Файл: Протокол 10 от 27 мая 2020 г. Заведующий кафедрой Абуов Н. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует подчеркнуть, что 14 сентября 1999 года в Алматы состоялась первая встреча руководителей внешнеполитических ведомств государств – участников СВМДА, они подписали Алматинскую Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами – членами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). 

Эта Декларация провозгласила следующие принципы отношений между членами данной организации:

1) суверенное равенство;

2) уважение прав, присущих субъекту;

3) неприменение силы и угрозы силой;  

4) территориальная целостность государств;

5) мирное урегулирование споров; 

6) невмешательство во внутренние дела; 

7) разоружение и контроль над вооружением;  

8) экономическое, социальное и культурное сотрудничество;

9)права человека и основные свободы. 

4 июня 2002 года в Алматы состоялся первый саммит руководителей стран – участников СВМДА на высшем уровне: Афганистана, Азербайджана,  Египта, Китая, Индии, Ирана, Израиля,  Кыргызстана,  Монголии, Палестины, Пакистана, России, Таджикистана,  Турции, Узбекистана. 

Став полноправным членом ООН, Казахстан активно включился в деятельность ее организаций, таких как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЭКОСОС, УВКБ; начал сотрудничать целым рядом крупных международных организаций:  Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Инициатива о присоединении Казахстана к ОБСЕ исходила от западных стран, чьи представители в ходе рабочих контактов в первые годы независимости нашего государства настойчиво продвигали эту идею. Главным побудительным мотивом для Казахстана стало стремление решить наиболее актуальные проблемы безопасности и сотрудничества, с которыми страны СНГ столкнулись после развала СССР.

Вступление в Организацию было также продиктовано желанием активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. и других документах ОБСЕ. В 2010 г. Казахстан был избран на пост предстедлателя ОБСЕ.

 С самого начала суверенитета Казахстан определил свою внешнюю политику как многовекторную. Стал активно участвовать в интеграционных процессах в рамках организации экономического сотрудничества (ОЭС), Организации Договора о коллективной безопасности, Центрально-Азиатского экономического союза (ЦАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В 1996 году в Шанхае (КНР) Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Китай подписали договор по вопросам доверия. Позже к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан, и организация стала называться «Шанхайской организацией сотрудничества» (ШОС). Члены организации координируют свои усилия по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, расширяя экономическое сотрудничество, совместно осуществляют проект по созданию системы воздушных, автомобильных и железных дорог и трубопроводов.

2. Несмотря на то, что один год – это небольшой срок по историческим меркам, тем не менее, за это время Казахстан способствовал достижению и инициированию ряда важнейших задач в рамках ОБСЕ.

Наша республика всецело содействовала продвижению нового формата диалога по европейской безопасности в рамках "процесса Корфу", а также формированию новой архитектуры континентальной безопасности.

Казахстан выдвинул конкретную программу своего председательства, предложив решать конфликтные вопросы на основе широкого консенсуса. Начали укрепляться связи ОБСЕ с азиатскими экономическими и политическими организациями.

За отчетный период Казахстан инициировал дискуссии по широкому кругу вопросов военно-политической, экономической и социально-гуманитарной сферы, а также затронул структурно-организационные проблемы организации.

В военно-политической сфере, пристальное внимание было уделено проблемным конфликтным зонам на пространстве ОБСЕ – ситуации в Афганистане и вопросам укрепления его границ со странами Центральной Азии, конфликтам в Приднестровье, на Южном Кавказе и, конечно, событиям в Кыргызстане.

Важное значение в системе обеспечения региональной безопасности имеет Афганистан и его социально-экономическое развитие. Казахстан перечислил более 2 миллиона долларов на строительство школы и больницы в провинциях Саманган и Бамиан. Из Казахстана были организованы регулярные поставки семян сельскохозяйственных культур, оборудования, минеральных удобрений. Было принято решение о выделении 50 миллиона долларов для обучения одной тысячи афганских граждан в учебных заведениях нашей страны.

Проведен ряд важных рабочих встреч с главами Грузии, Азербайджана, Армении. Осуществлена работа над "дорожной картой" по дальнейшему процессу мирного разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. По итогам встреч для урегулирования противостояния Грузии с Абхазией и Южной Осетией Казахстан выступил за продолжение Женевских дискуссий, акцентировав внимание на создание необходимых условий жизни для простых граждан. По приднестровскому урегулированию наша республика содействовала возобновлению переговоров в формате "5+2".

