Файл: Рабочая программа дисциплины Решение психологических проблем в педагогической деятельности Направление подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Методологические основы решения психологических проблем в
педагогической деятельности
1. Содержание деятельности педагога-психолога (обязательные, и дополнительные).
2. Консультирование.
3. Консультативная деятельность.
4. Работа с детьми.
5. Работа с родителями.
6.
Работа с педагогами.
Практическое задание
1. Проанализируйте в чем заключается специфика консультативной деятельности педагога-психолога с детьми?
2. Проанализируйте в чем заключается специфика консультативной деятельности педагога-психолога с родителями?
3. Проанализируйте в чем заключается специфика консультативной деятельности педагога-психолога с педагогами?
Тема 2. Специфика работы педагога-психолога в образовательных организациях
на этапе реализация ФГОС.
1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с субъектами образовательного пространства:
16 1.1. дети,
1.2. коллеги,
1.3. родители детей
Практическое занятие.
1. Проанализируйте специфику взаимодействия педагога-психолога с таким субъектом образовательного пространства как дети.
2. Проанализируйте специфику взаимодействия педагога-психолога с таким субъектом образовательного пространства как коллеги по работе и педагоги
3. Проанализируйте специфику взаимодействия педагога-психолога с таким субъектом образовательного пространства как родители детей.
Тема 3.Организация методической работы педагогов, направленной на
построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и
возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми
в процессе обучения.
1. Специфика психологических особенностей взаимодействия учителя иучащихся в различных образовательных системах.
2. Взаимодействие детей врамках учебно-воспитательного процесса в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
3.
Проблемывзаимодействия учащихся в ходе обучения.
Ситуационные задачи
Задание к каждой задаче
1. Изучите ситуацию.
2. Продумайте и предложите психологическое решение обозначенной проблемы.
Задана 1
Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы
он должен использовать при работе с ребенком, его родителями, воспитателями?
Ситуация. К психологу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана
(4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попытки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он. Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, рожденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интеллектуальные способности.
Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстративности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми".
Задача 2
Проанализируйте
представленную
ситуацию.
Какие
методики
можно
использовать для проведения дифференциального анализа для выявления
особенностей личностного развития. Предположите причины поведения и
17
мероприятия по адаптации ребенка.
Ситуация. Ева Э., 7 лет, поступила в детское отделение. Отец — целеустремленный, честолюбивый человек, из-за напряженной работы воспитанию детей не уделяет никакого внимания. Мать — работник торговли, но не работает по специальности, так как целиком посвятила себя воспитанию троих детей и домашнему хозяйству. Восьмилетняя сестра Евы прилежна, добросовестная; трехлетний братик — очень живой ребенок. Мать лишь недавно оставила работу, поэтому Ева в течение ряда лет жила то у бабушки с дедушкой, то у родителей, испытывая на себе совершенно разные воспитательные влияния. Дед и бабушка во всем девочке потакали, мать была строга, часто снимала туфлю и шлепала Еву. Через некоторое время мать, жалея Еву, осыпала ее ласками и лакомствами, пытаясь компенсировать причиненное зло добром. Но успеха не приносили ни строгости, ни поблажки. Ева была необыкновенно упряма, постоянно пыталась поставить на своем и часто даже бросалась на пол. Когда мать за дело журила девочку, это вызывало в ней только раздражение и злость. Однажды Ева целую неделю не разговаривала с матерью из-за того, что та сделала ей замечание за плохо вытертую посуду. Когда Ева злится на мать, она не обращается к ней с просьбами непосредственно, а передает их через старшую сестру, пытаясь добиться своего. Ева очень любит похвалу и, если в чем-нибудь проявит старание, всегда ждет ее как лучшей награды.
Однажды, разозлившись, Ева неделю не вставала с постели, не поднималась даже поесть, требуя, чтобы кушанья ей подавали в постель. Мать сначала не соглашалась на такое
«обслуживание», но, в конце концов, уступила. «Не буду же я морить ее голодом»,— заявила она в свое оправдание. Итак, мать и девочка постоянно спорили друг с другом, при этом в споре обычно побеждала Ева, так как она оставалась непреклонной, а мать всегда уступала.
