Файл: Главное управление образованияГомельского областного исполнительного комитетаГосударственное учреждение образования.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15 системность педагогической деятельности по профилактике правонарушений, вредных зависимостей среди обучающихся; эффективность деятельности объединений по интересам при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи; качество проведения физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися; качество организации занятости обучающихся в свободное от учебы время, в том числе в шестой школьный день; эффективность процессов выявления состояния здоровья несовершеннолетних и организации работы по формированию здорового образа жизни; эффективность работы органов ученического самоуправления, общественных объединений обучающихся; качество работы по организации питания и медицинского обслуживания обучающихся; качество организации работы учреждения образования по профилактике травматизма обучающихся; эффективность педагогической деятельности по формированию и развитию информационного пространства учреждения образования; система педагогической деятельности по работе с родителями борющихся, использование потенциала межведомственного взаимодействия в реализации задач воспитания и т.д.
Качество результатов процессов воспитания уровень воспитанности обучающихся их личностного развития; результативность педагогической деятельности по формированию осознанного безконфликтного, не противоречащего закону поведения несовершеннолетних; результативность организации информационного пространства учреждения образования (эстетический облик, актуальность, воспитательный потенциал, нормативность, развитие информационной культуры обучающихся, развитие медиаграмотности субъектов образовательного процесса); уровень психологического комфорта в классном коллективе в целом (анализируется при посещении воспитательных мероприятий) в УОСО;
16 результативность участия педагогических работников, обучающихся в школьных, районных, областных, республиканских, международных мероприятиях воспитательной направленности (наличие диплом грамот, их качество и количество, динамика по годам, в разрезе мероприятий); результативность внедрения инноваций в воспитательную работу; результативность трансляции лучшего опыта педагогической деятельности в вопросах воспитания и т.д.
Качество условий процесса воспитания потенциал методической работы в развитии профессионализма педагогов
(методический уровень педагога, механизм трансляции положительного педагогического опыта, аттестация, повышение квалификации (учет периодичности и профессиональных запросов), формы, методы и средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор); форсированность системы внутреннего воспитательного пространства УОСО, ее устойчивое развитие; система внешнего воспитательного пространства УОСО
(взаимодействие с заинтересованными структурами и ведомствами
(межведомственное взаимодействие, эффективность использования воспитательного пространства социума); динамика развития кадрового потенциала учреждения образования (при анализе работы за год); формирование и эффективность использования материально-технической базы в рамках воспитательной работы
(анализируется в комплексе с другими направлениями) научно-методическая и информационно-методическая обеспеченность педагогических работников, реализующих задачи воспитания и т.д.
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи
11
,
Инструктивно-методическом письме
12,
Государственной программе
11
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 №82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи».
12
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
17
«Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы
13
актуальными вопросами самоконтроля воспитательной работы являются: соблюдение программно-планирующей документации воспитательного процесса в учреждении образования, учёт её соответствия целям и задачам Концепции и
Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи
14
, определение уровня воспитанности, профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении, использование инновационных форм в работе с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, реализация задач идеологического и гражданско-патриотического воспитания, организация занятости учащихся в свободное от учёбы время, в том числе в период летней оздоровительной компании, организация профориентационной работы для формирования готовности выпускников к профессиональному самоопределению. Исходя из этого также определяются объекты контроля.
VI.
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
САМОКОНТРОЛЯ
Для системной и целенаправленной работы в каждом учреждении образования должен быть определён минимум локальных нормативных правовых документов, необходимых для организации самоконтроля.
Целесообразно перечень этих документов указать в Положении о самоконтроле конкретного учреждения образования.
Для организации самоконтроля необходимо подготовить локальный правовой акт
15
– приказ директора УОСО «Об организации контроля…», который отражает объекты самоконтроля, задачи самоконтроля, методы изучения деятельности с установлением конкретных дат, распределением функций между членами комиссии, состав которой утверждается приказом, разработкой программы самоконтроля. Приказ рекомендуем издавать в том случае, если к самоконтролю привлечены кроме администрации учреждения образования иные сотрудники, входящие в состав комиссии по самоконтролю (руководитель методического объединения, педагог-психолог, педагог социальный и т.д.) (Приложение 3, 4).
13
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 №57 «О Государственной программе
«Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы».
14
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 №312 « Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи».
15
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (с изм. и доп.) гл.7,п.93.
