Файл: Степанов Степан Дмитриевич студент 2 курса кгпу им. В. П. Астафьева.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общим в их интерпретации является то, что они представляют собой системные совокупности, обеспечивающие организацию педагогического процесса на базе информационных технологий.
Педагогический коллектив Основной общеобразовательной школы №7 города Оленегорска имеет свое видение в вопросе формирования информационно-образовательной среды школы.
В нашем понимании информационная образовательная среда (ИОС) - это целостная система, функционирующая на базе интерактивных средств ИКТ, обеспечивающих учебно-методическое сопровождение и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
По нашему мнению к интерактивным средствам ИКТ следует отнести:
-
электронные учебные пособия; -
компьютерные обучающие программы по предметам; -
электронные мультимедийные презентации по учебному курсу; -
электронные контрольно-измерительные материалы; -
информационные ресурсы Интернет (электронные библиотеки, образовательные сайты и порталы и др.).
В образовательном пространстве МОУ ООШ №3 г. Оленегорска широко используется единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Так же сегодня учителя-предметники создают и используют авторские электронные образовательные ресурсы.
Понятие электронное учебное пособие (ЭУП) подразумевает некое образовательное содержание, облачённое в электронную форму, для воспроизведения которого используются электронные устройства.
Электронные учебные пособия можно классифицировать по нескольким основаниям:
-
по цели создания; -
по природе основной информации; -
по наличию печатного эквивалента; -
по технологии распространения; -
по функции в учебном процессе; -
по характеру взаимодействия пользователя и ЭУП.
Создание ЭУП по предметам осуществляется на основе инструментальных сред, характеризующихся необходимыми дидактическими функциями:
-
информативностью (возможность представления информации в различных формах); -
динамичностью (демонстрация анимации и движений изучаемых объектов); -
вариативностью (сочетание различных заданий); -
интерактивностью (возможность изменять параметры контента и оперативно получать результат).
Примером может служить электронные учебные пособия по истории для 7 класса: «История России. Начало XVII века» и «Россия при Петре I (разработчик Н.В. Труфанова). Данные ресурсы созданы в формате HTML[1].
На наш взгляд гипертекст — одна из важнейших характеристик ЭОР. Это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом получения информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук. Конструктор школьных сайтов дает разработчику возможность реализовать данную характеристику[3].
К достоинствам Конструктора сайтов следует отнести:
-
возможность создания электронного образовательного ресурса лицами, которые не являются квалифицированными программистами; -
существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки электронного образовательного ресурса; -
невысокие требования к компьютерам и программному
обеспечению;
-
возможность создания однотипного интерфейса в соответствии с санитарно - гигиеническими и психологическими требованиями.
Подача дидактического материала становится максимально удобной и наглядной с использованием мультимедиа-системы. Конструктор предусматривает широкое использование графики, анимации, звуковых эффектов, включение в электронный образовательный ресурс видеофрагментов. Довольно таки часто перед разработчиком встает проблема – разумного сочетания необходимого количества иллюстраций, фотографий и gif- анимаций [2].
Создание ЭУП дело не простое: педагогам-разработчикам позволит полнее раскрыть свой творческий потенциал, развить навыки проектировочной деятельности, приобрести умения самостоятельно находить, сравнивать, анализировать, классифицировать необходимую информацию. По–нашему мнению, одной из основных целей
информатизации образования на современном этапе является обеспечение эффективного использования во всех видах учебно-воспитательной деятельности:
-
электронных образовательных ресурсов; -
постоянно развивающихся образовательных Интернет–ресурсов; -
оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в повседневной жизни образовательного учреждения.
Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием и нашей школы, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает некоторые трудности. В этой связи только создание реальной ИОС и интеграция ее в информационное образовательное пространство города Оленегорска и позволит решить эти задачи в полном объеме.
Литература и примечания:
[1] Рязанова З.Г., Сафронова М.В. К вопросу использования технологий информационного дизайна при создании цифровых образовательных ресурсов // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2010. – № 3.(1). – 179с.
[2] Рязанова З.Г., Еременко Е.И. Формирование информационно–образовательной среды школы как условие реализации ФГОС // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2013. –№3. – 123с.
[3] Рязанова З.Г., Еременко Е.И. Организационно-педагогические условия формирования ИКТ- компетентности учителя в условиях информационно-образовательной среды школы // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. – Тамбов, 2014. –163 с.
ТЕКСТ № 7
Петухов Юрий Николаевич студент КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярск, Красноярский край Петухова Елена Викторовна зам. директора ДЮСШ г. Красноярск, Красноярский край
О подготовке студентов педагогического ВУЗа к формированию информационно-образовательной среды учебного заведения
Аннотация: в статье рассматриваются условия создания и использования электронных образовательных ресурсов в профессиональной подготовке будущих учителей.
