ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какое значение имеет приставка У- в слове УГАСАЕТ ?
-
полная законченность действия -
п остепенное завершение действия -
начало прекращения действия -
приближение к концу действия
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Бывает ёлка стоит небольшая, чуть разве повыше человека, и уже спелая, и на ней даже шишки висят. Это значит, что ёлка эта не очень давно вышла из тёмного леса. Там она долго, многие годы чахла, угнетённая господствующим деревом.
А когда дерево это срубили, она, испуганная светом, ещё сколько-то лет не росла, и зато когда оправилась, то сразу же, спелая давно, хотя и совсем небольшая, зацвела и покрылась плодами. (М. Пришвин)
Задания 1-3.
1. Каков тип речи этого текста?
-
повествование с элементами описания -
описание -
рассуждение -
описание с элементами повествования
2. Из второй части текста выпишите слово с приставкой С- и обозначьте эту приставку.
3. В каком слове есть корень с чередующейся гласной буквой ?
1) висят 2) зацвела 3) росла 4) плодами
-
П рочитайте текст и выполните задания 1-3.
Кроме письма египтяне придумали, как изготовлять удобный материал для письма – папирус.
Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели зар_сли высокого р_стения, похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разр_зали вдоль и укладывали рядами, чтобы край одного стебля л_жился на край соседнего. Поперёк одного слоя ст_лили новый и спрессовывали. Много лет учёные не могли разг_дать, чем склеивали слои папируса. Наконец уст_новили, что чудодейственный клей – сок самого р_стения. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги. (Из «Календаря школьника»)
Задания 1-3.
-
Какова задача этого текста?
-
Сообщить инструкцию по производству бумаги. -
Описать папирус. -
Обменяться впечатлениями о папирусе. -
Доступно изложить научные факты об особенностях первой бумаги.
-
Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и обозначьте в них корень. -
М орфемное строение какого слова соответствуют схеме ?
-
похожего -
с телили -
спрессовывали -
укладывали
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Маленькая птичка с чёрной бархатной спинкой и белой грудкой сидит на ветке. Вдруг она взлетает, сверкнув белыми пятнышками на крылышках и по бокам хвостика, быстро хватает прилетевшую муху и снова усаживается на ветку. И так весь день. Мухоловка ловит насекомых на земле, на деревьях, но чаще на лету только, и слышно щёлканье её клювика. (И. Милосердов, Т. Резникова)
Задания 1-3.
-
Какова цель авторов этого текста?
-
Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для учёных-зоологов. -
Описать мухоловку, её повадки и передать читателю свои чувства к ней. -
Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения повадок мухоловки. -
Доступно изложить научные факты.
-
Выпишите из текста в столбик слова с суффиксом -ИК- и укажите значение этого суффикса. -
Каково значение приставки ПРИ- в слове ПРИЛЕТЕВШУЮ (предложение №2) ?
-
законченность действия -
приближение -
неполнота действия -
присоединение
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
У шиповника – шипы.
На шиповнике – бутоны.
Вот он блещ_т у тр_пы.
Ярко-красный и з_лёный.
Он глаза мои сл_пит.
Он костер нап_минает.
Он шиповник. Он шипит.
Искры алые р_ня_т. (А. Кушнер)
Задания 1-3.
-
Каково значение слово ШИПИТ в данном тексте?
-
издаёт глухие звуки -
сильно колется, не подпуская тем самым к себе никого -
призывает к молчанию -
произносит протяженно звук Ш
-
Спишите текст, графически обозначая морфемы, в которых пропущены буквы. -
Какое слово является однокоренным к слову ШИПОВНИК ?
-
у шиповника -
на шиповнике -
шипы -
шипит
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья. (А. Чехов)
Задания 1-3.
1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
-
Между далью и горизонтом. -
На небе. -
Страшная туча. -
Скоро грянет дождь.
2. Выпишите выделенные слова в столбик и укажите, сколько в каждом из них звуков, букв, слогов, морфем.
3. Сколько значимых частей в составе слова ОСВЕТИЛА ? Графически аргументируйте ответ.
-
две 2) три 3) четыре 4) пять
-
П рочитайте текст и выполните задания 1-3.
В хвойных лесах нежная светло-зелёная травка иногда сплошным ковром покрывает землю. У неё тройчатые, как у клевера, листочки, и белые цветочки с пятью лепесточками. Это кислица, или заячья капуста, как её называют в народе. Её листочки, кислые на вкус, можно класть в суп вместо щавеля или в салаты. Скромная, ничем не примечательная травка. Однако её тройчатый листок изображён на гербе Ирландии и является эмблемой этой страны. (Л. Багрова)
Задания 1-3.
-
Какова цель автора этого текста?
-
Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для учёного-ботаника. -
Выразить личное отношение к кислице. -
Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения кислицы. -
Доступно изложить научные факты.
-
Выпишите в столбик выделенные слова, поставьте в них ударение и укажите, сколько в каждом из них морфем. -
В каком слове нет приставки?
-
изображён -
н азывают -
примечательная -
нежная
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
В древней русской литературе существовало выражение: «умное делание», к которому прежде всего относились летописание, переводы иноземных книг и составление всевозможных «изборников». Такое «делание» в монастырях приравнивалось к самому высокому подвигу. Букву за буквой выводил писец. А художник заполнял страницы рисунками: здесь были зайцы, лисы и другие животные, а также предметы быта. Причудливым шрифтом писали заглавие. Затем книгу «одевали» в переплёт, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Книги были подлинным произведением искусства. (А. Глухов, И. Лавриненко)
Задания 1-3.
-
Какое суждение неверно ?
-
Печатание первых книг приравнивалось к высокому подвигу. -
Переплёты первых книг были очень красивыми. -
Первые книги на Руси писали от руки. -
В первых книгах никогда не было рисунков.
