Файл: 31. Конфликты в политической жизни типология и способы разрешения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, комитеты и ведомства при правительстве, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органы судебной власти – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, высший Арбитражный суд РФ, другие федеральные суды РФ, а также суды субъектов РФ. Помимо органов государственной власти в систему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило. Различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно, состоят эти государственные органы. В число этих органов входят, например, Администрация Президента РФ, СБ РФ.

В Конституции содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий достаточно коротким 4-летним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда и др. Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях: его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья, отрешения от должности. Во всех указанных случаях обязанности президента временно исполняет председатель правительства РФ. Однако он не имеет права распускать ГД, назначать референдум. А также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Для отрешения Президента от должности требуется инициатива не менее одной трети депутатов Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты ФС, КС и ВС. ГД выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено решением Верховного суда. КС дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Решение ГД о выдвижении обвинения и решение СФ об отрешении от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. Федеральный закон «О
гарантиях Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 (не распространяется на президента, отрешенного от должности) устанавливает правовые, социальные и иные гарантии: государственная охрана, медицинское обслуживание, страхование, неприкосновенность, пенсия 75 %, связь, помощники, дача.


Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФ являются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ 4) Столица. Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством. Статус символов гос. суверенитета РФ регулируется ФКЗ от 25 декабря 2000 г.
4.Права и свободы человека.

В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека (результат теоретического анализа норм конституции, в которых не используется понятие «принцип»).

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности. Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции невиновности прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.



4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями — одни в правовом плане, другие — в моральном, в виде общественного долга. Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др. Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации, причем, подчеркнем, в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

5.Поправки и пересмотр Конституции

В России, как и во многих других странах, порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию предусматривается по общему правилу, самой Конституцией.

В соответствии с Конституцией предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также группами численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

Предложения о поправках и пересмотре конституционных положений вызывают в разных случаях далеко не одинаковые процедурные и иные неразрывно связанные с ними последствия. Это зависит от того, какие главы и статьи конституции Российской Федерации они затрагивают.

Например, если эти предложения касаются глав 1 ("Основы конституционного строя"), 2 ("Права и свободы человека и гражданина") и 9 ("Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), то, согласно Конституции, здесь действуют следующие порядок и положения.


а) положений этих глав Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, как это предусмотрено в отношении всех остальных ее глав; б) если предложение о пересмотре положений 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание; в) Конституционное Собрание должно либо подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации либо сделать вывод о необходимости ее изменения и разработать проект новой Конституции; г) разработанный проект Конституции для того, чтобы стать основным законом страны, должен быть либо утвержден (принят) Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов, либо вынесен на всенародное голосование; д) в случае проведения всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (п. 1-3 ст. 136).

Поправок, относящиеся к остальным, 3-8-й главам Конституции России, то они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

Этот порядок закреплен в п. 2 ст. 108 Конституции и требует для принятия поправок: а) одобрения их большинством не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета Федерации; б) одобрения их не менее двумя третями голосов от общего их числа депутатов Государственной Думы и в) подписания и обнародования их в течение четырнадцати дней Президентом.

Кроме того, Конституцией России требуется для вступления поправок в силу "одобрение их органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации".

6.Местное самоуправление

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые
рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Полномочия местного самоуправления — это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.
В Российской Федерации проведение выборов и референдумов осуществляется на основе следующих принципов: • всеобщего избирательного права; • прямого и равного избирательного права; • тайного голосования на выборах; • добровольного и свободного участия в голосовании; • состязательности, гласности и обязательности выборов; • сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; • альтернативности, состязательности и периодичности проведения выборов; • проведения выборов избирательными комиссиями. Всеобщее избирательное право как принцип базируется на частях 1 и 2 статьи 32 Конституции РФ и означает участие в выборах всех граждан России при минимуме ограничительных цензов, установленных Конституцией РФ и конституционными законами. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все граждане России, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – право быть избранными (т. е. избираться) в органы государственной власти и органы местного самоуправления [6]. Исходя из положений Конституции РФ, российский гражданин имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В то же время имеются конституционные и законодательные ограничения на реализацию избирательных прав, обусловленные так называемыми цензами судимости, оседлости и т. д. В частности, не имеют права избирать, быть избранными лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ценз оседлости ограничивает пассивное избирательное право требованием нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории России, включая требования к продолжительности и сроку его проживания на данной территории.