Файл: Содержание введение президенты рф нормативноправовые основы и порядок проведения выборов президента в рф требования к кандидатам в Президенты рф история и современность заключение список литературы введение.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
назначать высших гражданских и военных служащих, судей; а также он чаще всего является верховным главнокомандующим. Перечень приведенных факторов (которые в основном содержат в себе полномочия Президента) довольно полно можно отследить при анализе норм Конституции РФ, регламентирующих конституционно-правовой статус главы РФ, что означает особое положение Президента в России. Права и обязанности Президента РФ имеют непосредственную зависимость от принимаемых им решений, а также от его деятельности в качестве главы государства9.
Предназначение Президента в системе органов государственной власти, как подчёркивает В.Е. Чиркин, включает в себя решение определённого объёма масштабных задач. Также важным аспектом его деятельности представляется выполнение особых функций, осуществление которых другими органами неправомерно. Таким образом отмечается особая значимость работы главы государства, а также решений, которые он принимает в процессе своей деятельности. Все перечисленные аспекты объясняют необходимость юридического оформления в конституции положений о президентской неприкосновенности10.
Однако в то же время, несмотря на неприкосновенность, он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.
Так, Президент РФ выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов граждан – физических лиц и различных объединений, и организаций – юридических лиц11.
Наконец, Президент РФ может оказаться в положении ответчика по обвинению «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления». Мера наказания, предусмотренная в связи с этим Конституцией РФ (п. 1 ст. 93), заключается в отрешении его от должности.
Наряду с конституционными нормами правовую основу процедуры отрешения главы государства от должности составляют и иные правовые акты, в том числе подзаконные. Например, в России основными правовыми актами, регламентирующими процедуру импичмента главы государства, являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Конституционн суд РФ), регламент Государственной думы ФС РФ, регламент Совета Федерации ФС РФ и др.
Согласно ч. 1 ст. 176 Регламента Государственной думы, предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной думы. Таким образом, инициатива может исходить только от депутатов одной из палат российского парламента. Несколько по-иному обстоит дело с инициаторами процедуры импичмента президента в зарубежных странах. В Германии подобное предложение о возбуждении обвинения против федерального президента должно быть представлено от имени не менее чем одной четвертой части членов бундестага или не менее чем четверти голосов бундесрата.
Отрешение Президента от должности, безусловно, «свидетельствует о демократическом характере государства, его зависимости от гражданского общества12. Разумеется, ответственность Президента принимает особую форму, несопоставимую с ответственностью частных лиц». Особая специфика данной санкции, как правильно отмечает А.А. Кондрашев, заключается в пресечении и даже взаимопроникновении механизмов уголовной и конституционно-правовой ответственности. Прежде чем отдать Президента под суд в рамках осуществления уголовного судопроизводства, конституционное законодательство определяет особую принудительную меру – лишение должности (отрешение, смещение), предшествующую соблюдению реализации мер уголовной ответственности.
Следует заметить, что отрешение Президента РФ от должности вовсе не исключает его гражданско-правовой и уголовной ответственности в связи с последствиями деяний, послуживших основанием отрешения от должности.
Процедура отрешения Президента РФ от должности определена и закреплена в ст. 93 Конституции РФ. По сравнению со схожими процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она имеет достаточно сложный характер, состоящий из множества этапов.
В процессе отрешения от должности Президента РФ принимает участие несколько высших государственных структур. Это Государственная Дума, Совет Федерации, Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Срок решения вопроса об отрешении Президента РФ от должности ограничивается 3 месяцами после выдвижения обвинения против Президента РФ13.
Инициатива выдвижения обвинения против Президента РФ и соответственно начала процесса отрешения его от должности может исходить только от Государственной Думы. Для этого требуется специальное обращение депутатов Думы в количестве не менее 150 человек, т. е. не менее одной трети депутатского состава.
При наличии такого обращения Государственная Дума обязана согласно Конституции РФ, создать специальную комиссию (на основе пропорционального представительства в ней фракций) для подготовки проекта обвинительного заключения. Данное заключение Думы должно быть принято двумя третями голосов от общего числа ее депутатов.
