Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деление нетрадиционных религий на эти группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ.
Принцип деструктивной организации – затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудьо ней узнал.
В последнее время становится массовой вербовка по Интернету.
Для успешного контролирования сознания необходимы, прежде всего, четыре элемента:
1)контроль организации над поведением адептов,
2)контроль над их эмоциональной жизнью,
3)контроль над языком и
4)контроль над информацией.
В дальнейшем, в процессе контролирования сознания психологи выделяют три общих для разных деструктивных религиозных организаций этапа.
Первый – отказ от всего прошлого (или «размораживание»): человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в организацию.
Второй этап – разделение сознания и воли, подавление способности к критическому восприятию и самостоятельному мышлению у человека. Достигается это в разных деструктивных организациях различными способами. Например, это может делаться посредством мантры, то есть некоего предложения или слова, которые вы должны постоянно ритмически повторять, не вдумываясь в его содержание.
Атеизм в классическом его понимании – это научно материалистическое мировоззрение, система взглядов и ценностных установок, отвергающих религиозные представления и утверждающих самодостаточность и самоценность природы и человека. В социалистическом обществе была предпринята попытка придать атеизму институциональный характер в форме так называемого «государственного атеизма», построить на базе научного позитивистского мировоззрения –политическую идеологию. Эта попытка была реализована в виде использования инструментов государства против враждебной социализму «религиозной идеологии» и религиозных организаций. Антирелигиозная компания, осуществляемая государственными органами, политическими и общественными организациями приводила к разрушению культовых памятников, храмов, мечетей, синагог, многочисленным репрессиям священнослужителей и рядовых верующих. Понимание атеизма как одной из возможных мировоззренческих позиций, которая находит свое отражение и выражение в различных сферах общественного сознания, в том числе и в духовной культуре, позволяет различить атеизм как мировоззрение от построенных на базе его идеологий – в том числе «научного атеизма».
Атеизм – это одна из ступеней в развитии свободомыслия. Свободомыслие в нашем определении в данном случае – это мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви, в решении общественных и личных проблем.
Свободомыслие как определенная мировоззренческая установка является элементом не только индивидуального, но и общественного сознания.
Религиоведы выделяют следующие несколько разновидностей свободомыслия в европейской культуре: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм (в том числе либеральный), индифферентизм, нигилизм, атеизм, агностицизм («академический атеизм»).
1. Богоборчество как правило выражается в чувстве протеста против Бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир. Богоборчество тесно связано со скептицизмом. Скептицизм проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или некоторых его положений. Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в Древнем мире.
2. Либеральный антиклерикализм.
Антиклерикализм как мировоззренческая установка и социальное движение начинает формироваться в эпоху Возрождения. Оно направлено против притязаний духовенства и церкви на господство в обществе. Антиклерикализм может иметь религиозное (приводящее, как правило, к рождению сект или новых религиозных течений) и светское(экономическое, социальное, политическое) обоснование.
3.Индифферентизм (лат. indifferens – безразличный) –безразличие к религии и ее существенным идеям. В настоящее время в связи с развитием процесса секуляризации индифферентизм получил наибольшее развитие. Это своеобразная форма секуляризованного мировоззрения. Такое мировоззрение не представляет собой внутренне целостной системы и объединяет его по существу один признак – безрелигиозность
4.Нигилизм. Безразличие к религии может быть следствием отсутствия духовных устремлений, а может быть и следствием скептицизма как форма протеста против религиозного мировоззрения. В этой форме индифферентизму близок нигилизм (от лат. nigil – ничто) – отрицание религии не связанное
сутверждением какого-тоиного мировоззрения, положительных ценностей, идеалов. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям.
5.Атеизм, «научный атеизм». Крайней формой свободомыслия является атеизм (а – отрицательная частица, theos – бог, переводится с греч. буквально «безбожие»). Атеизм, в отличие от нигилизма, не ограничивается отрицанием религиозного мировоззрения, критикой различных сторон религии и деятельности ее организаций.
Предполагается, что основы православной или иной религиозной культуры (например ислама, иудаизма, буддизма или протестантизма) будут преподаваться (ближайшие три года, правда, на правах эксперимента) в школах России в рамках новой образовательной программы «Духовно-нравственноевоспитание». В качестве альтернативы религиозным предметам школьникам или родителям учеников младше 14 лет предлагается по этой программе выбрать один из трех курсов:
1)либо курс «Основы православной культуры» (или – по заявлению родителей – иной религиозной культуры – предполагаются как варианты культуры ислама, иудаизма, буддизма, протестантизма),
2)либо, во втором случае – курс «Основы мировых ре-
лигий»
3)или, как третий вариант, курс «Светская этика».
6. Агностицизм («академический атеизм»). Особо следует выделить агностицизм, как научное нерелигиозное мировоззрение. Именно к агностицизму тяготеют большинство нерелигиозных ученых и интеллектуалов, следующих позитивистскому научному мировоззрению и понимающих ограниченность и концептуальные проблемы как «научного атеизма» (построенного на вере в отсутствие Бога либо – в других вариантах – пытающегося научно доказать отсутствие Абсолюта – занятие ошибочное уже потому, что понятие Абсолюта предполагает уровень сложности и глобальности, наличие или отсутствие которого наука, как его часть, не может доказать, будучи внутри него и частью него (согласно второй теореме Гёделя)),
так «научного креационизма».
агностицизм основан не на вере в отсутствие бога, как атеизм, а на стремлении строить свою жизнь
только опираясь на достоверные и доказанные наукой или жизненным опытом данныеНеобходимо также оговорить, что двадцатый век дал и
такие новые явления, как
7.Секты и культы, маскирующиеся под научный атеизм
Таких довольно много, к ним может быть отнесена как часть НРД «сайентологического» псевдонаучного направления, так и различные «философские школы», а характерным примером на Западе является т.н.секта «раелитов» в Канаде и Франции.
14. Понятие и виды соц общностей и соц групп (Исаев )
Основные теоретические модели общества
Обратим внимание на три фундаментальные теоретические концепции общества, оказавшие заметное влияние на развитие современного обществознания.
-
1. Общество как реляционная система («система общественных отношений») по Карлу Марксу (1818-1883). Исходным для ее понимания является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества, прежде всего способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества - всю совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей. -
Общество как структурно-функциональная система по Толкотту Парсонсу (Talcott Parsons; 1902–1979) . Основатель школы структурного функционализма в американской социологии XX в. Т. Парсонс так же, как и К. Маркс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе. -
3. Общество как результат рационализации социального действия по Максу Веберу (1864-1920). Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX - начала XX в., основатель «понимающей социологии» М. Вебер также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма. Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками - «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.
Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других. В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации. Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
-
Критерий — письменность: дописьменные и письменные. -
Критерий — формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. -
Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые. -
Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.). -
Критерий — уровень развития орудий и средств производства.
оциальная структура (от лат. structure — строение, расположение, порядок) общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.
Роль социальной структуры:
1) организует общество в единое целое;
2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.
Социальные отношения— это определённые устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.
Два характера социальных отношений
Сотрудничество | Соперничество |
1) Выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон. 2) Направлено на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению взаимопонимания, партнёрства, дружбы. 3) Связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п. | 1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. 2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели. |