Файл: Методические указания к проведению занятий по дисциплине Психология труда Архангельск 2013 удк 159. 9 331 (07).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения
1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности
Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий
2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы»
2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии
Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова
Психологическое профессиоведение
методические указания к проведению занятий по дисциплине «Психология труда»
Архангельск
2013
УДК 159.9: 331 (07) ББК 88.411я7 К 672 | Рекомендовано к опубликованию учебно-методической комиссией института педагогики и психологии (протокол № 10 от 10.04.2013) |
Рецензенты – док. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.К. Стрелков; канд. психол. наук, доцент кафедры психологии САФУ имени М.В. Ломоносова И.Ф. Прохорова
Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова Психологическое профессиоведение: учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология труда» / Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова – Архангельск:, 2013. – 47 с.
Предназначено для преподавателей и студентов-психологов для углубленного изучения темы психологического профессиоведения по дисциплинам «Психология труда», «Психология профессиональной деятельности» по направлениям подготовки 030300.62 «психология» (бакалавриат), 030301.65 «Психология служебной деятельности» (специалитет)
Подготовлено на кафедре психологии института педагогики и психологии Северного «Арктического» федерального университета имени М.В. Ломоносова.
УДК 159.9: 331 (07)
ББК 88.411я7
К 672
© Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., 2013
Содержание
Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения 5
1.1 Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы 5
1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности 12
1.3 Виды профессиограмм 23
1.3.1 Формализованная схема професиограммы (Э.Ф. Зеер [5]) 27
1.3.2 Информационное профессиографирование 31
1.3.3 Диагностическое профессиографирование 32
1.3.4 Прогностическое профессиографирование 33
1.3.5 Методическое профессиографирование 34
1.3.6 Схема изучения профессионального мастерства 35
1.3.7 Образовательно-ориентирование профессиографирование 36
1.3.8 Проспектированное профессиографирование 38
1.3.9 Схемы экспресс - изучения профессии 40
1.3.10 «Формула профессии» по Е.А. Климову 43
1.3.11 Схема оценивания профессии по 52-м классификационным признакам В.В. Пчелиновой 46
Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий 48
2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы» 48
2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности» 48
2.3 Вопросы к теме «Виды профессиограмм» 48
Список литературы 50
Введение
Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации [18, С. 36].
Одной из составных частей профессиоведения является профессиографирование, целью которого является выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.
Профессиографическое направление исследования базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и профессионально - технической стороны и ориентировано на обеспечение профессиональной успешности работников.
Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для решения таких научно-практических задач, как профориентация, профконсультация, профотбор, профобучение и профикатики и коррекции профутомления, профтравматизма и профдеформаций.
Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения
-
Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы
Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. О.Г. Носкова считает такое определение неточным, так как «проблема состоит не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека – субъекта труда» [18, С.36]. Итоговое описание профессии называется профессиограммой.
В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
К.К. Платонов считал, что большое значение для профессиографирования имеют следующие принципы [19]:
-
Принцип целенаправленности – психологическое изучение профессии должно проводиться для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессии, предмет исследования, методы. -
Принцип личного подхода – следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. -
Принцип допусков – в случае профотбора, необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказания, но и количественные границы минимума и максимума при их изменении. -
Принцип надежности – нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, характеризовать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. -
Принцип дифференциации и типизации – следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группу сходные по каким-либо параметрам профессии. -
Принцип перспективности и реальности – рекомендуется учитывать тенденции развития профессий, рассматривать их в культурно-исторической перспективе.
О.Г. Носкова к этим принципам добавляет следующие [18]:
-
Этический принцип – важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий. -
Принцип системной детерминации – следует учитывать зависимость профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой работает данный человек. -
Принцип конкретности – важно выяснить степень значимости задач, выполняемых работником, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность, а это возможно при изучении конкретных трудовых постов в организациях. -
Принцип целостности (неаддитивности) – профессиональная деятельность не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий. -
Принцип деятельностного опосредования – своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания субъекта труда.
Важным разделом в профессиограмме является психограмма (разработка и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности), которые называются профессионально важными качествами - ПВК.
А.К. Маркова выделяет следующие составляющие психограммы [17]:
1. Ценностно-мотивационная сфера.
2. Профессиональные притязания, самооценка, самосознание себя как профессионала.
3. Эмоции и психические состояния.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление (в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии).
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.
11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
В зависимости от того, какие критерии берутся за основу составления описания профессии и количества изучаемых профессий, выделяются комплексаная и системная професиограммы. Системная профессиограмма – описание группы профессий, которые связаны единой отраслью, т.е. имеют схожие черты [27]. Комплексная професиограмма – всестороннее описание работы, в котором собраны результаты профессиографии всех дисциплин – от психологии, физиологии, медицины до экономики, техники и т.п.
При разработке профессиограмм большую роль играют подходы, которые используются для анализа трудовой деятельности. Подходы определяют, какую информацию мы будем анализировать, какие методы использовать для сбора информации.
1. Е.М. Иванова выделяет следующиеуровни системного анализа трудовой деятельности [8]:
Нормативно-параметрический уровень – характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики: цели, условия, средства, трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда).
Морфологический уровень – структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую сферы.
Функциональный уровень – реальные действия и вся трудовая деятельность в целом, т.е. интегрирование нормативно-параметрических и морфологических характеристик субъекта и объекта труда.
2. В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни анализа, рассматривая трудовую деятельность как систему [28, С. 131-168; 29]:
Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость.
Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяется данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).
Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им ПВК человека.
Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).
Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.
Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; определение предпочтительные цели и критериев их достижения (или не достижения); а также программу достижения цели и т.п.
Таким образом, по мнению В.Д. Шадрикова, все уровни интегрируются в понятие "индивидуальный стиль деятельности".
3. Е.А. Климов выделяет следующие уровни рассмотрения трудовой деятельности [12, С. 105-106]:
Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью;