Файл: Конспект лекций Москва, 2012 ббк удк.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в учебный курс «история»

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

2 . Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности

Сравнительная характеристика

Цивилизации Древнего Востока и Античной цивилизации

3. Проблема места и роли России в мировой истории

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития

2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками

Тема 3. Образование Российского государства.

1. Становление Московского централизованного государства.

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»

3. Причины и последствия опричнины.

1. Становление Московского централизованного государства

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»

3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.)

Тема 4. «НОВОЕ ВРЕМЯ». «Смутное время» Московского государства

1. Возникновение капиталистического уклада

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».

3. Московское государство в годы правления первых Романовых

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в.

1. «Петровская революция» и ее значение

3. «Просвещенный абсолютизм» в России

4. Внешняя политика России в XVIII веке

Тема 6. на пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской истории.

1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?

3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I

4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века. Революционный кризис в россии в 1917 году

1. Начало капиталистической индустриализации и её особенности

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина

3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции

4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма

5. Причины революционного кризиса 1917 года

6. Итоги Февральской революции. Крушение монархии

7. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства

8. Октябрьская революция 1917 г. Феномен большевизма

2. Гражданская война в России и ее роль в развитии страны.

3. Советское государство. Модели социалистического строительства

Тема 9. кризис международных отношений в первой половине ХХ века

1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века

2. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы

3. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и её противоречия

4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг.

5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса

6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия

Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития

1. Возникновение и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического процесса

2. НТР и ее социально-экономические последствия

3. НТР: СССР и современная Россия.

4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.)

5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985)

6. «Перестройка» (1985 –1991)

7. Распад СССР

1. Последствия распада СССР

2. Реформирование социально-экономической сферы

3. Складывание новой политической системы

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации





4. Для финансирования ведения войны необходимы дополнительные источники дохода






5. Чтобы лучше собирать налоги, необходима централизованная система управления и система контроля (этим обусловлены административные реформы).

6.Чтобы управление было более эффективным, стал необходим определенный уровень образования чиновников (этим обусловлены реформы в области культуры и образования).




Этапы преобразований

1. 1695-1715 гг. –

реформы носили непродуманный, непоследовательный характер; были направлены, в первую очередь, на решение военных задач.


2. 1715-1725 гг. –

реформы государственного и местного управления; завершение преобразований в военной и экономической сферах.

Провозглашение империи в 1721 г. Окончание Северной войны (1700-1721 годы) триумфальным Ништадским миром.





Военная сфера

1. Введение новой организации армии, комплектование армии на основе рекрутских наборов; перевооружение армии.

2. Создание регулярного военно-морского флота.

3. Создание единых органов управления армией и флотом.

4. Создание системы военного образования.

Государственное управление

1. Учреждение Сената и коллегий.

2. Создание институтов прокуратуры, фискалов и полиции.

3. Ликвидация патриаршества и образование Святейшего Синода

4. Деление страны на губернии, провинции и уезды.

5. Регламентация делопроизводства по всей стране Генеральным Регламентом (1721).

Социальная сфера

1. Складывание единого правящего сословия ─ дворянства.

2. Образование сословия государственных крестьян.

3. Деление горожан на «регулярных» и «нерегулярных», купцов ─ на гильдии.

4. Издание «Табели о рангах» (1714).

Экономическая сфера

1. Развитие мануфактур. Издание в 1721 г. Указа о посессионных крестьянах.

2. Учреждение цехов и гильдий.

3. Введение подушной подати.

4. Проведение политики протекционизма и меркантилизма.

5. Развитие внутренней и внешней торговли.

Культурная сфера

1. Создание системы светского образования.

2. Европеизация культуры.

3. Открытие типографий.

4. Введение нового календаря (с 1 января 1700 г.).

5. Издание первой печатной газеты ─ «Ведомости».

6. Создание первого музея ─ Кунсткамеры.

7. Возникновение науки. Проект создания в России Академии наук.

Внешняя политика

1. Борьба за выход в Балтийское море. Северная война со Швецией (1700-1721 гг.),

закончилась подписанием Ништадского мира. Россия получила выход в

Балтийское море,

Прибалтику и часть Карелии.

