Файл: Степанов Степан Дмитриевич студент 2 курса кгпу им. В. П. Астафьева.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общим в их интерпретации является то, что они представляют собой системные совокупности, обеспечиваю­щие организацию педагогического процесса на базе информационных технологий.

Педагогический коллектив Основной общеобразовательной школы №7 города Оленегорска имеет свое видение в вопросе формирования информационно-образовательной среды школы.

В нашем понимании информационная образовательная среда (ИОС) - это целостная система, функционирующая на базе интерактивных средств ИКТ, обеспечивающих учебно-методическое сопровождение и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

По нашему мнению к интерактивным средствам ИКТ следует отнести:

  • электронные учебные пособия;

  • компьютерные обучающие программы по предметам;

  • электронные мультимедийные презентации по учебному курсу;

  • электронные контрольно-измерительные материалы;

  • информационные ресурсы Интернет (электронные библиотеки, образовательные сайты и порталы и др.).

В образовательном пространстве МОУ ООШ №3 г. Оленегорска широко используется единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Так же сегодня учителя-предметники создают и используют авторские электронные образовательные ресурсы.

Понятие электронное учебное пособие (ЭУП) подразумевает некое образовательное содержание, облачённое в электронную форму, для воспроизведения которого используются электронные устройства.

Электронные учебные пособия можно классифицировать по нескольким основаниям:

  • по цели создания;

  • по природе основной информации;

  • по наличию печатного эквивалента;

  • по технологии распространения;

  • по функции в учебном процессе;

  • по характеру взаимодействия пользователя и ЭУП.

Создание ЭУП по предметам осуществляется на основе инструментальных сред, характеризующихся необходимыми дидактическими функциями:

  • информативностью (возможность представления информации в различных формах);

  • динамичностью (демонстрация анимации и движений изучаемых объектов);

  • вариативностью (сочетание различных заданий);

  • интерактивностью (возможность изменять параметры контента и оперативно получать результат).

Примером может служить электронные учебные пособия по истории для 7 класса: «История России. Начало XVII века» и «Россия при Петре I (разработчик Н.В. Труфанова). Данные ресурсы созданы в формате HTML[1].


На наш взгляд гипертекст — одна из важнейших характеристик ЭОР. Это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом получения информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук. Конструктор школьных сайтов дает разработчику возможность реализовать данную характеристику[3].

К достоинствам Конструктора сайтов следует отнести:

  • возможность создания электронного образовательного ресурса лицами, которые не являются квалифицированными программистами;

  • существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки электронного образовательного ресурса;

  • невысокие требования к компьютерам и программному

обеспечению;

  • возможность создания однотипного интерфейса в соответствии с санитарно - гигиеническими и психологическими требованиями.

Подача дидактического материала становится максимально удобной и наглядной с использованием мультимедиа-системы. Конструктор предусматривает широкое использование графики, анимации, звуковых эффектов, включение в электронный образовательный ресурс видеофрагментов. Довольно таки часто перед разработчиком встает проблема – разумного сочетания необходимого количества иллюстраций, фотографий и gif- анимаций [2].

Создание ЭУП дело не простое: педагогам-разработчикам позволит полнее раскрыть свой творческий потенциал, развить навыки проектировочной деятельности, приобрести умения самостоятельно находить, сравнивать, анализировать, классифицировать необходимую информацию. По–нашему мнению, одной из основных целей

информатизации образования на совре­менном этапе является обеспечение эффективного использования во всех видах учебно-воспитательной деятельности:

  • электронных образовательных ресурсов;

  • постоянно разви­вающихся образовательных Интернет–ресурсов;

  • оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в повседневной жизни образовательного учреждения.


Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием и нашей школы, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает некоторые труд­ности. В этой связи только создание реальной ИОС и интеграция ее в информа­ционное образовательное пространство города Оленегорска и позволит решить эти задачи в полном объеме.

Литература и примечания:

[1] Рязанова З.Г., Сафронова М.В. К вопросу использования технологий информационного дизайна при созда­нии цифровых образовательных ресурсов // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2010. – № 3.(1). – 179с.

[2] Рязанова З.Г., Еременко Е.И. Формирование информационно–образовательной среды школы как условие реализации ФГОС // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2013. –№3. – 123с.

[3] Рязанова З.Г., Еременко Е.И. Организационно-педагогические условия формирования ИКТ- компетентности учителя в условиях информационно-образовательной среды школы // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. – Тамбов, 2014. –163 с.

ТЕКСТ № 7

Петухов Юрий Николаевич студент КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярск, Красноярский край Петухова Елена Викторовна зам. директора ДЮСШ г. Красноярск, Красноярский край

О подготовке студентов педагогического ВУЗа к формированию информационно-образовательной среды учебного заведения

Аннотация: в статье рассматриваются условия создания и использования электронных образовательных ресурсов в профессиональной подготовке будущих учителей.

Переход от простого усвоения знаний к деятельностному, развивающему обучению, а в результате – формированию профессиональной компетентности в условиях современной информационно-образовательной среды (ИОС) это и есть актуальное сегодня. Назрела необходимость в осуществлении подготовки будущего учителя не только к использованию средств ИТ, но и к готовности проектирования, разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). К числу практических предпосылок решения этой проблемы следует также отнести и рост числа педагогов, использующих электронные образовательные ресурсы в своей профессиональной деятельности.

Понятие электронный образовательный ресурс подразумевает некое образовательное содержание, облеченное в электронную форуму, для воспроизведения которого используются электронные устройства. Электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям: 1. По цели создания. 2. По природе основной информации 3. По наличию печатного эквивалента. 4. По технологии распространения. 5. По функции в учебном процессе. 6. По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:

1. Мультимедийность. 2. Моделирование. 3. Интерактивность. Конструирование электронных образовательных ресурсов по предметам осуществляется на основе инструментальных сред, характеризующихся необходимыми дидактическими функциями: информативностью (возможность представления информации в различных формах); динамичностью (демонстрация анимаций и движений изучаемых объектов); вариативностью (сочетание различных заданий); интерактивностью (возможность изменять параметры контента и оперативно получать результат). Этапы реализации системы подготовки студентов к проектированию электронного образовательного ресурса: теоретический – моделирование учебного процесса и практический – выполнение индивидуальных проектов по созданию ЭОР. В процессе работы происходит формирование знаний о педагогическом проектировании ЭОР и умений создавать новые программные продукты; трансформация и преобразование содержания в нужную форму; выбор методов обучения [1, с. 124]. Соответственно эта работа стимулирует формирование: дидактической компетентности; предметной компетентности; информационной компетентности. На этапе определения учебных целей студенты отвечают на вопросы: зачем создавать ЭОР? какие цели будут достигнуты? действительно ли их можно достичь с использованием ЭОР? В процессе отбора учебного материала разработчик руководствуется нормативными документами: ФГОС, учебными программами по дисциплине. Этап разработки сценария ЭОР это определение типа, содержания, внешнего вида контента. Результатом является законченный рабочий сценарий в виде блок-схемы. Определение типов тренировочных и контрольных заданий: вопросы для самопроверки, упражнения, задачи, различные виды тестов, поисково-исследовательские задания все это следующий этап деятельности студента. Тестовые задания должны соответствовать педагогическим требованиям к составлению тестов, представлять задания различных типов: с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, на сопоставление, на установление порядка и открытые. В рамках учебного курса «Информационные технологии» студентами ИФКСиЗ КГПУ им. В.П. Астафьева создаются ЭОР по программам СОШ и ДЮСШ. Примером служит ЭОР «Каратэ Киокусинкай» (разработчик Петухов Ю.Н.). Ресурс создан в HTML. На наш взгляд гипертекст — одна из важнейших характеристик ЭОР. Это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются какимлибо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Пользователь не
просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук. Конструктор школьных сайтов дает разработчику возможность реализовать данную характеристику [3].

К достоинствам Конструктора сайтов следует отнести: 1. Возможность создания электронного образовательного ресурса лицами, которые не являются квалифицированными программистами. 2. Существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки электронного образовательного ресурса. 3. Невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению. 4. Возможность создания однотипного интерфейса в соответствии с санитарно-гигиеническими и психологическими требованиями. Подача дидактического материала становится максимально удобной и наглядной с использованием мультимедиа-системы. Конструктор предусматривает широкое использование графики, анимации, звуковых эффектов, включение в электронный образовательный ресурс видеофрагментов. Перед студентом встает еще одна проблема – разумное сочетание необходимого количества картинок, фотографий и gif анимаций [2, с. 179]. По-нашему мнению, разработанная методическая система позволяет студентам полнее раскрыть свой творческий потенциал, развить навыки проектировочной деятельности, приобрести умения самостоятельно находить, сравнивать, анализировать, классифицировать необходимую информацию. Происходит формирование дидактической компетентности, предметной и информационной.

Список литературы 1. Рязанова З.Г., Еременко Е.И. Формирование профессиональной готовности выпускников педагогического университета к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы // Альманах современной науки и образования. – 2012 - No 3(58). - С.124-125. 2. Рязанова З.Г., Сафронова М.В. К вопросу использования технологий информационного дизайна при создании цифровых образовательных ресурсов // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 3.(1). - С.179-181. 3. Еременко Е.И., Рязанова З.Г. Создание мультимедийных ресурсов на базе СПО. URL: http://www.edu.kspu.ru/course/view.php?id=994