Файл: Конспект лекций Москва, 2012 ббк удк.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в учебный курс «история»

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

2 . Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности

Сравнительная характеристика

Цивилизации Древнего Востока и Античной цивилизации

3. Проблема места и роли России в мировой истории

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития

2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками

Тема 3. Образование Российского государства.

1. Становление Московского централизованного государства.

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»

3. Причины и последствия опричнины.

1. Становление Московского централизованного государства

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»

3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.)

Тема 4. «НОВОЕ ВРЕМЯ». «Смутное время» Московского государства

1. Возникновение капиталистического уклада

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».

3. Московское государство в годы правления первых Романовых

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в.

1. «Петровская революция» и ее значение

3. «Просвещенный абсолютизм» в России

4. Внешняя политика России в XVIII веке

Тема 6. на пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской истории.

1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?

3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I

4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века. Революционный кризис в россии в 1917 году

1. Начало капиталистической индустриализации и её особенности

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина

3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции

4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма

5. Причины революционного кризиса 1917 года

6. Итоги Февральской революции. Крушение монархии

7. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства

8. Октябрьская революция 1917 г. Феномен большевизма

2. Гражданская война в России и ее роль в развитии страны.

3. Советское государство. Модели социалистического строительства

Тема 9. кризис международных отношений в первой половине ХХ века

1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века

2. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы

3. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и её противоречия

4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг.

5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса

6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия

Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития

1. Возникновение и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического процесса

2. НТР и ее социально-экономические последствия

3. НТР: СССР и современная Россия.

4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.)

5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985)

6. «Перестройка» (1985 –1991)

7. Распад СССР

1. Последствия распада СССР

2. Реформирование социально-экономической сферы

3. Складывание новой политической системы

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации






Основные тенденции мирового развития

Главная тенденция - движение к многополярному миру



1. Превращение Азии в динамичный субъект международных отношений, экономического лидера.




2. Стремление Японии играть более значительную роль в мировых делах.

3. Расширение, усиление Европейского Союза (ЕС) и его стремление стать самостоятельным центром мировой политики

4. Превращения Китая в один из полюсов мироустройства.

5. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке  движение к созданию собственных полюсов мироустройства.

6. Рост влияния западноевропейских стран, Индии, Китая (но не США) среди государств, не входящих в «золотой миллиард»




Стремление России вернуть себе статус великой державы

Сближение с США (борьба с терроризмом)

Экономическое сближение с Западной Европой


Активизация в АТЭС


Расширенное взаимодействие с «шанхайской шестеркой»

Положение на просторах СНГ сложилось далеко не простое. Центробежные силы на данном этапе оказались сильнее центростремительных. В настоящее время Россия стремится

  • строить отношения со странами СНГ на основе принципа равноправия;

  • возглавить процессы интеграции на евразийском направлении в рамках «шанхайской организации сотрудничества»

  • создание в 2010 г. Таможенного Союза Евразийского экономического сообщества.

Основным содержанием геополитической стратегии России, является признание модели многополярного мироустройства. Этим обусловлена всесторонняя поддержка Россией институтов ООН, устав которой предполагает, а деятельность опирается на более равномерное распределение полюсов сил в международных отношениях.
Вывод: В целом можно констатировать, что Россия как правопреемница СССР пока не сумела найти свое новое место в изменившемся мире, которое соответствовало бы ее статусу великой державы. Необходимым условием проведения эффективной внешней политики является восстановление экономического потенциала страны и его быстрое развитие на основе новейшей техники и технологии.
Общий вывод

Таким образом, в период с 1988-89 по 1993-94 год в России произошла «революция» сверху, принципиально изменившая модель общественного развития страны:

Стали иными отношения собственности. Российская экономика стала рыночной и многоукладной.

Изменилась система власти. Вся ее полнота перешла от структур КПСС к государственным органам западного типа, основанным на принципе парламентаризма, разделении властей, политическом и идеологическом плюрализме.
Особенности «революции»:

1. произошла без широкого участия народных масс;

2. относительно мирным путем, хотя массовые демонстрации и вооруженные конфликты имели место на всем протяжении обозначенного периода;

3. реальным носителем власти была и осталась бюрократия.
В современной России власть по-прежнему стоит над обществом, что определяется исторической и культурной традицией. Российская политическая элита и чиновничество выражают – в большей или меньшей степени - интересы крупного и среднего капитала. Специфика российской системы власти - чем меньше на нее будет влиять крупный капитал, тем больше ее деятельность будет отвечать интересам широких слоев населения.
Основные события этого периода в мире:



  • 2000 - «Саммит тысячелетия», проходивший в Нью-Йорке и обсуждавший глобальные вопросы человечества.

