Файл: Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, в данном параграфе была разработана программа занятий технологии с применением метода проектов в 6 классе «Лоскутное шитьё». Программа разработана для учащихся 6 классов общеобразовательных школ. Данная программа рассчитана на 12 часов. 4 часа теоретических, 8 часов практических. Так же, для реализации программы кружка технологии для 6 класса «Лоскутное шитьё» необходимо разработать небольшие методические рекомендации учителю, для более эффективной работы с классом по методу проектирования. Они будут изложены в следующей главе данной работы.
5 Методическое обеспечение отдельных занятий по программе предметного кружка «Лоскутное шитьё»
Суть образовательного проекта – подготовка любого задания, доступного и посильного для обучающегося, разработка документации, необходимой для его выполнения.
При выборе проектной работы следует учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и т. д. Задачи не должны быть слишком сложными, должны учитывать личные интересы и возможности каждого обучающегося или группы школьников, а также логистические возможности школы. К завершенному проекту обязательно прилагается пояснительная записка, в которой представлено содержание проектной работы и результаты выполненных работ. Он должен быть оформлен в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект желательно обсудить с классом и дать соответствующую оценку. При этом уделяется внимание целенаправленности и качеству выполняемой работы, ее грамотности и оперативности.
Последовательность выполнения учебного проекта:
1) Сообщение о проблемах, обсуждение и анализ.
2) Принятие во внимание требований, ограничений, условий, необходимых для реализации проекта.
3) Сбор информации необходимой для реализации проекта.
4) Идеи, варианты проекта.
5) Выбор оптимальной идеи и ее развитие.
6) Планирование внедрения продукта (организация мероприятия).
7) Изготовление продукции (организация мероприятий).
8) Расчет экономической стоимости.
9) Оформление проектной документации. Защита проекта.
Так же рекомендуется установить в классе стенд с рекомендациями к выполнению проектов, для того чтобы обучающиеся могли обратится за информацией по правильности выполнения проекта и смогли продуктивно работать над своими проектами. Ученик может самостоятельно искать необходимую информацию на любом этапе разработки проекта.
Стенд может содержать следующие разделы:
1) рекомендуемые темы проектов;
2) регистрация работы;
3) примеры заданий;
4) пояснительные требования;
5) порядок защиты проекта;
6) критерии оценки эффективности проекта;
7) экономическое обоснование проекта;
8) корректировка школьных проектов;
9) примеры творческих работ других обучающихся;
10) пример пояснительной записки.
Некоторые разделы стендов, например, «Темы проектов», «Примеры заданий» можно изменять при необходимости.
Таким образом, из вышеизложенного материала следует сделать вывод, что для наибольшей объективности, оценивая проекты, рекомендуется учитывать не только мнение преподавателя, но также оценку проекта классом и самим обучающимся, выполнившим работу. Справедливая оценка должна основываться на мнениях всех участников.
Помимо разработанной программы и методических рекомендаций, в программу также входят планы-конспекты занятий. Содержание одного план-конспекта представлено ниже и изложено в приложенияхА-Б к данной работе.
Разделы: Технология
Класс: 6
Ключевые слова: лоскутное шитье
Тип урока – урок получения новых знаний.
Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение.
Цель урока:
-
изучение одного из видов традиционного народного творчества; -
научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету "лоскуты"; -
выполнять раскрой деталей по шаблонам.
Задачи:
-
дидактические: знакомство учащихся с историей создания изделий из лоскута; -
развивающие: формирование и совершенствование навыков правильного и точного соединения детали кроя лоскутного изделия по схеме; -
воспитательные: воспитание патриотизма и уважения к истории родного края, формирование художественного вкуса.
Планируемые результаты:
Образовательные:
-
ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем (его историей возникновения, необходимыми материалами, инструментами и приспособлениями); -
видами лоскутного шитья, выполнение изготовления шаблона
Развивающие:
-
развитие эстетического вкуса на примере подбора цветовой гаммы для изделий; -
развитие творческих способностей, воображения; -
развитие логического мышления. -
развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.
Воспитательные:
-
воспитание интереса к ручному труду, уважительного отношения к труду других людей; -
привитие аккуратности, прилежности при выполнении работы.
Метапредметные результаты:
-
регулятивные - освоить теоретические знания о лоскутной технике; -
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -
познавательные – познакомить с основными приемами лоскутной техники, с сочетанием цветов в изделии. Способствовать привитию интереса к урокам технологии. -
личностные– воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
Основные понятия: лоскутная пластика, шаблоны, геометрические фигуры, сочетание цветов.
Межпредметные связи: история, ИЗО, математика, информатика.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: проблемно-диалогические, практические.
Оборудование:
-
инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки); -
швейные машины; -
компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение:
-
материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма); -
шаблоны выкроек изделий; -
таблица цветового шестисекторного круга; -
инструкционные карты; -
образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетка, прихватка, панно, одеяло); -
видеоматериал
Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.
Тип занятия:изучение нового материала.
Вид деятельности: декоративно-прикладное искусство.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3. Изучение нового материала.
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вводная беседа
- На уроках технологии мы занимаемся разным видом деятельности. Вы узнаёте что-то новое, делаете для себя неожиданные открытия. В этом вам помогают трудолюбие, терпеливость, усидчивость, настойчивость, смекалка, любознательность и желание научиться тому, что ещё не умеете.
Вы знаете много пословиц и поговорок о труде, о работе. Объясните, пожалуйста, смысл некоторых из них в контексте урока.
Была бы охота - заладится всякая работа.
Труд человека кормит, а лень - портит.
Всякое уменье трудом даётся.
Без дела жить - только небо коптить.
Жизнь дана на добрые дела.
- Итак, исходя из ваших объяснений, можно сделать вывод, что нужно быть трудолюбивым, любознательным, настойчивым, чтобы чему-то научиться.
3. Изучение нового материала
Изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутов.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.
Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться получше, мы послушаем девочек, которые нам подготовили доклад.
Рассказ учениц.
1 ученица:
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
2 ученица:
Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту лоскутное одеяло служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.
Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.
3 ученица:
В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, интерес к которому неуклонно растёт. Лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты, юбки,сумки, одеяла, подушки, покрывала и сделать подарок своими руками.
Учитель:
- Спасибо, девочки.
Вы внимательно послушали доклады девочек, а теперь постарайтесь ответить на вопросы (карточки с вопросами):
- Что способствовало возникновению лоскутного шитья?
- В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?
- Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?
(Ответы учащихся).
Давайте посмотрим видеоматериал и познакомимся с разнообразными приемами работ с лоскутками.
Просмотр видеоматериала.
Учитель:
Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.
Учитель:
И так вы узнали, что к наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.
«Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.
«Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.
Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.