В случае если комиссия дает положительное заключение, то оно передается для рассмотрения на заседании Государственной думы. По итогам обсуждения Государственная дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты правомочна принять постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения. При проведении голосования подсчет голосов поручается Счетной комиссии Государственной думы.
В соответствии со ст. 93 Конституции РФ постановление Думы в пятидневный срок направляется в Верховный Суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления, а затем – в Конституционный Суд РФ для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документ направляется в Совет Федерации, который решает вопрос об отрешении Президента РФ от должности. Решение принимается большинством в две трети голосов от общего числа членов данной палаты.
Председатель Совета Федерации безотлагательно направляет данное постановление Государственной думы и все связанные с этим обвинением документы в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный суд РФ. Как можно заметить Конституционный суд занимает особое место в процедуре конституционной ответственности Президента РФ в форме импичмента14. В своем заключении Конституционный суд РФ призван оценить не суть обвинения, а соблюдение порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. В процессе реализации данного полномочия задача Конституционного суда РФ состоит в том, чтобы убедиться, что процедура возбуждения и рассмотрения дела по обвинению Президента РФ не нарушила ни конституционных норм, ни норм соответствующего законодательства. Значимость заключения Конституционного суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ подтверждается тем, что без подобного заключения Совет Федерации не вправе на своем заседании рассматривать вопрос об обвинении Президента РФ.
Федеральным законодателем установлен ряд процедурных правил, относящихся к порядку направления и рассмотрения соответствующего запроса в Конституционный суд РФ. В частности, подобный запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной думой и имеется заключение ВС РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Статья 109 Закона о Конституционном суде РФ закрепляет порядок направления запроса и дачи заключения. Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ направляется в Конституционный суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной думой решения о выдвижении обвинения.
К запросу прилагается текст1 решения Государственной думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения ВС РФ. Закон о Конституционном суде РФ устанавливает в качестве максимального срока дачи заключения Конституционный суд РФ 10 дней с момента регистрации соответствующего запроса.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд РФ выносит заключение о соблюдении установленного порядка1 выдвижения обвинения против Президента РФ либо заключение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным судом РФ второго решения рассмотрение обвинения прекращается.
Председатель Совета Федерации обязан уведомить Президента РФ, Председателя Государственной думы, Председателя Правительства РФ, Председателя Конституционного суда РФ, Председателя ВС РФ о дате проведения заседания Совета Федерации, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента РФ от должности, и приглашает указанных лиц на это заседание. На заседание Совета Федерации приглашаются также члены специальной комиссии, образованной Государственной думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной думой обвинения против президента. Решение Совета Федерации считается принятым, если за него проголосовало не менее чем две трети от общего числа членов Совета Федерации. В противном случае рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается.
Все указанные выше правила свидетельствуют о том, что процедура конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц государства достаточно сложна с точки зрения ее практической реализации, что вполне оправданно с учетом ее субъектов, их места и роли в механизме государства. Как отметил по данному поводу В.Е. Чиркин, сложная процедура отрешения президента от занимаемой должности связана «с необходимостью обеспечения стабильности в государстве, защиты высшего должностного лица государства от внутрипартийной борьбы в парламенте или популистских лозунгов».
Если в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента РФ решение Совета Федерации не будет принято, то «обвинение против Президента считается отклоненным».
Меры конституционно-правовой ответственности являются не только специфическими основаниями досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица, но и выступают в качестве значимого элемента системы сдержек и противовесов, характерного для правового государства.
Тщательно исследуя правовую основу процедуры отрешения Президента РФ (с точки зрения ее стадий и круга участвующих лиц), оценивая роль и значение каждого из участвующих в рассматриваемой процедуре субъектов, в том числе Конституционного суда РФ, сравнивая правовое регулирование данной процедуры с аналогичным зарубежным институтом, можно заключить, что в нашей стране процедура конституционно-правовой ответственности главы государства имеет многоаспектный характер.
Заключение
Назначает выборы Президента РФ Совет Федерации. Последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного разрешения президентом РФ).
Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и т. п. имеет один голос. Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованиям:
- иметь гражданство РФ (приобретенное по любому основанию);
- быть не моложе 35 лет (предельный возраст закона не устанавливает; по Конституции 1978 г. кандидат не мог быть старше 65 лет);
- постоянно проживать в Российской Федерации не более длительных периодов. Президентом РФ, помимо ограничений общих избирательных прав, может быть избран избранный гражданин Российской Федерации, который вступил в силу в течение определенного срока и на срок выбора государственных должностей
Предназначение Президента в системе органов государственной власти, как подчёркивает В.Е. Чиркин, включает в себя решение определённого объёма масштабных задач. Также важным аспектом его деятельности представляется выполнение особых функций, осуществление которых другими органами неправомерно. Таким образом отмечается особая значимость работы главы государства, а также решений, которые он принимает в процессе своей деятельности. Все перечисленные аспекты объясняют необходимость юридического оформления в конституции положений о президентской неприкосновенности10.
Однако в то же время, несмотря на неприкосновенность, он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.
Так, Президент РФ выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов граждан – физических лиц и различных объединений, и организаций – юридических лиц11.
Наконец, Президент РФ может оказаться в положении ответчика по обвинению «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления». Мера наказания, предусмотренная в связи с этим Конституцией РФ (п. 1 ст. 93), заключается в отрешении его от должности.
Наряду с конституционными нормами правовую основу процедуры отрешения главы государства от должности составляют и иные правовые акты, в том числе подзаконные. Например, в России основными правовыми актами, регламентирующими процедуру импичмента главы государства, являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Конституционн суд РФ), регламент Государственной думы ФС РФ, регламент Совета Федерации ФС РФ и др.
Согласно ч. 1 ст. 176 Регламента Государственной думы, предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной думы. Таким образом, инициатива может исходить только от депутатов одной из палат российского парламента. Несколько по-иному обстоит дело с инициаторами процедуры импичмента президента в зарубежных странах. В Германии подобное предложение о возбуждении обвинения против федерального президента должно быть представлено от имени не менее чем одной четвертой части членов бундестага или не менее чем четверти голосов бундесрата.
Отрешение Президента от должности, безусловно, «свидетельствует о демократическом характере государства, его зависимости от гражданского общества12. Разумеется, ответственность Президента принимает особую форму, несопоставимую с ответственностью частных лиц». Особая специфика данной санкции, как правильно отмечает А.А. Кондрашев, заключается в пресечении и даже взаимопроникновении механизмов уголовной и конституционно-правовой ответственности. Прежде чем отдать Президента под суд в рамках осуществления уголовного судопроизводства, конституционное законодательство определяет особую принудительную меру – лишение должности (отрешение, смещение), предшествующую соблюдению реализации мер уголовной ответственности.
Следует заметить, что отрешение Президента РФ от должности вовсе не исключает его гражданско-правовой и уголовной ответственности в связи с последствиями деяний, послуживших основанием отрешения от должности.
Процедура отрешения Президента РФ от должности определена и закреплена в ст. 93 Конституции РФ. По сравнению со схожими процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она имеет достаточно сложный характер, состоящий из множества этапов.
В процессе отрешения от должности Президента РФ принимает участие несколько высших государственных структур. Это Государственная Дума, Совет Федерации, Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Срок решения вопроса об отрешении Президента РФ от должности ограничивается 3 месяцами после выдвижения обвинения против Президента РФ13.
Инициатива выдвижения обвинения против Президента РФ и соответственно начала процесса отрешения его от должности может исходить только от Государственной Думы. Для этого требуется специальное обращение депутатов Думы в количестве не менее 150 человек, т. е. не менее одной трети депутатского состава.
При наличии такого обращения Государственная Дума обязана согласно Конституции РФ, создать специальную комиссию (на основе пропорционального представительства в ней фракций) для подготовки проекта обвинительного заключения. Данное заключение Думы должно быть принято двумя третями голосов от общего числа ее депутатов.
В случае если комиссия дает положительное заключение, то оно передается для рассмотрения на заседании Государственной думы. По итогам обсуждения Государственная дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты правомочна принять постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения. При проведении голосования подсчет голосов поручается Счетной комиссии Государственной думы.