Поведенческие проблемы начались у Евы в 3-4 года и особенно ярко начали сказываться, когда родился младший братик. Ева с самого начала отнеслась к его появлению отрицательно, бросала разные предметы в колясочку, где он лежал. Когда малютке было 14 дней, она с силой уткнула его личико в подушку, а подбежавшей матери сказала: «Это я для того, чтобы он заснул». В последующие годы Ева также относилась к маленькому братику враждебно. Когда мальчику было 2 года, она вздумала заставить его взобраться на перила балкона — мальчик легко мог упасть вниз. Ева специально подставила стул и продемонстрировала ему, как надо ставить ножки и как повернуться. Матери она сказала: «А пускай падает, по крайней мере, он тогда умрет».
В детском отделении клиники Ева постоянно предъявляет свои требования, а если к ним не прислушиваются, становится озлобленной. В игры с другими детьми включается с трудом.
1.
С чем может быть связано поведение девочки?
2.
Какие мероприятия необходимы?
Тема 4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленной на
повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую
адаптацию в новой системе взаимоотношений.
1. Обучение и развитие как современная проблема.
2. Предпосылки возникновения развивающего обучения.
3. Представления о субъектности учащегося и проблемах передачи новых знаний.
4. Уровни школьной готовности, социально-психологическая адаптация учащихся.
Практические задания
1. В чем заключается специфика работы с детьми повышение уровня их школьной готовности?
2. В чем заключается специфика работы психолога со школьниками по социально- психологической адаптации в новой системе взаимоотношений?
18
Тема 5.Организация психолого-педагогической помощи детям, испытывающим
различные трудности в обучении и поведении с учетом данных
психодиагностики.
1. Диагностика трудностей в обучении иорганизация коррекционно-педагогической помощи детям.
2. Задачи и направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями вобучении.
Практическое задание
1. Проанализуйте специфику школьных трудностей возникающих у младших школьников
2. Проанализуйте специфику школьных трудностей возникающих у подростков.
3. Проанализуйте специфику школьных трудностей возникающих у страшеклассников.
Тема 6. Занятия с учащимися, направленные на развитие навыков
саморегуляции и управления стрессом, мотивационные профориентационные
тренинги.
1. Методы произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы учащихся
2. Работа по формированию навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышения уверенности в себе, развития потребности в самовоспитании.
Практическое задание
1. Сформулируйте 3 вопроса-запроса родителя к психологуили педагога к психологу по проблеме эмоционально-личностною развития дошкольника, младшего школьника подростка. Дифференцируйте проблемы с точки зрения дошкольного психолога.
2. В соответствии с выделенными проблемами разработайте стратегию диагностики познавательного развития дошкольника, младшего школьника, подростка.
3. В соответствии с выделенными проблемами составьте конспект занятия с определением форм и средств коррекционных воздействий на эмоционально-личностную сферу дошкольника, младшего школьника, подростка.
Тема
7.Просвещение
и
консультирование
родителей
по
вопросам
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
1. Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
2. Формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей.
3. Индивидуальный маршрут обучения и развития
Ситуационные задачи.
Задача 1.
Ему почти три года. Его зовут Юрой. В настоящий момент психолог кончает беседовать с его мамой — Наташей.
— Юрик понимает все,— объясняет Наташа.— Он правда, немножко упрямый, не всегда делает то, что ему велят. Но понимает, это прямо по глазам видно. А вот не говорит ничего.
То есть нет, он, конечно, не немой. Только у него все слова свои, детские. Ботинки — это у него «ти-ти», и картинка тоже «ти-ти»... Вот Ирочка — это соседки нашей дочка — она младше Юрика на три месяца, а давно уже все говорит. Посоветуйте, пожалуйста, как с ним заниматься. А может он у нас больной?
— Что ж,— говорит психолог маме Наташе,— попробуем разобраться, в чем дело,— и
19 отправляется к Юре.
Он сидит на роскошной белой лошади с красными колесами и кричит: «Но! Но!» — сразу видно, что он не немой.
— На ком это ты скачешь? — интересуется психолог.
— Но,— охотно отвечает он.
— Это лошадь, да?
—Да.
— А ты кто?
— Ю-а.
— Я знаю, что на самом деле ты Юра. А сейчас ты кто? Всадник?
Он утвердительно кивает головой. (По: Венгер A.Л.,1981., с. 4-5,)
Вопросы для обсуждения.
1. Сформулируйте психологические гипотезы о возможных причинах отставания в развитии речи мальчика.
2.Каким образом можно проверить выдвинутые гипотезы?
3. Изберите самую вероятную причину подобного состояния ребенка и продумайте возможные пути помощи ему?
Задача 2.
Из жалобы матери:
«Нас в семье четверо: я, муж и два сына. Старшему, Виталию — 8 лет, младшему Борису
— 4. Раньше мы жили дружно, но вот уже почти два года семья страдает от конфликтов, причиной которых является младший сын. С Виталием никогда не было хлопот: спокойный, уравновешенный, послушный, плохого слова не скажет, никого не оскорбит. А Борис — полная ему противоположность, словно и не ребенок собственных родителей — быстрый, задиристый, агрессивный. Старший сын ежедневно от него плачет, младший — бьет его.
Мне и мужу также попадает. Если сыночку что-то не нравится, он сразу набрасывается с кулаками. На строгость не реагирует. Наоборот, умышленно продолжает делать не дозволенное, а когда, бывает, шлепнешь его, начинается истерика. Летят подушки, одеяла, стучит кулаками по стене.
Больше всего пугает, что в таких случаях он кричит: «Я убью тебя!.. зарежу!.. задушу!» Да еще и употребляет плохие слова, все, что знает.
Я стараюсь, как говорят, гладить «по шерсти». Но муж мне говорит: «Вот подрастет он — сядет тебе на шею». Я понимаю, что нельзя воспитывать ребенка только уступками, но и строгость не дает никаких результатов. Наоборот — после строгих мер ребенок все больше озлобляется. Я с боязнью думаю, что будет, когда мой сын вырастет. Муж последнее время все настоятельнее предлагает проверить ребенка у врача, возможно сын болен.
Выхода я не нахожу. Время идет, а изменений не видно».
Вопросы для обсуждения
1. О чем дополнительно вы хотела бы узнать у матери?
2. Как помочь родителям и детям, имеющим подобные проблемы?
Задача 3.
В консультацию обратилась мать пятилетней девочки, удочеренной за год до этого. Ее беспокоило, как реагировать на довольно упорные вопросы Кати, относившиеся к событиям раннего детства: помнит ли она, «как они ходили в лес вместе с тетей, когда она была маленькая», и т.д. За год совместной жизни у матери и девочки сложилась взаимная привязанность, и воспоминания о прежней жизни — отрывочные и всплывающие непроизвольно — не сопровождались у Кати тоской или печалью (родная мать ребенка была лишена родительских прав, после чего в возрасте трех лет девочка была помещена в детский
20 дом). Вместе с тем для Кати было очень значимо связать нынешнюю жизненную ситуацию с сохранившимися, хотя и смутными, воспоминаниями о прошлом. (По: Бурменская Г.В. и др.,
1990, с. 34—35.)
Вопросы для обсуждения
1. Какое значение для девочки имеет актуализация ее воспоминаний?
2. Какую тактику поведения следует предложить матери?
Это интересно «У ребенка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события,
воспоминания и много часов самых доподлинных одиноких размышлений» (Корчак Я., 1990, с.
15).
Задача 4.
[А] Встревоженная мама, смотря в глаза психологу, спрашивала: «Почему, ну почему он так?» Говорила она о своем шестилетнем сыне. Оканчивая смену в санатории, где он самостоятельно лечился и отдыхал по путевке, сын заявил: «Мама, а я не хочу домой, оставь меня здесь». Мать приняла эти слова близко к сердцу, все в ее облике излучало глубокую обиду. Она вспоминала и другие моменты семейных будней, когда сын не прислушивался к ее словам, а делал наоборот, наперекор матери: «Бывает, прилягу отдохнуть, ибо валюсь с ног от усталости, попрошу его не мешать, а он, как будто умышленно, начинает делать все, чтобы я не уснула. Его младший брат и тот понятливее. Нет у него чуткости, мягкости, какой-то он настороженный, агрессивный, колючий. Может он нас не любит?»
Не впервые слышать такие нарекания, но здесь случай особый — ребенку вот-вот исполнилось 6 лет. Чтобы продолжить разговор, психолог попросил принести рисунок семьи, нарисованный мальчиком. Рисунок подтверждал слова матери: все фигуры взлохмаченные, резкие, с растопыренными руками, большими пальцами, с торчащими волосами на голове. Себя мальчик сначала не нарисовал, и лишь по настоянию матери добавил свое изображение между папой и мамой. Все фигуры выполнены в одном стиле (сам он тоже с растопыренными руками и взлохмаченной головой). Фигура младшего брата намного больше, чем собственная. Создавая рисунок, мальчик даже не вспомнил о дедушке и бабушке, с которыми они живут в двухкомнатной квартире.
Пытаясь понять причины «странного» поведения мальчика, психолог вместе с мамой принялся анализировать жизнь семьи, стиль воспитания и отношений с детьми. В потоке воспоминаний всплыл и такой факт. Когда молодая мама (старшему не исполнилось еще и двух лет) вторично забеременела, дедушка с бабушкой очень расстроились, дескать и так тесно, но молодые не обращали внимания на обиды старших. Правда, те оказались довольно принципиальными и с рождением второго ребенка «на руки не взяли ни одного, ни другого».
Младшего нельзя было оставить без внимания, а вот старший страдал — всем было не до него. Рассказ матери многое прояснил в этой ситуации.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы причины «странного» поведения мальчика? Каким образом этот старый конфликт мог сказаться на развитии семейных взаимоотношений и формировании ребенка?
2. Проанализируйте нынешние отношения матери и сына, дайте им психологическую интерпретацию. Какие ошибки допускает мать? Как их исправить?
[Б] Когда в семье родился ребенок, отцу было 20, а матери 19 лет. «Сами еще дети, а тут уже наследника сделали»,— иронизировала бабушка. Ее раздражало, что родители не намеревались воспитывать ребенка: они учились, имели друзей, хотели наслаждаться жизнью. Ребенок был подкинут бабушке. Та сначала радовалась, что никто не мешает ей воспитывать внука, но потом и ей это надоело: ведь бабушке было лишь 43 года! Скоро она вышла замуж и перестала касаться внука: новый муж не хотел, чтобы она недодавала ему внимания. Потом бабушка родила собственного сына. Понятно, что ей теперь было не до внука. А тот был фактически позабыт-позаброшен. Детские ясли, детский сад, школа- интернат, с родителями он виделся редко, да и те им интересовались от случая к случаю: у
педагогической деятельности
1. Содержание деятельности педагога-психолога (обязательные, и дополнительные).
2. Консультирование.
3. Консультативная деятельность.
4. Работа с детьми.
5. Работа с родителями.
6.
Работа с педагогами.
Практическое задание
1. Проанализируйте в чем заключается специфика консультативной деятельности педагога-психолога с детьми?
2. Проанализируйте в чем заключается специфика консультативной деятельности педагога-психолога с родителями?
3. Проанализируйте в чем заключается специфика консультативной деятельности педагога-психолога с педагогами?
Тема 2. Специфика работы педагога-психолога в образовательных организациях
на этапе реализация ФГОС.
1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с субъектами образовательного пространства:
16 1.1. дети,
1.2. коллеги,
1.3. родители детей
Практическое занятие.
1. Проанализируйте специфику взаимодействия педагога-психолога с таким субъектом образовательного пространства как дети.
2. Проанализируйте специфику взаимодействия педагога-психолога с таким субъектом образовательного пространства как коллеги по работе и педагоги
3. Проанализируйте специфику взаимодействия педагога-психолога с таким субъектом образовательного пространства как родители детей.
Тема 3.Организация методической работы педагогов, направленной на
построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и
возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми
в процессе обучения.
1. Специфика психологических особенностей взаимодействия учителя иучащихся в различных образовательных системах.
2. Взаимодействие детей врамках учебно-воспитательного процесса в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
3.
Проблемывзаимодействия учащихся в ходе обучения.
Ситуационные задачи
Задание к каждой задаче
1. Изучите ситуацию.
2. Продумайте и предложите психологическое решение обозначенной проблемы.
Задана 1
Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы
он должен использовать при работе с ребенком, его родителями, воспитателями?
Ситуация. К психологу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана
(4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попытки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он. Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, рожденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интеллектуальные способности.
Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстративности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми".
Задача 2
Проанализируйте
представленную
ситуацию.
Какие
методики
можно
использовать для проведения дифференциального анализа для выявления
особенностей личностного развития. Предположите причины поведения и
17
мероприятия по адаптации ребенка.
