Файл: Учебнометодический комплекс конституционное право уровень основной образовательной программы Бакалавриат.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 657

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств

Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий

7.1. Семинарские и практические занятия для студентов очной формы обучения

7.2. Семинарские и практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения

7.3. Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения

Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC)

8.1.Очная форма обучения

8.2. Очно-заочная форма обучения

8.3 Заочная форма обучения

Раздел 9. Письменные работы и методические указания студентам по их написанию

9.2. Выбор студентами тем курсовых работ

9.3. Требования к оформлению курсовой работы

9.4. Требования к структуре курсовой работы

9.5. Требования к содержанию курсовой работы

Карл, граф Валуа

Эдуард III английский

Раздел 11. Источники

12. Глоссарий (словарь)

Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий

7.1. Семинарские и практические занятия для студентов очной формы обучения



Семинар №1 Предмет, источники и система конституционного права – 2 часа

Цель и задачи: Изучить объект, предмет и методологию конституционного права как юридической науки.

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права и как правовой науки.

2. Конституционно-правовые нормы и отношения: понятие, виды, особенности в зарубежных странах.

3. Источники конституционного : понятие, особенности, система

4. Методология конституционного права

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему « Место и роль Конституционного права в системе наук»

Номера задания по практикуму: 1-3

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163

.

Семинар №2. Понятие и виды конституций – 4 часа.*

Цель: определить сущность, содержание и значение Конституций .

Задачи: - проанализировать этапы конституционного развития

- понять, юридические свойства и природу конституций

- рассмотреть содержание и реализацию конституционных норм

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и сущность конституций .

2. Основные юридические свойства и функции конституций.

3. Порядок принятия и изменения конституций.

4. Виды конституций.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему « Становление и развитие Конституционного процесса»
Практикум: задания 4-5

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163


Семинар №3. Основы правового статуса личности в конституционном праве – 4 часа*

Цель: усвоить понятие “конституционный статус личности” и его основных институтов

Задачи: - изучить основные способы приобретения и утраты гражданства

-выявить условия и средства, которыми обеспечивают реализацию прав и свобод

- сравнить однотипные права и свободы и их реализацию в различных государствах

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и юридическая сущность гражданства (подданства) в зарубежных странах.


2. Основные способы приобретения и прекращения гражданства (подданства) по законодательству зарубежных стран.

3. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, их юридические свойства.

4. Конституционные гарантии реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на темы:

«Правила Миранды» США.

Сравнительный анализ способов приобретения гражданства России, США, Франции, Швеции, Ирана.
Практикум: задания 6-9

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163


Семинар №4. Конституционно-правовые основы общественного строя – 3 часа.

Цель: усвоить понятия «государственный строй», «общественный строй», «конституционный строй».

Задачи: - уяснить понятие конституционализм на примере зарубежных подходов

- выявить правовые аспекты конституционализма

- усвоить конституционные нормы, определяющие экономические, политические и социальные основы общественного строя

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и структура общественного строя в зарубежных странах, его характерные черты.

2. Политическая система общества. Конституционное закрепление статуса и основных элементов и компонентов политической системы современного зарубежного общества.

3. Социально-экономические основы общества в зарубежных странах.

4. Конституционное закрепление основных институтов гражданского общества в зарубежных странах.

Темы докладов:

Конституционные гарантии судебной защиты основных прав и свобод человека в зарубежных странах.

Практикум: задания 10-15

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163



Семинар №5. Конституционно-правовой статус политических институтов – 3 часа

Цель: изучить понятие и сущность основных политических институтов

Задачи: - рассмотреть юридическую природу, особенности норм данного института

- раскрыть содержание конституционных норм, описывающих политические институты

- обсудить особенности политических институтов в государствах с различными правовыми системами

Вопросы к обсуждению:

  1. Понятие и конституционно-правовые признаки политических партий за рубежом.

  2. Основные виды политических партий.

  3. Виды (модели) политических систем современного зарубежного общества. Тенденции развития современных политических систем.

  4. Основные виды партийных систем.


Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Классификация партийных систем – основные подходы»

Практикум: задания 16-20

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163



Семинар №6. : Формы государства в конституционном праве – 4 часа*

Цель: уяснить разнообразие форм государства

Задачи:- раскрыть содержание поликратических, монократических и сегментарных форм государства

- выявить особенности форм правления

- рассмотреть особенности государственного устройства

- обсудить тенденции и перспективы развития политических режимов

Вопросы к обсуждению:

1. Монархия как форма правления, историческая эволюция монархии. Виды монархий и их основные черты.

