Файл: 2. Исследование основных аспектов правового регулирования в сфере занятости населения в Российской Федерации 25.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в российском законодательстве
1.2 Методы государственного регулирования в сфере занятости населения
2.1. Анализ показателей занятости населения Российской Федерации
2.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
2.3. Подходы к совершенствованию государственной политики занятости населения в Российской Федерации
В 2016 г. расширилась правовая основа внедрения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в сфере труда. Были введены в действие нормы ранее принятого Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»6. Одна из целей этих норм — законодательно закрепить обязательность применения профессиональных стандартов работодателями — государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
В области оплаты труда принят ряд законодательных мер, направленных на реализацию принципа обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.
Стоит отметить, что российское законодательство не содержит системного подхода к определению процесса трудоустройства, а так же законодательного закрепления его трактовки.
Трудовой Кодекс РФ содержит определение трудовых отношений – как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.
При этом в рамках регулирования трудоустройства ТК РФ содержит основания возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК РФ)7.
1.2 Методы государственного регулирования в сфере занятости населения
Политика занятости населения представляет собой систему мер, нацеленную на изменение ситуации в области труда и занятости населения в лучшую сторону, и осуществляемую уполномоченными, на то органами государственной власти и направленную на регулирование отношении рынка труда.
Данный вид политики имеет свою определенную цель. Цель политики занятости населения заключается в реализации права каждого гражданина на свободный выбор рода занятости, с помощью повышения квалификации, переподготовки высвобождаемых кадров, сдерживание и уменьшение массовой и долгосрочной безработицы, повышение уровня эффективности работы государственной службы занятости, и реализация других мер, осуществляемых в рамках социальной защиты граждан на рынке труда8.
Благодаря мерам социальной, налоговой, финансово-кредитной и инвестиционной политики осуществляется политика занятости населения государства. Данные меры, направлены на сохранение и приумножение рабочих мест, рационализацию распределения производственных сил в стране, повышения уровня мобильности трудовых ресурсов и создание новых технологий в области занятости населения.
Основными, по моему мнению, задачами политики занятости выступают:
- снижение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест;
- содействие росту инвестиционной активности,
- создание новых рабочих мест путем проведения институциональных преобразований, селективной, структурной политики и т.д.
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. определяет основные понятия в области занятости населения, а также освещает направления государственной политики занятости населения в России. Подробное описание направлений государственной политики занятости населения отображено на рисунке 1.1.
Направление государственной политики в области регулирования занятости населения
Развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда
Обеспечение равных условий всем гражданам Российской Федерации в реализации прав на добровольный труд и свободу выбора вида занятости
Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемый в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду
Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года ) безработицы
Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы
Объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения
Международное сотрудничество в решении проблем занятости и населения
Рисунок 1.1. - Направление государственной политики в области регулирования занятости населения
Необходимо охарактеризовать основные виды методов государственного регулирования в сфере занятости: активная и пассивная политика.
Активная политика занятости подразумевает, совокупность правовых, организационных и экономических мер, реализуемых государством с целью снижения числа безработицы до её минимального или естественного уровня. Основными способами осуществления данного вида политики являются, мероприятия направленные, на предупреждение и профилактику увольнений работников с целью сохранения рабочих мест, профориентацию, переобучение, повышение квалификации, а также финансирование создания новых рабочих мест, активный поиск и подбор рабочих мест и многие другие. Данный вид политики наиболее важен для государства, так как меры присущие данному типу политики подразумевают возвратность и окупаемость вложенных средств9.
Пассивная политика занятости - это совокупность государственных мер, в первую очередь, нацеленная на сглаживание последствий безработицы.
Данный вид политики осуществляется, с помощью материальной поддержки граждан, признанных безработными (пособие по безработице) и сохранения имеющихся рабочих мест. Данный вид политики занятости ограничивается только помощью безработным
10.
Некоторые исследователи выделяют умеренно-пассивный вид политики, сущность которого заключается в материальной помощи безработным, представленную более полным и разнообразным спектром услуг по поиску и подбору рабочих мест лиц, признанных безработными.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой, дает возможность выделить следующие методы государственного регулирования занятости населения:
- экономические, состоят из налогообложения, льготного кредитования и другие, направленные на создание и сохранение рабочих мест;
- организационные, основаны на создание государственных и негосударственных центров занятости населения; поддержка информационного обеспечения рынка труда, устройство центров многопрофильной поддержки в сфере рынка труда;
- административные, состоящие из совокупности нормативно-правовых актов, направленной на регулирование системы трудовых отношений в государстве11.
Изучение общедоступной информации в сфере рынка занятости населения, дает возможность выделить существование еще одной точки зрения, объясняющей причину безработицы. Сущность данной позиции заключается на утверждении, что безработица выражается как следствие деформации и негибкости на рынке труда. В связи с этим, необходимым является, создание более динамичного и гибкого рынка труда. Одним из методов способным изменить положение в сфере занятости населения, может послужить программный метод.
Основной целью таких программ выступает сокращение или предотвращение возрастания численности безработных. Программа способствования занятости разделяется на три типа: программа общественных работ, профессиональная подготовка для молодежи, помощь безработным.
Изучая занятость населения, нельзя не отметить показатели, характеризующие данную сферу.
Анализируя показатели уровня безработицы, можно отметить не существенные изменения, так уровень безработицы по России составил в 2013 году 5,5 %:, в 2014 году 5,2 %, в 2015 году 5,6 %, в 2016 году 5,5 %. Более благоприятные изменяя, наблюдаются в области занятости населения, так уровень занятости в 2013 году 64,8 %:, в 2014 году 65,3 %, в 2015 году 65,3 %, в 2016 году 65,7%.
Таким образом, можно сделать вывод, что резервы, до этой поры скрытые, и дополнительные ресурсы можно искать в повышении эффективности реализации механизмов регулирования государством занятости населения.