Файл: Содержание введение президенты рф нормативноправовые основы и порядок проведения выборов президента в рф требования к кандидатам в Президенты рф история и современность заключение список литературы введение.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выборы Президента Российской Федерации по единому избирательному округу, включающему всю территорию России. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются отнесенными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента России назначаются Советом Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования4.
Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации принадлежит политическим партиям, имеющим право принимать участие в выборах, а также в порядке самовыдвижения. Решение о выдвижении одного кандидата от политической партии принимается на ее съезде, оформляется и направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вместе с заявлением о согласии кандидата баллотироваться и рядом других документов, обязательных для исполнения. представления которых предусмотрены федеральным законом. Не менее 500 граждан Российской Федерации с активным избирательным правом. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее 20 дней со дня опубликования официального решения о назначении выборов, обращается в ЦИК Российской Федерации с письменным заявлением о принятии решения о регистрации группы избирателей.
К заявлению также должны быть приложены сведения о размере и источнике доходов кандидата и его супруги (супруги) за четыре года, предшествующих году назначения на должность Президента Российской Федерации, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супруге (-е) на дату избрания на основании собственности (в том числе совместной), на вклады в банки, ценные бумаги, имущественные обязательства кандидата и его супруги. Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвигать себя в качестве кандидата. Самовыдвиженец, а также политическая партия в поддержку выдвинутого им кандидата должны собрать не менее 2 миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателя, место жительства которого находится на территории этого субъекта Российской Федерации. Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федерального списка кандидатов на основании официально опубликованных результатов очередных выборов депутатов Государственной Думы допускается к распределению депутатских мандатов, может осуществляться на основании решение политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей на выборах5.
ЦИК РФ не позднее 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации, обязана принять решение о регистрации кандидата или мотивированное решение об отказе в его регистрации. В федеральном законе подробно перечислены основания для отказа в регистрации. Это: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; отсутствие необходимых документов для регистрации; недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвинутых кандидатов; многократное использование многократного знакомства или служебного положения; факт дачи взятки кандидатом, его доверенным лицом, доверенным лицом по финансовым вопросам и др. Кандидаты имеют равные права и равные обязанности.
Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, имеет право назначить до 100 доверенных лиц. Эти лица зарегистрированы ЦИК Российской Федерации. После получения доверенностей они проводят агитационную деятельность в пользу кандидата, который их использует. Кандидат имеет право в любое время, но не позднее, чем за пять дней до голосования, а в связи с неотложными обстоятельствами - не позднее чем за день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в ЦИК Российской Федерации6.
Политическая партия по решению органа, выдвинувшего кандидата, должна отозвать этого кандидата в любое время, но не позднее пяти дней голосования на всеобщих выборах, письменное заявление в ЦИК Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения в любых формах, разрешенных законом и законными способами ведения предвыборной агитации. Любое участие в выборах Президента России иностранных граждан, лиц без гражданства, международных организаций, международных общественных движений. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в наблюдении за проведением выборов в соответствии с заключенными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением президентских выборов в России, осуществляется из федерального бюджета. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Подготовка и проведение выборов Президента РФ осуществляется открыто и гласно. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Итоги голосования сначала определяются участковыми избирательными комиссиями, затем избирательными комиссиями субъектов РФ. Окончательный итог голосования подводит ЦИК РФ.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга Президента РФ помимо символического и политического значения имеет юридическое значение. Последнее состоит в том, что Президент России приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом России.
Вывод. Таким образом, Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является бесплатным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации участвовать или не участвовать в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Требования к кандидатам в Президенты РФ: история и современность
Должность Президента РСФСР (с 25 декабря 1991 г. - Президент Российской Федерации) учреждена по итогам всероссийского референдума 17 марта 1991 г. 24 апреля 1991 г. Председатель Верховного Совета (Верховного Совета) РСФСР Борис Ельцин подписал первый закон, устанавливающий правила избрания Президента России. Согласно документу, на высшую официальную должность в стране может быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок его полномочий составлял пять лет. Голосование проводилось одновременно по кандидатам в президенты и вице-президенты (последняя должность упразднена с принятием новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). Участвовать в нем могли граждане старше 18 лет (впоследствии эта норма не изменилась)7.
Согласно закону, зарегистрированные политические партии, профсоюзы, массовые общественно-политические движения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания граждан и военнослужащих имели право выдвигать кандидатов в президенты. Для участия в выборах претендентам необходимо было собрать подписи 100 тысяч граждан или получить поддержку не менее 20% от общего числа народных депутатов РСФСР. При голосовании избиратели должны были оставить в бюллетене только одного кандидата, которого они поддерживали, а остальных вычеркнуть. Избранным считался кандидат, набравший более половины поданных голосов.
