Файл: 2. Исследование основных аспектов правового регулирования в сфере занятости населения в Российской Федерации 25.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты системы государственного управления в сфере занятости населения в Российской Федерации

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в российском законодательстве

1.2 Методы государственного регулирования в сфере занятости населения

1.3 Основные принципы правового регулирования отношений в сфере содействия занятости и защиты от безработицы в конвенциях и рекомендациях МОТ

2. Исследование основных аспектов правового регулирования в сфере занятости населения в Российской Федерации

2.1. Анализ показателей занятости населения Российской Федерации

2.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости

2.3. Подходы к совершенствованию государственной политики занятости населения в Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

2. Исследование основных аспектов правового регулирования в сфере занятости населения в Российской Федерации

2.1. Анализ показателей занятости населения Российской Федерации


Занятые и безработные являются составной частью трудовых ресурсов. Под экономически активным населением подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения по отношению к определённому периоду и включает занятых и безработных.

Вопросы занятости населения являются одной из самых сложных социально-экономических проблем современной России.

Переход к рыночным отношениям сопровождался в стране глубоким экономическим кризисом, охватившим практически все отрасли, массовым банкротством и закрытием предприятий, зачастую являвшихся градообразующими – становление рынка труда происходило в условиях существенного уровня вынужденной незанятости экономически активного населения16.

Охарактеризовано абсолютное уменьшение экономически активного населения, как следствие, снижение занятых в экономике, изменение структуры занятости в пользу отраслей, имеющих рыночный характер, сокращение числа занятых в социальных отраслях и традиционных видах деятельности – обрабатывающих и добывающих отраслях.

Проблема занятости является основополагающей в современном обществе. Занятость характеризует социально-экономическую ситуацию в стране. Существует несколько точек зрения на определение понятия и видов занятости. Занятость можно определить как деятельность населения, связанную с удовлетворением его личных потребностей, а также потребностей общества. Иными словами, занятость – это наличие у граждан доходного занятия, приносящего доход и не противоречащего действующему законодательству.

На рисунке 2.1. приведена динамика численности занятый по полу за период с 2007 по 2017 год.


Рисунок 2.1. – Занятые в экономике в 2007-2017 гг.17
Из рисунка 2.1 можно сделать вывод, что количество занятого населения в России растет. В период с 2007 по 2017 год численность занятых в экономике возросло в 1,2 раза. Значительно увеличилось количество занятых женщин. Например, если количество занятых мужчин увеличилось на 559 тыс. чел., то женщин – на 652 тыс.чел.


Безработицей принято называть социально-экономическое явление, когда определенная часть трудоспособного населения не имеет работы, но активно её ищет.

Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Низкий уровень занятости, в свою очередь, свидетельствует о кризисе в экономике страны, тесно связан с высоким уровнем социальной напряженности и криминогенной обстановкой. Трудовыми ресурсами страны является часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.


Рисунок 2.2 – Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости 2007-2017 гг.18

По рисунку 2.2 можно сказать, что динамика численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости в период с 2007 по 2017 года весьма скачкообразна. Самый пик зарегистрированных безработных наблюдается в 2010 году составлявшая 2147,4 тыс.чел., что со сравнению с 2009 годом увеличилась почти 1,4 раза. Это связано с тем, что в 2009 году в мире начался финансово-экономический кризис, который проявился в виде сильного снижения основных экономических показателей в большинстве стран с развитой экономикой, в том числе и России и повлек за собой большие последствия. Кризис коснулся каждого предприятия и каждого сотрудника, предприятия сокращают рабочий день и рабочие недели. Некоторые компании проводят сокращение персонала. После 2010 года численность безработных стала постепенно снижаться, и в 2017 году составила 895 тыс. чел. А если посмотреть на картину в целом, то за последние 10 лет численность безработных зарегистрированных в службах государственной занятости стало гораздо меньше, с 1742,0 тыс. чел до 895 тыс. чел. Такой разрыв между регистрируемой безработицей – в два раза обусловлен целым рядом причин: первая – бюрократические сложности при регистрации, вторая – низкое пособие по безработице (4900 руб.), третья – небольшие оклады предлагаемых вакансий. Таким образом, несмотря на невысокий

официально регистрируемый уровень безработицы, реальный ее уровень выше и необходимо государственное регулирование безработицы.

