Файл: Методические указания к проведению занятий по дисциплине Психология труда Архангельск 2013 удк 159. 9 331 (07).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деяние - как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).

Уровень действий (действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели).

Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).

Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).

4. Дифференциальный анализ профессиональной деятельности (применимые к любой неоднородной группе профессий) Н.Н. Симоновой [25]

Благодаря этому подходу можно выполнять анализ профессиональной деятельности для любой группы профессий, не имеющих сходства в функциональном составе и имеющих разные объекты труда, но взаимосвязанных какими-то иными актуальными для исследователя (или работодателя) связями.

Принципы дифференциального анализа:


  1. Основная задача дифференциального анализа профессиональной деятельности определенной (неоднородной) группы профессий – получение обобщающей характеристики анализируемой группы профессий.

  2. Дифференциальный характер анализа обусловлен тем, что он строится как восхождение от анализа наиболее общих факторов, влияющих на весь персонал группы профессий, к изучению факторов, определяющих условия труда отдельных специализированных групп профессий и только затем к изучению факторов, определяющих условия труда для каждой отдельной профессии.

  3. Дифференциальный анализ должен начинаться со сбора максимально полной информации о различных ее видах, целях и функциональном составе, с изучения условий осуществления этой деятельности и их влияния на организм и психику человека, а также ответной реакции организма и психики, а заканчиваться разработкой специального подхода к сопровождению вахтового труда.

  4. Основной алгоритм дифференциального анализа профессиональной деятельности – поэтапное оценивание факторов с точки зрения их смысловой нагрузки для решения поставленной задачи (обобщающего описания группы профессий), а затем выделение обобщающих факторов.

  5. Исходные факторы, с которых должен начинаться дифференциальный анализ группы профессий – это факторы, на основе которых произошло объединение в группу. Например, для профессий, осуществляемых в экстремальных условиях, такими факторами будут сами условия профессиональной деятельности и аспекты, определяющие ее специфику. Для профессий, объединяемых по территориальному признаку – условия среды, общие для всей территории. Для профессий, объединяемых по признаку вхождения в одно большое предприятие – факторы, определяющие решение стратегических задач этого предприятия. Для профессий, объединяемых политическими или социально-значимыми, культурно-значимыми задачами, исходными факторами, с которых должен начинаться анализ, будут факторы, определяющие решение этих задач.

  6. При оценке смысловой нагрузки наименьшее значение приобретают факторы, характеризующие лишь отдельные виды профессий и неприменимые для оценки других.

  7. Этапы дифференциального анализа профессиональной деятельности:

    1. Первый этап – установление совокупности факторов, требующих учета для решения поставленной задачи.

    2. Второй этап – устанавливается значимость каждого из факторов как на основе теоретического рассмотрения, так и в процессе эмпирической проверки.

    3. Третий этап – формируется теоретическая модель, в которой выявленные факторы укладываются в некую непротиворечивую структуру, достоверно воссоздающую реальную картину анализируемой деятельности.

    4. Четвертый этап – системный анализ: обоснование связей и отношений между выявленными факторами, необходимое для построения окончательной картины.

    5. Пятый этап – разработка системы психологического сопровождения профессиональной деятельности для анализируемой группы профессий.

  8. Опорой для первого и второго этапов (которые при необходимости могут осуществляться одновременно и параллельно) дифференциального анализа является совокупность факторов (признаков), выявляемых в традиционном профессиоведении.

  9. Под факторами в данной конструкции понимаются как детерминанты происходящих процессов, так и их условия и интенции. В качестве факторов будут выступать элементы эргатической системы (психологические признаки труда, психологические регуляторы труда, эргатические функции и т. д.), которые в процессе анализа дифференцируются и выстраиваются в теоретическую модель в соответствии с выявленными характеристиками и отношениями.

  10. Характер взаимодействия субъекта и объекта труда на трудовом посту в высокой степени определяется субъектной позицией профессионала, она проявляется в каждом регуляторе труда – в образе объекта труда, в образе субъекта труда, в образе их отношений, и определяет стратегию достижения цели, поэтому в теоретической модели профессиональной деятельности субъектная позиция будет занимать ключевые позиции.

  11. Построенная теоретическая модель должна обладать высоким уровнем прогностичности и выявленными точками приложения внешних и внутренних сил для управления эргатической системой.


Таким образом, психологическое профессиоведение – это раздел психологии труда, в котором разрабатываются технологии изучения и описания профессий. Описание профессии может быть построено по различным схемам и для решения разных задач. Профессиоведение необходимо строить на основе психологических принципов и с опорой на подходы к уровням изучения профессиональной деятельности. Результатом описания профессии является профессиограмма.

1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности


В психологическом профессиоведении накоплено много методов и методик, технологий изучения профессий. Для изучения процессов трудовой деятельности и анализа ее структуры пользуются следующими методами анализа:

1. Хронометраж - метод объективного наблюдения, представляющий собой регистрацию изменений во времени каких-либо параметров трудового процесса c помощью секундомера или часов. При этом можно определить различные временные характеристики трудового процесса и установить распределение затрат времени на выполнение отдельных операций, фактические затраты времени на изготовление сменной нормы, потери времени. Применяется для оптимизации управления временем специалистов.

2. Хронография - графический способ фиксации временных характеристик в условиях производства. С помощью хронографии анализируется состояние и динамика двигательной и сенсорной активности человека в процессе труда. Объектом хронографирования могут служить рабочие движения (скорость, направление, амплитуда, поза, число зрительных, слуховых и тактильных обращений к предмету труда).

3. Метод графического многопланового описания деятельности. Суть метода заключается в том, что деятельность описывается с помощью условных обозначений сразу по нескольким временный векторам. На одном векторе изображаются все операции, неразрывно следующие друг за другом и выполняемые на одном участке рабочей зоны. Совокупность векторов позволяет одновременно отобразить пространственные и временные требования к структуре деятельности и определить значимость и вес каждого действия.

4. Метод органиграммы - построение диаграммы последовательности трудовых действий с целью изучения динамики труда и изменения требований к выполнению операций на отдельных этапах производственного процесса. Исходным материалом здесь могут служить технологические инструкции, схемы и диаграммы.

5. Трудовой метод. Трудовой метод помогет понять своеобразие функционирования психики профессионала. И.Н. Шпильрейн (1930) предложил три пути изучения своеобразия психики профессионала [30; 31]:


  1. исследование процесса формирования ВПФ в обучении, изучение процесса «свертывания» действия или проявлений «автоматизации» навыков;

  2. исследование «естественной деавтоматизации» навыков, т. е. случаев временных обратимых нарушений, функционального распада навыков под влиянием профессионального утомления;

3) исследование «искусственной дезавтоматизации» навыков по проявлениям их разрушения, например, при изменении элементов трудовой задачи. При этом он имел в виду, что трудовой метод позволяет реализовать первые два подхода. Суть трудового метода состоит в том, что психолог оказывается в роли ученика, осваивает вместе с другими учениками профессию до момента сдачи итогового экзамена и начала самостоятельной работы. Одновременно работают два психолога (чтобы по возможности минимизировать влияние их субъективных оценок, опыта). В процессе обучения и самостоятельной работы психолог наблюдает труд и одновременно фиксирует в памяти свои переживания, сопровождающие освоение умений и позже – трудовой процесс. В конце каждого дня обучения и самостоятельной работы психолог (заполняет дневник, отвечая на следующие вопросы:

В чем состояла трудовая деятельность?

Какие задачи приходилось выполнять, в каких условиях, какими орудиями?

В чем состояли проявления упражнения?

Каковы были субъективные и объективные проявления утом­ления?

Какие предложения можно внести по усовершенствованию учебного процесса и организации самого труда?

В конце исследования психологи проводят обсуждение собранных данных, корректируют свои оценки и составляют профессиограмму и психограмму успешного профессионала.

Основным недостатком этого метода является трудность ведения записи самонаблюдения и фактов трудового процесса. Но собранный материал представляет большой интерес, поскольку наблюдатель не просто предполагает существование тех или иных психических состояний у работающего, а получает информацию о них на основе собственного опыта.

6. Анализ движений. Сущность этого метода заключается в том, что трудовая деятельность описывается с помощью определенной классификации движений на макро- и микроуровнях. Для каждого движения, входящего в классификацию, устанавливаются определенные временные нормативы (например, классификация движений по Р.Б. Гильбрету содержит 460 микроэлементов и их нормативов).


7. Метод объективной регистрации трудовых операции - циклограмма (фотосъемка движения на неподвижную пластину) и киноциклограмма (фотосъемка сложных циклических движений) - применяются для плоскостной регистрации движений. Для исследования пространственных перемещений используют стереоскопическую съемку, киносъемку, запись на видеомагнитофон, которые могут быть ускорены или замедлены, сняты на обычной скорости или импульсно, что позволяет анализировать трудовые операции до мельчайших подробностей и выявлять, таким образом, те или иные закономерности трудового процесса.

8. Анализ ошибочных действий имеет целью выявление наиболее часто встречающихся в процессе труда ошибок и последующего анализа их характера, что позволяет наметить в дальнейшем реальные пути их устранения. В настоящее время существуют многочисленные классификации ошибочных действий и различные схемы, которые могут применяться при анализе.

9. Алгоритмический анализ деятельности основывается на операционном анализе, при этом трудовая деятельность дробится до отдельных "оперативных единиц", в качестве которых выступают логические условия и операторы (все элементарные действия). Алгоритм - определенная последовательность действий - составляется вначале в описательной форме, а затем представляется в символической записи или в виде кинематического графика. Методы оценки алгоритма позволяют охарактеризовать динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипность, логическую сложность операции и т.д. [11] .

10. Метод опроса. Уникальность метода опроса состоит в том, что он позволяет проникнуть во внутренний мир профессионала, получить сведения о профессиональном опыте, эмоциональных предпочтениях, трудностях самовосприятия. К опросным методам относится в первую очередь метод беседы. Этот метод используется на начальных этапах профессиографирования для получения предварительных сведений о профессии. Беседа незаменима при изучении мнений, оценок, опыта профессионалов. Психологу важно представиться, объяснить цели своего исследования, договориться о времени и месте беседы, удобном для работника, так как в рабочее время не всегда можно беседовать без ущерба для дела. Беседа должна проводится по заранее составленной программе и ее результаты должны быть зафиксированы в протоколе или, если респондент не возражает, с помощью аудиозаписи.