-
Выпишите из текста 2-3 слова с нулевым окончанием. -
В каком слове нет приставки ЗА- ?
-
заполнял -
замыкались -
застёжками -
з айцы
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Стоит только вам захотеть, и к вам станут прилетать дикие птицы. Для этого на простую полочку насыпьте простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку поставьте на окно, и полочка станет волшебной. На неё сегодня же прилетят голуби, воробьи.
А если вы живёте у парка или в деревне, укрепите на полочку кусочек сала, и к вам прилетят синицы. Положите на полочку кисти рябины, и вы увидите снегирей. Каждый день станут прилетать к вам разные птицы. Вы станете добрым повелителем птиц. (По Н. Сладкову)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает тему этого текста?
-
Надо заботиться о птицах. -
Наши друзья. -
Как стать повелителем птиц. -
Волшебная палочка.
-
Выпишите из текста в левый столбик 3-5 существительных; в правый – 3-5 прилагательных. Выделите в них окончания. Кратко в письменной форме ответьте на вопрос: « Что обозначают окончания у имён существительных и что у имён прилагательных?» -
Какое слово состоит только из основы?
-
крошек -
окно -
сегодня -
синицы
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Излучение тепла
Подлежала завоеванию лесом территория, расположенная на юру, где с утра до ночи солнце и излучение тепла травам, где густая дернина светолюбивых трав и злаков.
Своим быстрым ростом злаки скоро справятся с травами, своим обильным плодоношением и лёгкими семенами скоро покроют всю площадь. (М. Пришвин)
Задания 1-3.
-
В каком значении употреблено в тексте слово ЮР (расположенная на юру)?
-
бойкое, людное место -
высокая гора -
пустыня -
открытое возвышенное место
-
В ыпишите из 1-го предложения слово, морфемное строение которого соответствует схеме . -
В каком слове выделяется приставка С- ?
-
светолюбивых -
своим -
скоро -
справятся
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, а с другой стояли седые горы.
Путники искали красоту. Один человек был с горячим сердцем, а другой – с холодным сердцем.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. Он увидел в сером камне прекрасный цветок. Другой увидел только трещину на камне.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А другой человек сидел на берегу и смотрел на море.
Вот из камня показался цветок изумительной красоты. Человек освободил из каменного плена красоту!
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли. Только человек с холодным сердцем не увидел красоты. (По В. Сухомлинскому)
Задания 1-3.
-
Какова основная мысль этого текста?
-
Любите природу! -
Все люди разные, но каждый хорош по-своему. -
Только человек, влюблённый в жизнь, пылкий, страстный, неравнодушный ко всему, что окружает нас, умеет видеть и чувствовать красоту. -
Творите чудеса!
-
Проведите письменный морфемный разбор выделенных в тексте слов. -
Какое слово состоит из корня, двух суффиксов и окончания?
-
радостно -
увидел -
морские -
долбил
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Об одном из обрядов донских казаков
Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд сохранился у казаков и до наших дней.
Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крёстная срезала его первые пряди волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.
Подстриженного мальчонку мужчины несли к церкви. Там его ждал неосёдланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шёлковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жить. Заплачет, повалится с коня – быть убитым. (Б. Алмазов)
Задания 1-3.
-
Каково лексическое значение слова КОШМА (предложение №3)?
-
стол -
маленький стул -
скамья -
войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти
-
Выпишите в столбик из текста 2-3 слова с проверяемыми безударными гласными в корне, рядом запишите однокоренные слова и укажите, какими частями речи они являются. -
В каком слове две приставки?
-
усаживали -
п одстриженного -
неосёдланный -
расстеленный
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Наука говорит, что всё в природе находится в связи. Мы знаем, что лесу нужны кусты, птицы и даже муравьи.
Дятел – это заботливый лесник. Он ходит по дереву да постукивает! «А нет ли тут вредителя? Не прячься! Я всё равно съем!»
Муравьи за порядком следят. Они всяких вредных жучков и гусениц поедают. Если вы хотите почувствовать себя защитником леса, помните, что надо беречь деревья, кусты, птиц.
Не давайте рубить деревья, ломать кусты, разорять гнёзда. Будьте защитниками птичьих гнезд и муравейников! (По М. Ильину и Е. Сегал)
Задания 1-3.
-
В какой части данного текста выражена его основная мысль?
-
в 1-ой -
во 2-ой -
в 3-ей -
в 4-ой
-
Выпишите из текста слова с разделительными Ъ и Ь и разберите эти слова по составу. -
В каком слове нет приставки ПО- ?
-
постукивает -
поедают -
помните -
почувствовать
ЛЕКСИКА
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Слово жилет пришло из французского языка; оно происходит от имени Жиль – так назывался один из персонажей французского комического театра, традиционно появлявшийся на сцене в одежде без рукавов.
Некоторые языковеды утверждают, что слово жилет происходит от арабского «жалеко» плащ, или от турецкого «елек» одежда без рукавов.
Однако первоначально в Западной Европе слово жилет не употреблялось. Одежда без рукавов именовалась камзолом. В XVIII веке камзолы стали носить и в России. Но уже в XIX веке камзол в русской моде считается одеждой старинной. В моде – жилет.
Впрочем, русские щёголи какое-то время лишены были возможности носить жилеты. Император Павел I особым указом в конце XVIII века запретил жилеты. Они показались императору слишком вольной одеждой. Он думал: «Сначала в жилетах щеголяют, а потом и революцию сделают, как во Франции.» Поэтому рискнувших показаться в жилете даже арестовывали.
С XIX века жилеты прочно вошли в гардероб мужчин России как деталь нарядного костюма, придающая солидность и респектабельность. (Ф. Гримберг)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17