ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание и тематика курсовых работ (проектов)
Руководство курсовой работой (проектом)
Оформление структурных частей курсовой работы.
Примеры описания списка использованных источников и литературы
Оформление списка сокращений и условных обозначений
Примерный объем структурных элементов курсовой работы
Формы и порядок аттестации по курсовым работам (проектам)
Критерии оценки курсовой работы
также определиться с выбором предприятия.
Рекомендуется на первом этапе совместно с научным руководителем составить структурный план будущей курсовой работы. План курсовой работы является кратким описанием логической структуры ее содержательной части или последовательность изложения исследуемого материала. Качественно составленный предварительный план курсового проекта определяет дальнейший график конкретных работ по его написанию.
В процессе написания курсовой работы предварительный план, как правило, меняется и конкретизируется, а на заключительном этапе он трансформируется в часть оглавления курсовой работы.
При поиске литературы по выбранной теме студенту следует в первую очередь обратиться к списку обязательной и дополнительной литературы, указанной в программе (программах) дисциплин, в рамках которой (или на стыке которых) пишется курсовая работа. Как правило, это учебники и монографии, которые существенно помогут исследователю в написании теоретической главы курсовой работы. После этого необходимо заняться поиском статей и существующих актуальных исследований по данной и сопряженным темам. Помимо того, что эти публикации могут дополнить материал современными взглядами на исследуемый объект, в них содержатся ссылки на другие источники или даже приводится список базовой литературы по рассматриваемой теме, которые могут оказаться полезными.
Работая с публикациями, необходимо обращать внимание на год издания статьи. Ссылаться следует на современные и актуальные исследования по выбранной теме, а использовать для анализа -
самые последние фактические и статистические данные. Все используемые в работе источники должны отвечать требованиям актуальности, достоверности, обоснованности и применимости к выбранной теме. Поскольку научные публикации (статьи, монографии и исследования) являются более свежим и актуальным источником материалов для курсовой работы по сравнению с учебниками, то и доля их применения при подготовке курсовой должна быть больше (как правило, не менее 60% от всего перечня использованной литературы).
Для обоснования актуальности исследования следует привести доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. Обоснование актуальности подразумевает аргументацию насущности, современности и важности выбранной темы. Объем обоснования актуальности составляет, как правило один-два абзаца текста.
Цель курсовой работы должна представлять собой решение конкретной проблемы, связанной с выбранной темой и максимально точно отражать тот результат, который планируется получить в ходе
исследования. Целей может быть несколько, но важно, чтобы все они были достигнуты в работе.
Следует избегать следующих частых ошибок при формулировании цели курсовой работы:
После формулировки цели курсовой работы следует выделить несколько целевых задач исследования. Под
задачами исследования подразумеваются четко определенные этапы работ, реализация которых ведет к выбранной цели. Задачи описывают последовательность конкретных шагов, поэтому перечислять их следует в том порядке, в каком автор их будет раскрывать по мере написания. Вначале должны следовать задачи теоретического характера, а затем – практического. Задачи перечисляются лаконичным списком, без излишней детализации. Сформулированные задачи должны в полной мере соответствовать поставленной цели и служить ее достижению.
При формулировке объекта и предмета исследования следует избегать следующих распространенных ошибок:
Грамотная формулировка объекта исследования отвечает на вопрос: «Что именно будет исследоваться в курсовой работе?» Формулировка предмета исследования отвечает на вопрос: «В каком направлении будет исследоваться выбранный объект?»
Методы научного исследования – это те способы, приемы и инструменты, которые используются автором научной работы для
получения новых знаний. Методы подразделяются на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование, формализация, систематизация и др.) и эмпирические (наблюдение, анкетирование,
опрос, интервьюирование, тестирование, обследование, сравнение, изучение и обобщение управленческого опыта, изучение результатов деятельности и др.). В абзаце, содержащем краткое описание структуры курсовой работы, необходимо в нескольких словах обозначить главную суть содержательной части (теоретической и практической глав в отдельности) и заключения. Следует ограничиться одним – двумя предложениями для описания каждого из разделов курсовой работы.
