Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. проявляется с особой выразительностью

  2. блестит, сверкает искрами

  3. рассеивает искры

  4. светится

2. К выделенным словам подберите и запишите по 2-3 однокоренных слова. Графически докажите правильность выполнения задания.

3 . Морфемное строение какого слова соответствует схеме?

  1. блестят

  2. пушистый

  3. дружок

  4. каток




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников. (В. Бонч-Бруевич)

Задания 1-3.

1. Каково значение слова НАПАЛИ в данном тексте?

  1. совершили нападение

  2. обрушились

  3. нашли, обнаружили

  4. внезапно овладели

2. Спишите, подчеркните в тексте однокоренные слова, обозначьте в них корень.

3. В корне какого слова наблюдается чередование гласного с нулём звука?

  1. вбитые

  2. стояли

  3. звать

  4. крепкие




  1. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) От умного научишься, от глупого _учишься. 2)Мир _свещается солнцем, а человек – знанием. 3) Кто много знает, с того много и _прашивают. 4) С умным _говориться, что меду _питься. 5) Чужим умом долго не _живёшь.

Задания 1-3.

1. Какая общая мысль объединяет данные пословицы и поговорки?

  1. Ум – основное богатство человека.

  2. Человек красив знаниями, полученными собственным трудом.

  3. Знания помогают в жизни добиться успеха.

  4. Глупость не украшает человека.

2. Спишите пословицы и поговорки, вставляя вместо точек нужные приставки.

3. В каком слове выделяется два суффикса? Графически аргументируйте ответ.

  1. умного

  2. з нанием

  3. проживёшь

  4. наговориться





  1. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.

(1) Лежит на ветке белая сетка. (Иней) (2) Поднялись ворота – всему миру красота. (Радуга) (3) Вечером родится, ночью живёт, утром умирает. (Роса) (4) Зимой в поле лежал, а весной в реку убежал. (Снег) (5) Не собака, а кусается. (Мороз)

Задания 1-3.

  1. Какая тема объединяет эти загадки?

  1. Небо и земля.

  2. Вселенная.

  3. Зима.

  4. Явления природы.

  1. Запишите одну из загадок (на выбор) приёмом поморфемного письма, то есть разделяя чёрточками слова на морфемы (например, леж-ит на вет-к-е).

  2. М орфемное строение какого слова соответствуют схеме ?

  1. поднялись

  2. родится

  3. убежал

  4. кусается



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Умеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть. (С. Баруздин)

Задания 1-3.

  1. Какая из предложенных пословиц и поговорок отражает основную мысль данного текста?

    1. Дорожит временем тот, кто ценит жизнь.

    2. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

    3. Упустишь минуту – потеряешь час.

    4. В хорошем расчёте секунда на учёте.

  1. Выпишите в столбик выделенные слова и разберите их по составу, рядом с каждым из них запишите по одному однокоренному слову.

  2. В каком слове основа состоит только из корня?

  1. лень

  2. з арядку

  3. поесть

  4. ценит




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Там, где тогда мчались в_сенние п_токи, теперь везде п_токи цв_тов.

И мне так х_рошо было пройтись по этому лугу. Я думал: «Значит, недаром н_слись в_сной мутные п_токи». (М. Пришвин)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно передаёт содержание данного текста?

  1. Реки цветов.

  2. Спасибо весенним ручьям.

  3. Хорошо пройтись по лугу.

  4. Летний луг.

  1. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и обозначьте в этих словах основы.

  2. Сколько морфемв слове МУТНЫЕ ?

  1. две

  2. т ри

  3. четыре

  4. пять

  1. Прочитайте выразительно стихотворение С. Острового и выполните задания 1-3.

Я в России рождён. Родила меня мать

В пору яблок и в пору созревшего хлеба.

И велела мне песню в дорогу позвать.

И дала в изголовье мне синее небо.

Я в России рождён. И куда не пойди,

Где б мои ни лежали дороги земные,

Всё, что в сердце ношу, что вместилось в груди,

Я зову необъятнейшим словом: Россия. (С.Островой)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль этого текста?

  1. Россия всегда в моём сердце.

  2. Я в России рождён.

  3. Я люблю Россию, её небо, поля, леса, дороги, потому что это моя Родина.

  4. Россия – необъятная земля.

  1. Выделите корень в слове ЛЕЖАЛИ , подберите и запишите к нему однокоренные слова.

  2. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?

  1. позвать

  2. изголовье

  3. вместилось

  4. земные




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Славные имена у жучишек: точильщики, пилильщики, бомбардиры, усачи, долгоносики, карапузики.

Или вот: скакун полевой! Скакун так скакун: ты ладошкой его, а он – хоп! И подскочил. И в траве затерялся: попробуй разгляди зелёного на зелёном! Лучше не ищи, только зря глаза проглядишь. (Н. Сладков)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание этого текста?

  1. Скакун полевой.

  2. Славные имена у жуков.

  3. Имена со значением.

  4. Жук-скакун.


  1. Выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначьте их.

  2. В каком слове выделяется нулевое окончание?

  1. ладошкой

  2. разгляди

  3. проглядишь

  4. (у)жучишек

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Цветы могут подсказать, который час. Раньше всех распускает цветы козлобородник. В четыре часа развёртывает голубые лепестки луговой цикорий. В пять часов раскрываются бутоны шиповника. Час спустя просыпаются одуванчики. В семь утра раскрываются лилии белой кувшинки. В восемь часов воспрянут жизнью ноготки. (По А. Стрижёву)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль данного текста?

    1. Многие растения приносят пользу.

    2. В природе немало растений, которые могут подсказать точное время суток.

    3. Чем внимательнее изучаешь растительный мир, тем больше получаешь полезной информации.

    4. Удивителен растительный мир.

  2. Спишите текст. Выделенные слова разберите по составу.

  3. Какой схеме соответствует морфемное строение слова РАСПУСКАЕТ ?

1 )

2 )

3 )

4 )






  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Зачем возрастаю? –

Снегурка спр_сила меня.

Я знаю, что скоро растаю,

Лишь только увижу в_сёлую стаю,

Растаю, по камням звеня. (Ф. Сологуб)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает тему данного текста?

  1. Снегурка.

  2. Грусть-тоска.

  3. Скоро весна!

  4. Печаль Снегурочки.

  1. С пишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните, являются ли выделенные слова родственными.

  2. М орфемное строение какого слова соответствуют схеме ?

  1. возрастаю

  2. с просила

  3. растаю

  4. увижу

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

См_три... оч_рованья нет:

Зв_зда надежды уг_сает...

Увы! Кто скажет: жизнь иль цвет

Быстрее в мире исчезает? (В. Жуковский)

Задания 1-3.

  1. Какое слово является антонимом к слову ИСЧЕЗАЕТ (последняя строчка текста)?

  1. пропадает

  2. уходит

  3. растворяется

  4. появляется

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами обозначьте корни.
  2. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17