Файл: Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва «зигзаг».

Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости:

  • Бережёная вещь два века живёт.

  • Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Учитель: Какие инструменты и оборудование необходимы для изготовления изделий из лоскутков?

(Ответы учащихся)

- Чтобы получились аккуратные и красивые изделия потребуются следующие предметы: ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того чтобы правильно выкроить детали, нужны будут картонные трафареты. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя - для выполнения шва.

Учитель: - Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье? (Ответы учащихся)

- Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т.п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы: 

1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.

2. Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

4. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку.

Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг “каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т.д.

Таблица № 3

Цвет

Дополнительные цвета

Красный

Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый

Оранжевый

Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой

Жёлтый

Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый

Тёмно-зелёный

Коричневый, бежевый

Зелёный (светлый)

Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый

Бледно-голубой

Тёмно-красный, серый

Синий

Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный

Фиолетовый

Светло-зелёный, тёмно-зелёный

Коричневый

Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный

Серый

Фиолетовый, малиновый


5. Физкультминутка

Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.

И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола - вдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.

В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, может быть резак и утюг, а значит нужно вспомнить технику безопасности.

Труд - дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать.

При выполнении ручных работ:

  • хранить иголки в специально отведенном месте - подушечке, игольнице;

  • шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;

  • ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;

  • передавать ножницы кольцами вперёд.

При работе с утюгом:

  • перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;

  • включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой - держа вилку;

  • ставить утюг на подставку;

  • следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
    правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);

  • после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.


6. Практическая работа №1 “Составление эскиза прихватки”

а) Вы сегодня попробуете отработать навыки способа сборки на примере узора из девяти квадратиков двух цветов, которые сочетаются в цветовом круге, расположенных в шахматном порядке.

б) Набор из треугольников часто включают в мозаичный узор. Отработав приёмы сбора треугольников, вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать свой неповторимый орнамент (узор).

в) Шитьё из полосок.

Это один из самых простых способов лоскутного шитья – сборка полотна из полосок, выкроенных по долевой нити. Выполнить эту модель легко сможет любой начинающий человек.

Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь цветными карандашами, составляют эскиз прихватки, который состоит из квадратов (треугольников) одинаковой величины, но разных цветов.

Изготовление шаблона

Учитель: Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.

Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с “окошком”. Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы. Точно рассчитан шаблон – изделие красивое и аккуратное!

Практическая работа №2. «Шаблоны из картона»

1) Инструктаж по технике безопасности при работе с канцелярским ножом.

2) Изготовление шаблонов из картона (треугольник, квадрат).

(Учащиеся, пользуясь своим рисунком, изготавливают шаблоны из картона)

Во время выполнения практической работы детям предлагаются следующие загадки:

Тонкая Ненила
Всех одела-нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки.
(Игла)

Я одинокая старуха,
Я бегаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Я за собой тяну, тяну.
(Иголка с ниткой)

Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит.
(Напёрсток)

Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу будем класть:

Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы)

По поляне цветной пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной выползает стёжка.
(Швейная машина)

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То взад, то вперёд,
А за ним такая гладь:
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Просмотр презентации Лоскутная флористика

7. Подведение итогов. Рефлексия. Уборка рабочего места

8. Домашнее задание

П.33 читать, нарисовать эскиз наволочки на диванную подушку (из квадратов, полосок, треугольников одинаковой величины и разных цветов).

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на интернет-ресурсы

1. О.А. Кожина. Методическое пособие для учителей.

2. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

3.О.А. Кожина, Е.Н.Кудакова, СЭ Маркуцкая. Технология.Обслуживающий труд 6 класс. 2014.

4. Медиа-файл МPEG-4. Лоскутное шитье.

Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям данного возраста. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.

Поставленные задачи были реализованы в ходе урока в полной степени. И полностью соответствовали программным требованиям и тематическому планированию. Техника безопасности проведена.

 Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению, все части урока были взаимосвязаны, не было простоев учащихся. Учебный материал и дозировка нагрузки были подобраны с учетом возрастных возможностей, пола, уровня физического и психического развития, и обученности обучающихся.

План урока выполнен. Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок. Поставленные перед уроком задачи были реализованы в полной степени.
6 Анализ практики применения разработанных методических материалов

Технологическое образование по своей сущности ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. Обучение школьников по предмету строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. При этом формируются ряд предметных компетенций, среди которых умения применять теоретические знания в практической деятельности, а именно:   


- знания технологических свойств различных материалов необходимы при выборе приемов выполнения изделий из лоскутков;

- умения оставлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать и обосновывать выбор материалов, инструментов и оборудования для выполнения работ позволяют выполнять технологические операции на высоком качественном уровне.

Современные образовательные технологии в деятельности учителя технологии.

В концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы также сказано: «Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе (далее – НТИ), являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивого положения России на внешнем рынке.

Для эффективного ответа на вызовы времени с учетом взаимодействия человека и природы, человека и техники, социальных институтов глобального конвергентного развития, в том числе через использование методов гуманитарных и социальных наук, на каждом из уровней образования соответствующим образом и преемственно должны быть представлены следующие технологии: цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии, технологии здоровье сбережения, современные технологии сферы услуг».

Был организован предметный кружок, на него пришли 12-ти летние ученики в количестве 10 человек.

Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников для эффективного воспитательного воздействия.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы.

3. Анализ проведенной работы. Работа на данном этапе направлена на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Формы работы: традиционно-урочная, экскурсия, демонстрация видеоматериалов, практические занятия, проекты, беседы.