18
Информация (справка)
16
по итогам самоконтроля готовится каждым членом комиссии самоконтроля в соответствии с изучаемым объектом, целями, задачами (программой самоконтроля). Исходя из информации
(справки) по итогам контроля, подготовленных всеми членами комиссии, заместитель директора по ВР готовит сводную информацию (справку) по итогам самоконтроля.
Заслушивается информация по итогам самоконтроля на заседании педагогического совета, совещания при директоре, заместителе директора и т.д. (это целесообразно предусмотреть при планировании в графе плана самоконтроля на учебный год «способ подведения итогов») (Приложение 5).
Протокол заседания, совещания оформляется по итогам заседания педагогического совета, совещания при директоре, заместителе директора, в рамках которого рассматривался вопрос по итогам проведённого самоконтроля. Протокол – это документ, в котором фиксируется ход обсуждения и принятия решения на заседании. По полноте освещения вопросов протоколы делятся на протоколы полной, краткой и сокращённой формы
17
. По итогам педагогического совета в обязательном порядке готовится протокол полной формы. По итогам совещаний при директоре возможно ведение протоколов в сокращённой форме, заместителя директора – в краткой. В протоколе при формулировке решений необходимо обращать внимание на их конкретность и целесообразность, реалистичность для устранения конкретных недостатков или распространения эффективного опыта, а также указывать ФИО конкретного исполнителя (ей), сроки.
Приказ директора по итогам самоконтроля должен отражать конкретные решения. Например, о проведении повторного контроля, о привлечении к дисциплинарной ответственности, о поощрении работников и др. (Приложение 6).
Для объективной оценки членом(ами) комиссии по самоконтролю деятельности педагога и подготовке информации (справки) по итогам самоконтроля в учреждении образования целесообразно выработать единообразные формы фиксирования информации после посещения отдельных воспитательных мероприятий, занятий объединений по интересам в рамках самоконтроля, например, информационно-аналитическая карта
16
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (с изм. и доп.) гл.7,п.124 (к справке пишутся рекомендации или предложения, так как справка - информационный документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов служебного или биографического характера. Справка содержит констатацию каких-либо фактов без мнения автора о существе излагаемых вопросов. Период времени, к которому относятся приводимые в справке сведения, включается в заголовок к тексту либо помещается перед текстом).
17
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (с изм. и доп.) гл.7,п.103,104,108.
19
(Приложения 7-9). При подготовке членом комиссии по самоконтролю информации (справки) по его итогам содержание информационно- аналитических карт ляжет в основу.
Успешное решение проблемы качества воспитания в УОСО возможно при организации и осуществлении самоконтроля на основе нормативно- правовых (и в том числе локальных) документов.
1 2 3 4 5
VII. Используемые источники
1. Советский энциклопедический словарь.
– М., 1990. – 1226 с.
2. Шамова, Т. И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т. И. Шамова. – М.: Педагогика, 1991. – 219 с.
3. Назмутдинов, В. Я. Управленческая деятельность менеджмент в системе образования личности. – Казань: ТРИ «Школа», 2013. – 360 с.
4. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
5. Справочник руководителя учреждения общего среднего образования: практические советы по организации самоконтроля / сост.
А.А. Глинский, В.Л. Маевская, Л.Ф. Кузнецова. – 2-е изд., пересмотр. –
Минск: Аверсэв, 2018. – 77с.
6. Степанов,
Е.Н. Контроль процесса воспитания: сущность, содержание и технология // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2014. – №1.
20
Приложение 1 к методическим рекомендациям
УТВЕРЖДЕНО
5
Приказ директора
ГУО «Средняя школы г.Энска»
№
Примерное положение о самоконтроле
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Кодексом
Республики Беларусь об образовании, принятым Палатой представителей
2.12.2010, одобренном Советом Республики 22.12.2010, Положением об учреждении общего среднего образования, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283, Уставом учреждения, инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики
Беларусь «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2020/2021 учебном году», утверждённым заместителем
Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубаем 20.08.2020, которое регламентирует в том числе деятельность учреждений общего среднего образования (далее − УОСО) по самоконтролю.
1.2. Самоконтроль за обеспечением качества образования — это комплексный анализ образовательной деятельности, осуществляемый учреждением образования и включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности.
1.3.
Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются руководителем учреждения образования.
1.4. Процедуре самоконтроля предшествует инструктаж администрацией учреждения образования лиц, включённых в комиссию по самоконтролю, по вопросам его проведения.
1.5. Положение о самоконтроле рассматривается на заседании педагогического совета учреждения (с правом вносить в него изменения и