Файл: Главное управление образованияГомельского областного исполнительного комитетаГосударственное учреждение образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
(утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В.
Кадлубаем 20.08.2020 (далее – ИМП));
План работы школы на учебный год (III раздел «Планирование деятельности учреждения образования», подраздел 3.1. «Общее управление учреждением образования (планирование самоконтроля)»;
В ИПМ отмечается, что планируются мероприятия самоконтроля для включения в план работы УОСО на текущий учебный год на основании
Положения о самоконтроле УОСО.
Содержание Положения о самоконтроле УОСО должно отображать деятельность конкретного учреждения образования по осуществлению самоконтроля, при этом быть лаконичным без лишней теоретизации. В
Положении УОСО о самоконтроле целесообразно отразить следующие структурные компоненты: общие положения; цель и задачи; функции самоконтроля; основания для самоконтроля; основные направления, виды самоконтроля, формы самоконтроля, методы организации самоконтроля; особенности организация и проведение самоконтроля; документы в рамках обеспечения самоконтроля; форма представления результатов самоконтроля
(Приложение 1). Положение УОСО о самоконтроле приобретает юридическую силу документа, обязательного для исполнения только после его утверждения. Положение можно утвердить двумя способами.
Первый − посредством проставления в грифе «УТВЕРЖДАЮ» личной подписи руководителя, второй – посредством издания соответствующего распорядительного документа (например, приказа, тогда соответствующий гриф записывается следующим образом «УТВЕРЖДЕНО»).
5
Как упоминались выше, планируются мероприятия самоконтроля отдельным блоком «План самоконтроля» по всем направлениям деятельности УОСО (воспитательная работа, учебный процесс и т.д.).
Каждое учреждение образования разрабатывает свою систему самоконтроля, которая зависит от ряда факторов (уровня развития учреждения образования, степени делегирования управленческих полномочий членам педагогического коллектива, профессионального уровня педагогического коллектива и др.).
Вместе с тем в структуре плана самоконтроля УОСО рекомендуем отразить следующие компоненты: направление самоконтроля; объект самоконтроля; цель самоконтроля; вид, форма самоконтроля; методы самоконтроля; ответственный исполнитель; дата (сроки) проведения; способ подведения итогов самоконтроля; рассмотрение результата по итогам
5
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (с изм. и доп.) гл.4,п.52.


10 рекомендаций (по горизонтали все компоненты должны быть взаимосвязаны между собой). Мы предлагаем табличную форму плана самоконтроля УОСО на учебный год (Приложение 2).

III. ВИДЫ И ФОРМЫ САМОКОНТРОЛЯ
На сегодняшний день нет единого подхода к классификации видов и форм самоконтроля, что является подтверждением актуальности данной проблемы в педагогической теории и практике.
Рекомендуем для использования широко известную среди педагогической общественности классификацию видов
6 и форм контроля, предложенную доктором педагогических наук, профессором
Т.И. Шамовой [3], отличающуюся, на наш взгляд, логичностью, так как в большей степени соответствует природе целостного педагогического процесса, удобством для использования.
Татьяна Ивановна Шамова выделяет два вида контроля
7
: тематический и фронтальный.
Тематический
контроль
(обеспечивает изучение отдельных направлений деятельности, направлен на глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в системе работы педагога(ов), методического формирования (на той или иной ступени общего среднего образования), аттестации педагогических работников. Таким образом, содержание тематического контроля составляют различные направления воспитательного процесса (например, использование информационно-коммуникационных технологий в организации и проведении воспитательных мероприятий для учащихся II и III ступеней общего среднего образования; эффективность проведения занятий в объединениях по интересам воспитательной направленности, мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних; качество организации работы в шестой школьный день, использование классными руководителями современных форм и методов работы при организации гражданского и патриотического воспитания и др.).
К содержанию тематического контроля также можно отнести инновационные процессы в воспитательной работе, результаты внедрения лучшего
(эффективного) педагогического опыта в мероприятия воспитательной направленности, качество работы учителя-предметника по реализации воспитательного потенциала учебного занятия и др.
6
Вид – это классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений, действий с одинаковыми признаками [4].
7
Вид контроля — это классификационная группировка контроля по определенному признаку; его можно рассматривать как совокупность форм, используемых с определенной целью [4].

