Файл: кубанский государственный университет (фгбоу во КубГУ) Факультет физикотехнический Кафедра физики и информационных систем.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В кратковременную память любой материал поступает только после того, как человек обратит внимание на нужную ему информацию. Как и в других типах памяти, в кратковременной памяти тоже все довольно индивидуально, например, объем памяти. Но человечество придумало специальные формулы для измерения такой величины. Все было бы хорошо, но у памяти имеется не самая хорошая способность – это свойство замещения. В один прекрасный момент объем памяти у любого человека переполняется, время заполнения индивидуально для каждого. Но когда это происходит, новая информация вынуждена заместить часть другой информации, давно хранящейся в источнике. В итоге, старая информация может быть потеряна навсегда.
Представленная выше память играет важную роль в жизни каждого из нас. С ее помощью человек научился перебирать огромный поток нового материала. Благодаря этой памяти ненужная информация «удаляется», а важная часть изучаемого материала остается.
Существует еще оперативная память. Очень интересный вид памяти. Он рассчитан на запоминание нужного материала, но только на определенный период времени или до конкретного срока. Такой период может начинаться с пары секунд и длиться несколько дней. Естественно, что по истечении данного срока, большая часть информации безвозвратно стирается.
Данный тип памяти считается как бы переходным. И это очень интересно, ведь он включает в себя элементы как кратковременной, так и долговременной памяти.
Долговременная память. Уж эта память, как понятно из ее формулировки, направлена на хранение любого материала, не зависимо от срока запоминания. Нужная информация сохраняется на неограниченный срок. Особенностью такой памяти является то, что информация, поступающая в сознание человека, запоминается, усваивается не сразу, а через какое-то время. Человек обязан уметь переключать свое внимание с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Один процесс не может существовать без другого, но механизм действия у них абсолютно разный. Порой, человеку очень важно быстро запомнить большой объем информации. Все что нужно сделать для этого, так это то, что изучаемый материал нужно как можно чаще подвергать воспроизведению. И если отточить данный процесс, то человеку будет подвластно вспомнить любой, ранее изученный материал, только при помощи усилия воли. Вроде бы все понятно, но хочется подметить интересный и малоизвестный факт. Качество памяти недопустимо оценивать по показателям интеллектуальной деятельности. В современном мире,
встречаются слабоумные люди, долговременная память которых просто феноменальна.
Итак, говоря о механизмах памяти, мы подошли к важной части.
Выделим главные процессы памяти:
-
Запоминание. Данный процесс возникает при каких-либо изменениях в нервных сплетениях коры головного мозга, когда человек максимально настроен воспринимать различные объекты. Ранее в тексте упоминалось, что существует произвольное и непроизвольное запоминание. Одно из них может протекать без осмысления данного процесса, другое же совсем наоборот.
Произвольное запоминание может протекать двумя различными способами:
-
смысловым (логическим); -
механическим фиксированием.
Первым способом достигаются лучшие результаты.
-
Сохранение. Когда в коре головного мозга начинаются изменения в нервных сплетениях, образуются временные условно-рефлекторные связи, которые не исчезают, а фиксируются, даже несмотря на то, что возбудитель, вызвавший их, пропал. Именно по этой причине человек наполняет сознание все большим и большим количеством новой информации. -
Воспроизведение. Данный процесс помогает человеку вспомнить и найти в памяти нужный и ранее изученный материал. Воспроизведение происходит в три фазы:
-
Узнавание. Когда организм подвергается какому-либо воздействию возбудителя, он сразу начинает вспоминать и сопоставлять источник, который действует на тело в данный момент времени, и источник, который мог действовать когда-то в прошлом. -
Припоминание. Этот процесс можно отнести к самой активной форме воспроизведения. Именно на данном этапе мозг отображает человеку те возбудители, которые действовали на организм в прошлом, даже если в данный момент времени никакой из источников воздействия не функционирует. – наиболее активная форма воспроизведения. -
Репродукция или же реминисценция. Данный процесс может восприниматься организмом, как самый трудный. Именно на этом этапе в подсознании человека окончательно воспроизводиться нужный образ. После обновления информации, материал, который раньше воспроизводился плохо, теперь будет вспоминаться без особых усилий.
-
Забывание. Данный процесс является полной противоположностью процесса сохранения. Информация считается забытой только в том случае, когда воспроизведенный материал существенно отличается от того, который изучается в данный момент. Многие люди считают, что забывание – плохой и даже ненужный процесс, но это не так. Благодаря такой функции, организм не допускает перегрузку в памяти. Чаще всего забывается только та информация, которая не использовалась на протяжении длительного периода. Если рассматривать забывание с плохой точки зрения, то можно сказать, что оно вредит в случае, когда забывается сразу большой блок нужной информации. Это может мешать продуктивной работе [25].
