Файл: Учебнометодический комплекс конституционное право уровень основной образовательной программы Бакалавриат.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 643
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий
7.1. Семинарские и практические занятия для студентов очной формы обучения
7.2. Семинарские и практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения
7.3. Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения
Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC)
8.2. Очно-заочная форма обучения
Раздел 9. Письменные работы и методические указания студентам по их написанию
9.2. Выбор студентами тем курсовых работ
9.3. Требования к оформлению курсовой работы
9.4. Требования к структуре курсовой работы
Примечания к табл. 4:
-
Знаком «+» обозначен соответствующий компонент компетенции, оцениваемый указанным в таблице оценочным средством. Уровень освоения студентами компонентов компетенций оценивается отметкой в журнале Учета занятий студентов «зачтено» или «незачтено». -
Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов по дисциплине, предусмотренный планом семинарских и практических занятий, осуществляется на всех аудиторных семинарских и практических занятиях, независимо от проведения оценочных процедур.
3.2. Описание образовательных и оценочных технологий и методические рекомендации преподавателям по их реализации
-
3.2.1.Оценка знаний, умений и навыков студентов на семинарских и практических занятиях.
Текущий контроль представляет собой регулярно осуществляемую проверку усвоения учебного материала. Данная оценка предполагает систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также необходимость балльной оценки успеваемости студента.
Семинарские и практические занятия , как правило, должны проводиться в активном и интерактивном режиме. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на всех семинарских и практических занятиях по всем формам обучения в соответствии с целями и задачами занятия. Контроль может проводиться в начале, в ходе отработки основной части и в заключительной части занятия.
Контроль, проводимый в начале занятия, имеет целью проверку качества самостоятельной работы студентов по соответствующей теме практического занятия, а также усвоения основных положений ранее пройденного учебного материала, необходимых для усвоения вопросов данного занятия.
Контроль, проводимый в ходе основной части занятия, должен обеспечить проверку не только хода и качества усвоения учебного материала, но и развитие у студентов творческого мышления.
Контроль, проводимый в заключительной части занятия, осуществляется в случаях, когда оценку качества усвоения материала можно дать после его полного изложения.
Планы семинарских и практических занятий предусматривают перечни вопросов к обсуждению , подготовку докладов и сообщений студентов по темам занятий, решение практических задач и тренинги.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется преподавателем по пятибалльной шкале с выставлением оценки в журнале учета занятий.
3.2.2. Оценка выполнения студентами письменных (контрольных) работ.
Контрольная работа проводится после изучения каждой части программы (три контрольных работы по дисциплине для студентов очной и очно-заочной форм обучения, и одна контрольная работа по всем трем частям дисциплины для студентов заочной формы обучения). Контрольная работа является индивидуальной для каждого студента, состоит из двух вопросов по приведенной ниже примерной тематике, которая может быть дополнена преподавателем. Контрольная работа проводится на практическом занятии в течение 20 минут с выставлением оценки в журнале «зачтено» или «незачтено».
Примерная тематика письменных (контрольных) работ
-
Акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники -
конституционного права Российской Федерации. -
Акты Президента Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. -
Верховенство федерального закона в Российской Федерации. -
Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской -
Федерации. -
Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме -
государства. -
Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации. -
Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект. -
Гарантии прав личности в конституционном праве Российской Федерации и международном праве. -
Гармонизация правовой базы обеспечения безопасности Союзного государства Беларуси и России. -
Государственно-правовые проблемы языка в Российской Федерации. -
Депутатские (парламентские) слушания в Российской Федерации. -
Единство Российского государства: проблемы конституционной теории и практики. -
Законодательное регулирование правового статуса, правоприменительной и нормотворческой деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. -
Законодательный процесс в европейских государствах: Россия, Германия, Австрия, Швейцария. -
Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. -
Законотворчество субъектов Российской Федерации. -
Закрепление принципов организации и системы органов государственной власти в уставном законодательстве области как субъекте Российской Федерации. -
Запреты и ограничения в конституционном праве. -
Защита конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность в России: опыт, проблемы, перспективы. -
Защита конституционных прав человека на честь и достоинство от посягательств в компьютерной сети "Интернет". -
Защита прав человека конституционными судами субъектов федеративных государств. -
Защита права на объединение в Конституционном Суде Российской Федерации. -
Злоупотребления правом в избирательном процессе. -
Избирательные споры: понятие, структура, порядок рассмотрения. -
Индивидуальная жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации. -
Институт гражданства в системе конституционно-правового регулирования миграционных отношений. -
Институт отрешения от государственной должности в России. -
Институт правительственной ответственности в России. -
Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации. -
Институт президента в Российской Федерации. -
Институт роспуска представительного органа государственной власти в России. -
