Файл: Методические указания к проведению занятий по дисциплине Психология труда Архангельск 2013 удк 159. 9 331 (07).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения
1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности
Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий
2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы»
2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности»
:
4.1. – И: целостное дело выполняется индивидуализированным образом;
4.2. – К: целостность работы зависит от процессов и результатов труда других – все члены коллектива одновременно осуществляют трудовые действия по получению одного продукта.
5. В процессе данной работы человек выступает преимущественно:
5.1. И: исполнителем – работает по указаниям руководителя;
5.2. ОС: организатором своей деятельности – сам планирует свою работу, распределяет рабочую нагрузку, изменяет способы выполнения;
5.3. О: организатором работы других.
6. В этой деятельности такие контакты:
6.1. – по интенсивности:
6.1.1. – К1.1.: немногочисленные, не отнимают много рабочего времени;
6.1.2. – К1.2.: многочислненные;
6.2. по типу партнера, с которым осуществляется контакт:
6.2.1. – К2.1.: с посетителями, клиентами;
6.2.2. – К2.2.: с сотрудниками по работе;
6.2.3. – К2.3.: с группой людей, с классом, с аудиторией слушателей, зрителей;
6.3. – по степени постоянства круга партнеров:
6.3.1. – К3.1: с одними и теми же людьми;
6.3.1. – К3.2. с меняющимся кругом лиц.
7. ответственность в деятельности распространяется следующим образом:
7.1. – повышенная:
7.1.1. – МТ: материальная – за сохранность имущества, оборудования, денег и др. ценностей;
7.1.2. – МР: моральная – за воспитание людей, за руководство ими, за соблюдение законности;
7.1.3. – ЖЗ: за жизнь и здоровье людей и животных;
7.2. – О: средняя, обычная.
8. Физические условия труда:
8.1. – Б: в помещении;
8.2. – О: на открытом воздухе.
9. Особые условия напряженности труда такие:
9.1. – Н1: есть опасность и риск для жизни выполняющего работу;
9.2. – Н2: возникают сложные, возможно аварийные ситуации, требующие от человека мгновенной оценки ситуации и быстрого реагирования;
9.3. – Н3: есть общение с правонарушителями, вообще с людьми, имеющими отклонения;
9.4. – Н4: в работе определенный, четко заданный ритм и темп ее выполнения;
9.5. – Н5: работа связана со значительными физическими нагрузками;
9.6. – Н6: в работе необходимо длительное пребывание в одном положении;
9.7. – Н7: необходимо работать в ночные смены;
9.8. – Н8: работа относится к категории «с вредными условиями труда» - колебания температуры, влажности, шума, освещенности, давления, вибрации, и т.п.
10. Можно провести
оценку предметов труда следующим образом:
10.1. – П: относится к биономическому типу;
10.2. – Т: относится к технономическому типу;
10.3. – Ч: относится к социономическому типу;
10.4. – З: относится к сигнономическому типу;
10.5. – Х: относится к артономическому типу.
1. Вам необходимо разработать профиль должности агента по продаже недвижимости. Какими методами изучения и описания профессий Вы воспользуетесь? Разработайте методики изучения деятельности риэлтора.
2. В Вашем автосервисе снизилась производительность труда (слесаря выполняют на треть меньше нормы). Определите возможные причины снижения производительности. Какими методами изучения профессиональной деятельности Вы воспользуетесь? Разработайте методики.
3. Вы работаете центре занятости населения и перед Вами стоит задача ориентации старшеклассников на востребованные профессии. Как Вы будете реализовывать эту задачу? Одним из возможных преимуществ этих профессий – возможность карьерного роста. С помощью каких методов Вы будете изучать возможные варианты карьерного развития специалистов? Разработайте методики.
1. Разработайте критерии и сравните виды профессиограмм, представленные в главе 1.
2. Выберите любой из видов профессиограмм и разработайте по данной схеме описание любой профессии из группы «человек – техника».
3. Дополните информационную профессиограмму Е.М. Ивановой новыми разделами для целей профконсультации старших школьников и для вторичной профориентации работающих людей. Составьте описание любой профессии по разработанным Вами схемам.
4.1. – И: целостное дело выполняется индивидуализированным образом;
4.2. – К: целостность работы зависит от процессов и результатов труда других – все члены коллектива одновременно осуществляют трудовые действия по получению одного продукта.
5. В процессе данной работы человек выступает преимущественно:
5.1. И: исполнителем – работает по указаниям руководителя;
5.2. ОС: организатором своей деятельности – сам планирует свою работу, распределяет рабочую нагрузку, изменяет способы выполнения;
5.3. О: организатором работы других.
6. В этой деятельности такие контакты:
6.1. – по интенсивности:
6.1.1. – К1.1.: немногочисленные, не отнимают много рабочего времени;
6.1.2. – К1.2.: многочислненные;
6.2. по типу партнера, с которым осуществляется контакт:
6.2.1. – К2.1.: с посетителями, клиентами;
6.2.2. – К2.2.: с сотрудниками по работе;
6.2.3. – К2.3.: с группой людей, с классом, с аудиторией слушателей, зрителей;
6.3. – по степени постоянства круга партнеров:
6.3.1. – К3.1: с одними и теми же людьми;
6.3.1. – К3.2. с меняющимся кругом лиц.
