Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


       Общество Сознания Кришны ставит своей целью одухотворение человеческой жизни, возвышение сознания людей. Выступая за возрождение духовности в обществе, оно призвано одновременно повысить его благосостояние путем следования Ведам, древнейшему источнику духовных и материальных знаний.
НРД - Впоследние десятилетия во всем мире, и в том числе в России, особенно после распада СССР, по-

явилось значительное число религиозных движений, организаций, культов, которые в зарубежной и в нашей, отечественной, литературе и в СМИ называются по-разному:нетрадиционными религиями, движением Нью Эйдж, тоталитарными сектами, деструктивными культам. Комплекс причин, породивший к жизни новые религиозные движения, довольно сложен. Это и цивилизационнокультурный сдвиг в развитых странах, связанный с переходом к постиндустриальной цивилизации, и последствия резко увеличившейся информационной и психической нагрузки на личность в современном мире в целом, и глубокий кризис традиционных систем мировых религий в этом усложнившемся мире в целом, их трудности в обращении к современному высокообразованному обывателю цивилизации потребления, а для России еще к тому же – и потеря значительной частью населения прежних духовных, идеологических и нравственных принципов советского периода и образовавшийся в обществе идеологический вакуум.
Чтобы подробнее определить их особенности, необходимо вернуться к их характеристикам в таблице типов религиозных организаций, приведенным в теме 5.

1.Источник членства в харизматическом культе и деструктивной религиозной организации – вербовка преимущественно взрослых, причем в момент стресса или эмоционального кризиса, при этом культ часто, а деструктивная религиозная организация почти всегда применяет обманную вербовку («эзотерический разрыв»).

2.Харизматический культ не признает государства, или агрессивен по отношению к нему, чаще всего к другим религиям, а к членству своих людей в светских организациях относится лояльно тогда, когда лидерам культа это выгодно экономически, политически, ради доступа к власти и защиты от антикультистских организаций и светского суда, по пропагандистским и иным соображениям. Деструктивная религиозная организация относится к этому аналогично, но в более крайних формах враждебна к государству и другим религиям.


3.Тип руководства и в культе и в деструктивной религиозной организации изначально – харизматический лидер. (Позже в деструктивной религиозной организации его могут сменить ближайшие помощники).

4.Тип вероучения – новые принципы и откровения, данные только лидеру свыше, – основа вероучения, отношение и

кСвященному Писанию и к Священному Преданию мировых религий в харизматическом культе и деструктивной организации таково, что часто отрицается или подвергается редактированию

5.Вовлеченность членов и в харизматическом культе и в деструктивной религиозной организации максимальна, при этом широко используются методы скрытого воздействия на сознание адептов, психологического манипулирования и контроля и перестройки их сознания и мировоззрения без их воли и осознанного согласия и понимания.

6.Тип религиозного действия – обряды и ритуалы собственной разработки с крайне высокой эмоциональностью, причем в процессе коллективных обрядов психика и психофизиология организмов участников перестраивается так, что обеспечивает в процессе каждого массового богослужения массовый вброс в кровь каждого участника эндорфинов (так называемые «гормоны счастья», выделяются при поцелуе, при оргазме и т. д.), что фактически через год (или ранее, зависит от частоты и интенсивности проведения) регулярного участия в таких обрядах и ритуалах превращает человека в т.н. «эндорфинового наркомана», чей организм привык регулярно получать этот естественный гормональный наркотик, но вырабатывает его для себя только при обрядах,

врезультате при попытке перестать участвовать в обрядах кроме психологических эффектов и коллективного воздействия организации, не желающей отпускать адепта, включается еще и физиологический механизм зависимости от обрядов, полностью аналогичный наркотической «ломке».

7.Тип социальных связей в харизматическом культе – сильные вертикальные при более слабых горизонтальных, графическое выражение – пирамида, замкнутая только на личность лидера, поэтому при удалении лидера культ либо трансформируется в другой тип организации (секту, деноминацию, деструктивную организацию), либо исчезает.

В деструктивной религиозной организации все по-другому.Там сильные вертикальные связи замкнуты не только на лидера, но и на его ближайших сподвижников, и горизонтальные связи между адептами изначально более сильны, чем в культе, поэтому при устранении лидера деструктивная религиозная организация, в отличие от харизматического культа, не распадается, а либо выдвигает нового лидера, либо остается усеченной пирамидой со связями, замкнутыми на совет его ближайших помощников.


Исследователь этой проблемы Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие в нашем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века».

На основании исследований можно выделить следующие основные черты большинства НРД:

1. Во главе чаще всего стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Высших Сил (Бога) и реальности.

Ученые, признающие понятие «харизмы» (а признают его научным не все), формулируют пять основных качеств, общих для всех харизматических лидеров:

1)Харизматический лидер в каждый конкретный момент времени думает, мыслит и чувствует не как элита данного коллектива, не как большинство данного коллектива, как весь коллектив в целом, если бы он был одним живым существом.

2)Соответственно, в каждой конкретной ситуации решение, принятое харизматическим лидером, воспринимается для его коллектива как оптимальное или, как минимум, наименьшее зло, по мнению всего коллектива.

3)При этом главная сила любого харизматического лидера в том, что как только он получает контроль над коллективом, отныне любая его идея, мысль, программа действий восприни-

мается любым членом данного коллектива с чувством сильнейшего эмоционального подсознательного одобрения и приятия

4)Харизматический лидер не сразу получает контроль над коллективом, для этого необходимо, чтобы он, во-первых,осознал себя как лидера и как бы «попал в резонанс» с мыслями

ичувствами коллектива, а во-вторых,чтобы коллектив это заметил.

5)С того момента, как лидер замечен коллективом и взял коллектив под контроль, его практически невозможно отстранить или свергнуть извне, и очень маловероятно изнутри, притом он скорее всего может быть оттеснен другим таким же лидером.

2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «гуру» или «отцом» – принцип «гуруизма».

3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но он и его ближайшие помощники вовсе не обязательно следуют им сами (ибо они уже духовно очистились, запретное для рядовых верующих им якобы не повредит и в грех не введет).

4. Группа придерживается катастрофическо-апокалип-тического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. Их частоубеждают, что раз скоро конец света, то имущество им не понадобится, его надо передать лидеру или продать и передать лидеру деньги, это поможет лидеру спасать души их и других людей от грехов и гибели в грядущем апокалипсисе.


5.Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

Человека убеждают жить в общине и работать на благо организации, при этом практикуется тяжелый однообразный физический труд 15–20часов в день, малое количество сна (молитвы, ритуалы) и крайне скудное питание, ограниченное якобы религиозными запретами для духовного роста и спасения.

Врезультате такой обработки без всякого гипноза или специальных психотехник у человека эффективно подавляется независимое критическое мышление, он превращается в существо, думающее только о еде и сне и механически повторяющее ритуалы – происходит стирание прежней личности… 6.Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе (специальные техники – «лав бомбинг») и другие.

7.И наконец, новые религиозные движения действительно активнее всех применяют специальные новейшие технологии обработки сознания, как психологические (НЛП, гипноз, эриксоновский гипноз, традиционные медитативные техники и т.д.) и гуманитарные (семантическое внушение, кодировка текста на нерефлексируемое читающим воздействие на психику и т.п.),
Не все новые религиозные движения являются деструктивными организациями, но к таким можно отнести их значительную часть, практикующую, по мнению ряда экспертов, обманную вербовку с сокрытием всей или части важной идеологии организаций и методы контроля сознания адептов (эксперты, в том числе А. Дворкин, А.И. Хвыля-Олинтер,Н. Кривельская и ряд других экспертов относят к деструктивным такие организации, как Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны), ЦерковьСайентологии-ДианетикуЛ.Р. Хаббарда, Церковь объединения Сан Мен Муна, Общество Сознания Кришны, т.н. «Философскую школу Новый Акрополь», из созданных в нашем отечестве – Ашрам Шамбала (центр Беловодье), учение Виссариона, Звенящие кедры России (движение Анастасия), движение «воины Радуги» и др.

Исследователи новых религиозных движений выделяют

следующие их разновидности:

1. Неохристианские объединения – «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление построить свое вероучение на базе редактирования или дополнения (!) Священного Писания христиан, Библии (ни одна традиционная секта или течение христиан никогда не будет редактировать Библию или ставить что-тос ней наравне


2.Саентологические (от англ. science – наука) или наукообразные направления. Одни из самых опасных, используют научные термины и маскируют при вербовке себя под научные, общественные,научно-популярныеорганизации. Классический представитель – «Церковь саентологии» Р.Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека. Еще один пример – т. н. «философская школа Новый Акрополь», признанная во Франции и Бельгии ультраправой религиозной организацией профашистского толка. Отечественный примеры – т. н. «КОБ» и группа «Внутренний Предиктор СССР».

3.Неоориенталистские культы: «Общество Сознания

Кришны», «Тихоокеанский узел – буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является использование фрагментов идеологии дальневосточных религий и обрядов, психопрактик буддийско-конфуцианскогои индуистского ареала, агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

4. Неоязыческие культы – существует огромное количество, в России наибольшее место занимают славянские неоязыческие группы, многие из которых политизированы и придерживаютсярадикально-националистических,антизападных и часто антихристианских взглядов (Как уже упоминалось, в России существует группа неоязыческих культов, представленных, например, московской неоязыческой славянской общиной, группой Доброслава,орденом-миссией«Джива – храм Инглии», Родная вера, Родная украинская национальная вера и др.

5.Экологические радикальные религиозные движения –

«Звенящие кедры России», «воины Радуги», «Бойцы за освобождение животных» и т. д.

6.Синкретические культы – представляют собой как бы

синтез элементов различных культур и конфессий (интерконфессиональные) – Ашрам Шамбала, Церковь Объединения и др.

7.Целительные культы – здесь можно упомянуть «Радастею» и ряд других.

8.Сатанинские группы – «церковь Сатаны» и другие – провозглашают себя сознательными носителями зла (или, в более сложных случаях, адептами абсолютной свободы, природной естетвенности, «прометеевской» борьбы с иерархией) иантиподом христианства.

9.Оккультно-колдовскиекульты(магия, астрология, алхимия, демонопоклонничество).

10.Религиозные культы, относящиеся к Нью-Эйдж.

11.Апокалиптические культы.

12.Уфологические религиозные культы.