11
Фронтальный контроль (полномасштабная проверка деятельности, с целью одновременного всестороннего изучения объекта управления в целом
(например, методической работа, воспитательная работа, исследовательская, инновационная деятельность или деятельность социально-педагогической и психологической службы, работы библиотеки и др.)). Так, фронтальный контроль может быть организован относительно работы методического объединения классных руководителей УОСО с проверкой всех аспектов его деятельности или деятельности педагогов по работе с законными представителями учащихся, работы социально-педагогической и психологической службы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, а может также относительно работы отдельного педагога
(учителя-предметника, классного руководителя, педагога- психолога, педагога социального, руководителя методического объединения и т.д.) с изучением всех сторон его деятельности (например, эффективность деятельности педагога-психолога по организации психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса или руководителя методического объединения классных руководителе). Такую форму контроля целесообразно использовать при подготовке педагога к процедуре аттестации.
В зависимости от целевых установок, содержательной составляющей, временных рамок осуществления в практике работы современного УОСО и в соответствии с классификацией Т.И. Шамовой предлагаем следующие
формы самоконтроля:
персональный − контроль деятельности отдельного педагога согласно конкретному направлению либо по всем направлениям (результативность воспитательной работы, участия в школьных, районных, областных творческих конкурсах, взаимодействия с родителями, законными представителями учащихся, методическая грамотность педагога, качество проведения занятий объединения по интересам, информационных часов, организации мероприятий шестого школьного дня, профилактической направленности, трансляции имеющегося опыта педагогической деятельности и т.д.). Целесообразно планировать эту форму контроля при условии предстоящей аттестации педагога на очередную квалификационную категорию;
классно-обобщающий – контроль деятельности учащихся класса в определенный период времени, по определенной теме или изучение состояния конкретного вопроса (проверяются результаты воспитательной работы учащихся какого-либо класса, качество работы педагогов, работающих в данном классе, изучается психологический микроклимат в классном коллективе, уровень адаптации учащихся первых, пятых классов,


12 сформированности классного коллектива, анализируется занятость учащихся во внеурочное время и т.д.);
предметно-обобщающий – контроль преподавания учебного предмета, по всем направлениям с охватом всех субъектов (например, реализация воспитательного потенциала учебных занятий на I (II, III) ступени общего среднего образования, качество проведения факультатива «Основы семейного права» и т.д.);
тематически-обобщающий – контроль работы педагога на каждом этапе образовательного процесса (например, по вопросам формирования личностно-социальных компетенций учащихся, развития медиаграмотности, осуществления профориентации и т.д.);
комплексно-обобщающий − контроль вопросов, рассматриваемых на параллели класса, или конкретного направления деятельности УОСО с целью получения полной информации (например, уровень воспитанности учащихся
6-7 классов, эффективность работы классных руководителей по профилактике преступлений и правонарушений учащихся 9 классов, организация летней оздоровительной компании и т.д.);
обзорный – контроль направлен на анализ общего состояния дел без их глубокого изучения (ведение дневников учащихся, классных журналов, посещения учащимися подучётных категорий мероприятий шестого школьного дня, объединений по интересам и т.д.).
IV. МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ
В процессе организации самоконтроля важна роль методов контроля
8
как педагогического инструмента.
Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Иначе говоря, это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема, возникающая на пути к достижению поставленных задач и цели.
Методы контроля, используемые в учреждениях образования, по мнению доктора педагогических наук, профессора Е.Н. Степанова [6], делятся на две группы: методы контроля результативности воспитательного процесса и методы контроля состояния процесса воспитания.
К методам результативности воспитательного процесса относятся:
8
Метод контроля – совокупность правил применения определенных принципов для осуществления контроля: технология проведения, количество контролируемых параметров, требуемая точность измерений [5].