Рассматривая подобный познавательный процесс как, память, было установлено, что память владеет обязательными характеристиками, собственными функциями и законами. Ниже рассмотрим, как происходит развитие памяти.
В общем, начальным проявлением памяти нужно считать условные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни малыша. Когда малыш уже может распознавать предметы, начинается детальное проявление памяти. Такой процесс начинает формироваться, когда малыш достигает первого полугодия своей жизни. Сначала ребенку подвластны определенные объекты, ребенок начинает узнавать маму, папу и других людей, которые окружают его каждый день, узнает игрушки, которые видит и в которые играет малыш каждый день.
В случае, когда временной интервал достигает больше, чем пара дней, ребенок уже не в состоянии узнать ни ранее играющих с ним людей, ни предметы, с которыми он взаимодействовал. Такой этап называют скрытым этапом. С ростом ребенка и увеличивается скрытый этап, и соответственно, растет круг объектов, которые в состоянии узнать малыш.
В первую очередь, организм ребенка способен только на узнавание, а вот процесс воспроизведения характерен ближе к двухлетнему возрасту. Именно продолжительностью короткого скрытого периода и обуславливается тот факт, что самые первые воспоминания, которые может воспроизвести человек, начинается примерно в четырехлетнем возрасте.
Психологи утверждают, что в дошкольной возрасте память носит только непроизвольных характер, ведь особой причины и задачи что-то выучить перед ребенком не стоит. Развитие иной, произвольной памяти происходит за счет изучения новых игр. Ведь дети в таком возрасте готовы изучать только то, что у них вызывает интерес. В дошкольном возрасте начинает формироваться еще один не менее важный процесс – это процесс осознанного запоминания и воспроизведения интересующей его информации. Но стоит заметить, что малыш при запоминании использует только воспринимаемые связи между объектами, так как логическое мышление у него еще мало развито.
И только в школьные годы память ребенка начинает полноценно развиваться. Такое явление связано с тем, что у ребенка начинается процесс обучения. Первой формируется произвольная паять, она отвечает за процесс усвоения новой информации. Если сравнивать период дошкольного формирования с подростковым взрослением, то убедительным фактом является то, что в дошкольный период малыш изучал только интересующие его «задачки», а школьник обязан изучать всю информацию, предоставляемую школьной программой. За счет изучения большого объема информации, для организма создаются умственные тренировки, благодаря которым запоминание и воспроизведение приобретают произвольный характер. Именно это и позволяет запоминать и воспроизводить с каждым годом все больше и больше изученной информации.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что память – не саморазвивающийся процесс. Для достижения нужных результатов требуются годы специальной подготовки. В зависимости от деятельности человека, его интеллектуальной или практической работы, воспитываются определенные свойства памяти. Индивидуальное развитие различных процессов в памяти близко переплетается со специальными механизмами. Они, в свою очередь, способствуют защите мозга от ненужной информации. Уровень активности таких механизмов у всех людей различен. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, то есть обучение во сне [26,27].
5 Практические методы исследований влияния шума на функциональное состояние организма человека
В теоретической части выпускной квалификационной работы были подробно расписаны такие понятия, как шумовое загрязнение, дыхание, внимание и память. Выяснено, что дыхание – неотъемлемый признак жизни, без которого погибло бы все живое. А также узнали, что память и внимание являются важными частями трудовой деятельности человека.
В этой главе будут представлены экспериментальные данные, направленные на выяснение истинного воздействия шума на организм человека. А точнее, на частоту дыхательный движений, на частоту сердечных сокращений, на внимание и память и на непосредственное влияние эмоционального самочувствия.
5.1 Описание выборки
Для выяснения влияния шумового загрязнения на функциональное состояние организма человека была исследована группа людей, которая включает в себя мужчин и женщин в количестве семи человек (трое – мужчины и четверо – женщины). Возраст в группе колеблется от 17 лет до 70. Такой разброс возрастов был необходим для точного определения воздействия шума на людей.
Исследование проводилось в выходные и праздничные дни на улице Красной в городе Краснодар. Воздействие на ЦНС осуществлялось через слуховую сенсорную систему в течение 60 минут.
5.2 Описание методов
Методологическую основу исследования формирует широкий спектр различных методов. Выполнение выпускной квалификационной работы предполагает использование следующих методов:
-
Измерение частоты дыхательных движений испытуемых;
Определение частоты дыхательных движений проводят незаметно для больного. Положение больного – лежа или сидя, при этом берут его за руку как для исследования пульса, но наблюдают за экскурсией грудной клетки и считают дыхательное движения в течении одной минуты при помощи секундомера.
-
Измерение частоты сердечных сокращений;
Для измерения частоты сердечных сокращений необходим секундомер. Артериальный пульс удобно прощупать на запястье руки, у основания большого пальца. Нужно прижать пальцы на запястье так, чтобы нащупать биение пульсовой волны на лучевой артерии. Далее подсчитать частоту пульса за одну минуту.