Институт федерального вмешательства как чрезвычайный механизм обеспечения конституционного правопорядка на территории федеративного государства: сравнительно-правовой анализ. -
Институты парламента в российско-белорусской интеграции. -
Институционализация органов государственной власти Российской Федерации. -
Исполнение решений конституционных судов: вопросы теории и практики. -
Источники конституционного права Российской Федерации. -
Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации. -
Конституционная ответственность в Российской Федерации, ее стадии. -
Конституционная ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации. -
Конституционное законодательство Российской Федерации и республик на этапе деволюционного федерализма. -
Конституционное обеспечение вертикального разделения властей в Российской Федерации. -
Конституционное право граждан на жилище. -
Конституционное право граждан на медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации. -
Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия. -
Конституционное право граждан на доступ к информации. -
Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации. -
Конституционное право на тайну сообщений как элемент института неприкосновенности частной жизни. -
Конституционное право частной собственности гражданина на землю: проблемы теории и судебной защиты. -
Конституционно-правовая защита прав человека в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера. -
Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. -
.Конституционно-правовое обеспечение формирования системы органов законодательной и исполнительной власти. -
Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма. -
Конституционно-правовое регулирование информационной безопасности личности. -
Конституционно-правовое регулирование мандата депутата современного парламента. -
Конституционно-правовое регулирование референдум. -
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации. -
Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий. -
Конституционно-правовое регулирование экономических прав граждан. -
Конституционно-правовое содержание института свободы вероисповедания. -
Конституционно-правовой механизм обеспечения реальности конституционных принципов правосудия. -
Конституционно-правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения и механизм его реализации. -
Конституционно-правовой статус общественных объединений в современной России. -
Конституционно-правовые основы государственного иммунитета. -
Конституционно-правовые основы государственной молодежной политики. -
Конституционно-правовые основы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. -
Конституционно-правовые основы участия политических партий в формировании органов государственной власти. -
Конституционные основы региональной политики -
Конституционные принципы как основа самостоятельности судебной власти. -
Конституция Российской Федерации в свете основных тенденций развития современной правовой культуры. -
Нравственность как объект конституционно-правовой защиты. -
Ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: теория и практика. -
Правовой статус коренных малочисленных народов. -
Правовые акты в процессе осуществления конституционного правосудия. -
Правовые позиции в конституционном судопроизводстве и проблемы применения международно-правовых норм. -
Принцип субсидиарности в конституционном праве. -
Пропорциональная избирательная система: российский и зарубежный опыт. -
Российский конституционализм: история и современность. -
Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России.
3.2.3. Оценка самостоятельной работы студентов (СРС).
Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения и организуется в соответствии с разделом 6 УМК. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом семинарском и практическом занятии (кроме студентов заочной формы обучения, для которых контроль СРС организуется перед зачетно- экзаменационной сессией . Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно - экзаменационной сессии.
3.2.4. Тестирование по результатам изучения тем №№ 1 – 10 и тем №№ 11 – 22 дисциплины
Данное тестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами изученных тем ,а также знаний и умений , предусмотренных компетенциями, и проводится раздельно (т.е два тестирования) по темам №№ 1 – 10 дисциплины и темам №№ 11 – 22 . Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях в течении 20 минут .
В качестве оценочных фондов для тестирования используются тесты, приведенные в разделе «Практикум» настоящего УМК. Преподаватель вправе дополнить перечень указанных тестов.
Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами (8-10 тестовых заданий ) и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении 20 минут преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка «зачтено» или «незачтено» .
3.2.5. Итоговый и промежуточный контроль
Для студентов очного отделения учебный курс рассчитан на два семестра. В конце первого семестра студенты сдают зачет, в конце второго семестра изучения студенты сдают экзамен по всему курсу конституционного права.
Экзамен — это «проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету», своеобразный итоговый рубеж изучения чего либо, позволяющий лучше определить уровень знаний, полученный обучающимися.
Экзамен по конституционному праву, как и по любому другому предмету, призван выполнять три основные функции — обучающую, воспитательную и оценивающую. Обучающая функция реализуется в том, что испытуемый дополнительно повторяет материал, пройденный за время изучения определенной дисциплины, знакомится с вопросами, не изложенными на лекциях и семинарских занятиях, исследует новую учебную и научную литературу, более детально прорабатывает широкий круг нормативных актов. Воспитательная функция экзамена позволяет стимулировать развитие у студентов таких качеств, как трудолюбие, добросовестное отношение к делу, самостоятельность, целеустремленность, тяга к знаниям и справедливости. Оценивающая функция экзамена состоит в том, что он призван выявить уровень полученных в результате изучения предмета знаний учащихся.
