Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Деление нетрадиционных религий на эти группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ.
Принцип деструктивной организации – затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудьо ней узнал.

В последнее время становится массовой вербовка по Интернету.

Для успешного контролирования сознания необходимы, прежде всего, четыре элемента:

1)контроль организации над поведением адептов,

2)контроль над их эмоциональной жизнью,

3)контроль над языком и

4)контроль над информацией.
В дальнейшем, в процессе контролирования сознания психологи выделяют три общих для разных деструктивных религиозных организаций этапа.

Первый – отказ от всего прошлого (или «размораживание»): человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в организацию.

Второй этап – разделение сознания и воли, подавление способности к критическому восприятию и самостоятельному мышлению у человека. Достигается это в разных деструктивных организациях различными способами. Например, это может делаться посредством мантры, то есть некоего предложения или слова, которые вы должны постоянно ритмически повторять, не вдумываясь в его содержание.

Атеизм в классическом его понимании – это научно материалистическое мировоззрение, система взглядов и ценностных установок, отвергающих религиозные представления и утверждающих самодостаточность и самоценность природы и человека. В социалистическом обществе была предпринята попытка придать атеизму институциональный характер в форме так называемого «государственного атеизма», построить на базе научного позитивистского мировоззрения –политическую идеологию. Эта попытка была реализована в виде использования инструментов государства против враждебной социализму «религиозной идеологии» и религиозных организаций. Антирелигиозная компания, осуществляемая государственными органами, политическими и общественными организациями приводила к разрушению культовых памятников, храмов, мечетей, синагог, многочисленным репрессиям священнослужителей и рядовых верующих. Понимание атеизма как одной из возможных мировоззренческих позиций, которая находит свое отражение и выражение в различных сферах общественного сознания, в том числе и в духовной культуре, позволяет различить атеизм как мировоззрение от построенных на базе его идеологий – в том числе «научного атеизма».


Атеизм – это одна из ступеней в развитии свободомыслия. Свободомыслие в нашем определении в данном случае – это мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви, в решении общественных и личных проблем.

Свободомыслие как определенная мировоззренческая установка является элементом не только индивидуального, но и общественного сознания.

Религиоведы выделяют следующие несколько разновидностей свободомыслия в европейской культуре: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм (в том числе либеральный), индифферентизм, нигилизм, атеизм, агностицизм («академический атеизм»).

1. Богоборчество как правило выражается в чувстве протеста против Бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир. Богоборчество тесно связано со скептицизмом. Скептицизм проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или некоторых его положений. Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в Древнем мире.

2. Либеральный антиклерикализм.

Антиклерикализм как мировоззренческая установка и социальное движение начинает формироваться в эпоху Возрождения. Оно направлено против притязаний духовенства и церкви на господство в обществе. Антиклерикализм может иметь религиозное (приводящее, как правило, к рождению сект или новых религиозных течений) и светское(экономическое, социальное, политическое) обоснование.

3.Индифферентизм (лат. indifferens – безразличный) –безразличие к религии и ее существенным идеям. В настоящее время в связи с развитием процесса секуляризации индифферентизм получил наибольшее развитие. Это своеобразная форма секуляризованного мировоззрения. Такое мировоззрение не представляет собой внутренне целостной системы и объединяет его по существу один признак – безрелигиозность

4.Нигилизм. Безразличие к религии может быть следствием отсутствия духовных устремлений, а может быть и следствием скептицизма как форма протеста против религиозного мировоззрения. В этой форме индифферентизму близок нигилизм (от лат. nigil – ничто) – отрицание религии не связанное

сутверждением какого-тоиного мировоззрения, положительных ценностей, идеалов. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям.



