Файл: Главное управление образованияГомельского областного исполнительного комитетаГосударственное учреждение образования.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главное управление образования
Гомельского областного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Гомельский областной институт развития образования»
ПРОЕКТ
Самоконтроль
воспитательной, идеологической, социальной
работы в учреждении общего среднего
образования
(методические рекомендации)
Гомель, 2021
Самоконтроль воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждении образования (методические рекомендации) / автор-составитель
Никифорова Л.Н., Ермак Т.В. – Гомель: ГОИРО, 2021. – 50 с.
Методические рекомендации подготовлены ГУО «Гомельский областной институт развития образования» в рамках исполнения решения коллегии главного управления образования Гомельского облисполкома от
07.12.2020 № 7/1 «Об эффективности внешнего и внутреннего контроля качества образования в учреждениях общего среднего образования».
В обсуждении содержания методических рекомендаций принимали участие заместители директоров по воспитательной (учебно-воспитательной) работе учреждений общего среднего образования области, члены областной творческой группы заместителей директоров по воспитательной работе
Государственное учреждение
Образования «Гомельский
Областной институт развития образования», 2021
2
Содержание
I. Основные подходы к управлению ......................................................................... 3
II. Планирование самоконтроля воспитательной, идеологической, социальной работы в учреждении образования .................................................................... 7
III. Виды и формы самоконтроля ............................................................................... 10
IV. Методы самоконтроля .............................................................................................. 12
V. Объекты самоконтроля .......................................................................................... 13
VI. Документы в рамках осуществления самоконтроля .......................................... 17
VII. Используемые источники ................................................................................... 19
Приложения
Приложение 1. Примерное положение о самоконтроле за обеспечением качества образования ........................................................................................ 20
Приложение 2. Образцы структуры плана самоконтроля на учебный год. 29
Приложение 3.Образец приказа «Об организации контроля» ..................... 30
Приложение 4 Образец программы самоконтроля ........................................ 32
Приложение 5. Образец структуры оформления информации (справки) по итогам контроля ........................................................................................... 37
Приложение 6. Образец приказа «Об итогах контроля» .............................. 38
Приложение 7. Образец информационно-аналитической карты посещения объединений по интересам (спортивных секций, кружков, клубов), факультативных занятий .................................................................................. 42
Приложение 8. Образец информационно-аналитической карты посещения классного (информационного) часа ................................................................ 45
Приложение 9. Образец информационно-аналитической карты посещения воспитательного мероприятия ......................................................................... 48
3
I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
Методические рекомендации направлены на совершенствование процесса планирования и организации самоконтроля воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования (далее –
УОСО).
Воспитательная система
1
учреждения образования – явление динамичное, она индивидуальна в каждом отдельном учреждения образования, т.к. не может не учитывать специфику его функционирования. Управление
2
воспитательной деятельностью представляет собой реализацию основных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование предполагает определение цели и задач воспитательной деятельности, средств и наиболее целесообразных методов (мер, мероприятий) для их достижения. Современный заместитель директора по воспитательной, учебно-воспитательной работе (далее – заместитель по ВР) должен понимать, что эффективное планирование возможно только при условии качественного анализа воспитательной, идеологической и социальной работы предшествующего периода
3
Организация как функция направлена на формирование структуры воспитательной работы как системы, обеспечивая необходимые условия для достижения поставленной цели путем решения определенных задач (например, сформулированных в плане работы УОСО на текущий учебный год).
Мотивация – процесс побуждения других людей к деятельности по достижению поставленных целей и задач.
Контроль предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы педагогического коллектива по решению задач воспитания.
Установление соответствия между целями, задачами, нормативами с одной стороны и фактическими результатами с другой.
Заместитель по ВР согласно Единому квалификационному справочнику должностей служащих
4
несет полную ответственность за качество анализа, планирования, организации, контроля воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждении образования.
1
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связи друг с другом, образующие необходимую целостность, единство. Таким образом, воспитательная система учреждения образования – это упорядоченная целостная совокупность компонентов (цели, субъекты, коммуникации, мероприятия, материальная база и др.), взаимодействие которых позволяет учреждению образования влиять на развитие личности учащегося [1].
2
Управление в общем виде – это процесс воздействия субъекта на управляемы объект с целью перевода последнего в новое, желаемое, запланированное состояние [2].
3
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2020/2021 учебном году» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубаем 20.08.2020.
4
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 №69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».