Обзор литературных источников, приведенный во введении, свидетельствует об уровне проработанности темы. Помимо краткого перечня основных использованных источников обзор должен содержать информацию о том, для решения каких задач эти источники были использованы. Объем обзора источников составляет, как правило, не более двух абзацев текста. Некоторые части введения претерпевают существенные изменения в процессе написания основной части курсовой, а последние два элемента могут быть полностью подготовлены лишь после написания содержательных глав и заключения курсовой работы. Поэтому после того, как курсовая написана необходимо вновь вернуться к редактированию введения. Рекомендуемый объем текста введения
Основная часть курсовой работы представляет собой, как правило, две отдельные главы (теоретическая и практическая, теоретическая и эмпирическая), которые в свою очередь состоят из нескольких параграфов. Темы и названия глав и параграфов формулируются на основании поставленных во введении задач. Каждый раздел
курсовой работы должен иметь небольшое вступление, основную часть и краткое заключение, резюмирующее изложенные сведения и содержащее логический переход к следующему разделу. Все разделы (главы, параграфы, пункты) должны быть взаимосвязаны и выстроены в логической последовательности. Теоретическая часть является результатом работы студента над литературными источниками, отражающими отечественный и зарубежный опыт в выбранной области
исследования. Важно помнить, что теоретическая глава не должна сводиться к реферированию выбранных источников. Работая над теоретической главой, студенту необходимо использовать и отразить навыки:
Работая над структурой содержательных глав курсовой работы, студент должен выстраивать параграфы по принципу «от общего к частному». Так, в первом параграфе теоретической главы выдается вводная информация по выбранной проблематике: общие сведения, ключевые сущностные моменты проблемы, раскрытие основных понятий, место и роль предмета исследования в рамках выделенной области познания, возможен также краткий исторический экскурс к истокам возникновения проблемы и началу ее исследования другими
Рекомендуется на первом этапе совместно с научным руководителем составить структурный план будущей курсовой работы. План курсовой работы является кратким описанием логической структуры ее содержательной части или последовательность изложения исследуемого материала. Качественно составленный предварительный план курсового проекта определяет дальнейший график конкретных работ по его написанию.
В процессе написания курсовой работы предварительный план, как правило, меняется и конкретизируется, а на заключительном этапе он трансформируется в часть оглавления курсовой работы.
При поиске литературы по выбранной теме студенту следует в первую очередь обратиться к списку обязательной и дополнительной литературы, указанной в программе (программах) дисциплин, в рамках которой (или на стыке которых) пишется курсовая работа. Как правило, это учебники и монографии, которые существенно помогут исследователю в написании теоретической главы курсовой работы. После этого необходимо заняться поиском статей и существующих актуальных исследований по данной и сопряженным темам. Помимо того, что эти публикации могут дополнить материал современными взглядами на исследуемый объект, в них содержатся ссылки на другие источники или даже приводится список базовой литературы по рассматриваемой теме, которые могут оказаться полезными.
Работая с публикациями, необходимо обращать внимание на год издания статьи. Ссылаться следует на современные и актуальные исследования по выбранной теме, а использовать для анализа -
самые последние фактические и статистические данные. Все используемые в работе источники должны отвечать требованиям актуальности, достоверности, обоснованности и применимости к выбранной теме. Поскольку научные публикации (статьи, монографии и исследования) являются более свежим и актуальным источником материалов для курсовой работы по сравнению с учебниками, то и доля их применения при подготовке курсовой должна быть больше (как правило, не менее 60% от всего перечня использованной литературы).
Для обоснования актуальности исследования следует привести доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. Обоснование актуальности подразумевает аргументацию насущности, современности и важности выбранной темы. Объем обоснования актуальности составляет, как правило один-два абзаца текста.
Цель курсовой работы должна представлять собой решение конкретной проблемы, связанной с выбранной темой и максимально точно отражать тот результат, который планируется получить в ходе
исследования. Целей может быть несколько, но важно, чтобы все они были достигнуты в работе.
Следует избегать следующих частых ошибок при формулировании цели курсовой работы:
-
формулировка цели повторяет название курсовой; -
неточная, неконкретная формулировка цели; -
цель описывает процесс, а не результат исследования; -
цель носит слишком общий характер; -
подмена цели исследования задачами; -
цель сформулирована таким образом, что ее достижение сложно оценить.