  • 11 сентября 2001 — воздушная атака террористов на Вашингтон и Нью-Йорк

  • 2001 — выход США из договора ПРО 1972 года

  • 2001-2002 — Операция антитеррористической коалиции держав в Афганистане

  • 2002 — преобразование государства Югославия в государство Сербия и Черногория

  • 2002 — введение единой валюты (евро) в Европейском союзе

  • 2003 — операция американо-английских сил в Ираке, свержение режима С. Хусейна

  • 2006 — обретение независимости Черногорией, ливано-израильский конфликт

  • 2007 — расширение Европейского союза до 27 государств

  • 2008 — Косово провозгласило свою независимость от Сербии

  • 10 сентября 2008 года — запуск Большого Андронного Коллайдера

  • ноябрь 2008 года — президентские выборы в США завершились приходом к власти Б. Обамы — первого в истории этой страны президента-афроамериканца

  • 2011 — волнения в государствах Северной Африки и Ближнего Востока

  • 31 октября 2011 года — на свет родился семимиллиардный житель Земли



1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Современная Россия

(вместо заключения к курсу)



И российская, и советская государственность формировались в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок при определяющей роли политических факторов. Российское государство не столько «вырастало» из сословий, сколько формировало их путем разверстки тягла, политико-административного принуждения. После 1917 г. новое, уже советское «партия-государство» также создавало адекватную экономическую, социальную и культурную базу.

Эти специфические российские черты, и, прежде всего, несформированность гражданского общества, отнюдь не способствовали естественной, сколько-нибудь плавной социальной эволюции. Напротив, характерной чертой российской истории на протяжении многих веков является кризисность и даже катастрофичность ее развития.

В основе фундаментальных перемен в современном мире, знаменовавших его вступление в постиндустриальную эпоху, лежит научно-техническая революция, в 1970–1980-х принявшая нарастающий характер. Она коренным образом меняет облик общества – экономику, систему социальных отношений, культуру, быт, самого человека, формирует принципиально новый технологический базис общества.

Научно-техническая революция вызвала изменения в социальной структуре западного общества, привела к снижению остроты классовых противоречий, развитию социального партнерства, формированию современных систем социальной защиты населения, повышению благосостояния трудящихся. Усиливается тенденция демократизации общественной жизни, наблюдается отход от авторитарных режимов и методов управления.

Есть основания полагать, что двухвековая история индустриальной эпохи – лишь преддверие грядущего постиндустриального общества, а социальные институты капитализма и социализма способны дать лишь отдельные конструкции принципиально новой социальной системы. Она, вероятно, возникнет не просто как комбинация компонентов двух систем, а будет во все большей степени базироваться на общецивилизационных ценностях, выросших из тысячелетнего опыта человечества и соответствующих тенденциям постиндустриальной цивилизации.

В Послании Президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 г. В.В. Путин заявил: «Если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе...». Руководителем страны была четко определена суть выбранной стратегии и приоритетные направления: «Для обновления промышленности, для развития науки и технологий мы намерены в полной мере использовать беспрецедентные средства, выделяемые на гособоронзаказ и модернизацию оборонно-промышленного комплекса. Нам необходимо укрепить позиции в космосе, ядерной энергетике, возродить базовые отрасли: авиа-, судо-, приборостроение, конечно, на новой базе, на новом уровне, на новой технологической основе»1.

За последующие годы в нашей стране было сделано очень много и в оборонной сфере, и в инновационной: (появилось более 120 инновационно-технологических центров и технопарков, создано более 60 центров коллективного пользования, 86 центров трансфера технологий, Инвестиционный фонд РФ, Российская венчурная компания, государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», государственная корпорация «Ростехнологии»); увеличилось адресное финансирование вузовской науки, «институтов развития»; сформировалось «ядро роста»  российские предприятия, в которых объемы вложений в инновации росли более чем на 10% в год. Это, прежде всего, широко внедряющие передовые зарубежные сетевые технологии телекоммуникационные компании. Встали на путь выработки инновационных стратегий развития ведущие сырьевые компании.

