Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Классификация социальных конфликтов. Функции 
и последствия социальных конфликтов


В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например, по сферам жизни. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отношений, в социальной сфере и т. д.

Начнем с описания рационального и эмоционального типов конфликтов. Рациональные типы конфликтов охватывают сферу разумного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назначении того или иного лица на руководящую должность, выработка стратегии управления организацией и т. д. Рациональные конфликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсудить ситуацию и прийти к общему решению.

Однако сплошь и рядом бывает так, что агрессия участников конфликта переносится с причины конфликта на конкретные личности участников. Конфликт обретает эмоциональный характер. Причина конфликта может вообще забыться, а противостояние сопернику становится самоцелью. Противоположная сторона воспринимается как сосредоточие всех зол и бед.

Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регулированию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массового эмоционального конфликта является межнациональный конфликт. Такие конфликты отличаются длительностью и часто сопровождаются жестокостью.

Конфликты можно классифицировать в зависимости от субъектов  и зон разногласий.

Если исходить из поведенческой теории, то цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других. Когда интересы четко демонстрируются, выявлены субъекты, объекты 
и суть конфликта, а также тактика поведения конфликтующих сторон, тогда это открытые, или полномасштабные, конфликты. Если же интересы в конфликте выражены слабо, численность участников невелика, он в меньшей степени легализован и поведение участников скрытое, такой тип конфликта называется «скрытым», или неполным (например, нарушение трудовой дисциплины, невыходы на работу, гражданское неповиновение и т. д.).

Можно назвать еще ложный конфликт

 — этот тип находится на стыке психологического и социологического подходов к анализу конфликта. 
В случае ложного конфликта чаще всего отсутствуют его объективные основания. Лишь у какой-то одной стороны возникает ложное представление о наличие конфликта, в то время как его в действительности нет.

Существуют и иные варианты типологии социальных конфликтов по различным основаниям. Точку здесь ставить не следует, так как проблема детальной разработки типологии остается достаточно открытой и ученым еще предстоит продолжить анализ.

Позитивные и негативные функции конфликта. В литературе высказываются две точки зрения: одна — о вреде социального конфликта, другая — о его пользе. Речь идет о позитивных и негативных функциях конфликта.

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои  и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

Таким образом, возможны и позитивные, и негативные последствия социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта заключаются в следующем: во-первых, конфликты способствуют разрешению накопившихся в обществе противоречий и, во-вторых, стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, конфликты дают возможность подавляемым группам занять более достойное место в обществе.
17. Политология как наука и её взаимосвязь с другими общественными науками.

Термин «политология» образован на основе двух греческих слов: politike — общественные, государственные дела и logos — учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго — Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология — это учение, наука о политике. В Европе утвердился термин «политология», а в США и англосаксонских странах используется понятие «политическая наука».


Политология представляет собой комплексную дисциплину, включающую систему наук о политике, о взаимоотношениях власти с индивидом и обществом.

Политология—это наука об устройстве, распределении и осуществлении политической власти, осуществляемом в процессе всех форм коммуникации (взаимодействия) органов государства, общества и индивида, целью которых является принятие политических решений, направленных на удовлетворение общезначимых потребностей.

Под политической наукой понимается комплекс взглядов, идей, концепций, направленных на толкование и объяснение политических явлений, дающих целостное представление о политической реальности, ее атрибутивных свойствах и позволяющих сформулировать общий политический курс, государственно-политическую модель развития. Политическая наука является одним из способов осмысления сложного и многомерного мира политики.

Политическая наука молода. Она появилась без громких деклараций на рубеже XIX—XX вв. В США ее признание в качестве самостоятельной дисциплины связывается с созданием Фрэнсисом Либером в 1857 г. в Колумбийском колледже (ныне Колумбийский университет) кафедры истории и политической науки.

В 1880 г. в том же Колумбиийском колледже возникла Школа политической науки (ведущий мыслитель — Джон Берджес). В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук, что свидетельствовало о признании данной науки на национальном уровне. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникла и в странах Западной Европы. Так, в 1871 г. во Франции создана Свободная школа политической науки, ныне — Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. Существенный вклад в становление современной политологии внесли М. Вебер, Р. Михельс, В. Парето, Г. Моска и др. В 1896 г.выходит книга итальянского социолога и политолога Г.Моска под названием «Элементы политической науки».

В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, оформились ее важнейшие национальные школы и направления.

В 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО состоялся Международный коллоквиум по проблемам политической науки. В 1949 г. была создана Международная ассоциация политической науки.

Политология в СССР и СНГ

• В России традиция преподавания политических наук существует с 1755 года. По предложению М.В.Ломоносова в структуре Московского университета была учреждена кафедра политики. • С 1804 по 1835 год в составе Московского университета существовал факультет нравственных и политических наук, выпускающий специалистов в области политики и политической экономии. • «Речь о сущности, важности и назначении политических наук», произнесенная в Торжественном собрании императорского Харьковского университета. профессором политической экономии и дипломатии Тихоном Степановым 30 августа 1833 года • Доклад Д.И. Каченовского «О современном состоянии политических наук на западе Европы и в России»(1862) на торжественном собрании императорского Харьковского университета/


 Выделяет четыре основных этапа в развитии российской политической науки.

Первым этапом в развитии российской политологии можно считать время после отмены крепостного права и последующих реформ: с 1861 г. примерно до 1905 г. В это время в России возникла блестящая плеяда теоретиков государства, права и политики (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.).

С 1905 г., когда появились новые сферы изучения, расширился общественный интерес к политическим явлениям, и до 1917 г. наметился второй этап (на это время приходятся работы М.Я. Острогорского, труды П.А. Сорокина в области социологии политики и др.).

Третий этап условно можно назвать «советским». В период «оттепели» и затем в последующие годы в ряде институтов АН СССР (ИГПАН, ИМЭМО, ИМРД, ИНИОН, ИКСИ (конкретных социальных исследований), США, Востоковедения, Латинской Америки, Африки и др.) был проведен широкий комплекс сравнительных политологических исследований, изучен и апробирован в среде специалистов понятийный аппарат зарубежной политологии, введены в научный оборот категории «элита», «политическая культура», «политическая система общества» и др., налажены регулярные связи между первыми небольшими группами советских и западных политологов, началось сотрудничество между Советской ассоциацией политических наук и Международной ассоциацией политической науки.

И, наконец, с рубежа 80-90-х гг. XX в. можно выделить четвертый, современный этап «массового» развития российской политологии.

Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука долгое время не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная наука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 1980-х годов по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Созданы институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов.