Файл: 2. Исследование основных аспектов правового регулирования в сфере занятости населения в Российской Федерации 25.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в российском законодательстве
1.2 Методы государственного регулирования в сфере занятости населения
2.1. Анализ показателей занятости населения Российской Федерации
2.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
2.3. Подходы к совершенствованию государственной политики занятости населения в Российской Федерации
Рассмотрим конкретные программы по каждому региону и тех, кто является их заказчиком (см. таблицу 2.2.).
Таблица 2.2 – Государственные программы «Содействие занятости населения» в анализируемых регионах
Регион | Наименование программ | Государственные заказчики программы |
Республика Татарстан | «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы» | Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ |
Республика Башкортостан | «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения Республики Башкортостан на 2015-2020 годы» | Министерство труда и социальной защиты Республики Башкортостан |
Пермский край | «Содействие занятости населения Пермского края на 2014-2020 годы» | Агентство по занятости населения Пермского края. |
Самарская область | «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы» | Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области |
Ульяновская область | «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 20142018 годы (Содействие занятости населения, улучшение условий, охраны труда и здоровья на рабочем месте) | Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области) |
Из данной таблицы мы видим, что все государственные программы рассчитаны на среднесрочную перспективу. Стоит отметить, что в Ульяновской области не предусмотрена отдельная программа для регулирования занятости населения, так как эта сфера включается в структуру такой программы, как «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014 - 2018 годы. И координацию данной подпрограммы выделили для такого субъекта деятельности, как агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области.
Стоит отметить, что в Республике Башкортостан изначально была предусмотрена программа «Содействие занятости населения Республики Башкортостан» на 2013-2018 годы, которая утратила свою силу в конце 2014 года. 31 декабря 2014 года Правительство Республики Башкортостан приняло постановление о государственной программе «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан» на 2015 -2020 годы. Если сравнить две программы, то во второй комплекс мер стал шире, а именно появились новые дополнительные меры в регулировании рынка. Соответственно были расширены задачи, мероприятия в подпрограммах.
Инициаторами программ в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Самарской области являются непосредственно министерства, основная деятельность которых направлена на разработку предложений по основным направлениям в сфере труда, занятости и социальной защиты населения. В Пермском крае заказчиком является агентство по занятости населения Пермского края, где основная функция заключена в оказании государственных услуг. В Ульяновской области инициатором является министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия, где основная задача в области социальной поддержки населения - осуществлять в пределах своих полномочий разработку и участие в государственных программ Ульяновской области, а соисполнителем программы является агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов.
Реализация указанных мер направлена на обеспечение приоритетного права на трудоустройство граждан Российской Федерации, что в свою очередь способствует эффективному функционированию рынка труда для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики и повышения уровня жизни населения.
2.3. Подходы к совершенствованию государственной политики занятости населения в Российской Федерации
Сфера занятости относится к числу наиболее важных областей жизнедеятельности человека. В ней складываются базовые условия его существования: происходит трудовая и профессиональная самореализация и формируются доходы, определяющие возможности воспроизводства и уровень жизни. В то же время сфера занятости является местом сосредоточения сложнейших экономических и социальных проблем, количественных и качественных диспропорций, начиная с возможности самого получения рабочего места и заканчивая множественностью и неравнозначностью форм, мест занятости и доходов от них.
В современных условиях необходимо создание современной парадигмы социально-экономической политики в сфере занятости населения, поскольку не только нарастают упомянутые противоречия, но и появляются новые факторы, их усиливающие. Среди этих факторов наиболее важными, на наш взгляд, являются глобализация экономических отношений и социально-трудовой сферы, а также объективная необходимость инновационного развития экономики и обслуживающего ее рынка труда.
Известные концепции занятости исходят из необходимости обеспечения нормального состояния последней в рамках существующей общественно-экономической системы. При этом под нормальным состоянием сферы занятости понимается наличие в обществе такого механизма регулирования, который позволял бы обеспечивать соответствие между спросом на рабочую силу и ее предложением на рынке труда. Такое равновесие выступает как идеальный случай состояния системы занятости.