Ситуация. Ева Э., 7 лет, поступила в детское отделение. Отец — целеустремленный, честолюбивый человек, из-за напряженной работы воспитанию детей не уделяет никакого внимания. Мать — работник торговли, но не работает по специальности, так как целиком посвятила себя воспитанию троих детей и домашнему хозяйству. Восьмилетняя сестра Евы прилежна, добросовестная; трехлетний братик — очень живой ребенок. Мать лишь недавно оставила работу, поэтому Ева в течение ряда лет жила то у бабушки с дедушкой, то у родителей, испытывая на себе совершенно разные воспитательные влияния. Дед и бабушка во всем девочке потакали, мать была строга, часто снимала туфлю и шлепала Еву. Через некоторое время мать, жалея Еву, осыпала ее ласками и лакомствами, пытаясь компенсировать причиненное зло добром. Но успеха не приносили ни строгости, ни поблажки. Ева была необыкновенно упряма, постоянно пыталась поставить на своем и часто даже бросалась на пол. Когда мать за дело журила девочку, это вызывало в ней только раздражение и злость. Однажды Ева целую неделю не разговаривала с матерью из-за того, что та сделала ей замечание за плохо вытертую посуду. Когда Ева злится на мать, она не обращается к ней с просьбами непосредственно, а передает их через старшую сестру, пытаясь добиться своего. Ева очень любит похвалу и, если в чем-нибудь проявит старание, всегда ждет ее как лучшей награды.
Однажды, разозлившись, Ева неделю не вставала с постели, не поднималась даже поесть, требуя, чтобы кушанья ей подавали в постель. Мать сначала не соглашалась на такое
«обслуживание», но, в конце концов, уступила. «Не буду же я морить ее голодом»,— заявила она в свое оправдание. Итак, мать и девочка постоянно спорили друг с другом, при этом в споре обычно побеждала Ева, так как она оставалась непреклонной, а мать всегда уступала.
Поведенческие проблемы начались у Евы в 3-4 года и особенно ярко начали сказываться, когда родился младший братик. Ева с самого начала отнеслась к его появлению отрицательно, бросала разные предметы в колясочку, где он лежал. Когда малютке было 14 дней, она с силой уткнула его личико в подушку, а подбежавшей матери сказала: «Это я для того, чтобы он заснул». В последующие годы Ева также относилась к маленькому братику враждебно. Когда мальчику было 2 года, она вздумала заставить его взобраться на перила балкона — мальчик легко мог упасть вниз. Ева специально подставила стул и продемонстрировала ему, как надо ставить ножки и как повернуться. Матери она сказала: «А пускай падает, по крайней мере, он тогда умрет».
В детском отделении клиники Ева постоянно предъявляет свои требования, а если к ним не прислушиваются, становится озлобленной. В игры с другими детьми включается с трудом.
1.
С чем может быть связано поведение девочки?
2.
Какие мероприятия необходимы?
Тема 4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленной на
повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую
адаптацию в новой системе взаимоотношений.
1. Обучение и развитие как современная проблема.
2. Предпосылки возникновения развивающего обучения.
3. Представления о субъектности учащегося и проблемах передачи новых знаний.
4. Уровни школьной готовности, социально-психологическая адаптация учащихся.
Практические задания
1. В чем заключается специфика работы с детьми повышение уровня их школьной готовности?
2. В чем заключается специфика работы психолога со школьниками по социально- психологической адаптации в новой системе взаимоотношений?
18
Тема 5.Организация психолого-педагогической помощи детям, испытывающим
различные трудности в обучении и поведении с учетом данных
психодиагностики.
1. Диагностика трудностей в обучении иорганизация коррекционно-педагогической помощи детям.
2. Задачи и направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями вобучении.
Практическое задание
1. Проанализуйте специфику школьных трудностей возникающих у младших школьников
2. Проанализуйте специфику школьных трудностей возникающих у подростков.
3. Проанализуйте специфику школьных трудностей возникающих у страшеклассников.
Тема 6. Занятия с учащимися, направленные на развитие навыков
саморегуляции и управления стрессом, мотивационные профориентационные
тренинги.
1. Методы произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы учащихся
2. Работа по формированию навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышения уверенности в себе, развития потребности в самовоспитании.
