Файл: Методические указания к проведению занятий по дисциплине Психология труда Архангельск 2013 удк 159. 9 331 (07).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения
1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности
Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий
2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы»
2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности»
20. Психосемантические методы. Психосемантические методы основаны на существовании не случайных связей чувственного, эмоционального и словесного индивидуального опыта. Эти связи можно нащупать, предлагая испытуемым проективные задания, например фигуры и рисунки, которые они должны оценить по шкалам семантического дифференциала («холодное—горячее», «злое—доброе» и т.д.) либо дать свободные описания этих изображений. Психосемантические методы успешно использованы в изучении направленности личности в медицинских профессиях разного профиля; в исследовании профессиональных стереотипов студентов разных факультетов университета.
21. Метод качественного содержательного анализа текста (контент-анализ). Суть метода состоит в подборе текстовых объектов для изучения. При составлении программы исследования определяют цель, предмет изучения, его возможные корреляты в форме семантических категорий. Устанавливается правило поиска и фиксации выбранных категорий в тексте, накапливается эмпирический материал, проводится статистическая обработка данных (частоты и содержания элементов текста по каждой категории). Оценивается неслучайный характер частотных различий.
22. Метод анализа биографий и автобиографий. Биографический метод успешно применяется в индивидуальном психологическом консультировании. Полезный для психологов опыт накоплен в социологии.
1.3 Виды профессиограмм
На основании целей и задач описания профессий Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм [9, С. 31-34]:
1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).
2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).
3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).
4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".
5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).
А.К. Марковой были выделены следующие виды профессиограмм [17, С. 23]:
1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой) - учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника.
2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.
3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются:
а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;
б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).
4. "Модульный подход" в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову) [2; 3]. Психологический модуль - это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку". Структура модуля:
1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля);
2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).
5. "Задачно-личностный модульный подход" А.К. Марковой [17, С. 23-24]. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач).
"Модуль профессии"понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.
Разрабатывая свой подход, А.К. Маркова выделила основные требования к профессиограмме [17, С. 26]:
-
четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); -
выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; -
демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; -
показ возможных перспектив изменения в самой профессии; -
направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.); -
выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.
В психологической практике применяется профессиографирование при различных целях исследования, поэтому для удобства были разработаны различные схемы описания профессий. Если необходимо провести профконсультацию, то следует использовать информационную профессиограмму, которая позволяет провести первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.
Для выявления причин снижения производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров, следует применить диагностическое профессиографирование.
Чтобы дать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и для проектирования профессионального роста и карьеры возможно применение прогностического и проспектированного профессиографирования.
При необходимости изучения мастерства существует специальная схема анализа, а в зависимости от требований уровня квалификации применяется образовательно-ориентированное профессиографирование.
Формальная схема профессиографирования и формула профессий представляют комплексный подход к описанию профессии. При необходимости быстрой оценки профпригодности существуют схемы экспресс-изучения профессий. Далее рассмотрим более подробно каждый из видов.
1.3.1 Формализованная схема професиограммы (Э.Ф. Зеер [5])
I. Социальная и профессиографическая характеристика профессии
1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).
4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.
5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе).
6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.
7. Необходимое образование.
8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.
9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким крутом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).
10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.
11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.
12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).
II. Психограмма
А. Общая характеристика труда
1. Фотография рабочего дня.
2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).
3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
5. Психологический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психическим процессам
1. Психомоторика:
• рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
• рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;
• временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;
• требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
• особые требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы:
• чувствительность различных сенсорных модальностей;
• профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т. д.;