Файл: Методические указания к проведению занятий по дисциплине Психология труда Архангельск 2013 удк 159. 9 331 (07).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности:

• развитие мыслительного потенциала;

• возможности саморегуляции и саморазвития личности;

• направленность личности на «стратегию успеха»;

• гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.

В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.

БЛОК «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние — из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
  Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:

 • наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);

 • уровень профессиональной подготовки;

 • шифр;

 • параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);

 • степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);

 • критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

 Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.

1.3.8 Проспектированное профессиографирование


 Проспектированное профессиографирование отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.

 Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования.


 Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости.
  Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства.

 На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности:

• конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;

• профессиональные действия, направляемые тактическими целями;

• способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.
  Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.

Приведем схему проспектированной профессиограммы.

1. Паспорт профессии:

• тип профессии и ее отраслевая принадлежность;

• уровень образования и ступени (категории) квалификации;

• смежные специальности и профессии;

• социально-профессиональные ограничения.

2. Подготовка кадров:

• форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;

• уровень получаемой квалификации;

• перспективы профессионального роста и карьеры.

3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:

• функции;

• конкретные виды деятельности;

• типовые профессиональные задачи;

• профессиональные умения.

4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:

• ведущая деятельность;

• основные подструктуры субъекта деятельности:

– профессиональная направленность;



– профессиональная компетентность;

– профессионально важные качества (ключевые квалификации);

– профессионально значимые психофизиологические свойства;

• психологическая характеристика каждой подструктуры личности.

5. Санитарно-гигиенические условия труда:

• режим труда;

• нервно-психическая напряженность;

• сенсомоторная и перцептивная сферы;

• медицинские противопоказания.

В заключение обзора различных типов профессиографии отметим, что при проектировании профессиограмм важно придерживаться одной методологии. Теоретические основы профессиографии позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.

1.3.9 Схемы экспресс - изучения профессии


Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили несколько более компактные варианты описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами. Ниже представлены несколько таких вариантов [24, С. 134-148].

1. Ориентировочная схема экспресс - изучения профессии:

а) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда);

б) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда...);

в) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.; г) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия);

д) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

2. Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:

1) как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?

2) какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы?

3) что является предметом труда (над чем работают)?

4) каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?

5) на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?

6) каковы конкретные критерии оценки труда?

7) какая необходима квалификация?

8) при помощи каких средств выполняется работа?

9) в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)?

10) какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?

11) какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?


12) какова интенсивность труда?

13) какова степень опасности и ответственности труда?

14) какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/ вредности)?

15) какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)?

16) какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).

1.3.10 «Формула профессии» по Е.А. Климову


Сама "Формула профессий" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности [14]:

    • типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х;

    • классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

    • отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

    • группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

 При практическом использовании "Формулы профессий" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, при анализе профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" - Ответ "техника" его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно…". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А. Климовым вариант "Формулы". Ниже представлена построенная на идеях Е.А. Климова "Схема анализа профессии" (см. табл. 4.2).

Характеристики профессий

  • Предмет труда:

    • природа (животные, растения)

    • материалы и заготовки

    • дети

    • взрослые

    • техника

    • знаковые системы (тексты, информация в компьютерах... )

    • художественный образ

  • Цели труда:

    • контроль, оценка, диагноз

    • преобразовательная

    • изобретательная

    • транспортирование

    • обслуживание

    • собственное развитие

  • Средства труда:

    • ручные и простые приспособления

    • механические

    • автоматические

    • функциональные (речь, мимика, зрение, слух... )

    • теоретические (знания, способы мышления)

    • переносные или стационарные средства

  • Условия труда:

    • бытовой микроклимат

    • большие помещения с людьми

    • обычный производственный цех

    • необычные производственные условия

(особый режим влажности, температуры, стерильность)

    • экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

    • работа на открытом воздухе

    • домашний кабинет, лаборатория, мастерская

  • Характер подвижности в труде:

