Файл: кубанский государственный университет (фгбоу во КубГУ) Факультет физикотехнический Кафедра физики и информационных систем.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.4 Интерпретация результатов
Анализируя результаты исследования, можно заметить следующее:
Так, у большинства испытуемых после шумового воздействия значения параметра ЧСС (таблица 1) значительно увеличивалось – до 10 уд/мин. У других же испытуемых изменения были незначительными (1-3 уд/мин.).
Аналогичные изменения (таблица 2) наблюдались и при измерении частоты дыхательных сокращений.
Практически у всех испытуемых, после воздействия шумовых помех, наблюдалось состояние напряженности, преобладания возбуждения в ЦНС, наличие отрицательных эмоций.
У большинства группы объем внимания снизился не сильно, но значительно возросло количество ошибок, то есть понизилась концентрация внимания. По итогам эксперимента, так же заметно, что объем кратковременной памяти очень сильно снизился.
По результатом опросника «САН» во втором этапе, можно сделать вывод, что у большинства из испытуемых снизилось самочувствие и ухудшилось настроение (рисунок 5). Что свидетельствует о воздействии факторов внешней среды, наличии раздражителя, а именно шума. Больше всего (у всех испытуемых) упал уровень активности.
Результаты эксперимента свидетельствуют, что даже относительно небольшое шумовое воздействие вызывает повышение частоты дыхания и частоты сердечных сокращений, а также влияет на трудовую деятельность человека. Анализируя результаты исследований, можно с уверенностью сказать, что гипотеза, предположенная в начале выпускной квалификационной работы, подтверждена и доказана экспериментальным способом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные результаты выпускной квалификационной работы состоят в следующем:
-
Рассмотрены и изучены физические параметры сенсорных стимуляций значимых для функционального состояния человека. Рассмотрены методы сенсорных стимуляций; -
Были исследованы различные способы методов воздействий на человека звуковой сенсорной системы. Изучено влияние процессов воздействия сенсорной стимуляции на функциональное состояние человека. Результаты, которые дают проведенные исследования, в данном проекте, подтверждают теорию о том, что шум является ядом для человека. Из-за его воздействия снижается уровень ряда важных характеристик человека; -
Научной и практической ценностью данной работы является наиболее удобный и рациональный подход к решению задач, связанных с психофизиологией, медициной, физиологией и другими направлениями в биологии. Данные задачи позволяют охватить большое количество рассматриваемых признаков; -
Выполнение выпускной квалификационной работы позволило достичь следующих компетенций:
– способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (изучение и анализ собранной информации в период написания выпускной квалификационной работы) (ОК-1);
– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (изучение работ и исследований других авторов, связанных с тематикой выпускной квалификационной работы) (ОК-2);
– способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (овладела данной способностью во время обучения) (ОК-3);
– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (овладела данной способностью во время обучения )(ОК-4);
– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (подготовка материала для тестирования исследуемой группы) (ОК-5);
– способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (сбор материалов, работа и общение с исследуемой группой) (ОК-6);
– способность к самоорганизации и самообразованию (изучение материалов, их анализ и умение применять знания в квалификационной работе) (ОК-7);
– способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности (овладела данной способностью во время обучения) (ОК-8);
– способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайной ситуации (овладела данной способностью во время обучения) (ОК-9);
– способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (изучение параметров сенсорных стимуляций) (ОПК-1);
– способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий физико-математический аппарат (при проведении экспериментальной части, был использован соответственный физико-математический аппарат) (ОПК-2);
– способность решать задачи анализа и расчета характеристик электрических цепей (овладела данной способностью во время обучения) (ОПК-3);
– готовность применять современные средства выполнения и редактирования изображений и чертежей и подготовки конструкторско-технологической документации (обработка и анализ полученных данных проводились при помощи современных средств редактирования) (ОПК-4);
– способность использовать основные приемы обработки и представления экспериментальных данных (данная способность была получена при проведении экспериментальной части работы и анализе полученных данных) (ОПК-5);
– способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (все полученные данные обрабатывались и хранились с использованием компьютерных технологий) (ОПК-6);
– способность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (овладела данной способностью во время обучения) (ОПК-7);
– способность использовать нормативные документы в своей деятельности (овладела данной способностью во время обучения) (ОПК-8);
– способность использовать навыки работы с компьютером, владеть методами информационных технологий, соблюдать основные требования информационной безопасности (овладела способностью во время подсчетов данных, полученных в экспериментальной части) (ОПК-9);
– готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (овладела данной способностью во время обучения) (ОПК-10);
– способность выполнять эксперименты и интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений (способность получена во время проведения экспериментальной части проекта) (ПК-1);
– готовность к участию в проведении медико-биологических, экологических и научно-технических исследований с применением технических средств, информационных технологий и методов обработки результатов (исследование влияния звукового воздействия сенсорной стимуляции на функциональное состояние человека, а также изучение и применение методов стимуляций) (ПК-2).
