Файл: Воронежский государственный университет.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых сильных сторон, специфики и отличия от других аналогичных фирм;

изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Удачно разработанный бизнес-план является надежным инструментом в соревновании с конкурентами и в расширении своего собственного дела Бизнес-план позволяет оценить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, дает ориентиры для первоочередной деятельности, служит аргументом для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Для того чтобы составить наиболее полный и в будущем эффективный бизнес-план, необходимо иметь представление о современных технологиях бизнес-планирования. В соответствии с этим сегодня существуют следующие виды бизнес-планов:

. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование выбранной стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов.

. Концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности и вовлеченности в проект.

. Бизнес-план компании - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период.

. Бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством плана развития хозяйственной деятельности подразделения.

. Бизнес-план как заявка на кредит.

. Бизнес-план как заявка на грант для получения средств и государственного бюджета или общественных фондов для решения социально-политических проблем страны и административно - территориальных образований.

Станиславчик Е.Н. предлагает классифицировать бизнес-планы по следующим признакам:

по масштабам деятельности;

по отраслям;

по организационно-правовым формам;

по видам инвестиций;

по способам финансирования.

Как уже было сказано, бизнес план является инструментом обоснования деятельности фирмы, поэтому для наиболее детального изучения этого инструмента, следует рассмотреть функции бизнес плана.

Согласно одному из подходов бизнес-план выполняет стратегическую, инвестиционную и функцию планирования.

Стратегическая функция помогает разработать стратегию бизнеса, инвестиционная - определить оптимальные источники и объем инвестиций, перспективы развития бизнес и разработать комплекс мероприятий для их достижения.


Достаточно распространённым является и второй подход, согласно которому бизнес-план может выполнять множество функций, как внешних (знакомство с предприятием представителей делового мира), так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия, а именно:

стандартизация процесса ознакомления с предприятием;

привлечение финансовых средств для развития дела (партнерство, инвестирование, кредитование);

выявление и локализация проблем развития предприятия;

четкое определение конечных и промежуточных целей бизнеса для целенаправленности движения;

контроль и управление, позволяющее планомерно продвигать предприятие к поставленным целям;

самообучение личного персонала.

Определение внешних и внутренних функций, которые выделил в отдельную классификацию Шаш Н.Н., представлено в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1 - Внешние функции бизнес-плана

Функции бизнес-плана

Содержание

Микроэкономический анализ соответствующих сфер производства

Определение стратегических тенденций развития производства.

Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики

Разработка и реализация государственной и региональной политики.

Привлечение инвестиций

-централизованные инвестиции; дотации, субсидии; подготовка эмиссии акций и реализация их нафондовом рынке.

Привлечение заемного капитала

Ссуды, кредиты.

Установление деловых контактов, изучение целей участников

Организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов. торгов, заключение контрактов.

Обоснование направлений реализации

Приватизация госпредприятий, обоснование совместных производств с предприятиями; обоснование использования иностранного капитала; обоснование создания промышленных групп или вложения в них.


Таблица 2 - Внутрифирменные функции бизнес-плана

Функция управления производством

Функции бизнес-плана

Содержание

Планирование и оценка деятельности

Разработка долговременных стратегий развития: обоснование конкретных направлений деятельности и краткосрочных ее целей; разработка тактики их достижения; прогнозирование результатов деятельности. Оценка научно-технического и производственного потенциала.

Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования. Оценка степени использования имеющегося потенциала: выявление и оценка резервов; разработка мероприятий по научно-техническому развитию.

Организация деятельности

Кадровое обеспечение: определение центров ответственности; анализ соответствия кадрового состава; анализ системы оплаты труда.

- обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей; переподготовка (повышение квалификации); подбор новых кадров; оценка существующей системы оплаты труда;

Контроль, учет производства

- контроль результатов деятельности, их учет; определение степени и факторов риска; отчётность перед Собственниками; стабильность проекта и подготовка к внезапным изменениям.