    • преимущественно сидя

    • преимущественно стоя

    • множество разнообразных движений

    • длительная ходьба

    • вынужденные статичные позы

    • высокая избирательная подвижность определенных

групп мышц

  • Характер общения в труде:

    • минимальное общение (индивидуальный труд)

    • клиенты, посетители

    • обычный коллектив (одни и те же лица... )

    • работа с аудиториями

    • выраженная дисциплина, субординация в труде

    • небольшой коллектив в замкнутом пространстве

(экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

  • Ответственность в труде:

    • материальная

    • моральная

    • за жизнь и здоровье людей

    • невыраженная ответственность

  • Особенности труда:

    • возможность работы по совместительству

    • большая официальная зарплата

    • льготы

    • "соблазны" (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации...)

    • изысканные отношения

    • встречи со знаменитостями

    • частые загранкомандировки

    • командировки по стране

    • завершенный результат труда (можно полюбоваться)

    • высокий престиж профессии

    • явно выраженная общественная полезность труда

  • Типичные трудности и наприятности:

    • нервное напряжение

    • профзаболевания

    • распространены мат и сквернословие

    • повышенный риск судимости

    • невысокой престиж работы

    • очень маленькая зарплата

    • общественно презираемый (осуждаемый) труд

  • Минимальный уровень образования для работы:

    • без специального образования (после школы)

    • краткосрочные курсы

    • начальное профессиональное

    • образование (СПТУ)

    • среднее профессиональное образование (техникум)

    • высшее профессиональное образование (вуз):

    • незаконченное высшее

    • бакалавриат

    • магистратура

    • ученая степень (аспирантура, академия...)

    • дополнительное профессиональное образование

1.3.11 Схема оценивания профессии по 52-м классификационным признакам В.В. Пчелиновой


Прочтите несколько раз описание деятельности в соответствии с наименованием из списка и соотнесите последовательно высказывания автора профессиограммы с содержанием характеристик-требований, перечисленных ниже. Затем запишите в кратком виде ваши соображения о дескрипторном – формульном составе данной профессии [23].

1. Я думаю, что в описаниях данной профессии представлены следующие цели труда:

    1. Г: не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.п., - человеку нужно различать, оценивать, анализировать что-либо в целом или его отдельные параметры, характеристики;

    2. П: преобразовывать какой-то объект, изделие, информацию, здоровье, влиять на человеческие отношения для их изменения, усовершенствования, доработки;

1.2.1 - П1: организовывать, упорядочивать;

1.2.2 - П2: оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;

1.2.3 - П3: обслуживать;

    1. - И: изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.

  1. Я думаю, что выполнение работы в данной профессии идет с помощью –

    1. вещественных средств труда:

2.1.1. Р: руки, ручных инструментов;

2.1.2 М: механического, машинного оборудования, включая ручное управление, различные виды транспорта;

2.1.3. А: автоматического, автоматизированного оборудования;

2.1.4. ПУ: приборов, различных измерительных устройств;

    1. функциональных средств труда:

2.2.1. Ф: органов чувств;

2.2.1. Ф1: речи простой:

2.2.1.1. Ф1.1.: речи эмоциональной, выразительной;

2.2.1.2. Ф1.2: речи деловой, неэмоциональной;

2.2.2. Ф2: невербального поведения (мимики, жестов);

2.2.2.1. Ф2.1.: поведения, включающего движения всего тела;

2.2.2.2. Ф2.2.: поведения беспристрастного;

2.2.3. Ф3: широких интеллектуальных средств, используемых в оперативном режиме, для решения практических и теоретических задач.

3. Характер деятельности в этой профессии имеет следующие черты:

3.1. – А: она четко определена правилами, инструкциями, в ней не должно быть новых, неожиданных и проблемных ситуаций;

3.2. – АН: она определена правилами, но в ней возникают новые ситуации;

3.3. – Н: часто ставятся новые задачи проблемного характера.

4. В данной деятельности следующая организация труда