Практическое задание
1. Сформулируйте 3 вопроса-запроса родителя к психологуили педагога к психологу по проблеме эмоционально-личностною развития дошкольника, младшего школьника подростка. Дифференцируйте проблемы с точки зрения дошкольного психолога.
2. В соответствии с выделенными проблемами разработайте стратегию диагностики познавательного развития дошкольника, младшего школьника, подростка.
3. В соответствии с выделенными проблемами составьте конспект занятия с определением форм и средств коррекционных воздействий на эмоционально-личностную сферу дошкольника, младшего школьника, подростка.
Тема
7.Просвещение
и
консультирование
родителей
по
вопросам
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
1. Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
2. Формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей.
3. Индивидуальный маршрут обучения и развития
Ситуационные задачи.
Задача 1.
Ему почти три года. Его зовут Юрой. В настоящий момент психолог кончает беседовать с его мамой — Наташей.
— Юрик понимает все,— объясняет Наташа.— Он правда, немножко упрямый, не всегда делает то, что ему велят. Но понимает, это прямо по глазам видно. А вот не говорит ничего.
То есть нет, он, конечно, не немой. Только у него все слова свои, детские. Ботинки — это у него «ти-ти», и картинка тоже «ти-ти»... Вот Ирочка — это соседки нашей дочка — она младше Юрика на три месяца, а давно уже все говорит. Посоветуйте, пожалуйста, как с ним заниматься. А может он у нас больной?
— Что ж,— говорит психолог маме Наташе,— попробуем разобраться, в чем дело,— и
19 отправляется к Юре.
Он сидит на роскошной белой лошади с красными колесами и кричит: «Но! Но!» — сразу видно, что он не немой.
— На ком это ты скачешь? — интересуется психолог.
— Но,— охотно отвечает он.
— Это лошадь, да?
—Да.
— А ты кто?
— Ю-а.
— Я знаю, что на самом деле ты Юра. А сейчас ты кто? Всадник?
Он утвердительно кивает головой. (По: Венгер A.Л.,1981., с. 4-5,)
Вопросы для обсуждения.
1. Сформулируйте психологические гипотезы о возможных причинах отставания в развитии речи мальчика.
2.Каким образом можно проверить выдвинутые гипотезы?
3. Изберите самую вероятную причину подобного состояния ребенка и продумайте возможные пути помощи ему?
Задача 2.
Из жалобы матери:
«Нас в семье четверо: я, муж и два сына. Старшему, Виталию — 8 лет, младшему Борису
— 4. Раньше мы жили дружно, но вот уже почти два года семья страдает от конфликтов, причиной которых является младший сын. С Виталием никогда не было хлопот: спокойный, уравновешенный, послушный, плохого слова не скажет, никого не оскорбит. А Борис — полная ему противоположность, словно и не ребенок собственных родителей — быстрый, задиристый, агрессивный. Старший сын ежедневно от него плачет, младший — бьет его.
Мне и мужу также попадает. Если сыночку что-то не нравится, он сразу набрасывается с кулаками. На строгость не реагирует. Наоборот, умышленно продолжает делать не дозволенное, а когда, бывает, шлепнешь его, начинается истерика. Летят подушки, одеяла, стучит кулаками по стене.
Больше всего пугает, что в таких случаях он кричит: «Я убью тебя!.. зарежу!.. задушу!» Да еще и употребляет плохие слова, все, что знает.
Я стараюсь, как говорят, гладить «по шерсти». Но муж мне говорит: «Вот подрастет он — сядет тебе на шею». Я понимаю, что нельзя воспитывать ребенка только уступками, но и строгость не дает никаких результатов. Наоборот — после строгих мер ребенок все больше озлобляется. Я с боязнью думаю, что будет, когда мой сын вырастет. Муж последнее время все настоятельнее предлагает проверить ребенка у врача, возможно сын болен.
Выхода я не нахожу. Время идет, а изменений не видно».
Вопросы для обсуждения
1. О чем дополнительно вы хотела бы узнать у матери?
2. Как помочь родителям и детям, имеющим подобные проблемы?
Задача 3.
