ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Кризис самодержавия и зарождение конституционного строя в России в начале XX в.
1.1 Политические партии и их программы
1.2 Работа I и II Государственных Дум
2.1 Государственный переворот 3 июня 1907 г.
2.2 Третьеиюньская политическая система. Состав, деятельность, особенности III Государственной думы
Глава 3. Столыпинская аграрная реформа: модернизация аграрного сектора России в начале XX в.
3.2 Разрушение крестьянской общины. Политика переселения крестьян
Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалось не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей18.
Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.
3.3 Итоги реформы
Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время.
Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:
-
На 10% были увеличены посевные площади по всей стране. -
В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%. -
Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 - 40%. -
Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза. -
В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений. -
Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире19.
Это далеко не полные показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того, повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.
Заключение
Деятельность П.А. Столыпина проходила в чрезвычайно сложной, противоречивой и неспокойной обстановке, но благодаря своей энергичности и предприимчивости, реформатор сумел достичь своей главной цели – вывести Россию из кризиса, несмотря на то, что многие его проекты не были реализованы. Оценку реформ Столыпина затрудняет то, что они не были доведены до конца вследствие гибели Столыпина, Первой мировой войны и революций.
Столыпинские реформы представляли собой обширную и беспрецедентную по своим масштабам программу преобразования России, рассчитанную не только на ближайшую, но и на отдаленную перспективу. По существу, речь шла о создании новой, «Великой России», которая бы продолжала сохранять статус великой мировой державы, гарантирующий ее безопасность и национальный суверенитет в динамично меняющемся мире, имела возможность мобилизовать внутренние материальные и финансовые ресурсы, позволявшие обеспечить стабильность экономического, социального и политического развития страны.
Ныне многие исследователи оценивают Столыпина как выдающегося реформатора и русского патриота. Главное, что в начале XX в. Россия стала мощной аграрно-индустриальной страной – этим прогрессом она обязана труду миллионов рабочих и крестьян, таланту интеллектуальной элиты и энергии предпринимательского класса, а также во многом государственной мудрости премьеров Витте и Столыпина. Однако результаты преобразований Столыпина оказались не столь значительны, сколь ожидалось. Оценку реформ Столыпина затрудняет то, что они не были доведены до конца вследствие гибели Столыпина, Первой мировой войны и революций. Сам Столыпин предполагал, что все его реформы будут осуществлены комплексно и дадут эффект в долгосрочной перспективе. Частично удалась аграрная реформа, но и она привела к росту социальной напряженности в деревне. Мелкие земледельцы так и не стали союзниками правительства. Не удалось провести намеченные меры в рабочем вопросе из-за сопротивления предпринимателей. Такая же судьба постигла и некоторые другие проекты, и причин тому немало.
На наш взгляд, главным было то, что правительство Столыпина пыталось добиться социальных изменений административными методами. Политическая воля великого реформатора была относительной; на содержание и реализацию программы реформ влияла совокупность различных факторов. Противоречие между растущим капитализмом и пережитками феодализма не было разрешено.
Политическое противостояние, борьба за власть отодвинули на задний план экономический смысл аграрных проектов. В годы первой мировой войны крестьянское недовольство стало все чаще использоваться в политических целях. Но ни один из предложенных крупными политическими партиями проектов решения крестьянского вопроса не был не только обоснован экономически и подготовлен политически, но и опирался лишь на их убежденность в правильности понимания структуры социального мышления, верности собственных идеологических конструкций. Приходится констатировать, что идеологическая составляющая аграрных программ была прописана лучше, чем продуманы возможности их практической реализации. В итоге, даже побывав в 1917 году у власти, ни одна из политических сил не смогла решить самый
актуальный для крестьянской России вопрос, реализовать свою аграрную программу, использовав предоставленный историей шанс.
Список используемых источников и литературы
-
Аврех, А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России / А.Я. Аврех. – М., 1991. – 211 с. -
Белокопытова, Н.Ю. Правовая конструкция и программа реформ П.А. Столыпина: история и современное осмысление / Н.Ю. Белокопытова // Актуальные проблемы современных социальных и гуманитарных наук: мат. третьей Междунар. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 56-59. -
Белхароев, Х.У. Аграрная реформа П. А. Столыпина / Х.У. Белхароев // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. – № 5. – С. 32-34. -
Боброва, Д.А. Историография прессы политических партий России начала ХХ века / Д.А. Боброва // Colloquium-journal. – 2019. – № 25 (49). – С. 93-95. -
Бороздин, С.В. Земельные отношения и агарные реформы / С.В. Бороздин. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 131 с. -
Гусаров, Ю.В. Петр Аркадьевич Столыпин – реализованные и упущенные возможности в реформировании России / Ю.В. Гусаров, Л.Ф. Гусарова // Экономические стратегии. – 2013. – Т. 15. № 6 (114). – С. 84-95. -
Жидков, А.А. Анализ, правовые аспекты и характеристика третьеиюньского государственного переворота 1907 / А.А. Жидков, К.С. Гордеев // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. – С. 54-59. -
Королева, Р.В. Польский вопрос и Третьеиюньский государственный переворот / Р.В. Королева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2017. – № 12. – С. 28-32. -
Мерзляков, С.Л. Аграрный вопрос в позициях политических партий начала XX века / С.Л. Мерзляков // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – № 6. – С. 157-163. -
Новикова, Л.И. П.А. Столыпин как государственный деятель / Л.И. Новикова // Полис. Политические исследования. – 2001. – № 4. – С. 60-70. -
Остапчук, Л.В. П.А. Столыпин и российский парламентаризм / Л.В. Остапчук // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы: сб. ст.; под ред. М. В. Ходякова. – 2016. – С. 152-158. -
Пожигайло, П.А. Петр Столыпин и его реформы 100 лет спустя / П.А. Пожигайло // П.А. Столыпин: традиции реформирования России сб. ст. междунар. науч. конф.; отв. ред. Д. Ф. Аяцков. – 2022. – С. 29-44. -
Туркулец, С. Е. Роль и значение реформ П.А. Столыпина для современной России / С. Е. Туркулец, А. В. Туркулец // Правопорядок в современном мире: актуальные проблемы обеспечения и охраны: сб. науч. трудов. – Хабаровск, 2016. – С. 217-220. -
Фадеев, М.К. Партийная система России в условиях дестабилизации и ликвидации третьеиюньского (1907 г.) политического режима П. А. Столыпина / М.К. Фадеев // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2012. – № 2. – С. 47-52. -
Фролкин, П.П. П.А. Столыпин – великий гражданин и реформатор / П.П. Фролкин // П.А. Столыпин: традиции реформирования России сб. ст. междунар. науч. конф.; отв. ред. Д. Ф. Аяцков. – 2012. – С. 17-28. -
Чварков, С.В. Петр Аркадьевич Столыпин и судьба российских реформ / С.В. Чварков // П.А. Столыпин: традиции реформирования России: сб. ст. междунар. науч. конф.; отв. ред. Д.Ф. Аяцков. – 2020. – С. 50-55. -
Шаламов, В.Ю. Аграрная реформа П. А. Столыпина в Западной Сибири (предпосылки, реализация и последствия) / В.Ю. Шаламов, Г.И. Малышенко // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. –2018. – № 5. – С. 31-39.
1 Боброва Д.А. Историография прессы политических партий России начала ХХ века // Colloquium-journal. 2019. № 25 (49). С. 94.
2 Мерзляков С.Л. Аграрный вопрос в позициях политических партий начала XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 6. С. 159.
3 Остапчук Л.В. П.А. Столыпин и российский парламентаризм // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы: сб. ст.; под ред. М. В. Ходякова. 2016. С. 155.
4 Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991. С. 57.
5 Мерзляков С.Л. Аграрный вопрос в позициях политических партий начала XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 6. С. 160.
6 Королева Р.В. Польский вопрос и Третьеиюньский государственный переворот // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 12. С. 30.
7 Белокопытова Н.Ю. Правовая конструкция и программа реформ П.А. Столыпина: история и современное осмысление // Актуальные проблемы современных социальных и гуманитарных наук: мат. третьей Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 58.
8 Фадеев М.К. Партийная система России в условиях дестабилизации и ликвидации третьеиюньского (1907 г.) политического режима П. А. Столыпина // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2012. № 2. С. 49.
9 Фролкин П.П. П.А. Столыпин – великий гражданин и реформатор // П.А. Столыпин: традиции реформирования России сб. ст. междунар. науч. конф.; отв. ред. Д. Ф. Аяцков. 2012. С. 22.
10 Жидков А.А. Анализ, правовые аспекты и характеристика третьеиюньского государственного переворота 1907 // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 46.
11 Фадеев М.К. Партийная система России в условиях дестабилизации и ликвидации третьеиюньского (1907 г.) политического режима П. А. Столыпина // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2012. № 2. С. 51.
12 Гусаров Ю.В. Петр Аркадьевич Столыпин – реализованные и упущенные возможности в реформировании России // Экономические стратегии. 2013. Т. 15. № 6 (114). С. 87.
13 Новикова Л.И. П.А. Столыпин как государственный деятель // Полис. Политические исследования. 2001. № 4. С. 65.
14 Пожигайло П.А. Петр Столыпин и его реформы 100 лет спустя // П.А. Столыпин: традиции реформирования России сб. ст. междунар. науч. конф.; отв. ред. Д. Ф. Аяцков. 2022. С. 33.
15 Бороздин С.В. Земельные отношения и агарные реформы. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 61.
16 Чварков С.В. Петр Аркадьевич Столыпин и судьба российских реформ // П.А. Столыпин: традиции реформирования России: сб. ст. междунар. науч. конф.; отв. ред. Д.Ф. Аяцков. 2020. С. 52.