После формулировки цели курсовой работы следует выделить несколько целевых задач исследования. Под
задачами исследования подразумеваются четко определенные этапы работ, реализация которых ведет к выбранной цели. Задачи описывают последовательность конкретных шагов, поэтому перечислять их следует в том порядке, в каком автор их будет раскрывать по мере написания. Вначале должны следовать задачи теоретического характера, а затем – практического. Задачи перечисляются лаконичным списком, без излишней детализации. Сформулированные задачи должны в полной мере соответствовать поставленной цели и служить ее достижению.
При формулировке объекта и предмета исследования следует избегать следующих распространенных ошибок:
-
объект и предмет исследования выходят за рамки выбранной темы; -
предмет исследования звучит шире, чем объект; -
слишком общая формулировка предмета исследования не позволяет определить границы исследования; -
в качестве объекта исследования обозначается конкретная организация /предприятие/частное лицо, на примере которого происходит изучение проблемы, что также неверно.
Грамотная формулировка объекта исследования отвечает на вопрос: «Что именно будет исследоваться в курсовой работе?» Формулировка предмета исследования отвечает на вопрос: «В каком направлении будет исследоваться выбранный объект?»
Методы научного исследования – это те способы, приемы и инструменты, которые используются автором научной работы для
получения новых знаний. Методы подразделяются на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование, формализация, систематизация и др.) и эмпирические (наблюдение, анкетирование,
опрос, интервьюирование, тестирование, обследование, сравнение, изучение и обобщение управленческого опыта, изучение результатов деятельности и др.). В абзаце, содержащем краткое описание структуры курсовой работы, необходимо в нескольких словах обозначить главную суть содержательной части (теоретической и практической глав в отдельности) и заключения. Следует ограничиться одним – двумя предложениями для описания каждого из разделов курсовой работы.
Обзор литературных источников, приведенный во введении, свидетельствует об уровне проработанности темы. Помимо краткого перечня основных использованных источников обзор должен содержать информацию о том, для решения каких задач эти источники были использованы. Объем обзора источников составляет, как правило, не более двух абзацев текста. Некоторые части введения претерпевают существенные изменения в процессе написания основной части курсовой, а последние два элемента могут быть полностью подготовлены лишь после написания содержательных глав и заключения курсовой работы. Поэтому после того, как курсовая написана необходимо вновь вернуться к редактированию введения. Рекомендуемый объем текста введения
-
до трех страниц.
Основная часть курсовой работы представляет собой, как правило, две отдельные главы (теоретическая и практическая, теоретическая и эмпирическая), которые в свою очередь состоят из нескольких параграфов. Темы и названия глав и параграфов формулируются на основании поставленных во введении задач. Каждый раздел
курсовой работы должен иметь небольшое вступление, основную часть и краткое заключение, резюмирующее изложенные сведения и содержащее логический переход к следующему разделу. Все разделы (главы, параграфы, пункты) должны быть взаимосвязаны и выстроены в логической последовательности. Теоретическая часть является результатом работы студента над литературными источниками, отражающими отечественный и зарубежный опыт в выбранной области
исследования. Важно помнить, что теоретическая глава не должна сводиться к реферированию выбранных источников. Работая над теоретической главой, студенту необходимо использовать и отразить навыки:
-
углубленного изучения и обобщения материала выбранных источников; -
систематизации собранного материала; - критического анализа существующих концепций и теорий по выбранной проблематике; -
сопоставления и сравнения подходов различных авторов; -
обоснования собственной точки зрения на проблему; -
визуализации материала графическими изображениями, таблицами и схемами; -
поиска практических примеров, иллюстрирующих работоспособность концепций и моделей.
Работая над структурой содержательных глав курсовой работы, студент должен выстраивать параграфы по принципу «от общего к частному». Так, в первом параграфе теоретической главы выдается вводная информация по выбранной проблематике: общие сведения, ключевые сущностные моменты проблемы, раскрытие основных понятий, место и роль предмета исследования в рамках выделенной области познания, возможен также краткий исторический экскурс к истокам возникновения проблемы и началу ее исследования другими