В консультацию обратилась мать пятилетней девочки, удочеренной за год до этого. Ее беспокоило, как реагировать на довольно упорные вопросы Кати, относившиеся к событиям раннего детства: помнит ли она, «как они ходили в лес вместе с тетей, когда она была маленькая», и т.д. За год совместной жизни у матери и девочки сложилась взаимная привязанность, и воспоминания о прежней жизни — отрывочные и всплывающие непроизвольно — не сопровождались у Кати тоской или печалью (родная мать ребенка была лишена родительских прав, после чего в возрасте трех лет девочка была помещена в детский
20 дом). Вместе с тем для Кати было очень значимо связать нынешнюю жизненную ситуацию с сохранившимися, хотя и смутными, воспоминаниями о прошлом. (По: Бурменская Г.В. и др.,
1990, с. 34—35.)
Вопросы для обсуждения
1. Какое значение для девочки имеет актуализация ее воспоминаний?
2. Какую тактику поведения следует предложить матери?
Это интересно «У ребенка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события,
воспоминания и много часов самых доподлинных одиноких размышлений» (Корчак Я., 1990, с.
15).
Задача 4.
[А] Встревоженная мама, смотря в глаза психологу, спрашивала: «Почему, ну почему он так?» Говорила она о своем шестилетнем сыне. Оканчивая смену в санатории, где он самостоятельно лечился и отдыхал по путевке, сын заявил: «Мама, а я не хочу домой, оставь меня здесь». Мать приняла эти слова близко к сердцу, все в ее облике излучало глубокую обиду. Она вспоминала и другие моменты семейных будней, когда сын не прислушивался к ее словам, а делал наоборот, наперекор матери: «Бывает, прилягу отдохнуть, ибо валюсь с ног от усталости, попрошу его не мешать, а он, как будто умышленно, начинает делать все, чтобы я не уснула. Его младший брат и тот понятливее. Нет у него чуткости, мягкости, какой-то он настороженный, агрессивный, колючий. Может он нас не любит?»
Не впервые слышать такие нарекания, но здесь случай особый — ребенку вот-вот исполнилось 6 лет. Чтобы продолжить разговор, психолог попросил принести рисунок семьи, нарисованный мальчиком. Рисунок подтверждал слова матери: все фигуры взлохмаченные, резкие, с растопыренными руками, большими пальцами, с торчащими волосами на голове. Себя мальчик сначала не нарисовал, и лишь по настоянию матери добавил свое изображение между папой и мамой. Все фигуры выполнены в одном стиле (сам он тоже с растопыренными руками и взлохмаченной головой). Фигура младшего брата намного больше, чем собственная. Создавая рисунок, мальчик даже не вспомнил о дедушке и бабушке, с которыми они живут в двухкомнатной квартире.
Пытаясь понять причины «странного» поведения мальчика, психолог вместе с мамой принялся анализировать жизнь семьи, стиль воспитания и отношений с детьми. В потоке воспоминаний всплыл и такой факт. Когда молодая мама (старшему не исполнилось еще и двух лет) вторично забеременела, дедушка с бабушкой очень расстроились, дескать и так тесно, но молодые не обращали внимания на обиды старших. Правда, те оказались довольно принципиальными и с рождением второго ребенка «на руки не взяли ни одного, ни другого».
Младшего нельзя было оставить без внимания, а вот старший страдал — всем было не до него. Рассказ матери многое прояснил в этой ситуации.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы причины «странного» поведения мальчика? Каким образом этот старый конфликт мог сказаться на развитии семейных взаимоотношений и формировании ребенка?
2. Проанализируйте нынешние отношения матери и сына, дайте им психологическую интерпретацию. Какие ошибки допускает мать? Как их исправить?
[Б] Когда в семье родился ребенок, отцу было 20, а матери 19 лет. «Сами еще дети, а тут уже наследника сделали»,— иронизировала бабушка. Ее раздражало, что родители не намеревались воспитывать ребенка: они учились, имели друзей, хотели наслаждаться жизнью. Ребенок был подкинут бабушке. Та сначала радовалась, что никто не мешает ей воспитывать внука, но потом и ей это надоело: ведь бабушке было лишь 43 года! Скоро она вышла замуж и перестала касаться внука: новый муж не хотел, чтобы она недодавала ему внимания. Потом бабушка родила собственного сына. Понятно, что ей теперь было не до внука. А тот был фактически позабыт-позаброшен. Детские ясли, детский сад, школа- интернат, с родителями он виделся редко, да и те им интересовались от случая к случаю: у