Файл: 31. Конфликты в политической жизни типология и способы разрешения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
А так же отрасли типа: конституционное право. Административное право.  Гражданское право. 
Конституция (в переводе с латинского constitutio — установление, устройство) — это основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.

Сущность Конституции состоит в закреплении равновесия основных интересов и воли различных социальных слоев общества.

Действие Конституции распространяется на всей территории государства. Все сопутствующие документы, такие как законы и иные акты государственных органов, издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — есть высшая норма поведения для всех граждан и общественных организаций.

Конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, должностных лиц. Нормы первичны по отношению к иным правовым нормам.

Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти.

Конституционные нормы— общеобязательные правила поведения, определяемые экономическими, политическими и социальными возможностями общества, санкционированными и охраняемыми государственной властью.


36.Конституция РФ – основной закон государства. Признаки и функции конституции. Понятие отрасли конституционного права, предмет и метод регулирования. Понятие конституционного строя. Источники конституционного права РФ. Основы конституционного строя РФ. Основы избирательного права. Основные принципа организации государственной власти в Конституции РФ. Система законодательства РФ. Государственные символы РФ. Конституционный статус личности, основные права и свободы человека и гражданина.

Конституция – правовой акт высшей юридической силы, обычно писаный, в котором закрепляются принципы правового положения человека в обществе, его права и свободы, принципы разделения властей, формирования представительных органов власти и непосредственного волеизъявления народа, организации и функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, основы конституционного строя и национально-государственного (федеративного) устройства и принципы судебной власти.

Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой систему научно разработанных теоретических и практических положений, раскрывающих содержание конституционного права как отрасли российского права изучаемых в системе высшего образования РФ.

Структура учебного курса во многом совпадает с системой отрасли и науки конституционного права и закрепляется в содержании соответствующей учебной программы. Конституционное право РФ как отрасль права является ведущей, основополагающей отраслью российской системы права. Это место конституционного права обусловлено тем, что оно регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Однако уровень и детализация их регулирования не одинаков. Так, нормы конституционного права закрепляют и подробно регулируют основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. В других же сферах нормы конституционного права устанавливают лишь основные начала и принципы, например, при регулировании отношений в экономической сфере они устанавливают лишь допускаемые и охраняемые государством формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, детальное же регулирование отношений в этих сферах осуществляется другими отраслями права. Конституционное право, как и любая отрасль российского права, имеет свой самостоятельный предмет и соответствующий ему метод правового регулирования.

Предметом конституционного права РФ как отрасли российского права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя Российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.



Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. В структуру метода конституционного права входят такие элементы, как правовое положение субъектов права, сочетание императивности и диспозитивности в правовом регулировании, правовые основания возникновения правоотношений, конституционно-правовая ответственность и др. Регулирование конституционно-правовых отношений осуществляется от имени государства посредством актов государственно-властного характера, а субъекты конституционных правоотношений выступают от имени государства. Это обусловливает юридическое неравенство сторон в этих отношениях.

Другой специфической чертой конституционно-правового регулирования является сочетание метода общих установлений для одних и подробного регулирования для других общественных отношений с методом закрепления статусов соответствующих органов.

Далее, в конституционно-правовых отношениях используется метод единства материального и процессуального правового регулировании, который выражается в наделении субъекта конституционного правоотношения полномочиями и установлением конкретного порядка реализации данных полномочий. Например, порядок принятия федеральных законов Государственной Думой Федерального Собрания РФ подробно предусмотрен в Конституции РФ. Следующей особенностью метода регулировании конституционноправовых отношений является использование разных способов воздействия на общественные отношения путем установления дозволений, предписаний и запретов, при преобладании предписаний и императивных начал. Такие предписания одновременно могут содержать обязывающие, запрещающие и диспозитивные правила поведения.

Наконец, метод конституционного права характеризуется и установлением особой конституционно-правовой ответственности, а также санкциями для субъектов конституционного права. Например, избирательное законодательство содержит требования к проведению предвыборной агитации кандидатом в депутаты — санкцией за нарушения порядка проведения предвыборной агитации кандидатом в депутаты является отмена его регистрации.
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.


Таким образом, конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конститу­ции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы че­ловека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем.

Установление конституционного строя начинается с опре­деления принципов организации государства в его соотноше­нии с личностью и гражданским обществом.

Конституция Российской Федерации является основным источником и ядром всей отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена тем, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны ее соблюдать (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции).

К источникам конституционного права относятся и нормативные акты, которые могут изменять (пересматривать, вносить поправки) Конституцию РФ. К ним относятся акты Конституционного Собрания РФ, возможность принятия, которых предусмотрена, но пока не реализована в ст. 135 Конституции РФ и законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон и федеральный закон не могут быть формой принятия конституционной поправки и не могут изменять ее положений и не могут стать ее составной частью. В то же время поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным 1 Конституцией Российской Федерации и во исполнение Конституции Российской Федерации. Федеральные законы принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений субъекты права законодательной инициа тивы признают необходимость их первичного регулирования посредством федерального закона разработают его и внесет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.


К источникам конституционного права относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Например, к ним относятся указы и распоряжения Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства.

Также к источникам конституционного права относятся Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Особое место среди источников конституционного права занимают декларации — О государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. а также Прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. Международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектами также относятся к разновидностям источников конституционного права.

К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего Конституции республик и Уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы. Особого рода источниками конституционного права считаются акты Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов Российской Федерации. Хотя Конституционный Суд РФ и соответствующие ему органы субъектов федерации не являются органами, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в их решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции или уставам.
Основы конституционного строя в нашей стране нашли свое закрепление в главе 1 Конституции Российской Федерации, которая определяет Россию как демократическое федеративное, правовое государство с республиканской формой правления