4
Как управленец заместитель по ВР УОСО может руководствоваться
основными критериями, характеризующими процесс управления: качество планирования (обоснование мероприятий плана работы учреждения образования на учебный год, степень отражения задач предшествующего периода, конкретность содержания плана, сроков, ответственных исполнителей, согласованность мероприятий разных разделов и т.д.); качество работы с кадрами (учет индивидуальных особенностей, профессиональных возможностей при подборе и расстановке кадров, создание условий их личностного и профессионального роста в учреждении образования, обеспечение периодичности повышения квалификации с учётом профессиональных запросов педагогических работников и т.д.); качество организации управленческой деятельности (рациональное распределение труда, обеспечение делегирования полномочий и взаимозаменяемости в работе, принятие целесообразных управленческих решений, регулярность и эффективность проведения совещаний, мероприятий, оптимальное использование рабочего времени); качество контроля (системность, полнота анализа, информативность, организация мероприятий по улучшению и т.д.); качество учета и отчетности (соответствие документов нормативным требованиям, системность ведения учетной документации (использование информационно-коммуникационных технологий при организации), своевременность подготовки и т.д.)
Достоверную информацию о том, как развивается УОСО, как выполняются запланированные воспитательные мероприятия и насколько они эффективны для решения поставленных задач, способствуют ли развитию всех субъектов образовательного процесса можно получить только с помощью хорошо налаженной постоянной обратной связи, позволяющей вовремя реагировать на происходящее и скорректировать (при необходимости) процесс. Такую обратную связь обеспечивает качественно спланированный в УОСО самоконтроль. Мероприятия самоконтроля помогают скоординировать деятельность УОСО, направляя все процессы посредством конкретных управленческих решений в нужное, запланированное состояние, обеспечивая эффективность жизнедеятельности всех сфер учреждения.
В настоящее время в официальных документах учреждений образования Республики Беларусь термин «внутренний контроль» не рекомендуется употреблять. В соответствии с Кодексом Республики
Беларусь об образовании используется понятие «самоконтроль».
5
Самоконтроль в воспитательной, идеологической и социальной работе
УОСО (далее воспитательной работе) – это важный источник информации для анализа состояния различных направлений воспитательного процесса, получения достоверных результатов деятельности и поведения участников данного процесса.
Самоконтроль воспитательной работы в УОСО осуществляет заместитель по ВР, или инициируемая им для этих целей комиссия.
Заместитель по ВР должен понимать цель самоконтроля в воспитательной работе – это повышение качества процесса воспитания посредством самопроверки и самооценки на основе комплексного анализа и совершенствования профессионального мастерства педагогов.
Для достижения поставленной цели необходимо, на наш взгляд, решить основные задачи: обеспечить получение объективной информации реального состояния всех (или отдельных) направлений воспитательной работы в учреждении образования; проанализировать достижения и выявить трудности в воспитательной работе, выработать конкретные предложения по ее совершенствованию, прогнозируя перспективу развития всех (или отдельных) направлений воспитания; стимулировать профессиональное развитие педагогов в вопросах воспитательной деятельности, оказывая эффективную методическую поддержку; проверить соответствие организуемой в учреждении образования воспитательной работы нормативным правовым актам и инструктивно- методическим документам в сфере воспитания; оценить результативность мер, принятых руководителем или его заместителем по реализации задач воспитания, обеспечить их корректировку
(при необходимости); изучить и обобщить положительный опыт педагогической деятельности, актуальный для совершенствования воспитательной работы учреждения образования; транслировать инновационные идеи в коллективе, направленные на развитие профессионализма педагогов, реализующих задачи воспитания
; содействовать профессиональному развитию педагогов, обеспечивая положительно эмоциональную коммуникацию в процессе осуществления мероприятий самоконтроля.
Самоконтроль необходимо рассматривать как мотивирующий элемент самоуправления УОСО, способствующий удовлетворению педагогических работников в признании результатов своей профессиональной деятельности,
6 развитию их внутренней мотивации к непрерывному самосовершенствованию.
Заместителю по ВР при организации и проведении мероприятий самоконтроля важно: грамотно определять для применения методы самоконтроля, которые дадут максимальную информационную отдачу; способствовать корректному, эмоционально положительному взаимодействию коллег, стимулирующему дальнейшее творческое становление личности педагога, повышение его профессионального мастерства; помочь педагогу объективно взглянуть на себя, учить ценить свои наработки и возможность профессионального роста, уважать мнение коллег; использовать возможность методической работы УОСО в решении выявленных проблем педагогической деятельности, осуществлять взаимоконтроль и взаимообучение в условиях деятельности методических объединений, проблемных групп и других методических мероприятий; осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому педагогу; обеспечивать дифференциацию рекомендаций по итогам самоконтроля в отношении разных педагогов, деятельность которых изучалась.
Для повышения эффективности управленческой деятельности при обеспечении мероприятий самоконтроля целесообразно учитывать системные недоработки, выявленные в УОСО при изучении их деятельности: рассогласование содержания положения о самоконтроле и плана самоконтроля учреждения образования; отсутствие целостного плана самоконтроля, наличие только отдельных мероприятий по самоконтролю в разных разделах плана работы УОСО на учебный год; отсутствие согласованности между содержанием и целью контроля, отраженными в плане самоконтроля, с реализацией задач, определенных в плане работы УОСО на учебный год; необоснованно высокая плотность плана самоконтроля за счет обилия мероприятий, что ставит под сомнение реальность его выполнения; перекос мероприятий самоконтроля в сторону изучение школьной документации; отсутствие аналитической основы в информации (справках) по итогам контроля; не выявляются причины достижений или негативных моментов в работе отдельных педагогов, по отдельным направлениям;
7 рекомендации в информации (справке) по итогам контроля обобщенные, отсутствует дифференциация относительно педагогов, деятельность которых изучалась; отсутствие контроля выполнения рекомендаций, которые даны по итогам мероприятий самоконтроля; отсутствие целесообразности в выборе направления, объекта, вида, формы, методов самоконтроля относительно его цели, а также задач, определенных для решения в плане работы УОСО на учебный год; принятые управленческие решения недостаточно конкретны, не прописываются сроки выполнения рекомендаций по устранению выявленных недостатков и ответственные.
Качественно организованный и проведенный самоконтроль предупреждает отклонения, провалы в системе работы УОСО и позволяет своевременно принять соответствующие меры по её совершенствованию.
II.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ, ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Планирование деятельности всех направлений УОСО на учебный год осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», на которые дается ссылка в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2020/2021 учебном году» (утверждено заместителем
Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубаем 20.08.2020, http://www.academy.edu.by/files/uch%20goda%2020192020/Rekomend2020.pdf).
Согласно этим методическим рекомендациям мероприятия самоконтроля планируются в третьем разделе плана работы УОСО на учебный год, который называется «Планирование деятельности учреждения образования на учебный год», в подразделе 3.1. «Общее управление учреждением образования». В этом подразделе наряду с планом самоконтроля деятельности УОСО предлагается планировать (отдельно друг от друга) работу совета учреждения образования, педагогического совета, методического совета (при наличии), совещаний директора, заместителя
8 директора (при наличии), попечительского совета, родительского комитета, мероприятия по подготовке плана работы на следующий учебный год и др.
Контрольная функция – одна из значимых в управленческой деятельности, поэтому планирование самоконтроля за достижением цели и задач работы УОСО на текущий учебный год необходимо оформлять отдельным блоком (мы рекомендуем табличную форму). Структура таблиц для планирования содержания деятельности определяется руководством
УОСО, исходя из необходимости полноты информации, ее конкретности, целесообразности, обязательного указания точных названий мероприятий, форм их проведения, сроков, ответственных исполнителей, планируемого продукта реализации.
При организации самоконтроля в УОСО заместитель директора по воспитательной работе должен руководствоваться
следующими
регламентирующими документами:
Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст. 125);
Положение об учреждении общего среднего образования (п.13.
Установа агульнай сярэдняй адукацыi ажыццяўляе самакантроль за забеспячэннем якасцi адукацыi ў адпаведнасцi з заканадаўствам);
Устав учреждения образования (локальный учредительный документ юридического лица, в котором должны быть отражены основные подходы к осуществлению самоконтроля (ст. 22 Кодекса Республики Беларусь об
Образовании);
Коллективный договор (локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками (ст. 368 Трудового Кодекса Республики
Беларусь (далее ТКРБ));
Должностные инструкции педагогических работников (локальный правовой акт, определяющий трудовой распорядок работника (п.3, ч. 1 ст.
494 ТКРБ);
Положение УОСО о самоконтроле (локальный правовой акт, конкретизирующий деятельность в данном учреждении образования по самоконтролю, на необходимость его разработки указывается в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики
Беларусь «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных
(Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно- властные полномочия в сфере образования, в 2020/2021 учебном году»