2. Упрочение позиций на

Каспии и в Закавказье. 1722-1723 гг. Каспийский поход и подписание договора в 1723 г. с Персией. 3. Борьба за выход в Черное море.

1710-1713 гг. русско- турецкая война.



О собенности преобразований в России


  • Проводились по европейскому образцу (Швеция).

  • Охватили все сферы деятельности и жизни общества.

  • Проходили на основе государственной системы крепостного права.

  • Отсутствие четкой системы в проведении реформ.

  • Зависимость внутренней политики от внешней.

  • Жесткий курс и быстрый темп реформ.


Г лавные итоги Петровской модернизации


  • Превращение страны в морскую державу. Закрепление России на Балтике, изменение геополитического положения России.

  • Создание регулярной армии и флота.

  • Развитие мануфактурной промышленности.

  • Складывание абсолютной монархии

  • Провозглашение России империей в 1721 г.

  • Складывание регулярного (бюрократического) и полицейского государства (учреждение института фискалов во главе с обер-фискалом).

  • Основание столицы Санкт-Петербурга в 1703 г.

  • Создание системы светского образования.

  • Совершен рывок в промышленном развитии на основе усиления налогового гнета и крепостнической эксплуатации простого народа, что привело к многочисленным восстаниям, самыми крупными из которых были — 1705 — 1706 гг. – восстание стрельцов и посадских людей в Астрахани; 1707-1709 гг. – восстание казаков под руководством Кондратия Булавина на Дону; 1704 – 1711 гг. – восстание в Башкирии.



Оценка петровских преобразований. Точки зрения

Досоветская историография

Западники

Сторонники петровских реформ, благодаря которым Россия сильной морской державой и приобщилась к достижениям западной цивилизации.

С.М. Соловьев

«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, бедный, слабый, не принимавший участия в общей европейской жизни; неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным, но без завоевательных стремлений, успокоившимся, как только приобретено было необходимое для его внутренней жизни. Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в история цивилизации».

В.О. Ключевский

«Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но все это приходилось делать среди упорной и опасной внешней войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, воспитанной хищным приказным чиновничеством и грубым землевладельческим дворянством, бороться с предрассудками и страхами, внушенными невежественным духовенством».

Славянофилы (почвенники)

Противники петровских реформ, благодаря которым были разрушены русские национальные устои.

Н.М. Карамзин

«Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною ─ Петр».

Советская историография

Прогрессивный характер петровских преобразований в рамках классовых оценок исторического прошлого (Е.В. Тарле, Н.Н. Молчанов, В.И. Буганов, Н.И. Павленко и др.)

Современная историография

Реформы Петра I носили противоречивый характер, проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил (Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский)



Россия в XVIII веке. Дворцовые перевороты


Причины

1. Указ Петра I о престолонаследии,

изменивший избрание монарха (теперь правитель мог передать престол по завещанию).

2. Усталость общества от жестких и насильственных преобразований.

3. Борьба за власть между старой и новой аристократией.

4. Создание Петром 1 гвардии, ставшей инструментом власти.


Смена правителей России в период 1725 – 1762 гг.

1. Екатерина I, 1725-1727- вторая жена Петра I.

2. Петр II, 1727-1730 – внук Петра I.

3. Анна Иоановна, 1730-1740, племянница Петра I.

4. Иван Антонович, 1740-1741, сын племянницы Анны Иоановны (Анны Леопольдовны).

5. Елизавета Петровна, 1741-1761 годы – дочь Петра I и Екатерины Алексеевны.

6. Петр III, 1761-1762 гг. – племянник Елизаветы Петровны.


Тенденции развития Российской империи в период с 1725 по 1762 гг.




Экономическая сфера
Строительство новых мануфактур;

Изменение географии размещения промышленности и появление новых промышленных центров;

Усиление крепостничества;

Отмена внутренних таможенных пошлин (1754 .);

Вовлечение в хозяйственный оборот новых земель (Урал, Южные районы страны;

Развитие дворянского предпринимательства;

Рост барщинных и оброчных повинностей крестьян.
Социально-политическая сфера

Усиление зависимости крестьян от помещиков (право сбора подати (1731), помещик получил право наказывать крестьянина за побег и приносил за него присягу на верность императору);

Рост дворянского землевладения и снятие ограничений на наследственную передачу поместий (1731);

Расширение привилегий дворянства. Сокращение сроков службы дворян до 25 лет (1736 г.), а с изданием в 1762 г. «Манифеста о вольности дворянства» дворяне освобождались от обязательной государственной и военной службы.

