Файл: Методические указания к проведению занятий по дисциплине Психология труда Архангельск 2013 удк 159. 9 331 (07).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения
1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности
Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий
2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы»
2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности»
Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности:
• развитие мыслительного потенциала;
• возможности саморегуляции и саморазвития личности;
• направленность личности на «стратегию успеха»;
• гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.
БЛОК «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.
Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние — из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:
• наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);
• уровень профессиональной подготовки;
• шифр;
• параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);
• степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);
• критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.
1.3.8 Проспектированное профессиографирование
Проспектированное профессиографирование отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.
Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования.
Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости.
Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства.
На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности:
• конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;
• профессиональные действия, направляемые тактическими целями;
• способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.
Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.
Приведем схему проспектированной профессиограммы.
1. Паспорт профессии:
• тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
• уровень образования и ступени (категории) квалификации;
• смежные специальности и профессии;
• социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
• форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
• уровень получаемой квалификации;
• перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:
• функции;
• конкретные виды деятельности;
• типовые профессиональные задачи;
• профессиональные умения.
4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:
• ведущая деятельность;
• основные подструктуры субъекта деятельности:
– профессиональная направленность;
– профессиональная компетентность;
– профессионально важные качества (ключевые квалификации);
– профессионально значимые психофизиологические свойства;
• психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
5. Санитарно-гигиенические условия труда:
• режим труда;
• нервно-психическая напряженность;
• сенсомоторная и перцептивная сферы;
• медицинские противопоказания.
В заключение обзора различных типов профессиографии отметим, что при проектировании профессиограмм важно придерживаться одной методологии. Теоретические основы профессиографии позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.
1.3.9 Схемы экспресс - изучения профессии
Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили несколько более компактные варианты описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами. Ниже представлены несколько таких вариантов [24, С. 134-148].
1. Ориентировочная схема экспресс - изучения профессии:
а) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда);
б) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда...);
в) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.; г) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия);
д) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).
2. Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:
1) как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?
2) какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы?
3) что является предметом труда (над чем работают)?
4) каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?
5) на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?
6) каковы конкретные критерии оценки труда?
7) какая необходима квалификация?
8) при помощи каких средств выполняется работа?
9) в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)?
10) какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?
11) какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?
12) какова интенсивность труда?
13) какова степень опасности и ответственности труда?
14) какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/ вредности)?
15) какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)?
16) какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).
1.3.10 «Формула профессии» по Е.А. Климову
Сама "Формула профессий" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности [14]:
-
типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х; -
классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И; -
отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф; -
группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.
При практическом использовании "Формулы профессий" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, при анализе профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" - Ответ "техника" его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно…". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А. Климовым вариант "Формулы". Ниже представлена построенная на идеях Е.А. Климова "Схема анализа профессии" (см. табл. 4.2).
Характеристики профессий |
|
|
|
(особый режим влажности, температуры, стерильность)
|
групп мышц |
(экипажи судов, полярники, участники экспедиций) |
|
|
|
|
1.3.11 Схема оценивания профессии по 52-м классификационным признакам В.В. Пчелиновой
Прочтите несколько раз описание деятельности в соответствии с наименованием из списка и соотнесите последовательно высказывания автора профессиограммы с содержанием характеристик-требований, перечисленных ниже. Затем запишите в кратком виде ваши соображения о дескрипторном – формульном составе данной профессии [23].
1. Я думаю, что в описаниях данной профессии представлены следующие цели труда:
-
Г: не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.п., - человеку нужно различать, оценивать, анализировать что-либо в целом или его отдельные параметры, характеристики; -
П: преобразовывать какой-то объект, изделие, информацию, здоровье, влиять на человеческие отношения для их изменения, усовершенствования, доработки;
1.2.1 - П1: организовывать, упорядочивать;
1.2.2 - П2: оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;
1.2.3 - П3: обслуживать;
-
- И: изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.
-
Я думаю, что выполнение работы в данной профессии идет с помощью –-
вещественных средств труда:
-
2.1.1. Р: руки, ручных инструментов;
2.1.2 М: механического, машинного оборудования, включая ручное управление, различные виды транспорта;
2.1.3. А: автоматического, автоматизированного оборудования;
2.1.4. ПУ: приборов, различных измерительных устройств;
-
функциональных средств труда:
2.2.1. Ф: органов чувств;
2.2.1. Ф1: речи простой:
2.2.1.1. Ф1.1.: речи эмоциональной, выразительной;
2.2.1.2. Ф1.2: речи деловой, неэмоциональной;
2.2.2. Ф2: невербального поведения (мимики, жестов);
2.2.2.1. Ф2.1.: поведения, включающего движения всего тела;
2.2.2.2. Ф2.2.: поведения беспристрастного;
2.2.3. Ф3: широких интеллектуальных средств, используемых в оперативном режиме, для решения практических и теоретических задач.
3. Характер деятельности в этой профессии имеет следующие черты:
3.1. – А: она четко определена правилами, инструкциями, в ней не должно быть новых, неожиданных и проблемных ситуаций;
3.2. – АН: она определена правилами, но в ней возникают новые ситуации;
3.3. – Н: часто ставятся новые задачи проблемного характера.
4. В данной деятельности следующая организация труда