Наряду с содействием в решении так называемых "замороженных конфликтов", Казахстан активно помогал в урегулировании сложной ситуации в Кыргызстане. Причем помощь соседней стране оказывалась не только по линии ОБСЕ, но и на двусторонней основе в виде гуманитарной помощи братскому народу. Для осуществления гуманитарной помощи была создана казахстанско-кыргызская многоотраслевая рабочая группа. В итоге наша страна предоставила Кыргызстану в качестве гуманитарной помощи 1 800 тонн риса, 128 тонн гречневой крупы. Для строительства и ремонта жилья в Ошской и Джалалабадской областях направлено 184 тонны металлического шифера, 29 вагонов древесины. Кроме того, были направлены семена, удобрения и горюче-смазочные материалы, в результате чего в Кыргызстане были успешно завершены весенне-полевые работы.



Из резервного фонда ОБСЕ выделено 200 тысяч евро для поддержания общественного порядка и безопасности, направлена существенная гуманитарная помощь. Все это в конечном итоге позволило существенно снизить напряженность в стране и Центральноазиатском регионе в целом.

В экономической сфере Казахстан, прежде всего, акцентировал внимание на развитии таких трансконтинентальных транспортных коридоров, как железнодорожные, автомобильные и авиационные, а также трубопроводных маршрутов.

Ключевым объектом этой сферы выступил автодорожный транзитный проект "Западная Европа – Западный Китай" по маршруту Хоргос – Алматы – Актобе – Оренбург – Казань – Санкт-Петербург. Общая протяженность – 8 445 км, казахстанский участок – 2 787 км, стоимость – 5,4 миллиарда долларов. Казахстанскую часть автодорожного коридора планируется построить к концу 2013 года.

Для активизации развития транспортных коридоров в ОБСЕ были учреждены два новых поста личных представителей действующего председателя ОБСЕ по транспорту и экологическим вопросам. В рамках поставленных задач осуществлялся переговорный процесс по стыковке национальных транспортных систем, гармонизации и оптимизации национальных законодательных основ, созданию условий для свободного перемещения пассажиров, грузов и транспортных средств, повышению безопасности всех видов транспорта.

В социально-гуманитарной сфере была запущена государственная Программа "Путь в Европу". Это комплекс разносторонних мер, направленных на сближение со Старым Светом, освоение его опыта институциональных, правовых и экономических реформ. В рамках данной программы Казахстан на основе европейских политико-правовых, философских и моральных ценностей, являющихся достижениями мировой цивилизации, продолжает совершенствовать казахстанскую правовую систему, общественно-политические институты.

На состоявшейся 29-30 июня в Астане Конференции ОБСЕ по толерантности и недискриминации было отмечено, что Казахстан намерен внести свой вклад в продвижение идей толерантности, межэтнического мира и межконфессионального согласия на всем пространстве ОБСЕ.

Кроме вышеперечисленных направлений, Казахстан выступил с рядом инициатив. Так наша страна как активный участник процессов по укреплению глобальной безопасности и сохранению единства и стабильности в мире приняла участие в Глобальном саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне, на котором Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с рядом стратегических инициатив в области ядерной безопасности. Казахстан предложила создать единую Евразийскую платформу безопасности на основе объединения потенциалов ОБСЕ и СВМДА, созванного также по инициативе Казахстана и ставшего площадкой для укрепления безопасности на азиатском континенте. Безусловно, главным достижением Казахстана стало проведение долгожданного Саммита Глав государств-участниц ОБСЕ впервые за 11 лет со дня последнего Стамбульского саммита.


Несмотря на напряженные консультации, была принята Астанинская декларация ОБСЕ, которая призвана подтвердить поддержку всеми участниками всеобъемлющего подхода к безопасности, основанного на взаимном доверии и полной прозрачности. Важным итогом Саммита стало обозначение и необходимость перехода к новому этапу развития сотрудничества и безопасности, исходя из новых геополитических координат. В декларации впервые было закреплено понятие "Евро-Атлантическое и Евразийское сообщество безопасности".