Одновременно эксперты вынуждены констатировать:

  • слабую вовлеченность бизнеса в инновационную деятельность,

  • неравномерное региональное финансирование;

  • отсутствие эффективных правовых и налоговых механизмов, стимулирующих инновационную деятельность;

  • кадровый дефицит в научной и инновационной сферах;

  • необходимость обновления устаревших основных фондов обрабатывающей промышленности.

Президент РФ осенью 2013 года признал, что спад производства и кризисные явления в мировой финансовой системе отразились и на отечественной экономике. Понижался внешний спрос и инвестиционная активность, увеличивался отток капитала, замедлялась большая часть макроэкономических показателей, наблюдался небольшой рост безработицы. Если в первом квартале 2012 года рост ВВП был 4,8 %, то по итогам первого квартала 2013 года - 1,1 %. Третьего – 1,4%. Это снижение происходило на фоне высоких цен на нефть и относительно благополучного внешнеполитического положения.

Весна 2014 года стала поворотным пунктом в российской и мировой истории: ухудшилась внутриэкономическая и геополитическая ситуация. Однако, согласно данным Всемирного Экономического Форума «Глобальная конкурентоспособность 2014-2015», РФ заняла по этому показателю 53 место (ранее 64). Положение улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов, в частности, благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета.

Отечественные и зарубежные специалисты к сильным сторонам современной российской экономики относят:

  • высокую распространенность высшего образования,

  • состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка.

Но отмечают при этом:

  • низкую эффективность работы государственных институтов,

  • недостаточный инновационный потенциал,

  • неэффективную антимонопольную политику, слабую развитость финансового рынка, низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе, коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки.

В целом для экономического развития стран, имеющих экспортно-сырьевую модель экономики, характерен неровный темп, значительная зависимость от внешних колебаний. При возрастании доли производства сырьевых экспортных товаров в общем объеме экспорта на 25%, экономический рост на душу населения в перспективе замедляется на 0,5-1% в год.

В настоящее время специфика и сложность стартовых условий для нового этапа российской модернизации требуют: поэтапности при ее проведении, осуществления новой индустриализации и одновременно перехода к «экономике знаний», учета социокультурных особенностей страны, специфики региональных экономической и политической систем. Одновременно не представляется возможным настаивать на «особом» российском пути, так как модернизация осуществляется в условиях глобализации современного мира, научно-техническая революция также не признает национальных барьеров.

При всех очевидных трудностях имеющийся ресурсный и человеческий капитал России, ее богатейший исторический опыт, всевозрастающая консолидация общества, мощным стимулом для которой стали воссоединение Крыма с Родиной и последовавшая за этим реакция западных стран, дают надежду на возможность осуществления преодоления кризисных явлений и мощного рывка вперед. Сегодня требуется восстановление и модернизация промышленного потенциала РФ, ускоренное развитие всех компонентов национальной инновационной системы, диалог власти и научного общества, формирование инновационно-ориентированного общества, духовных, профессиональных и мировоззренческих ценностей, не чуждых российскому менталитету, что явится лучшими способами привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

В связи с этим напомним слова академика Н.Н. Моисеева: «Становление нового общества и нового облика жизни — процесс трудный, мучительный, противоречивый. Без централизации с одной стороны и децентрализации, а, следовательно, и рынка, конкуренции — с другой, обойтись нельзя. Но рынок рождает хаос, а централизация ведет к монополизму, к бюрократизации и автаркии. Все должно быть очень взвешено и соизмерено. И без умной, интеллигентной демократии, без общего подъема культурного уровня народа, настоящего возрождения личности желаемого состояния общества достичь не удастся»2.
Результатом изучения курса истории должны стать убеждения будущих специалистов, основанные на научном фундаменте знаний, в неоспоримой талантливости и удивительной жизнеспособности российского народа, уверенность в реальной возможности синхронизировать наше социальное время с мировым развитием, дать миру образец достойной государственности, высокой гражданственности, нравственности и духовности личности.






1Послание Президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 19.12.2012).


2Моисеев H. H. Человек и ноосфера. M., 1990.С.336.