Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Какое значение имеет приставка У- в слове УГАСАЕТ ?

  1. полная законченность действия

  2. п остепенное завершение действия

  3. начало прекращения действия

  4. приближение к концу действия

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Бывает ёлка стоит небольшая, чуть разве повыше человека, и уже спелая, и на ней даже шишки висят. Это значит, что ёлка эта не очень давно вышла из тёмного леса. Там она долго, многие годы чахла, угнетённая господствующим деревом.

А когда дерево это срубили, она, испуганная светом, ещё сколько-то лет не росла, и зато когда оправилась, то сразу же, спелая давно, хотя и совсем небольшая, зацвела и покрылась плодами. (М. Пришвин)

Задания 1-3.

1. Каков тип речи этого текста?

  1. повествование с элементами описания

  2. описание

  3. рассуждение

  4. описание с элементами повествования

2. Из второй части текста выпишите слово с приставкой С- и обозначьте эту приставку.

3. В каком слове есть корень с чередующейся гласной буквой ?

1) висят 2) зацвела 3) росла 4) плодами

  1. П рочитайте текст и выполните задания 1-3.

Кроме письма египтяне придумали, как изготовлять удобный материал для письма – папирус.

Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели зар_сли высокого р_стения, похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разр_зали вдоль и укладывали рядами, чтобы край одного стебля л_жился на край соседнего. Поперёк одного слоя ст_лили новый и спрессовывали. Много лет учёные не могли разг_дать, чем склеивали слои папируса. Наконец уст_новили, что чудодейственный клей – сок самого р_стения. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги. (Из «Календаря школьника»)

Задания 1-3.

  1. Какова задача этого текста?

  1. Сообщить инструкцию по производству бумаги.

  2. Описать папирус.

  3. Обменяться впечатлениями о папирусе.

  4. Доступно изложить научные факты об особенностях первой бумаги.

  1. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и обозначьте в них корень.

  2. М орфемное строение какого слова соответствуют схеме ?


  1. похожего

  2. с телили

  3. спрессовывали

  4. укладывали

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Маленькая птичка с чёрной бархатной спинкой и белой грудкой сидит на ветке. Вдруг она взлетает, сверкнув белыми пятнышками на крылышках и по бокам хвостика, быстро хватает прилетевшую муху и снова усаживается на ветку. И так весь день. Мухоловка ловит насекомых на земле, на деревьях, но чаще на лету только, и слышно щёлканье её клювика. (И. Милосердов, Т. Резникова)

Задания 1-3.

  1. Какова цель авторов этого текста?

  1. Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для учёных-зоологов.

  2. Описать мухоловку, её повадки и передать читателю свои чувства к ней.

  3. Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения повадок мухоловки.

  4. Доступно изложить научные факты.

  1. Выпишите из текста в столбик слова с суффиксом -ИК- и укажите значение этого суффикса.

  2. Каково значение приставки ПРИ- в слове ПРИЛЕТЕВШУЮ (предложение №2) ?

  1. законченность действия

  2. приближение

  3. неполнота действия

  4. присоединение



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

У шиповникашипы.

На шиповнике – бутоны.

Вот он блещ_т у тр_пы.

Ярко-красный и з_лёный.

Он глаза мои сл_пит.

Он костер нап_минает.

Он шиповник. Он шипит.

Искры алые р_ня_т. (А. Кушнер)

Задания 1-3.

  1. Каково значение слово ШИПИТ в данном тексте?

  1. издаёт глухие звуки

  2. сильно колется, не подпуская тем самым к себе никого

  3. призывает к молчанию

  4. произносит протяженно звук Ш

  1. Спишите текст, графически обозначая морфемы, в которых пропущены буквы.

  2. Какое слово является однокоренным к слову ШИПОВНИК ?

  1. у шиповника

  2. на шиповнике

  3. шипы

  4. шипит





  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья. (А. Чехов)

Задания 1-3.

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?


  1. Между далью и горизонтом.

  2. На небе.

  3. Страшная туча.

  4. Скоро грянет дождь.

2. Выпишите выделенные слова в столбик и укажите, сколько в каждом из них звуков, букв, слогов, морфем.

3. Сколько значимых частей в составе слова ОСВЕТИЛА ? Графически аргументируйте ответ.

  1. две 2) три 3) четыре 4) пять

  1. П рочитайте текст и выполните задания 1-3.

В хвойных лесах нежная светло-зелёная травка иногда сплошным ковром покрывает землю. У неё тройчатые, как у клевера, листочки, и белые цветочки с пятью лепесточками. Это кислица, или заячья капуста, как её называют в народе. Её листочки, кислые на вкус, можно класть в суп вместо щавеля или в салаты. Скромная, ничем не примечательная травка. Однако её тройчатый листок изображён на гербе Ирландии и является эмблемой этой страны. (Л. Багрова)

Задания 1-3.

  1. Какова цель автора этого текста?

  1. Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для учёного-ботаника.

  2. Выразить личное отношение к кислице.

  3. Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения кислицы.

  4. Доступно изложить научные факты.

  1. Выпишите в столбик выделенные слова, поставьте в них ударение и укажите, сколько в каждом из них морфем.

  2. В каком слове нет приставки?

  1. изображён

  2. н азывают

  3. примечательная

  4. нежная

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

В древней русской литературе существовало выражение: «умное делание», к которому прежде всего относились летописание, переводы иноземных книг и составление всевозможных «изборников». Такое «делание» в монастырях приравнивалось к самому высокому подвигу. Букву за буквой выводил писец. А художник заполнял страницы рисунками: здесь были зайцы, лисы и другие животные, а также предметы быта. Причудливым шрифтом писали заглавие. Затем книгу «одевали» в переплёт, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Книги были подлинным произведением искусства. (А. Глухов, И. Лавриненко)

Задания 1-3.

  1. Какое суждение неверно ?

  1. Печатание первых книг приравнивалось к высокому подвигу.

  2. Переплёты первых книг были очень красивыми.

  3. Первые книги на Руси писали от руки.

  4. В первых книгах никогда не было рисунков.

  1. Выпишите из текста 2-3 слова с нулевым окончанием.

  2. В каком слове нет приставки ЗА- ?

  1. заполнял

  2. замыкались

  3. застёжками

  4. з айцы

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Стоит только вам захотеть, и к вам станут прилетать дикие птицы. Для этого на простую полочку насыпьте простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку поставьте на окно, и полочка станет волшебной. На неё сегодня же прилетят голуби, воробьи.

А если вы живёте у парка или в деревне, укрепите на полочку кусочек сала, и к вам прилетят синицы. Положите на полочку кисти рябины, и вы увидите снегирей. Каждый день станут прилетать к вам разные птицы. Вы станете добрым повелителем птиц. (По Н. Сладкову)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает тему этого текста?

  1. Надо заботиться о птицах.

  2. Наши друзья.

  3. Как стать повелителем птиц.

  4. Волшебная палочка.

  1. Выпишите из текста в левый столбик 3-5 существительных; в правый – 3-5 прилагательных. Выделите в них окончания. Кратко в письменной форме ответьте на вопрос: « Что обозначают окончания у имён существительных и что у имён прилагательных?»

  2. Какое слово состоит только из основы?

  1. крошек

  2. окно

  3. сегодня

  4. синицы



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Излучение тепла

Подлежала завоеванию лесом территория, расположенная на юру, где с утра до ночи солнце и излучение тепла травам, где густая дернина светолюбивых трав и злаков.

Своим быстрым ростом злаки скоро справятся с травами, своим обильным плодоношением и лёгкими семенами скоро покроют всю площадь. (М. Пришвин)

Задания 1-3.

  1. В каком значении употреблено в тексте слово ЮР (расположенная на юру)?

  1. бойкое, людное место

  2. высокая гора

  3. пустыня

  4. открытое возвышенное место

  1. В ыпишите из 1-го предложения слово, морфемное строение которого соответствует схеме .

  2. В каком слове выделяется приставка С- ?


  1. светолюбивых

  2. своим

  3. скоро

  4. справятся





  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, а с другой стояли седые горы.

Путники искали красоту. Один человек был с горячим сердцем, а другой – с холодным сердцем.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. Он увидел в сером камне прекрасный цветок. Другой увидел только трещину на камне.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А другой человек сидел на берегу и смотрел на море.

Вот из камня показался цветок изумительной красоты. Человек освободил из каменного плена красоту!

Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли. Только человек с холодным сердцем не увидел красоты. (По В. Сухомлинскому)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль этого текста?

  1. Любите природу!

  2. Все люди разные, но каждый хорош по-своему.

  3. Только человек, влюблённый в жизнь, пылкий, страстный, неравнодушный ко всему, что окружает нас, умеет видеть и чувствовать красоту.

  4. Творите чудеса!

  1. Проведите письменный морфемный разбор выделенных в тексте слов.

  2. Какое слово состоит из корня, двух суффиксов и окончания?

  1. радостно

  2. увидел

  3. морские

  4. долбил





  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Об одном из обрядов донских казаков

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд сохранился у казаков и до наших дней.

Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крёстная срезала его первые пряди волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчонку мужчины несли к церкви. Там его ждал неосёдланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шёлковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жить. Заплачет, повалится с коня – быть убитым. (Б. Алмазов)

Задания 1-3.

  1. Каково лексическое значение слова КОШМА (предложение №3)?

  1. стол

  2. маленький стул

  3. скамья

  4. войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти

  1. Выпишите в столбик из текста 2-3 слова с проверяемыми безударными гласными в корне, рядом запишите однокоренные слова и укажите, какими частями речи они являются.

  2. В каком слове две приставки?


  1. усаживали

  2. п одстриженного

  3. неосёдланный

  4. расстеленный

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Наука говорит, что всё в природе находится в связи. Мы знаем, что лесу нужны кусты, птицы и даже муравьи.

Дятел – это заботливый лесник. Он ходит по дереву да постукивает! «А нет ли тут вредителя? Не прячься! Я всё равно съем!»

Муравьи за порядком следят. Они всяких вредных жучков и гусениц поедают. Если вы хотите почувствовать себя защитником леса, помните, что надо беречь деревья, кусты, птиц.

Не давайте рубить деревья, ломать кусты, разорять гнёзда. Будьте защитниками птичьих гнезд и муравейников! (По М. Ильину и Е. Сегал)

Задания 1-3.

  1. В какой части данного текста выражена его основная мысль?

  1. в 1-ой

  2. во 2-ой

  3. в 3-ей

  4. в 4-ой

  1. Выпишите из текста слова с разделительными Ъ и Ь и разберите эти слова по составу.

  2. В каком слове нет приставки ПО- ?

  1. постукивает

  2. поедают

  3. помните

  4. почувствовать


ЛЕКСИКА

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Слово жилет пришло из французского языка; оно происходит от имени Жиль – так назывался один из персонажей французского комического театра, традиционно появлявшийся на сцене в одежде без рукавов.

Некоторые языковеды утверждают, что слово жилет происходит от арабского «жалеко»  плащ, или от турецкого «елек»  одежда без рукавов.

Однако первоначально в Западной Европе слово жилет не употреблялось. Одежда без рукавов именовалась камзолом. В XVIII веке камзолы стали носить и в России. Но уже в XIX веке камзол в русской моде считается одеждой старинной. В моде – жилет.

Впрочем, русские щёголи какое-то время лишены были возможности носить жилеты. Император Павел I особым указом в конце XVIII века запретил жилеты. Они показались императору слишком вольной одеждой. Он думал: «Сначала в жилетах щеголяют, а потом и революцию сделают, как во Франции.» Поэтому рискнувших показаться в жилете даже арестовывали.

С XIX века жилеты прочно вошли в гардероб мужчин России как деталь нарядного костюма, придающая солидность и респектабельность. (Ф. Гримберг)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17