﷺ, сказавший: "Остерегайтесь чрезмерности (гъулюу) в религии,
ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии". ан-Насаи 2/49,
Ибн Маджах 2/242. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, ан-Науауи, Ибн
Таймия.
От Ибн 'Умара сообщается, что Пророк ﷺ сказал: "
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26
Поистине, Всевышний
Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит,
когда преступают Его запреты".
Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада'и 1078.
Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб" 1059.
Вернуться в содержание
42.
Возмещается ли сухур, который проспал?
Нет конечно!
После рассвета нельзя есть, а кто поел сознательно, нарушил свой пост!
Всевышний Аллах сказал: "Ешьте и пейте пока не сможете отличить
белую нить рассвета от черной" (аль-Бакъара 2: 187).
Вернуться в содержание
43.
Абу Яхья Крымский | Правильное определение времени фаджра
Внимание! Для прослушивания необходимо наличие интернета. Размер аудио- ролика составляет примерно 925 кб. Вот - ссылка
Вернуться в содержание
44.
О
достоинстве
разговения
Джабир рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, у Аллаха
Всемогущего и Великого во время каждого разговения есть те, кого Он
освобождает от Огня, и это происходит каждую ночь!"".
Ибн Маджах 1643, Ибн
Хузайма 1883. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Вернуться в содержание
45.
Когда следует прекращать пост?
От Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Если ночь появляется с этой стороны", и он указал на восток, "а день
отбывает сюда", и он указал на запад, "и солнце садится, тогда пост
постящихся людей прерывается". аль-Бухари 1954, Муслим 1100.
Также сообщается, что однажды, когда Пророк ﷺ приказал одному из своих сподвижников приготовить еду для разговения, тот сказал: "О Посланник
Аллаха, но еще день?" Посланник ﷺ не ответил на это, а вновь, приказал готовить ифтар. Рассказавший этот хадис, сказал: "Мы могли видеть дневной
свет перед собой, когда прервали наш пост", а потом добавил: "Если бы один из
нас поднялся на своего верблюда, он увидел бы солнце". аль-Бухари 1955.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Как только диск солнца исчезнет
полностью, постящийся должен разговляться, не обращая внимания на красное
зарево, остающееся на горизонте".
См. "Маджму'уль-фатауа" 25/216.
Или же, как только призовут на вечернюю (магъриб) молитву постящийся должен разговляться. Что же касается муаззина, произносящего азан, то он должен хорошо знать времена молитв и их определения, поскольку он несет большую ответственность. Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Муаззины - это те,
кто охраняет разговение и сухур мусульман". ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами,
имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. "Сахих аль-джами'" 6647.
Вернуться в содержание
46.
О необходимости спешить с разговением
Все сказанное выше относится и к этому разделу. Также в хадисе от Сахля ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха ﷺ
сказал: "Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока
будут спешить с разговением". аль-Бухари 1957, Муслим 1092.
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не
перестанет религия быть явной, пока люди будут спешить с разговением,
ибо иудеи и христиане затягивают с ним".
Абу Дауд ан-Насаи, аль-Хаким. Хадис хороший. См. также "Сахих аль-джами'" 7689.
'Амр ибн Маймун рассказывал: "Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ быстрее
всех спешили с разговением и оттягивали сухур".
Абдур-Разакъ. Хафиз Ибн Абдуль-
Барр назвал иснад достоверным. См. также "Фатхуль-Бари" 4/199.
Если постящийся не может найти ничего для разговения, он должен прервать свой пост намерением, а не сосать свой палец, как делают это некоторые.
Вернуться в содержание
47.
Чем и как следует разговляться?
Разговляться по Сунне начинают со свежих или сушенных фиников или воды.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Когда кто-нибудь из вас будет разговляться,
пусть разговляется финиками, а если не найдет фиников, пусть
разговляется водой, ибо поистине она очищает".
Абу Дауд 2355, ат-Тирмизи 658,
Ибн Маджах 1699. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Хатим, 'Абу Иса ат-Тирмизи,
Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби.
Разговляться следует сразу же с призывом на вечернюю (магъриб) молитву,
до совершения этой молитвы, как это делал Пророк ﷺ. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Я никогда не видел, чтобы Посланник Аллаха ﷺ
совершал вечернюю (магъриб) молитву, когда он постился, не разговившись хотя
бы водой".
Абу Я'ля, Ибн Хузайма. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. "Сахих ат-таргъиб" 1076.