Для успешной сдачи экзамена по Конституционному праву студенты должны помнить следующее:
-
ко всем основным понятиям и категориям конституционного права, указанным в планах семинарских занятий, нужно знать определения, которые необходимо понимать и уметь пояснять; -
при подготовке к экзамену рекомендуется помимо лекционного материала и данного пособия, прочитать еще несколько учебников по дисциплине, дополнительные источники и нормативные акты, предложенные для изучения по конституционному праву в списке литературы настоящего пособия; -
семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценки на экзамене;
При оценивании знаний студентов по конституционному праву преподаватель руководствуется, прежде всего, следующими критериями:
-
правильность ответов на вопросы; -
полнота и лаконичность ответа; -
умение толковать и применять нормативные акты; -
способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; -
наличие навыков дачи качественных юридических заключений и консультаций; -
возможность вскрытия и установления нарушений конституционного законодательства; -
ориентирование в конституционно-правовой литературе; -
способность принимать решения по конституционно-правовым вопросам в точном соответствии с законодательством; -
знание основных проблем конституционного права; -
понимание значимости конституционного права; -
логика и аргументированность изложения; -
культура ответа.
Таким образом, при проведении экзамена преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.
Экзамен служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам экзамена выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо»,«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Экзаменационные билеты включают в себя два вопроса. Перечень вопросов к экзамену изложен ниже.
Критерии оценки знаний
Оценка определяется следующими составляющими:
-
результатами ответа на 1-й вопрос; -
результатами ответа на 2-й вопрос; -
результатами ответов на дополнительные вопросы.
При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.
Результаты экзамена оцениваются:
«отлично» - при наличии у студента глубоких, исчерпывающих знаний, грамотном и логически стройном построении ответа по следующим направлениям дисциплины:
-
освоение теоретических положений конституционного права -
глубокое знание методологических положений нормативно – правового анализа конституционных актов; -
применение полученных знаний для решения практических задач.
«хорошо» - при наличии твердых и достаточно полных знаний, логически стройном построении ответа при незначительных ошибках по направлениям, перечисленным при оценке «отлично».
«удовлетворительно» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов по изложенным выше вопросам.
«неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов по вопросам изучаемой дисциплины.
Оценка выставляется в экзаменационной ведомости
3.3 Примерные вопросы для подготовки к зачету
-
Конституционное право как отрасль права . -
Конституционно-правовые нормы : понятие и особенности. -
Система конституционного права. -
Источники конституционного права . -
Основные тенденции развития конституционного права на современном этапе. -
Конституция: понятие, сущность, юридическая природа. -
Классификация конституций . -
Форма и структура конституций. -
Способы принятия конституций . -
Способы изменения конституций . -
Конституционный строй как институт конституционного права. -
Формы правления. Классификация форм правления. -
Монархия: понятие и виды. -
Республиканская форма правления в современных. -
Президентская республика: понятие, основные признаки. -
Парламентарная республика: понятие, основные признаки. -
Полупрезидентская (смешанного типа) республика. -
Формы государственного устройства . -
Автономия: понятие и виды. -
Политические режимы в конституционном праве. -
Институты гражданского общества. -
Партийные системы. -
Принцип разделения властей – основа построения системы органов государственной власти . -
Основы правового положения статуса личности. -
Способы конституционного формулирования прав и свобод. -
Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина. -
Политические права и свободы граждан. -
Социально-экономические права и свободы человека и гражданина. -
Конституционно-правовое регулирование гражданства . -
Конституционные обязанности человека и гражданина. -
Конституционно-правовые гарантии прав и свобод граждан. -
Представительная и непосредственная демократия: формы реализации. -
Референдум в конституционном праве. -
Избирательное право: понятие и принципы. -
Организация и порядок проведения выборов -
Мажоритарная избирательная система -
Пропорциональная избирательная система -
Конституционный статус главы государства -
Компетенция главы государства -
Структура и порядок формирования парламентов -
Статус депутатов -
Полномочия парламента -
Законодательный процесс. -
Порядок формирования и структура правительства -
Компетенция правительства -
Конституционный надзор. -
Судебная власть -
Местное самоуправление -
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации; его место в системе права Российской Федерации. -
Конституционно-правовые нормы и институты. -
Конституционно-правовые отношения, их субъекты. -
Система конституционного права Российской Федерации: понятие и структурные элементы. -
Источники конституционного права Российской Федерации. -
Основные этапы конституционного развития России. -
Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права: понятие, юридические свойства, сущность. -
Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности содержания, и структура. -
Суверенитет народа и формы его проявления. -
Основы конституционного строя Российской Федерации как институт конституционного права. -
Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации. -
Российская Федерация – демократическое государство. Институты представительной и непосредственной демократии. -
Конституционно-правовое регулирование референдума Российской Федерации. -
Российская Федерация - правовое государство: понятие и признаки. -
Россия – федеративное государство: общая характеристика. -
Российская Федерация – социальное государство.