– готовность формировать презентации, научно технические отчеты по результатам выполненной работы
, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (по результатам выпускной квалификационной работы, была оформлена презентация и доклад для защиты) (ПК-3);
– способность организовывать работу малых групп исполнителей (способность достигнута при выполнении экспериментальной части) (ПК-12);
– готовность учитывать в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет) и установленной отчетности по утвержденным формам (теоретическая часть, рисунки и графики выполнены по утвержденной форме) (ПК-13);
– готовность выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (овладела данной способностью во время обучения) (ПК-14);
– готовность составлять заявки на запасные детали и расходные материалы, а также на проверку и калибровку аппаратуры (овладела данной способностью во время обучения) (ПК-15);
– способность разрабатывать инструкции для персонала по эксплуатации технического оборудования и программного обеспечения биомедицинских экологических лабораторий (овладела данной способностью во время обучения) (ПК-16);
– способность владеть методами профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений (овладела данной способностью во время обучения) (ПК-17);
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Бундзен, П. В., Коротков К. Г. Психофизический потенциал спортсменов олимпийского резерва / П. В. Будзен, К. Г. Коротков. – Орел, 2004. – 42–61 с. -
Москвин, В. А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования / В. А. Москвин. – Москва, 1988. – 116–120 с. -
Москвин, В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий / В. А. Москвин. – Москва: Изд-во МГУ, 2002. – 288 с. -
Хомская, Е. Д., Ефимова, И. В., Будыка, Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка. – Москва: Рос. пед. агентство, 1997. – 282 с. -
Данилова, Н. Н. Психофизиология: Учебник / Н. Н. Данилова. – Москва, 2012. – 368 с. -
Ляско, Е. Е., Нздрачев, А. Д. Психофизиология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. Е. Ляско, А. Д. Ноздрачев. – Москва: ИЦ Академия, 2012. – 336 с. -
Голуб, Я. В., Жуков, В. М. Медико-психологические аспекты применения светозвуковой стимуляции и биологически обратной связи / Я. В. Голуб, В. М. Жуков. – Москва,2007. – 97 с. -
Москвин, В. А. Использование метода светозвуковой стимуляции в психокоррекционной и учебной деятельности / В. А. Москвин, А. В. Патрушев // Материалы III Международной научно-практической конференции «Развитие научного наследия А. Р. Лурия в отечественной и мировой психологии». – Москва, Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2007. – 163 с. -
Косицкий, Г. И. Физиология человека: Учебник для вузов / Г. И. Косицкий. – Москва: Альянс, 2015. – 544 с. -
Murphy G. Psychology in the Year 2000 / G. Murphy // American Psychologist. – 1969. – Vol. 24. – P. 523–530. -
Siever, D. The rediscovery of audio-visual entrainment technology. Comptronic devices limited / D. Siever. – Edmonton, Alberta, Canada. – 1997. – P. 130–132. -
Габирян, С. А. Школа памяти / С. А. Габирян. – Москва, 1992. – 95 с. -
Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. –Москва: Просвещение, 2004. – 276 с. -
Денисов, Э. И., Прокопенко, Л. В., Степанян, И. В. Громкость и вредность шума: феноменология, измерение и оценка. Гигиена и санитария / Э. И. Денисов, Л. В. Прокопенко, И. В. Степанян. – Москва, 2009. – 26с. -
Лычева, О. А. Механизм действия городского шума на гиперчувствительность немедленного типа. Современные проблемы науки и образования / О. А. Лычева. – Тольятти, 2012. – 101 с. -
Денисов, Э. И., Чесалин, П. В. Неспецифические эффекты воздействия шума. Гигиена и санитария / Э. И. Денисов, П. В. Чесалин. – Москва, 2007. – 54 с. -
Дмитриев, Д. А, Индейкина, О. С. Изучение влияния уровня чувствительности к шуму на характер эмоциональной реакции при прослушивании различных звуковых стимулов / Д. А. Дмитриев, О. С Индейкина. – Чебоксары, 2012. – 43 с. -
Колесников, С. А. Биология. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / С. И. Колесников. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2016. – 592 с. -
Бреслав, И. С., Ноздрачев, А. Д. Регуляция дыхания: висцеральная и поведенческая составляющие. Успехи физиологических наук / И. С. Бреслав, А. Д. Ноздрачев. – СПб.: Питер, 2007. – 26-45 с. -
Александрова, Н. П., Бреслав, И. С. Дыхательные мышцы человека: три уровня управления. Физиология человека / Н. П. Александрова, И. С. Бреслав. – СПб.: Питер, 2009. – 103-111 с. -
Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 583 с. -
Римская, Р. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский. – Москва: АСТ-Пресс, 2007. – 404 с. -
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1989. – 720 с. -
Венгер, Н. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Н. А. Венгер. – Москва: Педагогика, 1986. – 224 с. -
Шаталов, В. В. Память и возможности ее развития / В. В. Шаталов. – Киев, 1997. – 120 с. -
Флорес, Ц. Хрестоматия по общей психологии / Ц. Флорес. – Москва: Изд-во МГУ, 1979. – 605–607 с. -
Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – Москва: Прогресс, 1977. – 413 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1 – Опросник самочувствия, активности, настроения
1. Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3. Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4. Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5. Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6. Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7. Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8. Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9. Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10. Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11. Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12. Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13. Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14.Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15. Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16. Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17. Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18. Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19. Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20. Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21. Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22. Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23. Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24. Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25. Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый |
26. Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27. Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28. Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29. Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30. Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |