Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12.
Х.Т. Загладина в своем исследовании обращает внимание на наличие конфликтов между обязанностями личными и трудовыми, которые сегодня приобретают новый характер и влияют на семейную жизнь: сферы труда и личной жизни теряют четкие границы13. Подобная ситуация складывается по причине активного использования сети Интернет, смартфонов, электронной почты и социальный сетей, которые разрушают совместный семейный досуг, способствуют обесцениванию и исчезновению традиций и ценностей семьи. Родители в процессе решения бытовых и материальных проблем перестают уделять должное внимание воспитанию детей.
В условиях модернизации современной начальной школы можно констатировать наличие проблемы организации взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания. Как отмечает в исследованиях М.Н. Недвецкая, в современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося14. Поэтому необходим поиск новых форм организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Построение современных моделей эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопления научно-исследовательских данных и их анализа. Основная часть работы по формированию личности школьников ложится на плечи классного руководителя: он должен выполнять все функции, предписанные ему статусом в школе и педагогической этикой; а родители должны принимать активное участие в процессе обучения и воспитания детей. Педагогу необходимо учитывать психологические и физиологические возрастные особенности ребенка. Воспитательное воздействие должно быть гармонично и диалектически сочетаемо, чтобы создать максимально благоприятные условия развития ребенка, для реализации его индивидуальности не только в условиях школы, но и дома.
Современные программы образования строятся на основе концепции духовно-нравственного школьного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого первым необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, т.к. перед ними стоит главная цель – воспитание полноценной личности, и это во многом зависит от развития личности школьника. Такой взгляд на теорию воспитания проявляется и в инструментах взаимодействия. И семья, и начальная школа обладают специфическими признаками, которые не могут подмениться друг другом, а потому должны в равной мере влиять на воспитание ребенка.
Характеристикой нового подхода к воспитанию являются показатели:
► Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. В основе данного подхода лежит все тот же диалог, но если в случае с ребенком диалог педагогический, то с родителями он основывается на равноправии.
► Важная составляющая диалогических отношений – конгруэнтность, т.е. способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. Другой человек при этом подходе принимается таким, какой он есть, несмотря на все сложившееся у него недостатки.
► Взаимодействие родителей и педагога должно опираться на безоценочный тип отношений. Не стоит анализировать даже для себя родителя по степени его компетентности по шкале «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству в процессе педагогического воспитания. Важно участвовать в этом процессе и помогать друг другу. Тогда удастся вырастить полноценную нравственную личность.
► Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи учащихся по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию. Процесс направлен на формирование ребенка, а не на преобразование семьи. У родителей могут быть основания не раскрывать свою личную жизнь – не все люди делают это даже на приеме у психотерапевта, а взаимодействие с учителем, который выполняет в начальной школе не только роль психолога, но и социального педагога, вообще не предполагает данных действий.
►Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Это вовсе не значит, что педагог идет на поводу у родителей, скорее, это эмансипация последних. Здесь необходимо не только не критиковать точку зрения собеседника, расценивая свое мнение как единственно верное, но и уметь заинтересовывать его, создавать необходимые условия для рефлексии
15.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. В научной педагогической литературе (Т.П. Елисеева, Н.К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы.
По мнению специалистов (Н.Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, а ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:
Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями
● Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где осуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
● Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
● Конференция по обмену опытом – мероприятие, где можно обсудить один и несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.
● Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания учащихся.
● Диспут-размышление по проблемам воспитания – размышление над проблемами воспитания, которые проходят в неформальной обстановке, предполагает максимальное включение всех участников диспута.
● Встречи родителей с администрацией школы, учителями класса проводятся ежегодно, где педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия.
● В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному. В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Другой вариант: «Дня открытых дверей» проводится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом и в ряде школ организуется несколько раз в году.
Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями. Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе; и т.д.). Такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы.
Важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием.
Взаимодействие педагогов с творческими группами (советами дел): в этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов
, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, педагог приглашает на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Учитель строит уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учитель и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.
Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями. Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей – наиболее эффективны в установлении контакта с семьей. Это беседа, посещение на дому, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка. Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе существенно выше. Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми.
В современных условиях роль индивидуальных форм заметно возросла, они становятся более востребованными со стороны родителей. Во время беседы важно расположить к себе родителей, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Это поможет лучше понять ребенка, найти целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.
Посещение на дому – эта встреча полезна у ребенка дома, т.к. есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Общение с родителями может осуществляться по телефону. Многие учителя используют переписку. Сегодня большие возможности для связи предоставляет электронная почта и мессенджеры. Индивидуальная консультация – распространенная форма взаимодействия с родителями, которая может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного и учебного плана. Порой проблемы носят конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Тематическая консультация. Чтобы такая консультация состоялась, родители должны быть убеждены, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения: социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.
