ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Кризис самодержавия и зарождение конституционного строя в России в начале XX в.
1.1 Политические партии и их программы
1.2 Работа I и II Государственных Дум
2.1 Государственный переворот 3 июня 1907 г.
2.2 Третьеиюньская политическая система. Состав, деятельность, особенности III Государственной думы
Глава 3. Столыпинская аграрная реформа: модернизация аграрного сектора России в начале XX в.
3.2 Разрушение крестьянской общины. Политика переселения крестьян
Русская монархическая партия (дата основания – 1905 год). Как понятно из названия партии, ее ставленники придерживались консервативных взглядов и настаивали на сохранении существующего государственного строя, делая лишь незначительные поправки. Члены партии считали, что Николай II должен сохранить все имеющиеся у него права, но при этом рассмотреть пути решения экономического кризиса в государстве.
1.2 Работа I и II Государственных Дум
Парламентаризм – это сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой при сложившейся выборной системе власти. Деятельность I и II Государственной думы ознаменовали начавшееся превращение самодержавия в конституционную монархию и начало российского парламентаризма.
В феврале 1905 г. царь подписывает манифест о создании законосовещательного органа для разработки законодательных предложений – Государственной Думы. 11 декабря 1905 г., в разгар вооруженного восстания в Москве, был издан закон о выборах в Государственную Думу. Первая Государственная Дума работала с 27 апреля, просуществовав всего 72 дня. Поднявшееся на активную борьбу за свои права, прежде всего за землю, русское крестьянство оказалось достаточно широко представленным в I Думе. Большинство избранных крестьян и леворадикальных интеллигентов, среди которых преобладали эсеры, объединились в Трудовую группу. Большевики бойкотировали выборы в Думу. Председателем был избран кадет, профессор Сергей Андреевич Муромцев.
Государственная дума выдвинула законопроекты по наиболее животрепещущему вопросу российской жизни – аграрному. Внесенный кадетами законопроект предусматривал возможность отчуждения лишь части помещичьих земель с выкупом ее по «справедливой оценке»3. Трудовики, опираясь на волю крестьян, представили проект, в котором предлагалось принудительное отчуждение всех частнособственнических земель, включая и помещичьи, а затем их бесплатное распределение по установленной «трудовой норме». Дума поручила особой комиссии разработать земельный закон на началах принудительного отчуждения. Допустить обсуждение такого законопроекта власть никак не могла.
Вторая Государственная Дума (20 февраля – 3 июня 1907 г.) работала в обстановке упадка революции. Большинство получили партии трудовиков (партия из депутатов-крестьян народнического характера) и кадетов. Председателем стал кадет Ф.А. Головин.
По своему характеру дума была более радикальной. Революционные партии не стали бойкотировать выборы. Поэтому в думе были представители эсеров и социал-демократов. Снова в центре обсуждения оказался аграрный вопрос. Свои проекты представили кадеты, трудовики, социал-демократы.
Проекты напугали правительство. В результате правительство вновь приняло решение разогнать думу. Поводом для этого стало обвинение депутатов РСДРП в заговоре.
Таким образом, наличие разнообразных государственных партий, как с резко революционными, так и с либеральными взглядами на будущее страны, напрямую свидетельствовало о кризисе власти. В начале XX века Николай II еще мог изменить ход истории, добившись того, чтобы все названные партии прекратили свое существование4. Однако бездействие монарха лишь дополнительно подстегивало политических активистов. В результате, страна пережила две революции и буквальное раздирание на части со стороны меньшевиков, большевиков и эсеров. Победу в итоге удалось одержать большевикам, но лишь ценой многотысячных потерь, резкого ухудшения экономического состояния и снижения международного авторитета страны.
Государственные Думы были первым опытом представительного правления в России. С думой связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя.
Глава 2. Образование третьеиюньской политической системы и ее место в истории российской государственности
2.1 Государственный переворот 3 июня 1907 г.
Третьеиюньский переворот – это государственный переворот 3 июня 1907 года в Российской империи, известный как Столыпинский переворот, который заключался в незаконном роспуске второй Государственной думы и внесения изменений в новый избирательный закон. Не сумев наладить рабочие отношения с новой Думой, имперское правительство во главе с недавно назначенным премьер-министром Петром Столыпиным приступило к поиску предлога для ее роспуска.
Целью его было создание подконтрольной царю Николаю Второму Государственной думы, чтобы она не рассматривала радикальные по мнению царизма законы, а пропускала только инициативы царского правительства. Избирательная система была такова, что выборы выиграли представители левых партий
5.
3 июня 1907 г. были обнародованы царский манифест о роспуске Думы и новый закон, изменивший порядок выборов в Думу. Издание нового избирательного закона одной волей царя явилось грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и обнародованных 23 апреля 1906 г. «Основных государственных законов», согласно которым «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы». Согласно новой схеме, более богатые помещики получили шестьдесят процентов голосов избирателей в Думе; крестьяне получили двадцать два процента, в то время как торговцы получили пятнадцать процентов, а оставшиеся три процента достались городскому пролетариату. Тем самым был совершен акт государственного переворота. Он знаменовал собой поражение революции 1905 1907 гг. и наступление реакции.
Истинная причина третьеиюньского переворота была в нежелании правящего класса Российской империи модернизировать политическую систему соответственно требованиям времени. Как бы то ни было, ещё одно фактически насильственное недопущение в высший законодательный орган страны представителей «черни» заложило под государство бомбу замедленного действия. Очередная попытка грубо проигнорировать волю простого народа, лавирование между его требованиями и интересами господствующих классов, чтобы избежать «больших потрясений», на этой раз окончилась катастрофой.
2.2 Третьеиюньская политическая система. Состав, деятельность, особенности III Государственной думы
Манифест 3 июня 1907 г. окончательно определил новый государственный строй, завершив перестройку, которая шла в стране с октября 1905 г. Манифест провозглашал, что историческая власть монарха остается основой государства. Законодательный путь, установленный 17 октября 1905 г. и 23 апреля 1906 г. оставался без изменения, но царская власть теперь позиционировала себя как верховный арбитр, который может решать дела и без участия законодательного органа6. Начался постепенный путь к ограничению тех органов власти и тех норм, которые появились в 1905 – 1906 гг.
В этой «Третьеиюньской системе» сочетались элементы и старого, и нового: черты парламентаризма и самодержавия. Причем, в конечном счете, стали превалировать именно самодержавные черты7.
Новый избирательный закон урезал избирательное право основной массы населения страны. Представительство крестьян сократилось в 2 раза, рабочих – в 2,5. Именно это население, крестьяне, мелкие городские налогоплательщики обеспечивали успех кадетов и трудовиков. Была сделана ставка на увеличение представительства помещиков, буржуазии, которые рассматривались как опора самодержавной власти – так менее 1% населения имел 2/3 своих представителей. Число выборщиков от помещиков было увеличено на 33%, от крестьян – уменьшено на 56%. Городская курия была разделена на две части. Рабочие могли участвовать в выборах только по второй городской курии. Было сокращено представительство национальных окраин. Опыт работы первых двух Дум показал правительству, что с депутатами, избранными крестьянами общий язык власти найти невозможно. В итоге Дума была превращена в буржуазно-помещичий орган, утратив в значительной степени свой демократический характер.
В сентябре – октябре 1907 г. проходили выборы в III Думу и уже в качественно новых условиях. Новый избирательный закон, действия местной администрации, широкая избирательная кампания правых и черносотенцев