Для более комплексного анализа рассмотрим структуру занятости населения по видам экономической деятельности.

Таблица 2.1. – Структура занятости населения по видам экономической деятельности19

 Вид деятельности

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Занятые - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

9,8

9,6

8,6

8,3

8,1

7,6

7,5

7,2

6,8

6,6

6,5

Рыболовство, рыбоводство

0,2

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Добыча полезных ископаемых

1,8

1,7

1,9

1,9

2

2

2

2

2,2

2,1

2,1

Обрабатывающие производства

18,1

18

17,4

16,5

15,3

15,2

15

15

14,8

14,5

14,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3,0

3,1

2,9

3

3,2

3,3

3,2

3,3

3,2

3,3

3,2

Строительство

6,3

6,5

7

7,6

7,1

7,2

7,2

7,4

7,6

7,6

7,6

Оптовая и розничная торговля

15,1

15,3

15,6

15,2

15,2

15,6

15,9

16,1

16,1

16

15,9

Гостиницы и рестораны

2

2

1,9

2,1

2,1

2

2,1

2,1

2,3

2,4

2,5

Транспорт и связь

9,2

9,1

9,4

9,3

9,4

9,3

9,4

9,4

9,5

9,5

9,5

Финансовая деятельность

1,9

1,6

1,8

1,9

1,8

1,9

2

2

2,2

2,2

2,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6,1

6,1

6,3

6,3

6,5

6,5

6,7

6,6

6,8

7

7,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование

7,2

7,1

6,9

7,6

8

8,1

7,7

7,5

7,4

7,3

7,4

Образование

9,1

9

9,1

9,1

9,4

9,4

9,2

9,2

9,2

9,2

9,2

Здравоохранение предоставление социальных услуг

7,1

7,2

7,4

7,4

7,9

7,9

7,9

8

7,9

7,9

7,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных и других услуг

3,1

3,5

3,5

3,7

3,9

3,9

4

3,9

4,1

4,3

4,3


Рисунок 2.3 . - Структура занятости населения по видам экономической деятельности в 2017 году20

Исходя из таблицы 2.1. и рисунка 2.3. можно сделать вывод, что с 2007 по 2017 гг. существенно сократилась доля занятых в сельском и лесном хозяйствах (­32,3 %), что крайне неблагоприятно для агропромышленного комплекса России, а также в обрабатывающих производствах (-20,5%). А в остальные виды экономической деятельности изменялись незначительно. Представленная структура занятости населения России показывает, что наиболее привлекательными для населения являются сферы оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг населению, обрабатывающих производств, транспорта и связи.

Таким образом, согласно представленным данным уровень занятости в России имеет тенденцию к повышению, что является положительным моментом развития экономики страны. Однако, кризисные явления, международные политические конфликты оказывают существенное негативное влияние на российский рынок труда, ощутимо снижая уровень занятости. Резервом сокращения числа безработных может являться модернизация экономики, автоматизация производственных процессов, развитие новых видов деятельности, которые основываются не на физическом здоровье работника, а на умственном. Данный шаг позволит не только увеличить интенсивность производства за счет автоматизации, но и даст возможность заниматься экономической деятельностью людям с ограниченными возможностями.

2.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости


Проблема занятости, оказывающая существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, в наши дни становится неотъемлемой частью современной жизни российских граждан. Занятость населения представляет собой важнейшее направление социально-экономического развития общества, соединяющее в себе социальные и экономические результаты функционирования всей экономической системы. Помимо этого занятость является своеобразным индикатором, который позволяет судить о благополучии страны, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Содействие занятости является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Выделим нормативно-правовую основу государственной политики занятости населения:

1) Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298)21;

2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)22;

3) Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»23;

4) Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666)24.

В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами целью государственной политики занятости является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.

Основные и приоритетные направления государственной политики занятости РФ представлены на рисунке 2.4.

Приоритетные направления государственной политики занятости РФ




Преодоление структурного несоответствия спроса и предложения на рабочую силу





Сокращение доли нелегальной занятости