7. ответственность в деятельности распространяется следующим образом:
7.1. – повышенная:
7.1.1. – МТ: материальная – за сохранность имущества, оборудования, денег и др. ценностей;
7.1.2. – МР: моральная – за воспитание людей, за руководство ими, за соблюдение законности;
7.1.3. – ЖЗ: за жизнь и здоровье людей и животных;
7.2. – О: средняя, обычная.
8. Физические условия труда:
8.1. – Б: в помещении;
8.2. – О: на открытом воздухе.
9. Особые условия напряженности труда такие:
9.1. – Н1: есть опасность и риск для жизни выполняющего работу;
9.2. – Н2: возникают сложные, возможно аварийные ситуации, требующие от человека мгновенной оценки ситуации и быстрого реагирования;
9.3. – Н3: есть общение с правонарушителями, вообще с людьми, имеющими отклонения;
9.4. – Н4: в работе определенный, четко заданный ритм и темп ее выполнения;
9.5. – Н5: работа связана со значительными физическими нагрузками;
9.6. – Н6: в работе необходимо длительное пребывание в одном положении;
9.7. – Н7: необходимо работать в ночные смены;
9.8. – Н8: работа относится к категории «с вредными условиями труда» - колебания температуры, влажности, шума, освещенности, давления, вибрации, и т.п.
10. Можно провести
оценку предметов труда следующим образом:
10.1. – П: относится к биономическому типу;
10.2. – Т: относится к технономическому типу;
10.3. – Ч: относится к социономическому типу;
10.4. – З: относится к сигнономическому типу;
10.5. – Х: относится к артономическому типу.
Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий
2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы»
-
Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно представить психограмму? -
Какие направления профессиографирования можно выделить в связи с целями исследования? -
Какие качества человека называют профессионально важными? -
Какие виды ПВК выделяют в профессиографии?
-
Каковы основные принципы профессиографии?
2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности»
1. Вам необходимо разработать профиль должности агента по продаже недвижимости. Какими методами изучения и описания профессий Вы воспользуетесь? Разработайте методики изучения деятельности риэлтора.
2. В Вашем автосервисе снизилась производительность труда (слесаря выполняют на треть меньше нормы). Определите возможные причины снижения производительности. Какими методами изучения профессиональной деятельности Вы воспользуетесь? Разработайте методики.
3. Вы работаете центре занятости населения и перед Вами стоит задача ориентации старшеклассников на востребованные профессии. Как Вы будете реализовывать эту задачу? Одним из возможных преимуществ этих профессий – возможность карьерного роста. С помощью каких методов Вы будете изучать возможные варианты карьерного развития специалистов? Разработайте методики.
2.3 Вопросы к теме «Виды профессиограмм»
1. Разработайте критерии и сравните виды профессиограмм, представленные в главе 1.
2. Выберите любой из видов профессиограмм и разработайте по данной схеме описание любой профессии из группы «человек – техника».
3. Дополните информационную профессиограмму Е.М. Ивановой новыми разделами для целей профконсультации старших школьников и для вторичной профориентации работающих людей. Составьте описание любой профессии по разработанным Вами схемам.
Список литературы
-
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с -
Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1. С. 111-117. -
Гаврилов В.Е. Модульный подход к психологической классификации профессий // Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии. —Л., 1986. -
Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 384 с. -
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с. -
Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М.: Тривола, 1995. — 64 с. -
Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. – М.: ПЕР СЭ. – 2003. – 208с. -
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с. -
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с. -
Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 1980. 82 с. -
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. … - М.: Высшая школа, 1983. - 240 с. -
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ. 1988. 199 с. -
Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж, 1996. 398 с. -
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с. -
Липман О., Психология профессий, пер. с нем., П., 1923. -
Липман О. Профессиональные способности и выбор профессий. Берлин, 1923. -
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с. -
Носкова О.Г. Психология труда. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 384с. -
Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1971 -
Пряжников Н.С. S № $, или Личность в эпоху продажности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000. 224 с. -
Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000. 512 с. -
Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.; Л., 1965. -
Пчелинова В.В. Основы профессионального самоопределения. Программа и учеб. пособие. М., 1998 -
Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 182 с. -
Симонова Н.Н. Психологический анализ профессиональной деятельности специалистов нефтегазодобывающего комплекса (на примере вахтового труда в условиях Крайнего Севера). – Автореферат дисс. … д.пс.н. – М. – 2011. – 43с. -
Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха просвещения (сост. П.С.Гуревич). М.: Политиздат, 1991. 463 с. -
Фукин А.И. Психология конвейерного труда. – м.: Пер Сэ, 2003. – 240 с. -
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности . М.: Наука. 1982. 183 с. -
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека М.Логос 1996 -
Шпильрейн И.Н. Психотехника и психофизиология труда. –М. -1930. -
Шпильрейн И.Н. Искусственная деавтоматизация как метод психологического исследования // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века) / Под ред. В.П.Зинченко и др. М.: МГУ, 1983, С. 139-141.