Переход от простого усвоения знаний к деятельностному, развивающему обучению, а в результате – формированию профессиональной компетентности в условиях современной информационно-образовательной среды (ИОС) это и есть актуальное сегодня. Назрела необходимость в осуществлении подготовки будущего учителя не только к использованию средств ИТ, но и к готовности проектирования, разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). К числу практических предпосылок решения этой проблемы следует также отнести и рост числа педагогов, использующих электронные образовательные ресурсы в своей профессиональной деятельности.
Понятие электронный образовательный ресурс подразумевает некое образовательное содержание, облеченное в электронную форуму, для воспроизведения которого используются электронные устройства. Электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям: 1. По цели создания. 2. По природе основной информации 3. По наличию печатного эквивалента. 4. По технологии распространения. 5. По функции в учебном процессе. 6. По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:
1. Мультимедийность. 2. Моделирование. 3. Интерактивность. Конструирование электронных образовательных ресурсов по предметам осуществляется на основе инструментальных сред, характеризующихся необходимыми дидактическими функциями: информативностью (возможность представления информации в различных формах); динамичностью (демонстрация анимаций и движений изучаемых объектов); вариативностью (сочетание различных заданий); интерактивностью (возможность изменять параметры контента и оперативно получать результат). Этапы реализации системы подготовки студентов к проектированию электронного образовательного ресурса: теоретический – моделирование учебного процесса и практический – выполнение индивидуальных проектов по созданию ЭОР. В процессе работы происходит формирование знаний о педагогическом проектировании ЭОР и умений создавать новые программные продукты; трансформация и преобразование содержания в нужную форму; выбор методов обучения [1, с. 124]. Соответственно эта работа стимулирует формирование: дидактической компетентности; предметной компетентности; информационной компетентности. На этапе определения учебных целей студенты отвечают на вопросы: зачем создавать ЭОР? какие цели будут достигнуты? действительно ли их можно достичь с использованием ЭОР? В процессе отбора учебного материала разработчик руководствуется нормативными документами: ФГОС, учебными программами по дисциплине. Этап разработки сценария ЭОР это определение типа, содержания, внешнего вида контента. Результатом является законченный рабочий сценарий в виде блок-схемы. Определение типов тренировочных и контрольных заданий: вопросы для самопроверки, упражнения, задачи, различные виды тестов, поисково-исследовательские задания все это следующий этап деятельности студента. Тестовые задания должны соответствовать педагогическим требованиям к составлению тестов, представлять задания различных типов: с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, на сопоставление, на установление порядка и открытые. В рамках учебного курса «Информационные технологии» студентами ИФКСиЗ КГПУ им. В.П. Астафьева создаются ЭОР по программам СОШ и ДЮСШ. Примером служит ЭОР «Каратэ Киокусинкай» (разработчик Петухов Ю.Н.). Ресурс создан в HTML. На наш взгляд гипертекст — одна из важнейших характеристик ЭОР. Это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются какимлибо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Пользователь не
просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук. Конструктор школьных сайтов дает разработчику возможность реализовать данную характеристику [3].
К достоинствам Конструктора сайтов следует отнести: 1. Возможность создания электронного образовательного ресурса лицами, которые не являются квалифицированными программистами. 2. Существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки электронного образовательного ресурса. 3. Невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению. 4. Возможность создания однотипного интерфейса в соответствии с санитарно-гигиеническими и психологическими требованиями. Подача дидактического материала становится максимально удобной и наглядной с использованием мультимедиа-системы. Конструктор предусматривает широкое использование графики, анимации, звуковых эффектов, включение в электронный образовательный ресурс видеофрагментов. Перед студентом встает еще одна проблема – разумное сочетание необходимого количества картинок, фотографий и gif анимаций [2, с. 179]. По-нашему мнению, разработанная методическая система позволяет студентам полнее раскрыть свой творческий потенциал, развить навыки проектировочной деятельности, приобрести умения самостоятельно находить, сравнивать, анализировать, классифицировать необходимую информацию. Происходит формирование дидактической компетентности, предметной и информационной.
Список литературы 1. Рязанова З.Г., Еременко Е.И. Формирование профессиональной готовности выпускников педагогического университета к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы // Альманах современной науки и образования. – 2012 - No 3(58). - С.124-125. 2. Рязанова З.Г., Сафронова М.В. К вопросу использования технологий информационного дизайна при создании цифровых образовательных ресурсов // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 3.(1). - С.179-181. 3. Еременко Е.И., Рязанова З.Г. Создание мультимедийных ресурсов на базе СПО. URL: http://www.edu.kspu.ru/course/view.php?id=994