Файл: 2. Исследование основных аспектов правового регулирования в сфере занятости населения в Российской Федерации 25.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в российском законодательстве
1.2 Методы государственного регулирования в сфере занятости населения
2.1. Анализ показателей занятости населения Российской Федерации
2.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
2.3. Подходы к совершенствованию государственной политики занятости населения в Российской Федерации
Повышение мотивации к труду
Повышение трудовой мобильности
Рисунок 2.4. - Приоритетные направления государственной политики занятости РФ
Достижение цели государственной политики занятости предусматривается посредством решения нескольких задач:
а) повышение гибкости рынка труда;
б) улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
в) развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
г) создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
д) создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.
Далее рассмотрим, какие мероприятия предполагается осуществить государством для осуществления задач государственной политики занятости.
Повышение гибкости рынка труда предполагается достичь за счет осуществления соответствующих мероприятий (рисунок 2.5).
Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере труда и занятости
Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере
Создания условий для продления периода трудовой деятельности
Стимулирование занятости, женщин имеющих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов
Повышение гибкости рынка труда
Создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями
Обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда
Развитие социального партнерства
Расширение практики стажировок молодых специалистов организации
Рисунок 2.5. - Мероприятия для осуществления задачи государственной политики занятости по повышению гибкости рынка труда
Совершенствования нормативно-правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, предполагается производить в том числе с помощью гибких форм, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте.
Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере предполагается за счет более тесной зависимости заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения условий труда на рабочих местах.
Создание условий для продления периода трудовой деятельности предполагается за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и другое).
Расширение практики стажировок молодых специалистов в организациях предполагается с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место. Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности предполагает проведение соответствующих мероприятий (рисунок 2.6.).
Развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций опережающего профобучения
Развитие профессиональной мобильности
Улучшение качества рабочей силы и развитие ее социальной мобильности
Развитие системы профессиональной ориентации
Развитие системы психологической поддержки
Совершенствование национальной системы классификации
Рисунок 2.6. - Мероприятия для осуществления задачи государственной политики занятости РФ по улучшению качества рабочей силы и развития ее социальной мобильности
Совершенствование национальной системы квалификаций предполагает:
а) разработку системы профессиональных стандартов;
б) создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации;
в) осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик;
г) формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения.
Развитие институтов рынка труда, обеспечение роста занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, предусматривается осуществлять путем соответствующих мероприятий (рисунок 2.7.).
Повышение качества предоставления услуга области содействия занятости населения
Развитие системы государственной социальной поддержки безработных граждан
Использование новых ИТ в сфере занятости
Развитие института рынка труда, обеспечения занятости и эффективности использования труда
Создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства о различных регионах России
Разработка новых направлений активной политики занятости населения
Разработка и реализация комплекса мероприятий по содействию внутренней трудовой организации
Рисунок 2.7. - Мероприятия для осуществления задачи государственной политики занятости РФ по развитию института рынка труда, обеспечения занятости и эффективности использования труда
Повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения предполагается на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, а также их взаимодействия.
Реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан предполагается с целью стимулирования их к активному поиску работы.
Разработка и реализация комплекса мероприятий по содействию внутренней трудовой миграции включает совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство.
С
Разработка и реализация мер экономического стимулирования деятельности работодателей по сохранению жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности
оздание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается с осуществлением соответствующих мероприятий (рисунок 2.8.).
Создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность на всем протяжении проф. карьеры
Проведение специальной оценки условий труда
Разработка и реализация программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда
Совершенствование расчета выплаты компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда
Рисунок 2.8. - Мероприятия для осуществления задачи государственной политики РФ по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры
Проведение специальной оценки условий труда предполагается с целью выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности.
Разработка и реализация программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда направленны на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда.
Совершенствование расчета выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда, основанного на статусном (списочном) подходе, к расчету за фактические условия труда производится по результатам специальной оценки условий труда.
Создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров предполагает осуществление соответствующих мероприятий (см. рисунок 2.9.).
Обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы
Формирование в обществе толерантного отношения к мигрантам и трудовой миграции
Упрощение процедур выдачи рабочих вис для высококвалифицированных категорий иностранных граждан
Привлечение иностранной рабочей силы
Организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию
Реализация мероприятий направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов выехавших из страны в связи с поиском работы
Рисунок 2.9. - Мероприятия для осуществления задачи государственной политики РФ по созданию условий для привлечения иностранной рабочей силы
Обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы предполагает:
а) привлечение в зависимости от профессии (специальности);
б) совершенствование механизма выдачи разрешительных документов;
в) расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
Формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам предполагает:
а) создание системы социализации мигрантов;
б) создание условий для их адаптации и обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении трудовых мигрантов.
Организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию предполагает, что они будут способствовать профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Для того чтобы проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы с каждым годом не обострялись на федеральном, региональном и муниципальном уровнях разрабатываются и принимаются государственные программы в сфере занятости населения.
Государственная программа - это система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Стоит отметить, что государственные программы позволяют максимально сосредоточить финансовые, материальные, трудовые ресурсы на достижении конкретных результатов, эффективно использовать каждый бюджетный рубль, который выделен на достижение рациональной занятости населения.
В рамках данной работы проанализирован перечень информаций государственных программ, которые реализуются в каждом регионе, а именно в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Пермском крае, Самарской области, Ульяновской области, по следующим показателям: сроки реализации, государственные заказчики программы, направленность программ, финансирование и ожидаемые результаты.