Попытки Петра III провести секуляризацию церковных земель и объявить веротерпимость.
2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения.
На волне большого общественного подъема
, сопровождающегося глубоким кризисом феодальной формации, в Европе и в некоторых странах Американского континента возникает просветительское движение. XVIII столетие вошло в историю как век Просвещения.

П росвещение – явление философской и политической мысли, зародившееся в Англии в середине XVIIв. и распространившееся на европейском континенте и в Северной Америке в XVIII
Основные идеи Просветительской мысли
в.

Идеологи эпохи Просвещения

Просветитель

Основные идеи

Англия

Дж. Локк

Государство – продукт взаимного соглашения людей;

Главное – моральные критерии поведения людей в обществе;

Нормы нравственности – естественный регулятор межличностных отношений.

Высшая цель – счастье конкретного человека, его личное преуспевание, а не всего человечества.

А. Смит

Свобода передвижения товаров, денег, труда;

Государство не должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность.

Франция

Ж.Ж. Руссо

Общество должно взять власть в свои руки для создания демократического республиканского государства;

Каждый полноправный член общества должен участвовать в управлении, законодательстве, суде.

Ш. Монтескье

Законодательство и государственное устройство должны быть приспособлены к климатическим и почвенным условиям, религии, характеру и степени развития народа;

Лучшая форма правления – Республика, но в современных условиях (речь шла о XVIII в.) – конституционная монархия, где исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная – выборным народным представителям;

Суд независим от администрации.

Ф. Вольтер

Лучшая форма правления - Монархия;

Чтобы обладание властью не привело к произволу, Государь должен быть окружен философами и руководствоваться философией;

Ликвидация крепостного права и всех его остатков;

Уничтожение феодальных привилегий;

Гуманность и справедливость.

Д. Дидро

Судебная реформа;

Религиозная свобода;

Уничтожение сословных привилегий и самих сословий;

Народное представительство;

Ликвидация всех остатков крепостничества.


Философия Просвещения рациональным, логическим путем обосновывала необходимость изменения изживавшего себя феодального строя и его замены новыми государственными формами, основанными на разумных (рационалистических) принципах.






Просветительские идеи стали основой «Просвещенного абсолютизма» - политика, направленная на уничтожение «сверху» и преобразование отживших и наиболее устаревших феодальных институтов, осуществление реформ в области образования, судопроизводства, социальной сфере.

«Просвещенный абсолютизм» ─ «союз монархов и философов».

Проявление политики «просвещенного абсолютизма» в ряде европейских стран

Пруссия Фридрих II Великий (1740-86 гг.)

Равный для всех суд. Свобода вероисповедания. Отмена пыток. Отмена крепостного права в Померании и предоставление крестьянам права наследственного владения участками. Введение обязательного начального образования

Австрия Иосиф II (1780-90-е гг.)

Ликвидация крепостного права; наделение крестьян землей; изменение судопроизводства; свобода вероисповедания; частичная секуляризация церковных земель.

Испания Карл III (1759-1788), его министры П.Р. Кампоманос, граф Аранда, граф Х. Флоридобланка

Ограничение церковного землевладения; отмена внутренних таможенных бартеров; конфискация владений ордена иезуитов; снятие запрета на торгово-промышленную деятельность дворянства.

Дания И. Струэнзе (1770-72 гг.) ─ личный врач и первый министр короля.

Полная свобода печати; независимость суда; свобода торговли;

постепенная отмена крепостного права

Тоскана Герцог П. Леопольд (1760-80-е гг.)

Отмена пыток и смертной казни; реформа местного самоуправления;

реформа налогообложения крестьян.


П росвещенный абсолютизм в Западной Европе ─ это

  • Покровительство развитию промышленности и торговли;

  • Улучшение сельского хозяйства;

  • Осознание и улучшение положения сельской массы;

  • Равенство всех перед законом («один закон для всех»);

  • Свобода печати;

  • Светская власть окончательно подчиняет духовную;

  • Бюрократическая централизация, вытеснение чиновничеством общественных сил в борьбе с дворянством.