Х.Т. Загладина в своем исследовании обращает внимание на наличие конфликтов между обязанностями личными и трудовыми, которые сегодня приобретают новый характер и влияют на семейную жизнь: сферы труда и личной жизни теряют четкие границы13. Подобная ситуация складывается по причине активного использования сети Интернет, смартфонов, электронной почты и социальный сетей, которые разрушают совместный семейный досуг, способствуют обесцениванию и исчезновению традиций и ценностей семьи. Родители в процессе решения бытовых и материальных проблем перестают уделять должное внимание воспитанию детей.
В условиях модернизации современной начальной школы можно констатировать наличие проблемы организации взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания. Как отмечает в исследованиях М.Н. Недвецкая, в современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося14. Поэтому необходим поиск новых форм организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Построение современных моделей эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопления научно-исследовательских данных и их анализа. Основная часть работы по формированию личности школьников ложится на плечи классного руководителя: он должен выполнять все функции, предписанные ему статусом в школе и педагогической этикой; а родители должны принимать активное участие в процессе обучения и воспитания детей. Педагогу необходимо учитывать психологические и физиологические возрастные особенности ребенка. Воспитательное воздействие должно быть гармонично и диалектически сочетаемо, чтобы создать максимально благоприятные условия развития ребенка, для реализации его индивидуальности не только в условиях школы, но и дома.
Современные программы образования строятся на основе концепции духовно-нравственного школьного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого первым необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, т.к. перед ними стоит главная цель – воспитание полноценной личности, и это во многом зависит от развития личности школьника. Такой взгляд на теорию воспитания проявляется и в инструментах взаимодействия. И семья, и начальная школа обладают специфическими признаками, которые не могут подмениться друг другом, а потому должны в равной мере влиять на воспитание ребенка.
Характеристикой нового подхода к воспитанию являются показатели:
► Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. В основе данного подхода лежит все тот же диалог, но если в случае с ребенком диалог педагогический, то с родителями он основывается на равноправии.
► Важная составляющая диалогических отношений – конгруэнтность, т.е. способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. Другой человек при этом подходе принимается таким, какой он есть, несмотря на все сложившееся у него недостатки.
► Взаимодействие родителей и педагога должно опираться на безоценочный тип отношений. Не стоит анализировать даже для себя родителя по степени его компетентности по шкале «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству в процессе педагогического воспитания. Важно участвовать в этом процессе и помогать друг другу. Тогда удастся вырастить полноценную нравственную личность.
► Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи учащихся по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию. Процесс направлен на формирование ребенка, а не на преобразование семьи. У родителей могут быть основания не раскрывать свою личную жизнь – не все люди делают это даже на приеме у психотерапевта, а взаимодействие с учителем, который выполняет в начальной школе не только роль психолога, но и социального педагога, вообще не предполагает данных действий.
►Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Это вовсе не значит, что педагог идет на поводу у родителей, скорее, это эмансипация последних. Здесь необходимо не только не критиковать точку зрения собеседника, расценивая свое мнение как единственно верное, но и уметь заинтересовывать его, создавать необходимые условия для рефлексии
15.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. В научной педагогической литературе (Т.П. Елисеева, Н.К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы.
По мнению специалистов (Н.Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, а ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:
Формы взаимодействия педагогов и родителей | ||
коллективные | групповые | индивидуальные |
|
|
|
Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями
● Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где осуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
● Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
● Конференция по обмену опытом – мероприятие, где можно обсудить один и несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.
● Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания учащихся.
● Диспут-размышление по проблемам воспитания – размышление над проблемами воспитания, которые проходят в неформальной обстановке, предполагает максимальное включение всех участников диспута.
● Встречи родителей с администрацией школы, учителями класса проводятся ежегодно, где педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия.
● В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному. В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Другой вариант: «Дня открытых дверей» проводится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом и в ряде школ организуется несколько раз в году.
Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями. Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе; и т.д.). Такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы.
Важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием.
Взаимодействие педагогов с творческими группами (советами дел): в этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов
, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, педагог приглашает на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Учитель строит уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учитель и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.
Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями. Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей – наиболее эффективны в установлении контакта с семьей. Это беседа, посещение на дому, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка. Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе существенно выше. Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми.
В современных условиях роль индивидуальных форм заметно возросла, они становятся более востребованными со стороны родителей. Во время беседы важно расположить к себе родителей, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Это поможет лучше понять ребенка, найти целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.
Посещение на дому – эта встреча полезна у ребенка дома, т.к. есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Общение с родителями может осуществляться по телефону. Многие учителя используют переписку. Сегодня большие возможности для связи предоставляет электронная почта и мессенджеры. Индивидуальная консультация – распространенная форма взаимодействия с родителями, которая может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного и учебного плана. Порой проблемы носят конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Тематическая консультация. Чтобы такая консультация состоялась, родители должны быть убеждены, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения: социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.