2. Форма правления - республика. Основные черты и особенности президентской, парламентской и иных видов современных президентских республик.

3. Федеративное устройство государств. Правовое положение федерации и ее субъектов. Распределение компетенции между федерацией и ее субъектами.

4. Унитарные государства. Автономия в различных странах. Правовое положение административно-территориальных единиц.

5. Демократический политический режим: понятие, признаки, сущность. Виды демократических режимов.

6. Недемократические политические режимы: понятие, признаки, сущность. Виды недемократических режимов.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Взаимоотношение элементов формы государства в разных странах»

Практикум: 21-25

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163


Семинар №7 Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива в конституционном праве – 3 часа.

Цель: усвоить способы формирования органов государственной власти, их характерные черты, конституционные принципы

Задачи: - вывить особенности избирательного процесса

- обсудить принципы организации и проведения выборов представительных (законодательных) органов государственной власти

- рассмотреть особенности подведения итогов выборов и распределения депутатских мандатов

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие избирательного права. Основные принципы избирательного права, их сущность и значение.


2. Порядок организации и проведения выборов . Избирательный процесс: сущность основных стадий.

3. Понятие и виды избирательных систем.

4. Понятие референдума. Правовое регулирование порядка проведения референдумов.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Проявление избирательной системы при формировании представительных органов государственной власти»

Практикум: задания 26-28

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163


Семинар № 8. Законодательная власть: парламент – 4 часа*

Цель: уяснить виды, структуру и компетенцию представительных органов

Задачи: - обсудить понятие «парламент» и «парламентаризм» их соотношение

- рассмотреть функции и структуру парламентов

- выявить особенности компетенции представительных органов

Вопросы к обсуждению:

1. Парламент и парламентаризм . Место парламента в государственном механизме.

2. Структура, функции и полномочия парламентов.

3. Конституционный статус депутата парламента. Парламентский иммунитет и индемнитет.

4. История становления и развития парламентаризма.

5. Законодательный процесс – общее и особенное.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Эволюция роли парламента в системе органов государственной власти»

Практикум: задания 29-32

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163


Семинар №9 Исполнительная власть: глава государства и правительство – 3 часа.

Цель: уяснить место главы государства в системе органов государства и его конституционно-правовой статус

Задачи: - обсудить историю становления института президента

- рассмотреть правовой статус главы государства при различных формах правления

- проанализировать взаимодействие главы государства и правительства при различных формах правления

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие института главы государства , его место и системе государственных органов.

2. Глава государства - монарх, его правовой статус. Глава государства - президент. Модели президентского правления.

3. Правительство, его юридическая природа.

4. Порядок формирования, структура и компетенция правительства .

5. Министерства и ведомства, их место в системе органов государственного управления.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти в государствах с разными формами правления»


Практикум: задания 33 - 38

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163


Семинар №10 Судебная власть – 3 часа.

Цель: уяснить систему органов осуществляющих конституционный контроль

Задачи:- обсудить понятия конституционный контроль и надзор

- определить какие органы государственной власти осуществляют конституционный контроль, а какие надзор

- рассмотреть структуру судебной системы

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и сущность конституционного контроля и надзора.

2. Органы конституционного контроля : порядок формирования, состав, полномочия.

3. Судебная система

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Основные принципы правосудия – общее и особенное в разных странах»

Практикум: задания 39- 41

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163


Семинар №11 Местное (муниципальное) самоуправление и управление – 2 часа.

Цель: определить сущность и уровни местного управления и самоуправления

Задачи: - изучить правовые основы организации местного управления и самоуправления

- рассмотреть разновидности систем муниципального управления и самоуправления в за рубежных государствах

- уяснить порядок формирования, состав, срок полномочий, акты, ответственность органов местного управления и самоуправления

Вопросы к обсуждению:

1. Организация местного управления. Виды и полномочия государственных органов местного управления.

  1. Органы местного самоуправления - выборные представительные органы населения. Правовая и финансовая база деятельности органов местного самоуправления

  2. Системы местного управления и самоуправления

  3. Порядок формирования, состав, срок полномочий, акты, ответственность органов местного управления и самоуправления

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Становление и развитие конституционно – правового института местного самоуправления»

Практикум: 42 - 45

Источники:

  • обязательные: 1-11

  • дополнительные: 119, 159, 163


Семинар №12 Предмет, источники, система конституционного права России – 2 часа

Цель: уяснить, чем обусловлена ведущая роль конституционного права