Для регулирования занятости и снижения уровня безработицы с определенным успехом может использоваться институциональная концепция. Данное концептуальное направление обосновывает необходимость и целесообразность регулирования занятости с помощью институтов, формирующих рынок труда и определяющих поведение отдельных людей и групп в процессе поиска и регулирования занятости. Особенности рынка труда, согласно институциональным подходам, определяются развитием отдельных отраслей
, взаимодействием социальных и профессиональных групп, деятельностью профсоюзов, а также традициями, сложившимися внутри фирм, отраслей, регионов и стран. Большое влияние на происходящие на рынке труда процессы оказывают противоречивые мотивы поведения людей, занятых зарабатыванием и расходованием денег. Институциалисты выдвинули идею государственного регулирования занятости населения на основе страхования от безработицы, заключения соглашений между работодателями и наемными работниками по поводу продолжительности рабочего дня и размеров оплаты труда, социальной защиты безработных и членов их семей на основе пассивной политики регулирования занятости25.
Помимо названных направлений совершенствования для успешного функционирование рынка труда и поддержания баланса между обеспечением стабильности в сфере занятости и ее адаптацией к постоянно меняющимся экономическим условиям и технологическим изменениям, необходимо реализовать комплекс мероприятий направленных на решение следующих задач:
-
Развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост уровня занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, создания новых рабочих мест. -
Создание условий для реализации трудоустройства некоторых категорий работников, испытывающих затруднения в поиске работы, в том числе особых условий - для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.
3. Обеспечение баланса интересов работников и работодателей при осуществлении трудовой деятельности.
4. Определение профессионально-квалификационной структуры потребности работодателей в кадрах на средне- срочную и долгосрочную перспективы.
В целях решения задачи по развитию инфраструктуры рынка труда, созданию новых рабочих мест в области обеспечена стабильная ситуация на рынке труда.
Таким образом, реализация предложенных мер и направлений совершенствования государственной политики занятости населения в Российской Федерации позволит разрешить существующие проблемы в сфере занятости и трудоустройства населения.
Заключение
Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.
Обобщение и анализ различных существующих в российской практике позиций позволяет сформировать представление о занятости населения как социально-экономической категории. С экономической позиции занятость не тождественна труду. Результатом трудовой деятельности является благо (продукция или услуга). Результатом занятости выступает обретение трудоспособным индивидом, желающим трудиться, рабочего места.
Исходя из этого, сущностное определение трудовой занятости может быть сформулировано следующим образом: это социально-экономическое отношение, которое складывается между работодателями и желающими работать трудоспособными индивидуумами по обеспечению последних соответствующими им рабочими местами в целях зарабатывания дохода для удовлетворения потребностей собственных и членов семьи, а также самореализации.
В целях снижения остроты общественных трудностей, вызванных ростом безработицы, и создания условий экономического роста государством, разрабатываются меры противодействия росту безработицы и обеспечения стабильного функционирования рынка труда. Весь комплекс используемых форм и методов при этом подразделяется на две категории: меры активного и пассивного характера.
Активный метод содержит меры, стимулирующие создание новых рабочих мест, увеличение производственных возможностей, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение нетрудоустроенных, привлечение их к активной трудовой деятельности, а также, меры по сохранению занятости на функционирующих предприятиях.
Пассивный метод включает в себя мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное оформление пенсий, обеспечение неоплачиваемых отпусков.
Воздействие направлений и механизмов государственного регулирования в сфере занятости движется по нескольким важнейшим направлениям, таким как: реализация программ по стимулированию повышения уровня занятости и росту числа рабочих мест; реализация программы по подготовке и повышению квалификации рабочих кадров; реализация программ содействия поиску и отбору рабочей силы.