5.Атеизм, «научный атеизм». Крайней формой свободомыслия является атеизм (а – отрицательная частица, theos – бог, переводится с греч. буквально «безбожие»). Атеизм, в отличие от нигилизма, не ограничивается отрицанием религиозного мировоззрения, критикой различных сторон религии и деятельности ее организаций.
Предполагается, что основы православной или иной религиозной культуры (например ислама, иудаизма, буддизма или протестантизма) будут преподаваться (ближайшие три года, правда, на правах эксперимента) в школах России в рамках новой образовательной программы «Духовно-нравственноевоспитание». В качестве альтернативы религиозным предметам школьникам или родителям учеников младше 14 лет предлагается по этой программе выбрать один из трех курсов:

1)либо курс «Основы православной культуры» (или – по заявлению родителей – иной религиозной культуры – предполагаются как варианты культуры ислама, иудаизма, буддизма, протестантизма),

2)либо, во втором случае – курс «Основы мировых ре-

лигий»

3)или, как третий вариант, курс «Светская этика».
6. Агностицизм («академический атеизм»). Особо следует выделить агностицизм, как научное нерелигиозное мировоззрение. Именно к агностицизму тяготеют большинство нерелигиозных ученых и интеллектуалов, следующих позитивистскому научному мировоззрению и понимающих ограниченность и концептуальные проблемы как «научного атеизма» (построенного на вере в отсутствие Бога либо – в других вариантах – пытающегося научно доказать отсутствие Абсолюта – занятие ошибочное уже потому, что понятие Абсолюта предполагает уровень сложности и глобальности, наличие или отсутствие которого наука, как его часть, не может доказать, будучи внутри него и частью него (согласно второй теореме Гёделя)),

так «научного креационизма».

агностицизм основан не на вере в отсутствие бога, как атеизм, а на стремлении строить свою жизнь

только опираясь на достоверные и доказанные наукой или жизненным опытом данныеНеобходимо также оговорить, что двадцатый век дал и

такие новые явления, как

7.Секты и культы, маскирующиеся под научный атеизм

Таких довольно много, к ним может быть отнесена как часть НРД «сайентологического» псевдонаучного направления, так и различные «философские школы», а характерным примером на Западе является т.н.секта «раелитов» в Канаде и Франции.

14. Понятие и виды соц общностей и соц групп (Исаев )
Основные теоретические модели общества

Обратим внимание на три фундаментальные теоретические концепции общества, оказавшие заметное влияние на развитие современного обществознания.



  • 1. Общество как реляционная система («система обществен­ных отношений») по Карлу Марксу (1818-1883). Исходным для ее понимания явля­ется сформулированное К. Марксом материалистическое понима­ние истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бы­тие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества, прежде всего спо­соб производства и те экономические отношения, которые склады­ваются между людьми в процессе производства, распределения, об­мена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества - всю совокупность общественных взглядов, жела­ний и настроений людей

  • Общество как структурно-функциональная система по Толкотту Парсонсу (Talcott Parsons; 1902–1979) . Основатель школы структурного функционализма в американской социологии XX в. Т. Парсонс так же, как и К. Маркс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством ко­торых выбираются цели и средства, является системообразую­щим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых вы­полняет определенные социальные роли, положенные ему в соот­ветствии с тем статусом, который он имеет в обществе. 

  • 3. Общество как результат рационализации социального дей­ствия по Максу Веберу (1864-1920). Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX - начала XX в., основатель «понимающей со­циологии» М. Вебер также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступа­ет характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследова­тельского подхода М. Вебера, получившего название методологи­ческого индивидуализма. Системообразующим элементом в теоре­тической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое в отличие от обычных действий чело­века обладает двумя обязательными признаками - «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориента­цией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.


Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других. В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации. Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

  1. Критерий — письменность: дописьменные и письменные.

  2. Критерий — формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике.

  3. Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые.

  4. Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.).

  5. Критерий — уровень развития орудий и средств производства.

оциальная структура (от лат. structure — строение, распо­ложение, порядок) общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соци­альных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.

 

Роль социальной структуры:

1) организует общество в единое целое;

2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

 

Социальные отношения— это определённые устойчи­вые связи между людьми как представителями социаль­ных групп.

 

Два характера социальных отношений

Сотрудничество

Соперничество

1) Выражено в обоюдной заинтересованности, вы­годности отношений для обеих сторон.

2) Направлено на дости­жение возникающей сов­местной цели, что содейс­твует также укреплению взаимопонимания, парт­нёрства, дружбы.

3) Связано с такими ка­чествами, как верность, признательность, уваже­ние, поддержка и т. п.

1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничто­жить соперника.

2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона счи­тает соперника, его соци­альные позиции, дейс­твия препятствием на пути достижения цели.