Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы бизнес-планирования
1.1 Бизнес-планирование: понятие, цели, виды, задачи и функции
1.2 Основные проблемы бизнес-планирования
2. Разработка бизнес-плана для создания новой турфирмы "Тур36"
2.1 Описание и краткая характеристика туристической фирмы
всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых сильных сторон, специфики и отличия от других аналогичных фирм;
изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Удачно разработанный бизнес-план является надежным инструментом в соревновании с конкурентами и в расширении своего собственного дела Бизнес-план позволяет оценить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, дает ориентиры для первоочередной деятельности, служит аргументом для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Для того чтобы составить наиболее полный и в будущем эффективный бизнес-план, необходимо иметь представление о современных технологиях бизнес-планирования. В соответствии с этим сегодня существуют следующие виды бизнес-планов:
. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование выбранной стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов.
. Концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности и вовлеченности в проект.
. Бизнес-план компании - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период.
. Бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством плана развития хозяйственной деятельности подразделения.
. Бизнес-план как заявка на кредит.
. Бизнес-план как заявка на грант для получения средств и государственного бюджета или общественных фондов для решения социально-политических проблем страны и административно - территориальных образований.
Станиславчик Е.Н. предлагает классифицировать бизнес-планы по следующим признакам:
по масштабам деятельности;
по отраслям;
по организационно-правовым формам;
по видам инвестиций;
по способам финансирования.
Как уже было сказано, бизнес план является инструментом обоснования деятельности фирмы, поэтому для наиболее детального изучения этого инструмента, следует рассмотреть функции бизнес плана.
Согласно одному из подходов бизнес-план выполняет стратегическую, инвестиционную и функцию планирования.
Стратегическая функция помогает разработать стратегию бизнеса, инвестиционная - определить оптимальные источники и объем инвестиций, перспективы развития бизнес и разработать комплекс мероприятий для их достижения.
Достаточно распространённым является и второй подход, согласно которому бизнес-план может выполнять множество функций, как внешних (знакомство с предприятием представителей делового мира), так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия, а именно:
стандартизация процесса ознакомления с предприятием;
привлечение финансовых средств для развития дела (партнерство, инвестирование, кредитование);
выявление и локализация проблем развития предприятия;
четкое определение конечных и промежуточных целей бизнеса для целенаправленности движения;
контроль и управление, позволяющее планомерно продвигать предприятие к поставленным целям;
самообучение личного персонала.
Определение внешних и внутренних функций, которые выделил в отдельную классификацию Шаш Н.Н., представлено в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1 - Внешние функции бизнес-плана
Функции бизнес-плана | Содержание |
Микроэкономический анализ соответствующих сфер производства | Определение стратегических тенденций развития производства. |
Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики | Разработка и реализация государственной и региональной политики. |
Привлечение инвестиций | -централизованные инвестиции; дотации, субсидии; подготовка эмиссии акций и реализация их нафондовом рынке. |
Привлечение заемного капитала | Ссуды, кредиты. |
Установление деловых контактов, изучение целей участников | Организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов. торгов, заключение контрактов. |
Обоснование направлений реализации | Приватизация госпредприятий, обоснование совместных производств с предприятиями; обоснование использования иностранного капитала; обоснование создания промышленных групп или вложения в них. |
Таблица 2 - Внутрифирменные функции бизнес-плана
Функция управления производством | Функции бизнес-плана | Содержание |
Планирование и оценка деятельности | Разработка долговременных стратегий развития: обоснование конкретных направлений деятельности и краткосрочных ее целей; разработка тактики их достижения; прогнозирование результатов деятельности. Оценка научно-технического и производственного потенциала. | Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования. Оценка степени использования имеющегося потенциала: выявление и оценка резервов; разработка мероприятий по научно-техническому развитию. |
Организация деятельности | Кадровое обеспечение: определение центров ответственности; анализ соответствия кадрового состава; анализ системы оплаты труда. | - обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей; переподготовка (повышение квалификации); подбор новых кадров; оценка существующей системы оплаты труда; |
Контроль, учет производства | - контроль результатов деятельности, их учет; определение степени и факторов риска; отчётность перед Собственниками; стабильность проекта и подготовка к внезапным изменениям. | - учет отклонений от планов, их анализ; разработка мероприятий по снижению риска; обеспечение устойчивости и живучести проекта. |
Таким образом, в данном разделе были рассмотрены основные понятия бизнес-плана, его сущность, цели задачи и функции. Было выявлено, что бизнес-план - это деловое поле игры, тщательно продуманный документ фирмы, который позволяет компании в значительной степени обеспечить предсказуемость развития ситуации при реализации бизнес проекта.