13 метод индивидуальной и групповой самооценки, анализ продуктов творческой деятельности, тестирование.
К основным методам контроля состояния процесса воспитания относятся: наблюдение, посещение воспитательных мероприятий
9
, изучение качества ведения документации (классных журналов, документов специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее –
СППС), планов и программ объединений по интересам, личных дел и дневников учащихся и др.), устный и письменный опрос, анкетирование, тестирование, оперативный и ретроспективный разбор
(анализ, самоанализ) проведенного воспитательного мероприятия.
В связи с тем, что возможности каждого конкретного метода самоконтроля ограничены, то для получения объективной информации рекомендуем использовать несколько дополняющих друг друга методов при осуществлении конкретного вида и формы самоконтроля.
Грамотное использование методов самоконтроля позволяет получать всестороннюю информацию о состоянии дел в учреждении образования, активно влиять на воспитательный процесс, повышая его эффективность и результативность.
V.
ОБЪЕКТЫ САМОКОНТРОЛЯ
По итогам мероприятий самоконтроля дается оценка отдельным направлениям воспитательной работы, эффективности воспитательной системы учреждения образования в целом.
Перечень основных объектов, подлежащих самоконтролю со стороны заместителя по ВР, определяется им исходя из его должностных обязанностей, определённых в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих
4
, а также исходя из: проблем, выявленных при анализе системы воспитательной работы УОСО за прошлый учебный год; сведений, полученных в результате посещения воспитательных мероприятий, проводимых отдельными педагогическими работниками; задач, определенных педагогическим коллективом для решения стратегической цели.
Актуальность объектов самоконтроля на определенный период (как правило, на учебный год) определяется на основе глубокого всестороннего анализа работы учреждения образования за предшествующий аналогичный период.


14
Однако следует отметить, что процедура самоконтроля в учреждении образования циклична, и в цикле должен быть определено целесообразное количество объектов самоконтроля
9
. Ежегодно может быть выбран тот минимум объектов самоконтроля, которые являются инвариантной частью самоконтроля, например, дающей возможность руководству учреждения образования готовиться к аккредитации на соответствие виду деятельности, сохранять целостность воспитательной работы в соответствии с нормативными правовыми документами, инструктивно-методическими письмами, регулярно контролировать те составляющие воспитательной работы, которые обеспечивают устойчивое развитие.
Для повышения эффективности воспитательной работы в УОСО разработаны Методические рекомендации
10
по применению критериев и показателей оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования, в которых выделяют три основные составляющие качества воспитания: качество результатов воспитания личности учащегося, качество воспитательной системы и качество условий
организации процесса воспитания.
В соответствии с вышесказанным предлагаем в таблице 1 следующие объекты контроля заместителя директора по ВР в соответствии с основными составляющими качества воспитания.
Таблица 1
Составляющая качества воспитания
Объекты самоконтроля
(требуют конкретизации в каждом отдельном УОСО)
Качество процесса воспитания качество ведения документации в рамках реализации педагогами задач воспитания, эффективность планирования социальной, идеологической и воспитательной работы
(согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях функционирования воспитательной системы УОСО); эффективность педагогической деятельности по организации мероприятий социальной, идеологической, воспитательной работы; качество выполнения программ воспитания; эффективность организации профориентационной работы с обучающимися;
9
Объект – предметы труда, его средства или оборудование, технологическая оснастка и инструмент, процессы создания продукции, труд исполнителей, условия труда и др. Объект обладает рядом определенных признаков (свойств), по совокупности которых оценивается его качество.
10
Приложение 4 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в
2018/2019 учебном году»