В соответствии со ст. 93 Конституции РФ постановление Думы в пятидневный срок направляется в Верховный Суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления, а затем – в Конституционный Суд РФ для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документ направляется в Совет Федерации, который решает вопрос об отрешении Президента РФ от должности. Решение принимается большинством в две трети голосов от общего числа членов данной палаты.
Председатель Совета Федерации безотлагательно направляет данное постановление Государственной думы и все связанные с этим обвинением документы в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный суд РФ. Как можно заметить Конституционный суд занимает особое место в процедуре конституционной ответственности Президента РФ в форме импичмента14. В своем заключении Конституционный суд РФ призван оценить не суть обвинения, а соблюдение порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. В процессе реализации данного полномочия задача Конституционного суда РФ состоит в том, чтобы убедиться, что процедура возбуждения и рассмотрения дела по обвинению Президента РФ не нарушила ни конституционных норм, ни норм соответствующего законодательства. Значимость заключения Конституционного суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ подтверждается тем, что без подобного заключения Совет Федерации не вправе на своем заседании рассматривать вопрос об обвинении Президента РФ.
Федеральным законодателем установлен ряд процедурных правил, относящихся к порядку направления и рассмотрения соответствующего запроса в Конституционный суд РФ. В частности, подобный запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной думой и имеется заключение ВС РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Статья 109 Закона о Конституционном суде РФ закрепляет порядок направления запроса и дачи заключения. Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ направляется в Конституционный суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной думой решения о выдвижении обвинения.
К запросу прилагается текст1 решения Государственной думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения ВС РФ. Закон о Конституционном суде РФ устанавливает в качестве максимального срока дачи заключения Конституционный суд РФ 10 дней с момента регистрации соответствующего запроса.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд РФ выносит заключение о соблюдении установленного порядка1 выдвижения обвинения против Президента РФ либо заключение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным судом РФ второго решения рассмотрение обвинения прекращается.
Председатель Совета Федерации обязан уведомить Президента РФ, Председателя Государственной думы, Председателя Правительства РФ, Председателя Конституционного суда РФ, Председателя ВС РФ о дате проведения заседания Совета Федерации, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента РФ от должности, и приглашает указанных лиц на это заседание. На заседание Совета Федерации приглашаются также члены специальной комиссии, образованной Государственной думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной думой обвинения против президента. Решение Совета Федерации считается принятым, если за него проголосовало не менее чем две трети от общего числа членов Совета Федерации. В противном случае рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается.
Все указанные выше правила свидетельствуют о том, что процедура конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц государства достаточно сложна с точки зрения ее практической реализации, что вполне оправданно с учетом ее субъектов, их места и роли в механизме государства. Как отметил по данному поводу В.Е. Чиркин, сложная процедура отрешения президента от занимаемой должности связана «с необходимостью обеспечения стабильности в государстве, защиты высшего должностного лица государства от внутрипартийной борьбы в парламенте или популистских лозунгов».
Если в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента РФ решение Совета Федерации не будет принято, то «обвинение против Президента считается отклоненным».
Меры конституционно-правовой ответственности являются не только специфическими основаниями досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица, но и выступают в качестве значимого элемента системы сдержек и противовесов, характерного для правового государства.
Тщательно исследуя правовую основу процедуры отрешения Президента РФ (с точки зрения ее стадий и круга участвующих лиц), оценивая роль и значение каждого из участвующих в рассматриваемой процедуре субъектов, в том числе Конституционного суда РФ, сравнивая правовое регулирование данной процедуры с аналогичным зарубежным институтом, можно заключить, что в нашей стране процедура конституционно-правовой ответственности главы государства имеет многоаспектный характер.
Заключение
Назначает выборы Президента РФ Совет Федерации. Последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного разрешения президентом РФ).
Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и т. п. имеет один голос. Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованиям:
- иметь гражданство РФ (приобретенное по любому основанию);
- быть не моложе 35 лет (предельный возраст закона не устанавливает; по Конституции 1978 г. кандидат не мог быть старше 65 лет);
- постоянно проживать в Российской Федерации не более длительных периодов. Президентом РФ, помимо ограничений общих избирательных прав, может быть избран избранный гражданин Российской Федерации, который вступил в силу в течение определенного срока и на срок выбора государственных должностей