1.2 Основные проблемы бизнес-планирования
На современном этапе развития рыночной экономики в России, любому коммерческому предприятию приходится сталкиваться с конкурентной средой. Для того чтобы успешно противостоять конкуренции, необходимо адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса к современным международным формам с использованием методов и средств бизнес-планирования.
На данном этапе бизнес-планирование является важнейшим организационным элементом при работе предпринимательской структуры. Без анализа последствий и без научно обоснованного планирования своей работы - очень трудно добиться позитивного результата, тем более в условиях постоянно меняющейся обстановки. Применение бизнес-планирования дает возможность осуществить комплексный анализ деятельности предприятия в целом, а также спрогнозировать то, что может произойти в будущем.
Если предприятие работает без планирования своей деятельности, оно не в состоянии реагировать на возникающие проблемы, но если же фирма имеет план работы, то незапланированные события, скорее всего, будут восприниматься адекватно.
В условиях рыночной экономики план должен быть программой изучения рынка и конкурентов, рисковой, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и продаж, обеспечивать адаптацию деятельности организации к новым условиям. Такого рода подход предполагает возможность и необходимость создания локальных бизнес-планов по отдельным проектам, продуктам (товарам) и услугам. В кризисных же условиях бизнес план предприятия призван решать задачи улучшения его финансового состояния.
К проблемам бизнес-планирования можно отнести:
Недостаток внешней информации и навыков работы с ней
Формулирование целей и задач
Неадекватность отношения некоторых руководителей подразделений и
работников к важности подготовки бизнес-плана
Недостаточная проработка планов мероприятий
Недостаток времени для анализа и подготовки программных документов
Недостаточные ответственность и мотивация руководителей за подготовку и исполнение бизнес-планов
Неудовлетворительный контроль по разработанным программам мероприятий
Также специалисты выделяют три основных субъективных препятствия для осуществления эффективного бизнес-планирования.
Первая и наиболее важная причина неудач - это чрезмерное давление, приоритет краткосрочных показателей над долгосрочными. (Срочное-не всегда самое важное, наиболее значимым является определение общего направления действий организации, ее главных целей, долгосрочных задач.)
Вторая причина связана с природой личности менеджера. Ее можно определить как слабые навыки управляющих в планировании.
Третья причина неудач в бизнес-планировании связана с природой личности специалиста по планированию-плановика. Ему часто не хватает "политических" навыков и своего взгляда на практическое положение вещей.
Еще одна причина неудач связана с ошибками при разработке бизнес-планов. Эти ошибки можно разделить на три группы:
Технические (например, ошибки в расчетах)
Концептуальные (ошибки концепции проекта: продукт, этапность реализации проекта, технология и другое)
Методические (например, не сформулировано предложение к инвестору, проект реализуется за счет средств, привлеченных из одного источника)
Сегодняшний российской рынок интенсивно развивается, становится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Менеджменту российских компаний придется учиться работать в условиях более стабильных, но невысоких уровней доходов.
Подготовка полезного бизнес-плана - трудоемкий процесс, требующий определенных материальных затрат, затрат времени многих специалистов предприятия, объединенных единым руководством и одной идеей. Поэтому многие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бзнес-планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Часто говорят, что подготовка плана не имеет особого смысла в быстроменяющейся обстановке, так как заложенные в нем положения устаревают раньше начала своего воплощения. Ситуация действительно часто меняется очень быстро. В то же время действенная стратегия фирм наряду с долгосрочными и среднесрочными прогнозами предполагает подготовку своих систем управления к оперативному реагированию на неожиданно возникающие критические ситуации.