ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция
Общие основы ЛФК
План.
1. Физические упражнения
2. Двигательные режимы
3. Механизм действия кинезотерапии
4. Дозировка кинезотерапии
Цель лекции: ознакомить с основами кинезотерапии, классификацией физических упражнений с изучением механизма их действия и дозировки.
Актуальность. Одним из важнейших методов профилактики и лечения разных заболеваний и повреждений является лечебная физкультура. Этот метод оказывает как общее, так и местное влияние, предотвращает различные осложнения, и кроме того убыстряет процессы восстановления нарушенных функций и тому подобное. Лечебную физкультуру следует рассматривать как метод патогенетической терапии, поскольку при применении ее средств, наряду с общими реакциями организма, включаются и те физиологические механизмы, которые участвуют в патологическом процессе.
Влияние ЛФК не ограничивается рамками функциональных изменений, потому что улучшение функции одновременно улучшает и структуру органа и наоборот. Успешное использование лечебной физкультуры возможно только при правильном выборе средств, форм и методов ЛФК с учетом механизмов лечебного действия соответствующих физических упражнений на каждом этапе лечения.
Основополагающим базисом медицинской реабилитации является кинезотерапия, которая эффективно применяется на всех этапах восстановительного лечения, оказывая выраженное влияние, как на отдельное патогенетическое звено заболевания, так и на весь организм. Знание общих основ кинезотерапии, механизмов ее лечебного действия, дает возможность правильно выбрать средства, формы и методы лечебной физкультуры с успешным их применением в составе комплексной программы реабилитации для восстановления и поддержания здоровья.
КИНЕЗОТЕРАПИЯ - (лечение движениями) или лечебная физкультура (ЛФК) – это область медицинской реабилитации, которая изучает механизмы терапевтического действия на организм движения с профилактической, лечебной и реабилитационной целью.
В комплексе реабилитационных мероприятий используют основные и дополнительные средства кинезотерапии, а также различные формы кинезотерапии. К основным средствам относятся физические упражнения; рациональный гигиенический и лечебные двигательный режимы. К дополнительным относятся массаж, трудотерапия, механотерапия, использование естественных факторов природы. Формы кинезотерапии включают утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, индивидуальные задания и другие формы.
Физические упражнения – это специально подобранные и разделенные на составные части движения, естественные для человека, при которых достигается избирательное влияние на определенные мышцы и связанные с ними внутренние органы. Это осмысленный акт поведения больного с одновременным участием и психических, и физических категорий личности больного. Ведущим в методе является процесс дозированной тренировки, который приводит к развитию его адаптационных способностей.
Классификация физических упражнений.
С целью практического использования физические упражнения разделяются на гимнастические, прикладные, спортивные, игры.
Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма вообще, но и на отдельные группы мышц, суставы, позволяя возобновить и развить такие двигательные качества, как сила, ловкость, скорость, координация. Гимнастические упражнения разделяют на общеукрепляющие, дыхательные, рефлекторные.
Общеукрепляющие упражнениянаправлены на оздоровление и упрочение всего организма. Они представляют собой наиболее обширную группу движений. Для их систематизации используют 4 признака: признак активности, анатомический признак, видовой признак и характер упражнений, признак использования предметов и снарядов.
По признаку активностиупражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения выполняются больным самостоятельно, в обычных или облегченных условиях, т. е. с устранением силы тяжести, силы трения, реактивных мышечных сил. Пассивные упражнения выполняются при помощи инструктора без волевого усилия больного, при этом отсутствуют активные сокращения мышц. Они выполняются на ранних стадиях заболевания или травматического повреждения (строгий постельный и постельный режим). Пассивные упражнения улучшают крово- и лимфообращение, предупреждают возникновение тромбов и тугоподвижности суставов, способствуют восстановлению правильной схемы движения.
По анатомическому признакуиспользуются упражнения для мелких мышечных групп (кисти, стопы, голова); для средних мышечных групп (предплечье, голень, шея, плечо, бедро); для больших мышечных групп (спина, груди, живот, тазовый пояс).
По видовой признаку и характеру упражнений
различают порядковые и строевые упражнения, подготовительные или вводные, корригирующие, упражнения на растяжение, на расслабление, на координацию движений и в равновесии, упражнения в опоре, силовые и скоростно-силовые, идеомоторные, висы и упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические упражнения.
Порядковые и строевые упражненияорганизуют и дисциплинируют больного, производя необходимые двигательные навыки (построение, повороты, ходьба и т.п.). Подготовительные или вводныеупражнения готовят организм к будущей нагрузке. Корригирующие упражнения устраняют деформации опорно-двигательного аппарата различной этиологии. К ним относят любые движения, которые выполняются с определенного начального положения и оказывают строго локальное влияние. Лечебное действие усиливается при сочетании силового напряжения и растягивания. Упражнения на растяжение – разновидность активных гимнастических упражнений с подавляющим влиянием на патологически измененную эластичность тканей. Упражнения на расслабление – упражнения, которые активно выполняются с максимально возможным снижением тонического напряжения мышц. Обязательным физиологическим условием для произвольного расслабления является удобное начальное положение, при этом достигается постепенное снижение тонуса гладких мышц внутренних органов в зоне сегментной иннервации, а так же развиваются тормозные реакции.
Упражнения на координацию движений проводятся при сложном сочетании движений и обязательном выполнении четкой последовательности движений. Они используются для тренировки и восстановления двигательных навыков, восстановления нарушенной регуляции движений. Упражнения в равновесии – гимнастические упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата и установочных реакций. Они выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т.д. Эти упражнения способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.
Силовые и скоростно-силовые упражнения – гимнастические упражнения с произвольно измененной величиной мышечного напряжения. К силовым относятся такие, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимально возможного. При скоростных упражнениях мышечное напряжение не превышает 20% максимального, но проводится в быстром темпе.
Упражнения в опоре являются разновидностью силовых упражнений и характеризуются строго ограниченным и дозированным изменением силового напряжения. Их цель – упрочения различных мышечных групп и мышц сердца. При выполнении этих упражнений необходимо регулировать дыхание, поскольку усилия нарушают функцию внешнего дыхания, вызывая его задержку, затрудняя работу сердца. Идеомоторные упражнения (воображаемая гимнастика) выражаются в активной посылке импульсов к сокращению отдельных групп мышц без изменения положения сегментов конечности. Этот вид упражнений, влечет за собой воображаемое сокращение мышц, восстанавливает нервно-мышечную проводимость в пораженном сегменте. Ритмопластические упражнения – вид упражнений, в которых чередуются ритмичность и пластичность движений, выполняются как на месте, так и с перемещением, как без снарядов, так и со снарядами и предметами. Они включают элементы танца, поэтому могут значительно нагружать аппарат кровообращения. Характеризуются мягкостью и плавностью движений, которые выполняются под музыкальное сопровождение. Значение музыки при проведении кинезотерапии с позиций физиологического действия основано на связи звука с ощущением движения (акустико-моторный рефлекс), при этом следует учитывать характер музыки, ее мелодию, ритм. Музыка в виде физической волны попадает в слуховой аппарат, где превращается в нервный импульс, далее идет по слуховому нерву в определенные области центральной нервной системы. И от вида сугестивной программы, которая закладывается автором, зависит развитие рефлекторной реакции. Сугестия – это осознанное воображаемое влияние одного человека на другого. Мозг вырабатывает нейропептиды, что снижают негативные последствия стресса. Повышается общая резистентность организма, наблюдается эффект энергетического повышения биологически активных точек и, как следствие, нормализируются и стабилизируются регуляторные системы. Опытным путем определено, что звук саксофона положительно влияет на мочевыводящую систему, струнные инструменты нормализируют деятельность сердечно-сосудистой системы, а флейта благотворно влияет на печенку и желчный пузырь. Так, между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует тесная связь, осуществляемая по типу моторно-висцеральных рефлексов. Музыка, как ритмичный раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма не только в двигательной, но и в вегетативной сфере. Мажорная музыка добавляет больному бодрость, улучшает самочувствие. Музыка гармонизирует психику. Музыка используется также при аутогенной релаксации, она облегчает выполнение физических упражнений. Оказывая разностороннее влияние на ЦНС, мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, музыка может рассматриваться как вспомогательное средство при кинезотерапии (эстетотерапия).
По характеру мышечного сокращения физические упражнения разделяются на динамичные (изотонические) и статические (изометрические). При выполнении динамичных упражнений мышцы работают в изотоническом режиме, при котором чередуются периоды сокращения с периодами расслабления мышц. Степень напряжения мышц при выполнении динамичных упражнений дозируется за счет скорости движения перемещаемого сегмента тела и степени напряжения мышц. Статические упражнения – это сокращение мышц, при которых они развивают напряжение без изменения их длины. Длительность изометрического напряжения должна быть не большей 3-5-7 с, поскольку более продолжительная экспозиция (более 7 с) не дает выраженного клинического эффекта, а, наоборот, вызывает резкие вегетативные сдвиги, которые выражаются в период мышечного напряжения задержкой дыхания, учащением пульса и дыхания.
Все общеукрепляющие гимнастические упражнения включают в занятие упражнения с предметами, так и без них: используются палки, ленты, шнуры, шесты, мячи и т.д. Точности выполнения упражнений способствует использование гимнастических снарядов – стенок, скамеек, колод.
Дыхательные упражнения – это гимнастические упражнения с произвольным видоизменением характера и/или длительности фаз дыхательного цикла, как в сочетании с движениями туловища и конечностей, так и без них. Их применяют с целью улучшения и активизации функции внешнего дыхания, упрочения дыхательных мышц, предупреждения легочных осложнений (пневмонии, ателектазов, плевральных спаек, плевро-кардиальных спаек и др.), а так же для снижения физической нагрузки во время и после занятий физическими упражнениями. В реабилитации широко применяют динамические, статические и дренажные дыхательные упражнения. Статическими дыхательными упражнениями называют упражнения, которые выполняются с изменением ритма и глубины дыхания, пауз между вдохом и выдохом, подавляющим усилением экскурсии грудной клетки или диафрагмы. К данной группе упражнений относятся:
1) упражнения, которые меняют тип дыхания: а) полный тип дыхания; б) грудной тип дыхания; в) диафрагмальное дыхание. Наиболее физиологическим является полное дыхание, при котором во время вдоха выполняется последовательное расширение всех отделов грудной клетки в вертикальном направлении;
2) упражнения с дозированным сопротивлением: а) диафрагмальное дыхание с сопротивлением рук инструктора в области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки; б) диафрагмальное дыхание с использованием мешочка с песком различной массы (0,5-1 кг) на область верхнего квадранта живота; у) верхне-грудное двухстороннее дыхание с преодолением сопротивления при давлении руками инструктора подключичной области; г) нижне-грудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением при давлении руками инструктора в области нижних ребер.