Файл: кубанский государственный университет (фгбоу во КубГУ) Факультет физикотехнический Кафедра физики и информационных систем.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Оценки самочувствия, активности и настроения;
Группе предлагался стандартный опросник «САН» (приложение А).
Данный опросник представляет собой таблицу, в которой расположены тридцать различных признаков. Каждому члену группы нужно было соотнести свое эмоциональное и физическое состояние с предложенными признаками и оценить, по данной в опроснике, шкале. Этот бланковый тест используется для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения членов экспериментальной группы.
-
Оценка концентрации внимания;
Методика «Корректурной пробы», буквенный вариант. Испытуемым выдавался бланк (приложение Б), содержащий 33 рядов по 32 букв в каждом, где предлагалось вычеркнуть все встреченные буквы «К» за три минуты. От испытуемых требовалось повышенный уровень концентрации внимания.
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = , | (2) |
где N – общее количество букв, просмотренных испытуемым (105);
N1 – общее количество правильно зачеркнутых букв;
N2 – количество пропусков;
N3 – количество допущенных ошибок.
-
Изучение объема кратковременной памяти.
Исследуемой группе нужно было прослушать определенный напор слов, состоящий из 20 различных, не схожих между собой слов (приложение В) и попытаться их воспроизвести после прослушивания. Слова, которые запомнились испытуемым, записывались на бумаге. Объем кратковременной памяти испытуемых рассчитывается по следующей формуле:
КП = 100 , | (3) |
где КП – объем кратковременной памяти в %;
С – количество воспроизведенных слов;
N – общее количество слов.
5.3 Ход эксперимента
Исследование проводились в следующем порядке:
-
Группа испытуемых должна была измерить частоту дыхательных движений и частоту сердечных сокращений и выполнить задания по трем подобранным методикам. -
Методики с измерениями проводились в два этапа:
-
без шумового загрязнения; -
с наличием шумового загрязнения.
Первый этап. Определение частоты дыхательных движений и измерение частоты сердечных сокращений провели до шумового воздействия в спокойной обстановке.
Первым, испытуемым предлагался стандартный опросник «САН».
Вторым заданием, как в первом, так и во-втором этапе, была методика «Корректурной пробы», буквенный вариант. По результатам методики, приведенной в таблице 4, подсчитывался такой показатель, как концентрация внимания (формула 4).
Последним заданием в первом этапе, и первым заданием во втором этапе был метод по изучению объема кратковременной памяти. По результатам этой методики был подсчитан объем кратковременной памяти испытуемых (таблица 3) по формуле 3.
Второй этап. На данном этапе прослушивались шумовые помехи: громкая музыка, разговоры прохожих, транспортный шум. Интенсивность шумового загрязнения от 90 дБ до 105 дБ.
После шумового воздействия, по показателям ЧСС, изменения носили индивидуальный характер без выявления определенных закономерностей.
Таблица 1 – Результаты измерений частоты сердечных сокращений
Испытуемый__ЧСС,_уд/мин.__Норма_ЧСС,_уд/мин.'>Испытуемый | ЧСС, уд/мин. | Норма ЧСС, уд/мин. | |
Первый этап | Второй этап | | |
1 | 65 | 72 | |
2 | 77 | 87 | |
3 | 71 | 74 | |
4 | 68 | 74 | 60 – 80 |
5 | 75 | 84 | |
6 | 70 | 71 | |
7 | 69 | 76 | |
Аналогичные изменения наблюдались и при анализе дыхания.
Таблица 2 – Результаты измерений частоты дыхания
Испытуемый | ЧДД, цикл/мин. | Норма ЧДД, цикл/мин. | |
Первый этап | Второй этап | | |
1 | 17 | 23 | |
2 | 15 | 20 | |
3 | 16 | 26 | |
4 | 16 | 23 | 15 – 20 |
5 | 12 | 21 | |
6 | 18 | 28 | |
7 | 15 | 23 | |
Очередность проведения тестовых методик изменилась.
Первое задание – методика изучения объема кратковременной памяти (набор слов изменен).
Таблица 3 – Результаты измерения объема кратковременной памяти
Испытуемый | Слова, воспроизведенные верно | Слова, воспроизведенные с ошибкой | Объем кратковременной памяти, % | |||
Первый этап | Второй этап | Первый этап | Второй этап | Первый этап | Второй этап | |
1 | 14 | 8 | 6 | 12 | 70 | 40 |
2 | 15 | 7 | 5 | 13 | 75 | 35 |
3 | 17 | 10 | 3 | 10 | 85 | 50 |
4 | 14 | 9 | 6 | 11 | 70 | 45 |
5 | 16 | 11 | 4 | 9 | 80 | 55 |
6 | 15 | 9 | 5 | 11 | 75 | 45 |
7 | 14 | 7 | 6 | 13 | 70 | 35 |
Вторым проводился буквенный вариант «Корректурной пробы» (бланк не менялся).
Таблица 4 – Результаты измерения концентрации внимания
Испытуемый | Число букв, просмотренных испытуемым, N1 | Количество пропусков, N2 | Количество допущенных ошибок, N3 | Концентрация внимания, К, % | |||||
1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | ||
1 | 105 | 104 | 0 | 4 | 4 | 7 | 96 | 88 | |
2 | 103 | 105 | 2 | 5 | 3 | 5 | 93 | 90 | |
3 | 105 | 105 | 0 | 4 | 3 | 6 | 97 | 90 | |
4 | 100 | 101 | 3 | 7 | 5 | 9 | 87 | 80 | |
5 | 105 | 103 | 3 | 6 | 2 | 8 | 95 | 84 | |
6 | 101 | 104 | 1 | 4 | 4 | 6 | 91 | 89 | |
7 | 105 | 105 | 2 | 6 | 7 | 11 | 92 | 83 |
После прохождения всех методик и всех измерений, группе испытуемых вновь предлагалось оценить свое состояние после воздействия шумового загрязнения, т.е. использовалась методика «САН».
Рисунок 5 – Результаты опроса первого и второго этапов
Проведенное исследование показало, что данная группа была подвержена значительным изменениям физиологических параметров, хотя под шумовым воздействием была взята обычная, окружающая любого человека, современная шумовая среда. Но даже при воздействии звука небольшой интенсивности, заметны изменения в организме человека.