Файл: 31. Конфликты в политической жизни типология и способы разрешения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в котором:

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод личности — обязанность государства.

2. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

3. Социальная политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

4. Равным образом признаются и защищаются все формы собственности (частная, государственная, муниципальная и другие).

5. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

6. Гарантируется местное самоуправление.

7. Признается многопартийность, в качестве государственной не может быть признана никакая идеология.

Принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России.

Конституционный строй имеет главную цель — закрепить в Основном законе положение о том, что государство создано для человека и государственная деятельность должна быть направлена во имя процветания народа.


Избирательные права граждан закреплены в Конституции Российской Федерации:

 Статья 1. Часть 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

 Статья 3.

 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

     Единственный источник власти в России – народ. Власть выражена, прежде всего, в праве избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Участвуя в выборах, народ не передает своим избранникам суверенитет, закрепленный за ним Конституцией Российской Федерации, так как он не отчуждаем, а делегирует право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

     Основным законом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

     Помимо этого закона проведение выборов каждого уровня (например, выборов Президента Российский Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Саратовской областной Думы, депутатов органов местного самоуправления) регулируется специальными законами, как федеральными, так и областными.

Сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ пред­став­ля­ет со­бой слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ную сис­те­му нор­ма­тив­ных ак­тов разл. ви­дов, при­ня­тых как на уров­не РФ, так и её субъ­ек­тов. Важ­ней­ший эле­мент сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ – Кон­сти­ту­ция РФ 1993, уч­ре­див­шая два осн. ви­да фе­де­раль­ных за­ко­нов: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны. Обе груп­пы фе­де­раль­ных за­ко­нов при­ни­ма­ют­ся как в рам­ках пред­ме­тов ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния РФ, т. е. при­над­ле­жа­щих толь­ко Фе­де­ра­ции и реа­ли­зуе­мых толь­ко ею са­мо­стоя­тель­но, так и в рам­ках пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов (ст. 71 и 72 Кон­сти­ту­ции РФ).



В структуре конституции России «Основы конституционного строя» стоят на первом месте (1-я глава). Нормы, входящие в «Основы конституционного строя», составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. В последующих главах развиваются и конкретизируются исходные принципы «Основ конституционного строя», устанавливаются компетенции и полномочия органов государственной власти, порядок принятия ими властных нормативно-правовых и индивидуальных решений, права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляющие юридические и другие гарантии реализации основ конституционного строя.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) РФ есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении. В конституции указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. В 10 ст. Конституции предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия и многопартийности, что указывается в 13 статье конституции. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя или целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В РФ признается и гарантируется местное самоуправление

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. В соответствии с 1 статьей конституции РФ является правовым государством. Одной из основ конституционного устройства РФ является федерализм. В 4 статье указано, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, суверенный характер власти признается исключительно за РФ, республики в составе РФ правом свободного выхода из ее состава не имеют, поэтому они даже теоретически не могут рассматриваться в качестве суверенных. В конституции установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Экономической основой конституционного строя РФ является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. РФ поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. В 8 статье конституции гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности


Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах – частной, муниципальной, государственной и др. Государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. В 35 статье указано, что право частной собственности охраняется законом. Согласно статье 7 Конституции РФ является социальным государством. В 13 статье установлен принцип идеологического многообразия, как одна из основ конституционного строя страны. В 14 статье указывается, что РФ является светским государством.

2.Особенности федеративного устройства

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Поскольку на уровне субъектов РФ по-разному трактовался объем государственного суверенитета и наблюдалась тенденция выхода за рамки федеративных отношений и закрепления элементов конфедеративных связей, то потребовалось принятие дополнительных мер по обеспечению единого правового пространства России, в частности, Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изм. и доп. от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г.).

Россия определена как государство, состоящее из равноправных субъектов. Невзирая на все своеобразие, субъекты должны быть равноправными перед федеральной Конституцией. Но способы принятия конституции республики в Составе РФ и уставов остальных субъектов Федерации по федеральной Конституции отличаются. Если согласно Конституции РФ республики наделены правом самостоятельно определять способ принятия их конституций (законодательным органом, специально создаваемым и т.д.), то другие субъекты Федерации ограничены правом устава только их законодательным органом. Особый статус республик как государств подчеркивается и их правом устанавливать государственные языки (ст. 68 Конституции РФ). Главный аргумент в этом – национальный принцип образования республики в этом случае не состоятелен, так как автономные образования тоже сформированы с учетом национально-этнического фактора, однако права устанавливать второй государственный язык им не предоставлено.


Неравенство субъектов Федерации прослеживается и при определении актов субъектов Федерации как объектов контроля за соответствием Конституции РФ и федеральным законам. Если к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов Федерации объектами контроля являются не только уставы и законы, но и иные нормативные правовые акты данных субъектов Федерации. Среди субъектов Федерации, не являющихся республиками, также нет равенства в статусе. Конституция РФ не разрешила проблему вхождения автономных округов в состав области, края. Факт вхождения имеет определенные последствия и неизбежно сужает круг прав субъекта Федерации, входящего в состав другого субъекта РФ.

Таким образом, обеспечение реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации связано как с совершенствованием норм самой российской Конституции, устранением заложенных в ней противоречий, так и с выработкой правовой политики проведения в текущем правовом и договорном регулировании главного условия равноправия субъектов Федерации – создания режима их равных правовых возможностей.

3.Система органов государственной власти

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Государственная власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения властей. Президент РФ является главой государства, выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно статье 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он осуществляет общее руководство деятельностью правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти – ФС РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.