В целом председательство Казахстана в ОБСЕ, безусловно, повысило имидж государства как активного участника и полноправного субъекта Организации, инициатора интеграционных процессов на евразийском пространстве и организатора исторического Астанинского Саммита.
3. В современной экономике глобализация мировой хозяйственной жизни является одной из ведущих тенденций развития. Сегодня многие страны испытывают негативные последствия мирового финансового кризиса. Совершенно очевидно, что ни одна из них поодиночке не может решить столь серьезные проблемы. Важное значение на современном этапе приобретают: проведение государствами согласованной экономической политики; взаимодействие финансовых институтов; совместное финансирование проектов. В связи с этим значительно возрастает роль региональной интеграции как инструмента экономического развития. Таким образом, решая задачи по преодолению последствий мирового финансового кризиса, подъему национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности, Казахстан стремится наиболее полно использовать открывающиеся возможности его участия в углубляющемся процессе международного разделения труда, различных формах межгосударственной кооперации, создании общего с другими странами рынка товаров и услуг. Наиболее продвинутым интеграционным объединением на пространстве СНГ является Евразийское экономическое сообщество, которое было создано 10 октября 2000 г. в соответствии с Договором об его учреждении.

Данный Договор был подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан как важный шаг углубления реальной интеграции пяти государств, развития многопланового взаимовыгодного сотрудничества между ними с перспективой формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). 28 августа 2006 г. к данному Договору присоединилась Республика Узбекистан. Однако в октябре 2008 г. узбекская сторона заявила о приостановке своего членства в ЕврАзЭС. Товарооборот между странами Сообщества увеличился с 29 млрд. долл. США в 2001 г. до 104 млрд. долл. в 2007 г. По итогам 2008 г. товарооборот между государствами ЕврАзЭС составил более 130 млрд. долл. США, что свидетельствует об эффективности объединения в целом. В настоящее время в рамках ЕврАзЭС проводится активная работа по формированию Таможенного союза, в состав которого войдут Беларусь, Казахстан и Россия. Предполагается, что остальные государства Сообщества (Кыргызстан и Таджикистан) станут членами Таможенного союза по мере готовности их экономик.


4 февраля 2009 г. прошло первое заседание Комиссии Таможенного союза (наднационального органа, формирующего основные направления таможенной политики государств). На указанном заседании были рассмотрены концептуальные условия взаимодействия таможенных служб указанных стран на единой таможенной территории, обсуждены отдельные вопросы в сфере косвенного налогообложения, приняты решения по ускорению процесса формирования Единого таможенного тарифа (ЕТТ).

Следует подчеркнуть, что в настоящее время между странами Таможенного союза единый тариф согласован уже по 4000 наименований товаров. Создание Таможенного союза станет важным фактором эффективного развития взаимной торговли между государствами ЕврАзЭС и формирования в перспективе Единого экономического пространства.

В центре внимания ЕврАзЭС постоянно находятся проблемы преодоления бедности и миграции, энергетики и водопользования, использования транзитного потенциала Сообщества. Важным фактором углубления интеграционного взаимодействия стран ЕврАзЭС является принятие Концепции формирования Единого транспортного пространства Сообщества. Реализация этого документа будет способствовать проведению государствами-участниками согласованной таможенной, тарифной политики на транспорте, развитию новых коридоров, модернизации инфраструктуры.
4. масштабе. Об этом свидетельствует письмо Президента США Б.Обамы, адресованное Президенту РК Н.А.Назарбаеву, в котором Б.Обама давая высокую оценку отказу от ядерного оружия, заявил: «Казахстан стал моделью для усилий в этом направлении по всему миру».
Президент РК Н.А.Назарбаев принял участие в Саммитах по ядерной безопасности (12-13 апреля 2010 года г. Вашингтон, 26-27 марта 2012 года г.Сеул и 24-25 марта 2014 года г.Гаага, 31 марта – 1 апреля 2016 года г.Вашингтон). В ходе 4-го Саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне 31 марта - 1 апреля 2016 г. Глава государства Н.А.Назарбаев выступил среди ключевых спикеров пленарного заседания на тему глобальной архитектуры ядерной безопасности. Также в ходе Саммита Президент Казахстана выступил на площадке влиятельного Фонда Карнеги за международный мир и представил широкомасштабный программный документ – Манифест «Мир. ХХІ век», который привлек внимание широких общественных кругов мира к антиядерным инициативам Казахстана. «Мир. ХХІ век» представляет собой принципиально новую глобальную антиядерную платформу действий на долгосрочную перспективу. Его базовые положения о реальности достижения нового безопасного мира для всех может стать основой всемирного движения разоружения и действенной дорожной картой для всех государств мира.