Файл: Методические указания к проведению занятий по дисциплине Психология труда Архангельск 2013 удк 159. 9 331 (07).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

3. Профессиональные особенности познавательных процессов:

• влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;

• требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;

• особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости.

• преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;

 • особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;

 • внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.

 В. Требования к эмоционально-волевой сфере

    1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.

    2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.

    3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).

    4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

 Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

  1. Монотония и утомление.

  2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).

  3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).

 Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

  1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.

  2. Социально-профессиональная ответственность.

  3. Оптимизм.

  4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).

  5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).

  6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.

  7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).


 Е. Противопоказания и ограничения

  1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.

  2. Характеристика профнепригодности.

  3. Половозрастные ограничения.

  4. Профессиональные вредности и льготы.

  5. Профессиональные деформации личности.

III. Заключение

  В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке:

 1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.

 2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).

3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.

4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.

5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.


1.3.2 Информационное профессиографирование


Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии (школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию).

При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение — первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы:

 1. Общая характеристика профессии:

• социальная ценность результатов труда;

• история и перспективы развития профессии.

2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности:

• основные профессиональные функции, задачи и действия;

• общая характеристика орудий и средств труда.

3. Общая характеристика условий труда:

• микроклиматические условия труда;

• социальные и социально-психологические условия труда;

• режим труда.

4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.

5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.


Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы, методами изучения документации и интерпретации.
 

1.3.3 Диагностическое профессиографирование



Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное — установление причин, обусловливающих наличие названных фактов.

Для установления диагноза изучают факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, определяют их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.

Схемадиагностического профессиографирования включает следующие вопросы:

 1. Содержание деятельности:

• предмет и задачи труда;

• требования к качеству результата работы.

2. Орудия труда:

• вид и режим работы;

• органы управления;

• пространственная организация рабочего места.

3. Деятельность субъекта труда:

• виды действия и их характеристика;

• характер планирования и исполнения работы;

• виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности;

• виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.

4. Организация труда:

• структура производственного взаимодействия работников;

• планирование работы и контроль за её выполнением.
  5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.

6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.
  7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности.

Диагностическое профессиографирование осуществляется методами сбора эмпирических данных (анализ заданий, наблюдаемый опрос, хронометраж и др.).

 

1.3.4 Прогностическое профессиографирование


Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
 Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:


    1. Общая характеристика профессии:

• история и перспективы развития профессии;

• социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;

• профессиональная среда.

2. Содержание и объем профессионального поля:

• характеристика профессионального поля;

• факторы, определяющие профессиональное поле;

• прогноз развития профессионального поля.

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:

• уровень профессионального образования;

• профессиональная подготовка;

• повышение квалификации.

4. Профессиональная мобильность работника:

• широта профиля специалиста;

• уровень ключевых квалификаций;

• возможности смены специальности и профессии.

5. Оценка перспективности профессии:

• профессионально-психологический потенциал личности;

• профессиональная активность работника;

• профессиональное самосовершенствование и карьера.

Прогностическое профессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие эксперименты.

 

1.3.5 Методическое профессиографирование


Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют такую схему:

 1. Содержание деятельности субъекта труда: виды действий и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; эмоциональные проявления; виды помех на рабочем месте; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности.

2. Условия труда:

• санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.);

• физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.);

• режим труда;

• форма оплаты труда и поощрения.

1.3.6 Схема изучения профессионального мастерства


При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования:

1. Содержание деятельности:

• требования к квалификации работников (профессиональные знания, умения и навыки, а также качества и способности);

• права и обязанности работника.


2. Организация труда:

• повышение квалификации;

• профессионально-психологический потенциал; творческие способности.

3. Деятельность субъекта труда: виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней; особенности индивидуального стиля деятельности.
  Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии.

1.3.7 Образовательно-ориентирование профессиографирование


 В основу образовательно-ориентированного профессиографирования положена идея о субъектности профессии: ее носитель является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков.

 Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.

 Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.

БЛОК «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек— природа», «человек—человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.

Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.

 Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.