- учет отклонений от планов, их анализ; разработка мероприятий по снижению риска; обеспечение устойчивости и живучести проекта.



Таким образом, в данном разделе были рассмотрены основные понятия бизнес-плана, его сущность, цели задачи и функции. Было выявлено, что бизнес-план - это деловое поле игры, тщательно продуманный документ фирмы, который позволяет компании в значительной степени обеспечить предсказуемость развития ситуации при реализации бизнес проекта.


1.2 Основные проблемы бизнес-планирования



На современном этапе развития рыночной экономики в России, любому коммерческому предприятию приходится сталкиваться с конкурентной средой. Для того чтобы успешно противостоять конкуренции, необходимо адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса к современным международным формам с использованием методов и средств бизнес-планирования.

На данном этапе бизнес-планирование является важнейшим организационным элементом при работе предпринимательской структуры. Без анализа последствий и без научно обоснованного планирования своей работы - очень трудно добиться позитивного результата, тем более в условиях постоянно меняющейся обстановки. Применение бизнес-планирования дает возможность осуществить комплексный анализ деятельности предприятия в целом, а также спрогнозировать то, что может произойти в будущем.

Если предприятие работает без планирования своей деятельности, оно не в состоянии реагировать на возникающие проблемы, но если же фирма имеет план работы, то незапланированные события, скорее всего, будут восприниматься адекватно.

В условиях рыночной экономики план должен быть программой изучения рынка и конкурентов, рисковой, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и продаж, обеспечивать адаптацию деятельности организации к новым условиям. Такого рода подход предполагает возможность и необходимость создания локальных бизнес-планов по отдельным проектам, продуктам (товарам) и услугам. В кризисных же условиях бизнес план предприятия призван решать задачи улучшения его финансового состояния.

К проблемам бизнес-планирования можно отнести:

Недостаток внешней информации и навыков работы с ней

Формулирование целей и задач

Неадекватность отношения некоторых руководителей подразделений и
работников к важности подготовки бизнес-плана

Недостаточная проработка планов мероприятий

Недостаток времени для анализа и подготовки программных документов

Недостаточные ответственность и мотивация руководителей за подготовку и исполнение бизнес-планов

Неудовлетворительный контроль по разработанным программам мероприятий

Также специалисты выделяют три основных субъективных препятствия для осуществления эффективного бизнес-планирования.

Первая и наиболее важная причина неудач - это чрезмерное давление, приоритет краткосрочных показателей над долгосрочными. (Срочное-не всегда самое важное, наиболее значимым является определение общего направления действий организации, ее главных целей, долгосрочных задач.)

Вторая причина связана с природой личности менеджера. Ее можно определить как слабые навыки управляющих в планировании.

Третья причина неудач в бизнес-планировании связана с природой личности специалиста по планированию-плановика. Ему часто не хватает "политических" навыков и своего взгляда на практическое положение вещей.

Еще одна причина неудач связана с ошибками при разработке бизнес-планов. Эти ошибки можно разделить на три группы:

Технические (например, ошибки в расчетах)

Концептуальные (ошибки концепции проекта: продукт, этапность реализации проекта, технология и другое)

Методические (например, не сформулировано предложение к инвестору, проект реализуется за счет средств, привлеченных из одного источника)

Сегодняшний российской рынок интенсивно развивается, становится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Менеджменту российских компаний придется учиться работать в условиях более стабильных, но невысоких уровней доходов.

Подготовка полезного бизнес-плана - трудоемкий процесс, требующий определенных материальных затрат, затрат времени многих специалистов предприятия, объединенных единым руководством и одной идеей. Поэтому многие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бзнес-планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Часто говорят, что подготовка плана не имеет особого смысла в быстроменяющейся обстановке, так как заложенные в нем положения устаревают раньше начала своего воплощения. Ситуация действительно часто меняется очень быстро. В то же время действенная стратегия фирм наряду с долгосрочными и среднесрочными прогнозами предполагает подготовку своих систем управления к оперативному реагированию на неожиданно возникающие критические ситуации.