Файл: Методические указания к проведению занятий по дисциплине Психология труда Архангельск 2013 удк 159. 9 331 (07).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения
1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности
Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий
2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы»
2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности»
• особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
3. Профессиональные особенности познавательных процессов:
• влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
• требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;
• особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости.
• преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
• особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
• внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере
-
Характеристика преобладающих эмоциональных состояний. -
Типичный уровень нервно-психической напряженности труда. -
Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками). -
Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в процессе труда
-
Монотония и утомление. -
Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.). -
Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).
Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)
-
Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации. -
Социально-профессиональная ответственность. -
Оптимизм. -
Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима). -
Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством). -
Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности. -
Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
Е. Противопоказания и ограничения
-
Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда. -
Характеристика профнепригодности. -
Половозрастные ограничения. -
Профессиональные вредности и льготы. -
Профессиональные деформации личности.
III. Заключение
В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке:
1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.
2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).
3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.
4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.
5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.
1.3.2 Информационное профессиографирование
Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии (школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию).
При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение — первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.
В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы:
1. Общая характеристика профессии:
• социальная ценность результатов труда;
• история и перспективы развития профессии.
2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности:
• основные профессиональные функции, задачи и действия;
• общая характеристика орудий и средств труда.
3. Общая характеристика условий труда:
• микроклиматические условия труда;
• социальные и социально-психологические условия труда;
• режим труда.
4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.
5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.
Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы, методами изучения документации и интерпретации.
1.3.3 Диагностическое профессиографирование
Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное — установление причин, обусловливающих наличие названных фактов.
Для установления диагноза изучают факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, определяют их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.
Схемадиагностического профессиографирования включает следующие вопросы:
1. Содержание деятельности:
• предмет и задачи труда;
• требования к качеству результата работы.
2. Орудия труда:
• вид и режим работы;
• органы управления;
• пространственная организация рабочего места.
3. Деятельность субъекта труда:
• виды действия и их характеристика;
• характер планирования и исполнения работы;
• виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности;
• виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.
4. Организация труда:
• структура производственного взаимодействия работников;
• планирование работы и контроль за её выполнением.
5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.
6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.
7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности.
Диагностическое профессиографирование осуществляется методами сбора эмпирических данных (анализ заданий, наблюдаемый опрос, хронометраж и др.).
1.3.4 Прогностическое профессиографирование
Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:
-
Общая характеристика профессии:
• история и перспективы развития профессии;
• социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;
• профессиональная среда.
2. Содержание и объем профессионального поля:
• характеристика профессионального поля;
• факторы, определяющие профессиональное поле;
• прогноз развития профессионального поля.
3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:
• уровень профессионального образования;
• профессиональная подготовка;
• повышение квалификации.
4. Профессиональная мобильность работника:
• широта профиля специалиста;
• уровень ключевых квалификаций;
• возможности смены специальности и профессии.
5. Оценка перспективности профессии:
• профессионально-психологический потенциал личности;
• профессиональная активность работника;
• профессиональное самосовершенствование и карьера.
Прогностическое профессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие эксперименты.
1.3.5 Методическое профессиографирование
Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.
В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют такую схему:
1. Содержание деятельности субъекта труда: виды действий и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; эмоциональные проявления; виды помех на рабочем месте; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности.
2. Условия труда:
• санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.);
• физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.);
• режим труда;
• форма оплаты труда и поощрения.
1.3.6 Схема изучения профессионального мастерства
При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования:
1. Содержание деятельности:
• требования к квалификации работников (профессиональные знания, умения и навыки, а также качества и способности);
• права и обязанности работника.
2. Организация труда:
• повышение квалификации;
• профессионально-психологический потенциал; творческие способности.
3. Деятельность субъекта труда: виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней; особенности индивидуального стиля деятельности.
Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии.
1.3.7 Образовательно-ориентирование профессиографирование
В основу образовательно-ориентированного профессиографирования положена идея о субъектности профессии: ее носитель является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков.
Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.
БЛОК «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек— природа», «человек—человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.
Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.
Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.