17 мая 1995 г. был принят новый закон «О выборах Президента Российской Федерации». В нем появилось требование о резидентстве: президентом мог быть избран только гражданин Российской Федерации, постоянно проживавший в России не менее 10 лет. При этом был снят верхний возрастной предел - 65 лет. Впервые в законе определен механизм определения даты выборов. День выборов пришелся на первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства. Право выдвигать кандидатов имели инициативные группы граждан, избирательные объединения (общественные организации, устав которых предусматривает возможность участия в выборах) и избирательные блоки, в состав которых входили два и более объединений. Чтобы выдвинуть кандидата напрямую избирателями, необходимо было провести собрание инициативной группы не менее 100 человек
8.
Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был представить в Центральную избирательную комиссию 1 миллион подписей избирателей в свою поддержку (в случае досрочных и повторных выборов - вдвое меньше). Законодательством впервые предусмотрено досрочное голосование (на судах, идущих в день выборов, на полярных станциях, в отдаленных регионах Российской Федерации), а также голосование по открепительным удостоверениям. Были установлены современные правила заполнения избирательных бюллетеней: гражданин должен был поставить любой знак в пустом квадрате напротив имени выбранного им кандидата. Избранным считался кандидат, набравший более половины голосов граждан, принявших участие в голосовании. Введен минимальный порог явки избирателей: выборы признавались недействительными, если в них приняло участие менее половины избирателей. 30 марта 1999 г. в законодательство были внесены поправки, согласно которым кандидаты должны раскрывать информацию о своих убеждениях и иностранном гражданстве, а также о доходах и имуществе.
Предоставление ЦИК недостоверной информации стало основанием для отказа в регистрации кандидата или его отмены. Закон устанавливает возможность регистрации претендентов на высшую государственную должность на основе денежного залога. 31 декабря 1999 г. был принят новый Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». В документе был изменен принцип определения даты выборов: первое воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие выборы главы государства, было определено как день голосования. Также был введен дополнительный критерий признания выборов недействительными.
Центральная избирательная комиссия принимает такое решение, если против всех кандидатов проголосовало больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов. Изменения в законодательстве 2000-х гг. 10 июля 2001 г. были внесены поправки в избирательное законодательство, запрещающие главе государства, досрочно покинувшей свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой. 10 января 2003 г. был принят действующий закон «О выборах Президента Российской Федерации», который усложнил регистрацию самовыдвиженцев. Размер группы граждан, которую нужно было создать в поддержку самовыдвиженца, увеличили до 500 человек.
Вместо 1 миллиона подписей избирателей для регистрации нужно было собрать 2 миллиона. Введена норма об отказе в регистрации кандидатов, общее количество недействительных и недействительных подписей в поддержку которых составляет 25% от общего количества. Согласно поправке к закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21 июля 2005 года политические партии получили право выдвигать кандидатов, а избирательные блоки были запрещены. Уменьшен допустимый процент отказов в подписных листах (до 5%). Отменена обязанность уходить в отпуск в период избирательной кампании для кандидатов, занимающих государственные должности категории «А» (президент, председатель правительства, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти).
В марте 2009 года вступили в силу поправки, отменившие денежный залог для регистрации кандидатов. Изменения в законодательстве 2010-х гг. 2 мая 2012 года в соответствии с очередными изменениями в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» количество подписей избирателей, необходимых для регистрации самовыдвиженца, уменьшено до 300 тысяч. Для кандидатов, выдвинутых непарламентскими партиями, порог в 100 тысяч подписей.
7 мая 2013 года был принят закон, запрещающий кандидатам в президенты иметь счета и хранить ценности в иностранных банках за пределами Российской Федерации. Также претенденты на высшую должность в стране были обязаны сообщать информацию о зарубежной недвижимости и имущественных обязательствах. В 2014 году в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права (т.е. права быть избранным в президенты) осужденных к лишению свободы за совершение тяжкие и (или) особо тяжкие преступления. Вместо этого установлено, что такое ограничение перестает действовать по истечении 10 лет со дня снятия или снятия судимости (для лиц, совершивших тяжкие преступления) или по истечении 15 лет (для лиц, совершивших особо тяжкие преступления).
1 июня 2017 года голосование по открепительным удостоверениям отменено. Кроме того, в закон были внесены поправки, позволяющие переносить дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить президентские выборы 2018 года на 18 марта, день, когда в 2014 году в Крыму прошел референдум о воссоединении с Россией.
Как известно, в соответствие со статьей 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Как поясняет В.Е. Чиркин: «В настоящее время термин «глава государства» используется в конституциях и научной литературе в первую очередь для указания на особое, первенствующее, положение лица или на высокое положение коллегиального органа (соответствующей структуры), которое они занимают». Данное высказывание абсолютно подтверждается: положение главы государства в системе государственных органов, безусловно, является преобладающим.
Превалирующее положение Президента можно объяснить рядом факторов, отмеченных В.Е. Чиркиным. Его суждения опираются на анализ зарубежного конституционного опыта, который указывает, что акты главы государства имеют непререкаемое значение (только конституционный суд может признать их несоответствующими конституции). Президент обладает исключительным правом на принятые парламентом законодательные акты. Также он имеет право путём указов